Анатолий АВРУТИН. Я ПРОСТО ВЫБЕГАЛ ЗА КИПЯТКОМ… Поэзия
Анатолий АВРУТИН
Я ПРОСТО ВЫБЕГАЛ ЗА КИПЯТКОМ…
* * *
Снилось мне, что Рубцов предлагает сдружиться домами,
Потому что друзья согревают, от горя храня:
«Был бы ты в тот момент…
и, как друг, просто встал между нами…
Может, я бы остыл… И она б не убила меня…».
Он, конечно же, прав… Но как быть? Между нами эпоха.
Я бы встал между ними, но время, увы, развело.
Я б дыханье вдохнул в друга после последнего вздоха,
Я бы солнца плеснул, чтоб в зрачки воротилось светло.
Я бы женщине той, что ещё улыбается мило
С той журнальной страницы, где ценится новая ложь,
Хмуро глянув, сказал: «Вы немного остыньте, Людмила,
Научитесь прощать… Он же гений! А вас не поймёшь…».
Может, вправду тогда, чуть остынув, она б отступила?
Может, вправду и он в ситуации той протрезвел.
И вернулась к нему та волшебная силушка-сила,
За которую прежде поэтов вели на расстрел...
Что эпохе пенять? Нынче гениев нет и в помине.
И домами поэты не очень-то любят дружить.
Просто мрак за окном…
Просто чайник всё стынет и стынет…
Просто тоньше и тоньше сознания бледная нить…
* * *
Сплелось, перепуталось – кто разберёт,
Что это за таинство – русский народ?
Откуда берёт он вселенскую ширь?
Здесь русский – татарин, и русский – башкир.
А горец, жену оставляя и мать,
В бою будет русским себя называть.
И Родина вся у них – Вечная Русь,
И мать их напутствует: «Только не трусь!».
Напутствует воина старый отец:
«Нет в мире отважнее русских сердец!
Отважнее – нет, и доверчивей – нет,
И в этом секрет наших славных побед!».
…Где нынче хазары и те племена,
Что русскую землю терзали сполна?
Где половцы, где тот воинственный сброд,
Что вечно с мечами стоял у ворот?
Но, острым держа свой калёный булат,
Всегда был на битву готов Коловрат.
И, символом старых и новых побед,
Готов был схватиться с врагом Пересвет.
И пусть враждовали друг с другом порой
Князья… Брат на брата – вышагивал строй,
И русский же город порою горел
От русских шальных огнедышащих стрел.
И пусть кто-то верил, что здесь навсегда
Чужая орда, Золотая Орда…
Но вновь находился средь массы людской
То Дмитрий Пожарский, то Дмитрий Донской.
А всех лже-Димитриев выгнали прочь,
И пушки палили в победную ночь.
И Стенька – разбит и коварно пленён,
Не взял бы подмоги от вражьих племён.
Башку перед казнью склонив на плечо,
Не взял бы подмоги у них Пугачёв.
На плаху взошёл, после всех неудач,
И русским мечом мрачный русский палач
Отсёк ему русскую эту башку –
Случалось такое на русском веку.
Осмыслив, что русских нельзя покорить,
Примчались французы, чтоб русским «служить»,
Потом, ухмыляясь, пришла немчура…
Для вида по-русски кричали: «Ура!»
И, наполучав православных имён,
Всходили на русский заманчивый трон.
А дальше – известно… И брызгала вновь
За Русь непокорную русская кровь.
И колокол бил там, где, выстроясь в ряд,
Шли с русскими рядом башкир и бурят,
Вставали, обиды забыв поскорей,
Сапожник-еврей и художник-еврей.
Хоть вслед им грозили, срываясь на крик,
Кабатчик-еврей и еврей-ростовщик…
Ведь Родина общая – Вечная Русь.
И мать им велела: «Ты только не трусь!».
Напутствовал воина старый отец:
«Нет в мире отважнее русских сердец!».
И как не послушать героя-отца?
Вот так и живем… И вот так – без конца!
