Нина ИЩЕНКО. ГУМАНИСТЫ ПРОТИВ ВОИНСТВУЮЩЕГО МИЛОСЕРДИЯ. О повести Елены Хаецкой «Летающая Тэкла»
Нина ИЩЕНКО
ГУМАНИСТЫ ПРОТИВ ВОИНСТВУЮЩЕГО МИЛОСЕРДИЯ
О повести Елены Хаецкой «Летающая Тэкла»
Представления о природе человека (философская антропология) определяют, что нужно и не нужно делать в жизни, какие цели стоит ставить и какие методы стоит применять. Христианская антропология учит о целостном человеке, для которого тело и душа одинаково важны. С эпохи Просвещения развивается материалистическая антропология, которая считает человека сложным животным, а счастье зависящим от качественного, здорового и развитого тела. Конфликт этих антропологий достиг особой интенсивности в наши дни, когда носители разных ценностей сталкиваются не только в текстах, но и на поле боя. Противоборство антропологий – центральная тема повести Елены Хаецкой «Летающая Тэкла» (2007).
Это фэнтезийное произведение жанра постапокалипсис. Действие происходит в мире после ядерной катастрофы, в результате которой многие люди мутировали, а телесную форму Адама смогли сохранить только некоторые патрицианские семьи. Сюжет разворачивается в Арденнском лесу, расположенном на окраине Римской империи. В Арденнском лесу проживают разнообразные готские мутантские племена. Путь патриция Альбина Антонина через Арденнский лес, его встреча в лесу с мутанткой Тэклой и столкновение с летальным мутантом Метробиусом составляют сюжет повести.
Конец мифа о прогрессе в Арденнском лесу
Эпиграф к «Летающей Тэкле» – две строчки из солдатской песни, описывающие не только место действия, но и суть происходящего:
Арденнский лес, Арденнский лес,
Ты как большой могильный крест.
Такая песня, посвященная Первой мировой войне, действительно существует, но называется «Аргонский лес» (Герман фон Гордон, 1915 год). Песня очень известная, поэтому изменение названия леса не является случайным.
В Аргонском лесу в ходе Первой мировой войны происходили позиционные бои местного значения между немецкой и французской армиями. Арденнский же лес является местом решающих битв в ходе обеих мировых войн ХХ века. В Первой мировой войне германские войска провели в этом лесу успешную операцию против Франции, а во Второй мировой через Арденны шло наступление союзников на Германию, и бои в Арденнах в 1944-1945 годах стали самым громким поражением Третьего Рейха Германии на Западном фронте. Таким образом, Арденнский лес является символом двух мировых войн, разрушивших миф о прогрессе, который несет всем народам земли европейская цивилизация, основанная на ценностях гуманизма и материализма.
В повести показан мир, в котором нет прогресса, социальная жизнь после апокалипсиса ядерной войны вернулась к старым формам, существовавшим в период поздней Римской империи: рабство, патронат, небольшие церковные общины без центрального управления, племенное устройство окраин. В деревнях обитают мутантские племена, среди которых распространено рабство, вассалитет и клиентура. Мутанты живут по «Мутантской правде». Социальная структура племен определяется физической близостью тела к эталону, телу Адама. Чем ближе к эталону, тем больше прав и выше место мутанта в социальной структуре. Так, мутантка Тэкла является доминой (госпожой) и имеет трех рабов, поскольку она близка к эталонной форме, а одна из немногих её мутантских особенностей – это способность летать.
В то же время в Болонье, откуда идет патриций Альбин Антонин, существуют и культурные феномены эпохи модерна и постмодерна: джазовая музыка, выставки концептуального искусства, регулярная полиция, газеты и телевидение, представительная демократия и референдумы по вопросам о правах мутантов.
Эти регионы бытия не смешиваются. Попав в Арденнский лес, Альбин оказывается в мире, где веками существуют формы жизни, появившиеся до прогресса. Единственным включением прогрессивной технологической цивилизации в пространство леса является генетическая лаборатория летального мутанта Метробиуса, где он ставит свои эксперименты по созданию клонов для переселения сознания в разные тела. Метробиус – летальный мутант, создавший в лесу лабораторию для решения проблемы телесного бессмертия и сохранения сознания. Как говорит сам Метробиус, «голый разум создает индустрию тела». Подручные Метробиуса похищают людей в лесу, а Метробиус использует их генетический материал для создания бессмертного тела, куда бы он мог поместить свое сознание. Попутно решится и проблема бессмертного человечества с заданными телесными параметрами. Опыты оказались успешными только частично. Метробиусу удалось создать клонов Корнелия Суллы, несколько линий идеальных людей, чей срок жизни, однако, ограничен немногими годами. Клоны лишены детства и юности, но обладают совершенным телом. Для решения проблемы долговечности Метробиус и Суллы хотят использовать Альбина, генетический материал которого может стабилизировать клонов. Таким образом, Метробиус реализует актуальные в современном мире идеи трансгуманизма.
