КУЛЬТУРА / Светлана ГОЛУБЕВА. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ. Панорама времени
Светлана ГОЛУБЕВА

Светлана ГОЛУБЕВА. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ. Панорама времени

 

Светлана ГОЛУБЕВА

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Панорама времени

 

Пограничье веков, временная полоса между качественно разными укладами, один из которых подходит к концу, другой готов начаться, – это поле грандиозных событий и это всегда непросто. Всё спешит свершиться, поскольку рубежный период короток. Короток и крут.

Много чем отличился «стык» 19 и 20 столетий, например, небывалым расцветом поэзии. Он оказался столь мощным, что сорок лет (с 1890 по 1920), пока он длился, называют Серебряным веком русской поэзии.

Явление с названием «Серебряный век» оказалось всеохватным, комплексным и было предопределено такой же мощной, многосложной исторической и культурной предтечей.

В Серебряный век Россия вступила, получив «прививку» патриотизма и подъёма национального самосознания во время Отечественной войны 1812 года, восстания декабристов, войны с Турцией на своих и чужих землях, отмены крепостничества.

Однако и на сорок лет самого Серебряного века пришлось до ужаса много: три войны и три революции. Творческий подъём этих четырёх десятилетий на фоне политических коллизий удивителен, но не случаен.

Культура (в широком значении слова) к рассматриваемому времени уже вступила в «эру электричества», обогатилась телефонами, телеграфами, уличным освещением; освоила конки и автомобили, увлекла горячие головы и сердца воздухоплаванием, кино и фотографией. Уже совершили прорыв в медицине Н.И. Пирогов и И.М. Сеченов. Сделаны сенсационные географические открытия.

К слову, всё это в пределах пятидесяти лет после смерти А.С. Пушкина. Невольно вспомнишь слова историка: Пушкина от Пастернака отделяло всего несколько рукопожатий. Да и сама традиция пожимать руки обрела широкие масштабы в начале 20 века. Эта, казалось бы, незначительная на фоне событий мода показывает, что и общество, его состав, распределение ролей, сознание и настроения необратимо менялись.

С падением крепостничества в 1861 году состав общества основательно поменялся. Купечество, мещане, рабочие, промышленники – огромный массив людей, для которых богоизбранность дворян оказалась отнюдь не очевидна. Исчезла иллюзия данного свыше превосходства по праву рождения, подвигнув общество к пересмотру религиозных убеждений.

Роли мужчин и женщин в обществе тоже изменились. Основная роль женщины 20-30-х годов 19 века заключалась в материнстве, а замужество являлось главным событием, меняющим её общественный статус. Но спустя полсотни лет женщины уже примерили на себя роли заговорщиц, курсисток, телеграфисток, осваивают медицину, журналистику и поэзию. Отличительной чертой Серебряного века считается именно женская поэзия, лучше сказать, женская литература и не только она. Возросшую роль женщин отмечали многие видные деятели своего времени: С.Волконский, В.Розанов, посол Французской республики при дворе Николая II М.Палеолог.

Показательна судьба писательницы и революционерки того времени Валентины Ионовны Дмитриевой, девушки из крестьянской семьи, самостоятельно поступившей и закончившей гимназию, затем педагогические курсы и курсы при Медицинской академии в Петербурге. Много лет спустя она вспоминала о поре, когда курсистки были ещё в диковину: «Студентки в то время были ещё не вошедшим в быт новым явлением, так что не только мальчишки, но и взрослые часто отпускали на их счёт замечания нецензурного свойства…».

Таким образом, получив известную свободу, люди обрели возможности, в том числе в поле культуры и искусства, могли объявить свои запросы, вступить в ряды единомышленников. Задача личности найти себя имела массу решений на любой вкус и интерес.

Переломное время оказалось пересыщено разными объединениями: политическими, творческими, изобретательскими, религиозными. Общество необъятной империи состояло из тысяч маленьких обществ «по интересам».

О различных группах богоискателей (баптисты, толстовцы, евангелисты, «смертники», и другие) размышлял Н.А. Бердяев в книге «Русская идея»: «Духовная жажда была огромная, и так характерно было её присутствие в русском народе».

Политика не стала исключением. О первых годах 20 века В.И. Дмитриева писала: «Жизнь била ключом на митингах, в клубах, в статьях бесчисленного множества газет всех партий – кадет, эсеров, энэсов, которых прозвали «носами»».

На творческих полях происходило то же самое. Сформировался ряд поэтических направлений. Труд оценить их значимость, художественные достоинства, охарактеризовать наиболее ярких представителей взял на себя поэт, известный теоретик литературы В.Я. Брюсов. Поэты, а точнее поэтические объединения, чрезвычайно активно проповедовали принципы своего творчества. Периодическая печать пестрела декларациями, манифестами поэтов (иногда забавными с точки зрения сегодняшнего дня), а на многолюдных литературных вечерах случались острые словесные баталии.