* * *
На златом крыльце сидели…
Детская считалка
На златом крыльце сидели,
Момент не очень оценив,
Царевич в воинской шинели –
Так ослепительно красив;
Сапожник, что рукою ловкой
Мог подогнать любой каблук;
Портной… У каждого винтовка.
И под сердечный перестук
Они вдыхали с яблонь запах,
Подобный терпкому вину.
А завтра им – кому на запад,
Кому – в другую сторону…
А из окна – того, что слева,
Сомнений чувственных полна,
На них глядела королева,
Что ни в кого не влюблена.
Их провожал дорожный камень
И сад, что нехотя отцвёл…
На той войне царевич канул,
Домой сапожник не пришёл.
Портной убит шальным снарядом –
Нет похоронки на него.
А королева? С нею рядом
Враз не осталось никого…
Под вечер, глядя вдаль устало,
Уже у жизни на краю,
Оно порою повторяла
Считалку детскую свою:
«На златом крыльце сидели…».
И бормотал поникший сад
Про три пробитые шинели,
В которых не пришли назад.
И свет не гас в оконце слева,
Где ночью мучилась без сна,
Без подданных – не королева,
И не вдова… и не жена…
ГОЛОС КРОВИ
Ты этот век каким ни назови,
Не станет он иных веков суровей.
Он тоже весь испачканный в крови
Настолько, что своей не чую крови.
Пусть говорят, что есть у крови зов,
Я кровью захлебнусь, не слыша зова.
И чувствую – моя живая кровь
Быть выше чьей-то крови не готова.
А потому печален мой удел –
Кровавая струя кровянит камни.
Ничьей чужой я крови не хотел,
Да и своя давно не дорога мне…
По-слу-шай-те!.. В багрянце всё кругом!
Но жаждется иным кровавой славы.
Не сплюнуть, не сглотнуть кровавый ком,
И мир вокруг – безумный мир кровавый!
И пусть твердят, что есть у крови цвет, –
Кто не согласен, те не обессудьте! –
Я знаю – это ложь, у крови нет
Ни правоты, ни истины, ни сути!
Есть только право сильного – опять,
Чужую кровь в свои вливая вены,
Кровь восславлять… И вновь не замечать
В своей крови вселенской перемены.
* * *
Всё решено на небеси.
Столетья кратки, как мгновенья…
И вся история Руси –
Одно великое сраженье.
И пусть опять за веком век
Летит, всей сущности не зная,
Для поднебесья человек –
Всего лишь дырочка сквозная.
Подобна дырке от гвоздя,
Оставшейся в стене Вселенной,
Что не заметил, уходя,
Во тьме предшественник надменный.
Через неё сочится кровь –
Тысячелетьями сочится.
И в Древнем Риме воет вновь
Врага вскормившая волчица.
Хоть Древний Рим давно не Рим,
И мы давно уже не скифы –
Под бравый возглас «Повторим!»
Нам сладко вслушиваться в мифы.
А сущность в чём – поди, спроси…
Живём, гадая – или-или?
Всё решено на небеси,
Мы лишь решенья не спросили…
И гнёт к земле липучий страх
В минуту горькую иную –
Что будет, коль на небесах
Замажут дырочку сквозную?
ПЫЛЬ
Серая пыль над дорогой пустой,
Серые птицы в причудливом гаме.
Это судьба… Не дано нам иной –
Пыль бесконечная под сапогами.
Ветер… От пыли не видно ни зги,
С пылью смешался и запах ковылий.
Серою пылью полны сапоги,
Ноздри полны одуряющей пыли.
Те, кто по пыли шагать рождены,
Молча бредут от бессилья к бессилью…
Серою пылью их души полны,
Очи забиты слепящею пылью.
Серой пылищи причудлива вязь…
След наступает на след осторожный…
Пылью и сами в пути становясь,
Люди по пыли шагают дорожной.
Так, от попутчиков неотличим,
Одолевает и вёрсты, и мили
Пыли клубок… И клубятся над ним
Пар от дыханья да облачко пыли…
Я РУССКИЙ
1.