Трансгуманизм как самообожествление
Трансгуманизм – философско-религиозное движение, оформившееся в течение ХХ века в США и Западной Европе на основе гуманистических идеалов эпохи Возрождения и рационализма Просвещения. Центральная идея трансгуманизма – использование технологий для улучшения человека, каков он есть сейчас, в его земной жизни. Духовная жизнь человека полностью игнорируется или сводится к нормальному функционированию здорового мозга и здорового тела. Это ограничение человека рамками его тела и стремление к счастью в этих рамках есть самообожествление человека, грех Адама в раю.
Учение развивается такими философами как Ник Бостром, Макс Мор, Рэймонд Курцвейл, Дэвид Пирс и другие. Основными направлениями трансгуманизма являются цифровое бессмертие (создание цифрового аналога сознания и загрузка его в виртуальную среду), киборгизация (улучшение тела человека с использованием технологий и загрузка цифрового аналога сознания в такое тело), генетическая модификация человека для улучшения его тела и достижения счастья, а также другие идеи того же типа. Трансгуманизм не ставит проблему улучшения человека в аспекте смысла, улучшение рассматривается как улучшение тела человека и вследствие этого – более полный доступ людей к счастью. Для достижения этих целей используется райская инженерия.
Райская инженерия: дизайнерские наркотики и токовая стимуляция центров удовольствия
Юлия Хвастунова исследует трансгуманистическое представление о счастье в статье «Гедонистический императив и райская инженерия Дэвида Пирса как нравственно-религиозная основа современного трансгуманизма». Дэвид Пирс – один из основателей трансгуманистического общества «Мировая трансгуманистическая ассоциация» (WTA/ВТА), которая с 1998 года трансформировалась в НКО «Humanity Plus (Humanity+)». Также Пирс основал в 2007 году Аболиционистское общество (Abolitionist Society), ставящее целью искоренение страданий с помощью генетических, биологических, фармакологических, нейрохирургических и информационных улучшений человека. Такое телесное улучшение должно предоставить человеку информационно-сигнальные градиенты здоровья и счастья. Достижение этой цели трансгуманисты называют райской инженерией (paradise engineering).
Райская инженерия предлагает для достижения счастья следующие методы: снижение заданного уровня счастья (помещение человека в неблагоприятные условия, чтобы по их удалении он испытывал удовольствие), усовершенствованные дизайнерские наркотики (наркотики будущего, не оказывающие разрушающего действия на организм), токовую стимуляции центров удовольствия в мозгу и генную инженерию. Так человек полностью сводится к своему телу, и одновременно тело признается негодным, изначально испорченным, требующим улучшения и переделки. Материализм трансгуманизма парадоксально совпадает с философией Платона.
Христианская телесность против бессмертия души в философии Платона
В философии Платона идеи бессмертия души, тела как темницы души, переселения душ анализируются в диалогах «Федон» и «Государство». Для Платона и последующей античной философии тело резко отлично от души, не представляет никакой ценности и меняется в разных воплощениях. Эти идеи Платона неоднократно подвергались критике в христианстве.
В христианской антропологии тело достойно соединения с Богом, что подтверждает воплощение Христа. Православие признает тело человека достойным обожения, преображения. Также в православии смерть рассматривается как явление, не заложенное в природу человека при творении, то есть чуждое человеку, приходящее извне. Поскольку смерть есть разлучение души с телом, такое разлучение в православной антропологии неестественно. Душа и тело человека изначально предназначены для совместного существования в вечности. В Царство Небесное человек войдет целиком.
Итак, тело человека само по себе не греховно, однако в силу грехопадения является орудием греха. Лишившись духовного руководства, тело обуревается страстями, и освобождение от греха включает восстановление духовной иерархии: тело должно управляться душой, а душа – Богом. Только гармоничное сочетание духовного делания и телесных подвигов позволяет восстановить утраченную иерархию и утраченную целостность человека.
