Андрей ПЕТРОВ. ОТ ПРОСТОЙ ДУШИ К ВЕЩЕЙ. Повесть-отзвук Дмитрия Ермакова «От земли. Василий Шукшин»
Андрей ПЕТРОВ
ОТ ПРОСТОЙ ДУШИ К ВЕЩЕЙ
Повесть-отзвук Дмитрия Ермакова «От земли. Василий Шукшин»
Вологодский писатель Дмитрий Ермаков продолжает развивать придуманный им жанр повесть-отзвук. Его новая книга «От земли. Василий Шукшин» (Саратов, 2024) является, как указано в её аннотации, своеобразным продолжением книги «От земли. Василий Белов» (Вологда, 2022). У книг сходные названия, стиль обложек тоже совпадает, хотя и изданы книги в разных городах. Совпадают и имена героев, но главное – два Василия Белов и Шукшин сотрудничали, дружили, их взгляды на жизнь и творчество во многом совпадали. И действительно, оба они – от земли и по происхождению, и по духу.
Насколько мне известно, сейчас в работе у Дмитрия Ермакова повесть об ещё одном славном писателе-деревенщике Александре Яшине, старшем друге и наставнике Василия Белова, во всяком случае, главы из неё уже публикуются в сети. Представляется, что и новое произведение пополнит серию «От земли», и это вновь будет повесть-отзвук.
Однако обратимся к книге о Шукшине. Автор в предисловии, которое озаглавлено переосмысленной фразой героя повествования: «Важно прорваться в будущую Россию», а именно «Прорваться в Россию нынешнюю», замечает: «Эта книга – не жизнеописание. Эта книга – размышление о личности Василия Макаровича Шукшина». Он убежден: «Прорвемся в Россию нынешнюю – останемся в будущей!».
Отзвук предполагает что-то сугубо личное, то, что отзывается не где-нибудь – в душе. И потому первая глава названа «Мой Шукшин», в ней своё – незаемное – восприятие творчества героя повести, основанное на своем открытии его. Далее автор заявляет о необходимости Чудика – типичного шукшинского героя, у которого «простая душа»: «Спасибо чудикам. Они нужны, необходимы эти люди, сохранившие в себе детство. Но страшно, если все же обидится эта простая душа».
Второй главный шукшинский герой – Стенька Разин, о нем роман «Я пришёл дать вам волю», о нем так и не состоявшийся фильм Шукшина. Одна из глав книги так и называется «Он пришел дать нам волю», в ней не только о Разине. А разве Егор Прокудин, герой легендарной «Калины красной», не сродни все тому же Разину? Дмитрий Ермаков так и пишет о нем: «это и есть шукшинский Разин», «раскаявшийся разбойник».
О гибели русских деревень говорится в главе «Душа болит», при этом, конечно же, цитируется Шукшин: «Душа болит? Хорошо, что болит, значит, она живая...».
Взаимоотношениям Шукшина и Белова, двух Василиев, немало отводится места в книге – их дружбе, переписке, творческим перекличкам. Проводится и такая параллель: «Шукшина Разин захватил и не отпускал», Белов же переболел замыслом написать об Иване Болотникове, ещё одном герое-бунтаре.
Приводится в книге важный для лучшего понимания личности и творчества Шукшина документ – записки актера Георгия Буркова, который признавался: «Шукшин оказал на меня огромное духовное влияние».
Привлекают к себе внимание главки о роковой невстрече двух знаковых фигур русской литературы – Шукшина и Рубцова. Если верить воспоминаниям Сергея Никоненко, Шукшин и Рубцов физически встречались – выпивали в одной компании. Однако «настоящей встречи всё-таки не случилось, души не совпали».
Важно, как отразилось творчество Василия Шукшина в музыке, в знаменитых «Перезвонах» Валерия Гаврилина. И об этом идёт речь в рецензируемой книге.
Много места в ней уделяется духовной совместимости, казалось бы, несовместимых друг с другом двух гениев российского кинематографа – Василия Шукшина и Андрея Тарковского. Оказывается, они не только учились вместе, снимались в одном учебном фильме, но и творчески пересекались: «От Рублева до Разина – / Русский размах».
Есть в книге главки: «В местах прекрасных и строгих» (по сути, Шукшин и Вологодчина), «Шукшин-боксер», «Шукшин и смерть» (для развития этой темы автор считает необходимым привести целиком один из шукшинских рассказов – «Жил человек»).
«Каждый писатель – похож на свою родину», – так начинается главка «Писатель и родина», в ней о Белове, Яшине, Абрамове, Рубцове и, конечно, о Шукшине, которого долго не отпускали родные Сростки.
Есть ещё главки, названия которых говорят сами за себя: «Материнское сердце», «В жизнь вечную». А название последней главы перекликается с названием одной из первых: «Простая душа» (необходимость Чудика)» и «Вещая душа» (необходимость Шукшина)». От простой души к вещей – так и двигается эта книга: «Вещая душа его прозревает прошлое, видит будущее».
В книге также можно обнаружить «Важные даты жизни В.М. Шукшина» и вступительную статью редактора этого издания Алексея Бусса, процитируем её финал: «Отзвук – это не эхо, это не повтор или пересказ. Отзвук – это слово или нота, вернувшиеся измененными – сказанными или сыгранными по-новому. Мне представляется, что это – ценнее, чем самое дотошное и виртуозное следование партитуре. Потому что это и есть искусство».
Очень интересная и конкретная статья. Заинтригован. Хочется прочесть книгу. А особо заинтересовала глава о Фёдоре Абрамове - подзабыли что-то прекрасного писателя. С благодарностью, Олег Куимов.