Я горжусь, что я русский…
Из газетного интервью
Мне стыдно, что я русский.
Из другого интервью той же газете
Допоздна всё читаю под лампочкой тусклой,
Всё грущу от прочитанной галиматьи.
От «горжусь, что я русский»,
до «стыжусь, что я русский»
Только жирная лужа рекламной статьи.
Что ж, родительской кровью так просто гордиться –
Ни заслуги твоей, ни какой-то вины
В том, что выпало здесь тебе русским родиться,
А не в знойных просторах чужой стороны.
В том, что голубоглаз… И что любят девчата
Эту стать и шальные порывы твои.
Лишь Всевышний да тётка-судьба виноваты,
Что поют под окошком твоим соловьи.
Что прищур твоих глаз озорной и не узкий,
И не тёмен ты кожей… И духом горяч.
Что язык твой родной – не малайский, а русский…
Лучше ты над Отчизной своею поплачь.
Что предали её, а потом и продали,
И что всё началось не вчера, не сейчас…
Среди тех, кто накликал все эти печали,
Большинство – с той же русской упрямостью глаз.
А сегодня летят в тебя взгляды косые,
И навис над тобой мировой исполин…
Но когда у тебя за спиною Россия,
То ты – русский… А кровь оставляй для былин.
Кровь оставь для легенд и народных преданий,
Если в русскость порывы всех наций слиты.
Кто стыдится – не русский, будь он из Рязани,
Из Калуги, Воронежа иль Воркуты.
2.
В нерусских больше русскости порой,
Чем в русских – тех, что русскостью кичатся.
Они за Русь идут на смертный бой,
И только одного в бою боятся –
Что скажут: «Ты – не русский, ты – чужак,
Не может быть, чтоб ты – за Русь душою…».
Отвага никнет… Торжествует враг…
Обида покрывает души ржою…
И, может быть, ушёл бы батальон,
С позиций унося своё геройство,
Но помнит воин – если русский он,
У русскости есть подлинное свойство –
Рвануть рубаху и вперёд, на меч,
Ведь в памяти строка, как жилка, бьётся,
Что «если и придётся в землю лечь,
Так это ж только раз…». Увы, придётся…
А тот, в чьей власти выдать ордена,
Отложит папку, где лежат приказы:
«Погиб почти по-русски, сатана…
Трёх русских спас, пройдоха узкоглазый…».
БУРЛАКИ
Всё бурлаки идут бечевой…
Н.Некрасов
И фонарщиков нынче не стало,
И старьёвщика ты не найдёшь…
И таксист, от поездок усталый,
На извозчика мало похож.
Но в толпе безразличных и всяких,
Пожелавших лишь славы и благ,
Всё идут бечевою бурлаки,
И на прочих не смотрят никак.
Всё идут себе… Тянут-потянут…
Полмгновения передохнут,
Чью-то матушку тихо помянут…
Не нужны ни охрана, ни кнут…
Добровольно… Сквозь мель, буераки,
Лишь душевным порывам верны,
Тянут каждое дело бурлаки,
Старых волжских бурлаков сыны.
Им страна отвечает усмешкой –
Мол, иные пошли времена.
А они только: «Взяли… Не мешкай…».
И плевать, что смеётся страна.
За Отчизну готовые к драке
От рожденья до смертных минут,
Всё идут бечевою бурлаки,
Всё Державу свою волокут…
ПЕТРАРКА И ЛАУРА
Было лето… В июле в Италии жарко,
Бог прозрачного неба не хмурил.
И сонеты писал восхищённый Петрарка
О своей недоступной Лауре.
А она, отчего-то грустя между делом,
Не мечтала стать музой поэта.
И лицом хороша, и заманчива телом,
Хорошела в то знойное лето.
Но заботы иные её одолели,
Далека от сонетов Лаура.
Верный пёс околел… Долго дети болели.
Да и муж всё поглядывал хмуро.
Что ей нищий поэт?.. Полоумный – и точка.