В обильном количестве образовывались литературные кружки: одни при издательствах, например, четверги при журнале «Русское богатство» в Петрограде (В.Г. Короленко, Н.Ф. Анненский, Т.Н. Тан-Богораз, В.И. Дмитриева). Другие – самочинные: десятки домашних литературных салонов (Мережковского и Гиппиус, Иванова и Зиновьевой-Аннибал).

Литературный кружок «Среда» объединял московскую писательскую братию. В.И. Дмитриева вспоминала: «Среда, на которую мы попали с Серафимовичем, была очень многолюдной. Были: Горький, Вересаев, Зайцев, Богданов, Голоушев… Ждали Чехова (как раз в ту зиму в Художественном театре шёл его «Вишнёвый сад»)…».

Масштабные события на стыке столетий переживала не только литература.

Вслед за новаторской для своего времени, мощной, как свежий ветер, музыкой П.И. Чайковского, российскую и мировую музыкальную культуру обогатило творчество А.К. Глазунова, С.И. Танеева, С.В. Рахманинова, И.Ф. Стравинского, ошеломил гений Ф.И. Шаляпина.

Своеобразную революцию испытала и русская живопись (творчество В.А. Серова, А.К. Саврасова), открылись миру таланты М.А. Врубеля, Л.С. Бакста, В.М. Васнецова. Российское изобразительное искусство украсилось шедеврами живописцев-женщин: Н.С. Гончаровой, З.Е. Серебряковой, В.И. Мухиной. Расцвету живописи способствовало оживление и преображение театральной жизни, появление массы художественных, юмористических журналов и, что немаловажно, возросший интерес не только публики, но и коллекционеров.

Как и литераторы, приверженцы разных направлений в живописи объединялись в кружки и студии: «Мир искусства» в Санкт-Петербурге, основанный С.П. Дягилевым, куда входили А.Н. Бенуа, И.Э. Грабарь (выпускался одноимённый журнал); «Союз русских художников» в Москве, «Голубая роза», «Бубновый валет», другие.

Триумф Серебряного века русской живописи доныне нам являет собрание П.М. Третьякова. В связи с этим нельзя обойти вниманием расцвет и российского меценатства. Один из примеров – Абрамцевский художественный кружок Саввы Морозова. К началу века кружок уже не существовал, но со временем из него выросло Товарищество оперных певцов, поскольку он в свою бытность объединял не только живописцев. В нём состояли творческие люди ещё из театральной и музыкальной среды.

Общество, единый сложносоставной организм, обладающий волей, чувствительностью к различным болевым точкам времени, создающий историю и одновременно являющийся её продуктом, менялось. Внутренние и внешние события находили в нём страстный, порой противоречивый отклик. В попытке переосмысления реальности люди обращались к политике и искусству.

Магия политики быстро и властно захватила умы и сердца граждан и не обошла творческих людей. Стихи, посвящённые политикам, публиковали М.И. Цветаева, Б.Л. Пастернак, Л.В. Лесная (Шперлинг). Воспоминания о времени и своём отношении к нему выразили З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковский. Скульптор Н.Н. Гиппиус признавалась: «Я нежно люблю Родзянко, Шульгина, Милюкова. Все они висят у меня на стене…», а Н.А. Тэффи писала: «Русская революция влюблена в Керенского»…

Политика и искусство, которые до некоторой степени взаимопроникли, создали удивительные сплавы, ставшие необыкновенно популярным новшеством, действенным и доныне. Например, митинги-концерты, на которых популярные лидеры партий произносили пламенные речи, перемежавшиеся с декламацией стихов и музыкой. На таких митингах читали стихи К.Бальмонт и А.Белый.

Политика обрела черты сценического искусства, но и театр не остался в стороне от событий и настроений, и переживал всплеск популярности.

Добрым словом поминает Б.К. Зайцев Московский художественный театр: «Станиславский, Москвин, Ольга Книппер, на которой особенным ореолом лежала близость к Чехову, Лилина, Качалов, Савицкая, праведница Бутова, сам тайный советник и машиностроитель театра Немирович-Данченко – разве не вспомнишь их сейчас с волнением и любовью?». И ещё: «Москва родила Художественный театр, и Художественный театр дал духовному пейзажу Москвы свою черту».

В то время о Художественном театре вообще много говорят.

Весьма сдержанно к техническим нововведениям Художественного театра отнёсся В.Я. Брюсов. Своё мнение он выразил в статье «Ненужная правда»: «Творческие чувства составляют единственную реальность, единственную действительность на земле... Дайте артисту его место, поставьте его на пьедестал сцены, чтобы он властвовал ею как художник. Своим творчеством он даст содержание драматическому представлению. А в обстановке стремитесь не к правде, а только к правдоподобности. От ненужной правды современных сцен я зову к сознательной условности античного театра».

Куда более конкретное политическое наполнение явил театр «Невский фарс» постановкой спектакля «Сон министра». Конец эпохи и ужас перед грядущим отражались в прихотливых, но малохудожественных постановках театра «Гриньоль».

