Елена НАБИЕВА. НАСТОЯЩИЕ И НЕЗЫБЛЕМЫЕ. О книге прозы Эвелины Азаевой «Перелетные люди»
Елена НАБИЕВА
НАСТОЯЩИЕ И НЕЗЫБЛЕМЫЕ
О книге прозы Эвелины Азаевой «Перелетные люди»
В Петербурге вышла книга известной в Канаде журналистки и писательницы, а ныне жительницы города на Неве. Книга называется «Перелетные люди».
Пунктирно обозначу основные биографические вехи Эвелины Азаевой: родилась в Алма-Ате, окончила журфак КазГУ, с 1991 года жила в Новосибирске, работала в «Комсомольской правде». С 1998 жила в Канаде, где издавала «КП в Канаде». Там вышли два сборника ее рассказов, параллельно рассказы публиковались в российских журналах. В «Неве», «Нашем современнике», «Дружбе народов», «Берегах» и др. Её рассказы публиковались также в изданиях «День литературы» и «Завтра», на порталах Православие.ру и Русская Народная Линия.
Я встретила её на просторах интернета, знакомство началось с рассказов «Усталость металла» и «Крестики-нолики». В них автор филигранно выводит образы современных журналистов. Есть и положительные и отрицательные образы, но самое главное – они словно списаны с реальности, настолько живые и энергичные. Во многих рассказах есть образ журналистки еще советского образца – на мой взгляд, это идеал! Она готова прийти на помощь, защищает людей от несправедливости и видит в этом свою миссию. Как недостает нам сегодня таких образов в литературе!
В прозе Азаевой мне близко то, как она по-журналистски профессионально схватывает и вербализует детали. В рассказах четко выстроенный сюжет, нет излишних описаний и тяжеловесной лексики. Тексты читаются легко: много диалогов, точно характеризующих героев, а описания чувств лаконичны. Её герои ходят рядом, чувствуют, как мы, и живут похожей жизнью, хотя часто это не россияне, а эмигранты из бывшего СССР. Читаешь и понимаешь: человеческие проблемы одинаковы на всех континентах, просто антураж разный. Читая рассказ «Цепочка», легко представить другие обстоятельства, но смысл повествования не потеряется: мы влияем на людей, с которыми сталкиваемся в жизни. Если ты сделаешь добро, то оно пойдет, словно по цепочке, дальше. И зло – тоже пойдет...
В рассказе «Хозяйка конторы Канитель» вы встретите образ русской женщины, мудрость которой не из книг, а из жизни. Читая, осознаешь глубинную правду того, о чем говорит героиня. Там нет абстрактной философии, нет отвлеченных или заумных размышлизмов, все жизненно, узнаваемо, даже обыденно. Но сквозь эту простую жизнь и простые речи просвечивают истины, которые не все осознают.
Запомнился и рассказ «Всем должен», в котором главный персонаж спорит с лозунгами современности «никто никому ничего не должен» и «полюби себя». Он работает в обычной челябинской больнице хирургом и искренне ужасается этим постулатам, пропагандируемым через гламурные женские издания. Ты поражаешься простой логике и очевидной правильности его рассуждений. Оглядываешься вокруг и удивляешься: так почему же из каждого утюга лезет слоган «полюби себя»?
В рассказе «Стужа» родители узнают о том, что сын употребляет наркотики. Описывается и эволюция чувств героев, и их спонтанные действия, история настолько достоверно выглядит, что кажется, будто она списана с реальности. Герои живые: с одной стороны, типичные, но при этом уникальные. Автор описывает трагедию по-разному: глазами жены и мужа. Если вы прочитаете один лишь этот пронзительный рассказ, то вполне прочувствуете достоинства прозы Эвелины Азаевой.
В этом и других её рассказах красной линией проходит тема любви к Родине. Азаева не питает иллюзий насчет жизни на Западе и выражает эту позицию через своих героев: «Где были мои глаза?! Сейчас я просто в морды бы плюнул всем диссидентам! Это они лгали нам о лёгкой жизни на Западе, они подрывали доверие к власти и в итоге сделали нас эмигрантами. Мы как мотыльки слетелись на огонёк и опалили крылышки». Другой фрагмент: «Чем больше он жил на Западе, тем больше убеждался, как не то чтобы даже хороша Россия или в чем-то имеет преимущество, а насколько она права. По большому счету. По малому нет, где-то что-то на Западе правильно, лучше, в устройстве быта и так далее… Машины тут круче, небоскребы выше, зубы белее. Но, по большому счету, в глобальных и главных вопросах бытия права Россия. Там хранится справедливость планеты. Главные ценности человечества. Настоящие, незыблемые».
Еще одним достоинством прозы Эвелины Азаевой я бы назвала четкий нравственный ориентир. В постмодернисткой современности с постулатом «истины нет, есть много точек зрения», её тексты читаются как классическая литература. Здесь нет изощренных игр с текстом, высокоинтеллектуальных аллюзий и лихо закрученных сюжетных линий. Здесь не описывают жизнь гламурных див и зарвавшихся олигархов, герои – продавцы, водители, врачи, менеджеры, риелторы… Здесь показаны человеческие драмы: когда жена ушла, когда проблемы на работе или безработица… Как обычный человек справляется, как находит мотив для жизни дальше. Порой рассказы заставляют горевать, порой злят описываемой несправедливостью… Но после прочтения остается светлое чувство, принятие такой разной и многогранной жизни. Прозу Эвелины Азаевой не назовешь женской, так много в ней всего и для всех.
г.Тюмень