Не уйти же к нему в самом деле.
Но порою стиха долетевшая строчка
Обжигала… И будто летели
Всё одна за другою греховные мысли,
Все уклады в душе разрушая.
В хитроумных сонетах не очень-то смысля,
Всё ждала, всё гляделась, нагая,
В позолоту зеркал пред молитвой вечерней,
Молодой красотой наливаясь.
Зеркала ей клялись, что Венеры венерней
Наготы острогрудая завязь.
А Петрарка строчил про душевные бури –
Этот первый поэт из поэтов.
И не ведал того, что, женясь на Лауре,
Не писал бы бессмертных сонетов.
СТАРОЕ ПИАНИНО
«Толик хочет играть… Пианино купили…» –
Поголоска такая пошла по родне.
Помню, чёрную крышку впервые открыли,
И отец одним пальцем сыграл о войне.
А потом к нам учитель пришёл, растеряха –
Он то ноты терял, то большие очки.
Помню, как я заплакал над фугою Баха,
Что врывалась и в душу, и в кровь, и в зрачки…
Быстро понял – мне быть музыкантом не надо,
Не по мне это – гаммы часами играть.
Пару пьес разучил, а еще «Серенаду» –
Шуберт в дом поселился… И плакала мать.
Я давно позабыл тайны этой науки,
Сыновьям подарил пианино… И вот.
Сын мне «Мурку» играл… А потом уже внуки
Всё лупили по клавишам… Просто… Без нот…
Пианино молчит – в доме нету талантов,
Лишь порою заходит на торт и чаёк
Кто-то из даровитых друзей-музыкантов,
И тогда оживает оно на часок.
В доме Моцарт звучит… Я ж гляжу виновато,
И мне всё же сегодня дороже вдвойне
Тот нехитрый мотив, что отец мой когда-то
Одним пальцем неловко играл о войне.
СОСЕДИ
Нынче вспоминается всё чаще
Трёхэтажный наш кирпичный дом,
Шурка Бобух в курточке кричащей,
Дядя Гриша пьяненький при нём.
Эрик Асмоловский с голубятней,
Дядя Лёня с вечным домино…
Мне сегодня сделалось понятней
То, что душу полнило давно.
Помнится – весь дом за дядей Лёней
Прибегал… Тот мрачно брал ключи…
Каждый мнил, что он – не посторонний,
Каждый торопил: «Сильней стучи…
Слышишь – Эрик Галку бьёт нещадно,
Как она, бедняжечка, орёт…»
Дядя Лёня, ключ находит: «Ладно…».
Двери открываются… И вот
Галка в синяках, в ушибах тело,
И «ночнушка» порвана к тому ж…
Но кричит: «А вам какое дело?
Ну, ударил… Он на то и муж…».
И соседи, взгляды опуская,
Проклиная этот свой порыв,
Уходили – баба, мол, дурная! –
Осторожно двери притворив.
Мне поныне видится сквозь годы –
Дядя Лёня в стареньком пальто,
Что твердит растерянно у входа:
«Не зовите больше, если что…».
* * *
Искажённый свет сквозь призмы окон
Искажает свет других окон…
Тишина… Уснувший женский локон
В белизну подушки погружён.
Сон ушёл. И хочется так мало
В час, когда ты мучишься без сна –
Чтобы тишины не искажала
В тишине другая тишина.
Чтобы в немоте равновеликом
Крике, что рождается в груди,
Было всё моим неслышным криком –
Без кричаний вдовьих впереди.
Чтобы что-то светлое взметнулось
К свету, где начало всех начал.
Чтобы утром женщина проснулась
И шепнула: «Как ты тихо спал!..».
* * *
Мы с Родиною ехали сначала
В одном составе… В горле горький ком.
Состав ушёл. С ним Родина умчала –
Я просто выбегал за кипятком.
Я вслед кричал, махал рукой составу,
Орал, что стрелку кто-то перевёл.
Локомотив вдали гудел картаво,
Вплетая в дым трёхцветный ореол.