Безусловно, война на Дальнем Востоке, Первая мировая, революции не прибавляли оптимизма, но поразительно: очень и очень многие воспринимали революцию как великое возрождение России, и принимали «гибель старого» восторженно. «В 1917 году во время празднования Пасхи использовалась революционная символика», – сообщает доктор исторических наук Борис Иванович Колоницкий, проанализировавший периодику начала века в книге «Товарищ Керенский: Антимонархическая революция и формирование культа «вождя народа – спасителя»».

Как бы то ни было, российское общество освобождалось от прошлого и вступало в неизвестное будущее, вернее, уже неся в себе множество возможных вариантов и образов будущего.

О том времени Н.И. Бердяев сказал: «Интеллигенция чувствовала свободу от тяжести истории, против которой она восставала. Нужно помнить, что пробуждение русского сознания и русской мысли было восстанием против императорской России».

Серебряный век был явлением исторического значения, охватившим не только общество «сверху донизу», но и всю ширь географического пространства России. События и настроения того периода, конечно, имели место и в жизни провинции. Орловщина также была охвачена процессами тотального переустройства, всеобщей жажды освобождения от старого и созидания нового на свой лад, по своим творческим и принципиальным разумениям.

Сегодняшний молодой читатель будет немало удивлён, что губернский или уездный город конца 19 – начала 20 века вовсе не похож на заштатное село с населением, далёким от всех мыслимых благ цивилизации. В Орле в то время уже действовал телеграф, ходили трамваи, работали фонтаны. На центральной Болховской улице открылись фотоателье, и по вечерам загорались уличные фонари. Здесь издавались газеты, люди чутко реагировали на события в стране.

Наглядную, удивительно живую картину среднерусской провинции создаёт не художественная, а, что любопытно, сугубо справочная книга А.Б. Губаряна «Дореволюционные самодеятельные общественные организации Орловской губернии», изданная в Орле в 2015 году.

В рассматриваемые десятилетия орловцы встречали высокопоставленных лиц, устраивали празднества, принимали важные решения в сословных собраниях (дворянское, купеческое). Вопросы отраслевого характера обсуждались членами профессиональных союзов – врачей, ветеринаров, землемеров, рабочих, крестьян. Кроме множества благотворительных организаций, в губернском Орле, уездных Карачеве, Ливнах, Болхове, Мценске, Брянске действовало несметное количество музыкально-драматических кружков и обществ любителей изящных искусств. Открылись фотографические общества и общества по распространению телефонов. Больше того, «стык времён» оказался периодом расцвета спортивных увлечений! Подумать только: Орловская губерния на тот момент обзавелась рядом обществ велосипедистов, гимнастов, футболистов, шахматистов, планеристов и воздухоплавателей! Активно работал Комитет народных чтений, Орловское семейное собрание, Общество воспитания и защиты детей. Не только в городах, но и сёлах создалось немалое число обществ трезвости.

Партийные (социал-демократы, социалисты-революционеры, монархисты) политические кружки действовали нелегально. Просуществовав около пяти лет с начала века, все прекратили существование, однако в 1916-м возродились. Действовали также секты (молокане, духоборы, штундисты, проч.), но серьёзного культурного значения они не имели.

Для общей панорамы Серебряного века картина губернской жизни была бы не важна, если не принимать в расчёт то, что это почва, которая дала России И.А. Бунина, Л.Н. Андреева, Б.К. Зайцева и не только их.

В воспоминаниях Б.К. Зайцева мы найдём сердечные слова о его друге и земляке Иване Алексеевиче Новикове, который станет впоследствии известен как автор романа «Пушкин в изгнании». Борис Константинович вывел Ивана Алексеевича главным героем повести «Голубая звезда».

Судьба Новикова любопытна. Работать над романом он продолжал в годы Великой Отечественной войны в эвакуации на Урале. Проведя множество встреч с читателями – работниками военных заводов, собранные средства Новиков отдал на строительство самолёта, поступившего потом в действующую армию. Новиков назвал «свой» самолёт «Александр Пушкин».

Во внушительном списке поэтических имён Серебряного века найдётся имя Георгия Николаевича Оболдуева. Мало кто из сегодняшних читателей знаком с творчеством поэта. Так распорядилась судьба. Не умаляя творческой лепты Георгия Николаевича, вспомним другого, куда более известного поэта, накрепко связанного с Оболдуевым, – его жену, уроженку Орловской земли Елену Александровну Благинину. Они оба учились у В.Я. Брюсова в Высшем литературно-художественном институте. Не имея своих детей, Благинина стала «мамой» для всех юных читателей Советского Союза, да и немалого их отряда в сегодняшней России. Однако так же светлы и пронзительно искренни её «взрослые» стихи, посвящённые мужу…

Духовные стремления присущи русскому народу. Это не явление именно конца 19 – начала 20 века. Нашему человеку свойственна тяга к поиску ответов на вопросы мироздания. Во всех нас, даже неверующих людях, живёт ощущение надмирного.

Жажда духовных личностных исканий, порождённая грозными историческими событиями, привела общество к небывалому культурному подъёму. Серебряный век – это многогранное проявление русской души. Не любой отдельно взятой, а народной, соборной, той, которая на разрушительные коллизии истории ответила мощным созидательным творческим порывом.

г. Орёл

 

Комментарии