ПОЛЕМИКА / Валерий ХАТЮШИН. ЕЩЁ ОДНА ФАЛЬШИВКА. Пушкин и ложный примитив
Валерий ХАТЮШИН

Валерий ХАТЮШИН. ЕЩЁ ОДНА ФАЛЬШИВКА. Пушкин и ложный примитив

 

Валерий ХАТЮШИН

ЕЩЁ ОДНА ФАЛЬШИВКА

Пушкин и ложный примитив

 

Мы знаем о фальшивке, приписываемой Лермонтову, под названием «Прощай, немытая Россия!». Не однажды было доказано, в том числе и мной, что этот оскорбительный для Лермонтова опус принадлежит борзописному пародисту девятнадцатого века Дмитрию Минаеву (оскорбительный одновременно и для Пушкина, т.к. Минаев спародировал его строку «Прощай, свободная стихия!»). Не говоря уже о том, что не существует лермонтовского автографа этой зарифмованной мерзости.

Но в русской литературе присутствует и также до сих пор входит в школьную хрестоматию и другая не менее оскорбительная фальшивка, приписываемая уже самому Пушкину. И речь вовсе не о «Гаврилиаде», от которой сам поэт не однажды открещивался. Речь – о десятой главе «Евгения Онегина», якобы Пушкиным сожженной, но некими стихотворными умельцами «реконструированной». Кстати, её пушкинского автографа тоже не существует.

Пушкин действительно говорил друзьям, что он обдумывает план десятой главы и что уже есть её некоторые наброски. Однако строк, написанных его рукой, относящихся непосредственно к этой главе, никто не видел. Их нет. Но есть строки, ему приписанные, которые гуляли по рукам в Петербурге после его смерти и которые якобы вошли в его неоконченную десятую главу романа. Наиболее известными строками, вошедшими в учебники литературы, в пушкинские собрания и в различные литературоведческие исследования, стали, конечно, эти:

Властитель слабый и лукавый,

Плешивый щёголь, враг труда,

Нечаянно пригретый славой,

Над нами царствовал тогда.

К противочувствию привычен,

В правах удавкой ограничен,

Лозой отеческой крещён

И барабаном просвещён,

Он как противник изуверства

Припудрил прежний произвол

И перестройку произвёл –

Ввёл эполеты, министерства,

Тьму комитетов учредил,

А фран-масонов запретил.

Теперь уже все, кому не лень, эти строки цитируют как именно стопроцентно пушкинские. И всем, конечно, стало ясно, что речь в них идет об Александре Первом, т.к. далее в тексте говорится о войне 1812 года. Мало того, что в этой «реконструированной» главе о герое романа, Евгении Онегине, как и о других героях, не сказано ни слова. Но сама эта «глава» настолько оскорбительна для царя и русского самодержавия как такового, что будь она обнаружена при жизни Пушкина и будь она признана им своей, поэту грозила бы каторга.

Датирована эта глава якобы 1830 годом, осенью, когда Пушкин находился в Болдино. Как пишут некоторые «исследователи», она была поэтом зашифрована. И тут никуда не деться от вопроса: что же им, этим умельцам, удалось расшифровать? Сожженный текст? Или сохранилась какая-то не сожженная зашифрованная рукопись? Вопросов возникает множество.

К тому времени уже произошла встреча Пушкина с Николаем Первым, после которой великий поэт был освобожден от цензуры. Через год ему высочайшим указом будет пожаловано звание камер-юнкера царского двора… Он и его семья окружены многими другими царскими милостями… Он мечтает об основании собственного литературного журнала…

С чего это вдруг в 1830 году умерший Александр Первый стал у поэта-государственника «властитель слабый и лукавый, плешивый щеголь, враг труда»?.. Ведь ровно пять лет назад Пушкин в стихотворении «19 октября» писал о нём совсем другое!

Ура, наш Царь! Так! Выпьем за Царя!

…Он взял Париж, он основал Лицей!

Оказывается, этот «враг труда» основал Лицей, о котором Пушкин с таким теплом вспоминал всю свою жизнь…

Те, кто имеет поэтическое чутье, кто много лет отдал поэтическому творчеству, перечитайте внимательно так называемую «десятую главу» «Евгения Онегина» – и вы увидите, почувствуете, что этот довольно примитивный и явно подражательный текст написан не пушкинским языком.

Фальшивки надо разоблачать, а нашу великую литературу надо от них очищать.

 

Комментарии

Комментарий #43055 31.10.2024 в 08:34

С времен перестройки принято притягивать за уши многое, что в советское время за недоказанностью не "пущали".
И глупостями страницы не позволяли заполнять.

Комментарий #43049 28.10.2024 в 23:08

"Через год ему высочайшим указом будет пожаловано звание камер-юнкера царского двора…" На стройную, внешне неплохо обоснованную логическую цепочку ваших умозаключений разрушительным сомнением действует предыдущая цитата. И она побуждает осторожно и более критически отнестись к вашему материалу - взвесить, изучить внимательнее, чем напрашивается на первый взгляд, потому что в то время на должность камер-юнкера выбирались не просто молодые, а юные дворяне. Для Пушкина подобная "награда" воспринималась, скорее, как гнёт, поскольку, на тот момент ему было, получается, тридцать один год (и, кстати, он уже был женат!). Как вы думаете, как себя ощущал великий русский поэт среди мальчишек семнадцати-двадцатилетнего возраста, поставленный на равную с ними позицию? Ставится под сомнение полнота владения автором тематического материалом. С уважением ожидаю ответа и надеюсь на более доказательную базу, ведь Александр Сергеевич отличался значительной лабильностью психики. С уважением, Олег Куимов.

Комментарий #43028 25.10.2024 в 12:59

Валерий, ты прав. Но ведь рядовому читателю весьма легко попасться на удочку подделки. Об этом надо говорить, дать возможность высказаться представителям литературоведения. Авторство определяется прежде всего наличием автографа или же прижизненной публикацией. Далее уже начинают возникать вопросы, тем более, если сенсационная "находка" появляется спустя несколько десятилетий после кончины автора. Подобное желательно для начала хотя бы переводить в разряд приписываемых произведений. Владимир Хомяков.