Я знал, что рельсы в бок поедут скоро,
И что вагоны рухнут под откос,
И только фото бравого майора
Взметнётся выше вспыхнувших берёз.
Мы с ним в купе о многом говорили,
Он водку пил, а я холодный чай.
Он фото показал дочурки Лили,
И медсестру припомнил невзначай…
Попутчики, конечно, сожалели,
Что их сосед от поезда отстал.
Но мчал состав… Соседи пили, ели…
А я им вслед надрывисто орал.
Напрасный крик… Куда теперь – не знаю.
Трёхцветный дым за лесом изнемог.
Но я всё так же кружкою махаю,
На рельсы вылив ржавый кипяток.
* * *
Я сам себя караю слепотой,
И, сам себя карая, прозреваю…
И вижу город в дымке золотой,
Веранду, где завидно выпить чаю.
И выплывают женские черты
Из забытья, из юности далёкой.
И всё гадаю – ты или не ты,
Печаль строфе оставив пятистрокой.
Да, это ты, перчатку уронив,
Проходишь между столиков неспешно.
Твой робкий взор всё так же сиротлив,
А в глубине – всё тот же ад кромешный.
Сквозь толщу лет к тебе не подойти…
Но и вот так – сквозь даль, без приближенья,
Я вижу все кромешные пути,
Где тень твоя оставит отраженья.
И знаю точно, что нас ждёт потом,
Когда ты вновь рассеешься в тумане.
И снова станет домом старый дом,
И всё пройдёт – я это знал заране.
Когда опять наступит слепота,
Когда уйду в себя, себя не зная,
Когда вокруг измученного рта
Вновь проползет морщинка золотая.
* * *
Проснувшись, я рисую на листке
Дорогу к огоньку в холодной келье.
Там всё строчит, от мира вдалеке,
Седой монах, забывший о безделье.
А, впрочем, он и детство позабыл,
И мать с отцом, и светскую науку…
Стоит над ним архангел Азраил
И всё ведёт иссушенную руку.
Выводит он, за годы приустав,
Чеканных букв таинственные строки.
Не вправе в той строке солгать устав * –
Всё станет явным, пусть в иные сроки.
А он не лжец, хоть велено солгать,
Победою представив пораженье:
Посечена в куски родная рать,
Князь не привёл подмоги во спасенье.
Темна строка… Сквозь ржавые века
Дойдёт до нас провидческое слово.
Пока же полночь… Хлеба ни куска,
А утром за письмо садиться снова.
И медленные буквы выводя,
Запечатлеть стареющим уставом
Всю горечь лет, что истово летят
В железный век, гремя запором ржавым.
----------------
*Устав – старинный рукописный церковный шрифт
ТРОИЦА
Нельзя работать… Троица… А он
Всё тарахтит, не ведая печали.
– Егорыч, ты крещён иль не крещён?
– Крещён… Да вот косилку на день дали…
А он ведь прав, безгрешный человек,
Наивно согласившийся – греховен.
Пусть на дворе давно железный век,
Растёт сорняк… Скоси – и грех условен.
Сбегает пот на хмурое чело,
Насквозь промокла с дыркою рубаха…
Лишь отмахнётся: «Солнце напекло…
Дочь залатает… Шустрая деваха…».
Что тут сказать? Деревня – шесть калек,
Пяток старух, козлёнок желторотый,
Да этот вот безгрешный человек,
Что в Троицу опять грешит работой.
23.06.2024
* * *
Плохо вымощен, не знаменит,
Этот город под сердцем болит,
Сквозь года обращаясь в химеру.
Это я ль в магазинчик пустой
Всё спешил сквозь кустарник густой?
Это мне ли кто-то пел под «фанеру»?
Городишко, где был я влюблён,
Где до срока состарился клён
И досрочно состарилось небо…
Тусклый воздух других городов
Я повторно вдыхать не готов –
Мне б туда, чтоб проплакаться немо.