Трансгуманистическая философия явным образом склоняется к античной платоновской концепции бессмертия души («сознания») без тела. Основой трансгуманизма является представление о несовершенстве тела, ущербном, не достроенном, больном и страдающем теле со знаком «минус». Человеческое тело не достойно бессмертия, оно является материалом, его можно менять, переделывать, улучшать, заменять цифровыми или генными аналогами. Христианскую концепцию бессмертия всего человека трансгуманизм отвергает. Христиане и трансгуманисты вступают в конфликт и в повести «Летающая Тэкла».
Орден воинствующего милосердия против индустрии тела
Столкновение с трансгуманистом Метробиусом захватывает не только племена, но и церковные общины Арденнского леса. В разных городках и деревнях леса существуют Объединенная Мутантская Церковь и Кафолическая Церковь Готфского Обряда. Хотя христианский универсализм заложен в названии каждой церкви, из текста понятно, что реального объединения разных общин ни одна из них не смогла добиться. Конфликт между церквями выражается в неодобрительном отношении отца Юнгерикса к Объединенной Мутантской Церкви, которую знает Тэкла. Однако дальше словесного неодобрения дело не зашло, и отец Юнгерикс помог Тэкле, обратившейся за помощью после похищения Альбина бандой Метробиуса.
Отец Юнгерикс приводит Тэклу к братьям и сестрам из Ордена воинствующего милосердия летальных мутантов во имя прокаженных королей. Орден создан Кафолической Церковью Готфского Обряда для того, чтобы дать возможность летальным мутантам совершать добрые дела, заменяющие им детей. Летальные мутанты из Ордена помогают Тэкле освободить Альбина из рук Метробиуса.
В столкновении с Метробиусом и Суллами Альбин встречается с иной, не христианской, системой ценностей, с людьми, для которых важнее всего жизнь в этом мире, её сохранение и улучшение. Генетические опыты над людьми в их системе ценностей оправданы, поскольку результатом будут стабильные формы жизни, которые позволят им жить вечно. Отсутствие детства (клоны создаются взрослыми), оторванность от других людей, исключение из социума для клонов и Метробиуса представляются небольшой ценой за вечную стабильную жизнь, однако для Альбина эти ценности составляют суть жизни, и сохранять форму, отказавшись от содержания, он считает преступлением против человека. Телесное бессмертие без духовного опыта общения с людьми и Богом для Альбина неприемлемо, и он отказывается сотрудничать с Метробиусом.
Летальные мутанты из Ордена воинствующего милосердия имеют такое же несовершенное тело, как и Метробиус, но они восстанавливают духовную иерархию: принадлежат Церкви, выполняют орденские обеты, стремятся помочь, а не получить наслаждение для себя. Поэтому им удается то, что не удалось Метробиусу: спасение не как бессмысленное бессмертие тела без души или души без тела, а преображение тела и души. Созданные Метробиусом клоны Суллы имеют идеальное тело, но полностью исключены из духовной иерархии: они не принадлежат церкви, не управляют телом, подавляя свои страсти, идут на преступление ради собственного бессмертия, то есть эталонное тело не уберегает их от греха. Создание собственного сообщества для них также оказывается невозможным: всю свою короткую жизнь они проводят в страхе, ссорах и интригах. Для них нет ничего важнее жизни, что и разрушает всякую социальность.
Братья из Ордена воинствующего милосердия, победившие в решающей битве с Метробиусом, представляют собой живую альтернативу тому бездуховному бессмертию, которое Метробиус мечтает осуществить. Их столкновение с Метробиусом символизирует конфликт двух принципов духовной организации человека: вечное совершенное тело без души или короткая жизнь в смертном теле, одухотворенном любовью к людям. Альбин переживает этот конфликт внутренне, и выходит из него обновленным и повзрослевшим. На развалинах генетической лаборатории Метробиуса Альбин делает предложение Тэкле, поскольку видит в ней ту духовную силу, которая важнее телесного совершенства, и осознает свою любовь к девушке как восстановление, а не нарушение божественного закона человеческой жизни.
Итак, идейным ядром повести Хаецкой является конфликт двух антропологий – трансгуманистической и христианской. Христианская антропология требует создания иерархии духа и тела, признавая тело достойным вечности, в то время как трансгуманизм, провозгласивший тело наивысшей ценностью и единственным способом достичь счастья, признает его несовершенным материалом, объектом для переделки. Герои «Летающей Тэклы» отказываются от генной трансформации тела ради преображения духа, сохраняя тем самым ценности, ради которых стоит жить: человеческое общение, верность и любовь.