Это здесь остановка моя,
Где стоял я, обиду тая,
А та женщина не приходила…
А когда наконец-то пришла,
Все признанья мои отмела,
Улыбнувшись: «Любовь – это мило…».
Это здесь я потеряно брёл,
Это здесь тот багульник расцвёл,
Что зачем-то мне снится ночами.
Здесь за мной увязался щенок,
Что всё тихо скулил возле ног,
А ворона смеялась над нами.
Как давно это было!.. Уже
Я стою на таком рубеже,
Где с годами так хочется к маме…
Мне архангел твердит Гавриил,
Что он тоже когда-то любил,
А кого – позабылось с годами…
* * *
Рудин, Чацкий, Рахметов, Базаров –
Русской классики облик и глас…
Сколько было словесных пожаров,
Сколько диспутов было о вас!
Утопилась в грозу Катерина,
И Каренина шла к полотну…
Всё в минувшем давно, всё едино,
Всё смешалось в картинку одну.
У истории столько изломов,
Столько ужасов, столько пропаж!
Покатил в экипаже Обломов…
Как хоть выглядел тот экипаж?
Вновь Печорин одёрнул тужурку,
И Онегин бредёт средь молвы.
У Ростовых танцуют мазурку…
Позабыты мазурки, увы…
Всё в минувшем давно, всё далёко,
Век железный отправил на слом
Даже чёрную музыку Блока,
Что курсистки вдыхали в альбом.
Не познавшие литературы,
Без души накуражившись всласть,
Дети века летят с верхотуры,
Не мечтая в романы попасть.
г.Минск
От всей души благодарю всех, кого заинтересовала эта публикация, всех, откликнувшихся на неё. Пока жив интерес к поэзии, жива и литература, являющаяся становым хребтом культуры. А пока жива культура, живо и человечество. Без полноты эмоций и чувств, не изведав испепеляющей душу любовной страсти, не совершая "безумных" поступков, не понимая, что это такое -- готовность отдать всё на свете за одну только возможность прижать к губам уголочек платья любимой женщины, человек постепенно перестаёт быть человеком, превращаясь в частицу народонаселения, в субъекта, которого интересует лишь сытая возможность удовлетворять свою развращенную бездельем и сытостью плоть... Читая стихи, человек становится лучше, ибо поэзия -- понятие почти медицинское, она помогает даже тогда, когда человек не в силах справиться с душевным потрясением или бедой...
Анатолий Аврутин
"к душе!" ТАК ГОВАРИВАЛА ОДНА СТАРАЯ ЖЕНЩИНА, КОГДА ЕЙ ЧТО-ТО НРАВИЛОСЬ
Вот и Ваши стихи - К ДУШЕ.
С уважением, Павел Рыков
Не могу сказать, что в полной мере принимаю содержание стихотворений данной подборки, но сама поэзия дорогого душе Анатолия Юрьевича замечательна! Да не обидятся на меня другие поэты - считаю А. Аврутина если не самым-самым, то точно в тройке равнозначно лучших поэтов современности. Русским душой Мастером образа, слова, изложения... Просто люблю его Поэзию с большой буквы.
Наталья РАДОСТЕВА
Дорогой Анатолий Юрьевич! Только что прочитал в "Дне литературы" твои потрясающе прекрасные стихи - правдивые, искренние, честные. Без преувеличения - патриотические. Читал их, не отрываясь. Ты - совесть нашего народа, таких поэтов, как ты, можно пересчитать по пальцам. Но зато ваши стихи лежат в основе нашей нации, как монолит, как фундамент. Их бы в школах преподавать на уроках литературы, воспитывать в молодом поколении гражданственность.
Сплелось, перепуталось – кто разберёт,
Что это за таинство – русский народ?
Ты-то как раз и знаешь, что это за народ такой - русские. Дай Бог тебе долгих лет и крепкого здоровья! Пока есть силы - пиши, они России нужны.
Жму тебе руку.
Николай ПЕРЕЯСЛОВ.
Рагим Рахман
Анатолий Юрьевич, с каждой новой публикацией, поражает мощью своего поэтического слова! Счастлив, что знаком с этим поэтом, вдвойне - что он переводит меня.
Наталья Егорова.
Давно знаю Анатолия Юрьевича Аврутина, давно слежу за его творчеством, давно считаю его русским классиком, и не устаю удивляться тому, как Анатолий Юрьевич умеет удивить! Вот и в этой подборке часть стихотворений знала - и великолепное, знаковое, одно из лучших у Аврутина, стихотворение о Рубцове - все мы чувствовали то же, а написал - Аврутин! - и наполненное широким историческим зрением "Сплелось, перепуталось – кто разберёт...", и сказочно-притчевое "На златом крыльце сидели", и пронзительнейшее и наиважнейшее сегодня "Я русский" - все эти умные, честные, блистательные стихи о болях и бедах нашего времени однажды войдут в антологии и будут изучаться детьми в школах. И все же Анатолий Юрьевич опять удивил! Бурлаки, волокущие державу, еще со времен Репина просились в стихотворение - ведь именно её, родимую, они у Репина и волокут! Но разглядел и понял это - один Анатолий Аврутин! А над всеми нами, волокущими державу на репинском полотне, еще и шаляпинский бас! И это и есть Россия, и это и есть старое как мир самое новое слово, о ней сказанное! И стихотворение "Мы с Родиною ехали сначала..." - тоже удивило извечной аврутинской точностью и зоркостью. Именно так ощущают себя большинство людей моего поколения. Вообще стихотворений, достойных долгого и обстоятельного разговора, в этой подборке много, как всегда у Анатолия Аврутина. Спасибо за высокую поэзию!
Сострадание - великое чувство. И оно всегда современно. А ведь многие стихи из этой подборки не могли быть написаны лет десять назад:
"Здесь русский – татарин, и русский – башкир.
А горец, жену оставляя и мать,
В бою будет русским себя называть".
Это стало возможно только теперь. И "На золотом крыльце" отсюда же. Тонко, лирично, сокровенно.
Ирина Захарова
Вот выбежал так за кипятком Анатолий Юрьевич и всю эпоху, как по ладони, предсказал. И выплеснул всю душу, безграничную русскую душу:
Сплелось, перепуталось – кто разберёт,
Что это за таинство – русский народ?
Таинство! Непостижимое русское таинство.
Тонкое чувство и чутьё времени, которые присущи А.Аврутину, как бы уравновешивают две эпохи, преодолевая пространство:
Ты этот век каким ни назови,
Не станет он иных веков суровей.
Он тоже весь испачканный в крови
Настолько, что своей не чую крови.
Чувствует поэт и кровь, и дыхание века, сливаясь с ним в единое бессмертное слово – русское слово.
Те, кто по пыли шагать рождены,
Молча бредут от бессилья к бессилью…
Серою пылью их души полны,
Очи забиты слепящею пылью.
Монументальная подборка. Каждое стихотворение можно отдельно разбить на цитаты. Нам, молодому поколению, есть чем гордиться и чему учиться. У нас есть А.Пушкин, С.Есенин, А.Блок, Н.Рубцов, Ю. Кузнецов, В.Кирюшин, В.Хатюшин… У нас есть А. Аврутин – гениальный поэт, хрестоматийный, отождествленный с эпохой.
Да, потрясающая поэзия. Но не принимает душа "Пыль" и "Всего лишь дырочка сквозная"...
Славные строки...
Дорогой Анатолий!
Вот гадаю, эта подборка создана до поездки на Байкальское "Сияние России" или после. Иные стихотворения видятся мне явным отражением тех отсветов и мотивов, что нам открылись в середине минувшего сентября на иркутских волхвованиях... Или я ошибаюсь?
Рвутся, рвутся в известные только им дали современные молодые поэты, и вроде ничего так иногда случается, а вот прочтешь Аврутина, и обнажится вся мелкота этих поэтических подрыгиваний молодежи. Учитесь у мэтров! Настоящая высокая поэзия, достойная остаться в литературе!