Ольга ГОРЕЛАЯ. НАША РОДИНА И ЕЁ ГЕРОИ. Военные конфликты в детской литературе
Ольга ГОРЕЛАЯ
НАША РОДИНА И ЕЁ ГЕРОИ
Военные конфликты в детской литературе
Когда мы были маленькими, нам рассказывали о Великой Отечественной войне, о пионерах-героях, о защитниках Брестской крепости, о молодогвардейцах. Рассказы не вызывали страх или панику, после них оставалось чувство гордости за Родину, за её героев. И это было очень важно – и для детей, и для воспитывавших их взрослых. Вспомните, ведь было много книг о войне именно для школьников, в них главными героями были дети и подростки. Кто не плакал над судьбой Гули Королёвой, читая «Четвёртую высоту»? Не переживал за ребят из повести «Завтра была война»? Эти книги прочно вошли в нашу жизнь, сформировав представления о том, что хорошо и плохо, чем можно и нужно гордиться, а каких поступков лучше не совершать.
В любое время ребёнку, подростку нужны чёткие ориентиры, нужны ответы на вопросы, волнующие сегодня и сейчас. Значит, нужны и книги, способные объяснить, что происходит, кто свой, а кто чужой, на кого надо ориентироваться в своих поступках. Терроризм, война на Украине, необъятное море информации, в которой порой просто тонешь и теряешься. И детская литература: много хороших книг, но так мало современности. Она как будто старается увести от острых проблем, а ведь их надо решать. Дети и подростки по сути своей максималисты, они не будут годами ожидать, пока взрослые разберутся, выработают какие-то решения – им надо прямо сейчас и понятно: разуму и сердцу. Отдадим должное нашим писателям, такие книги появляются. Просто надо их замечать и надо о них говорить, в первую очередь с детьми.
Несколько лет назад вышел рассказ Ларисы Леонидовны Семенищенковой «Чрезвычайная ситуация». Готовится теракт, боевик едет в электричке с сумкой, в которой спрятано взрывное устройство. Здесь, в ненавистной России, ему никого не жаль, главное, чтобы не раскрыли до времени, чтобы всё получилось. Все люди, едущие вместе с ним, обречены. Молодой человек, а террорист совсем ещё молод, смотрит на окружающих с презрением. Пара – девушка и парень, мужчина положил голову на плечо женщины: как же так, что за проявление слабости, ведь только мужчина должен быть опорой, это он должен подставить плечо женщине. Спит пьяный мужик, на него вообще противно смотреть. Женщина с ребёнком. Старуха с котом. А параллельно идут воспоминания о родителях, семье, о довоенной жизни в родной Чечне. Такая красивая, мудрая мама. Надёжный, добрый, понимающий отец. Трудились, дружно жили, вина мужчины в ауле не пили, отец говорил сыну: «Не пей вина, сынок, – это путь к предательству. Сначала ты предашь любимую женщину, затем – мать, а потом – родину». Всё было правильно, но началась война. И непонятно, кто прав, кто виноват. Сёла грабят свои же, они забирают мужчин, уводят воевать. В семьи пришло горе. Но бомбежка в родном ауле решила всё. Виноваты русские – отец убит, брат увёз мать и сестру с семьёй в Россию, подальше от войны. Он же, потеряв отца, невесту и возможность спокойно жить на родине, решил мстить.
Уже в этот момент понимаешь, что что-то не так. Перед нами нет убеждённого террориста: перед нами несчастный человек, потерявшийся в этой жизни. Война поломала привычный уклад, кто-то должен быть виноват – и виновный найден. Это чужие. Весь русский народ. Но ведь в воспоминаниях счастливое детство, любовь, разве об этом будет думать хладнокровный убийца? Действительно, случайность меняет всё. У едущей с котом старушки нет билета. Она после пожара, лишившего её дома, едет к сыну. Кондуктор начинает скандал, в который включаются все пассажиры. И все они дружно на стороне бабушки. Первым вступается пьяный мужик. И выясняется, что это сварщик, уставший, целый день на морозе чинивший трубы. Трезвый. И два месяца без зарплаты. А парень с девушкой предложили заплатить за бабушку, чтобы кондуктор отстала от неё. Да и у кондуктора дома муж-инвалид, вернувшийся с войны. Так чем же они отличаются? Горе у всех одинаковое, оказывается… Желание не задумываться и не сомневаться не срабатывает.
Автор продолжает цепочку неслучайных случайностей. Удрал у старушки-погорелицы кот. Конечно, прибился к сумке террориста. А она, отловив проказника, начинает разговор с молодым человеком. Рассказывает молчаливому собеседнику о себе. И вдруг оказывается, что её сын – врач, и по доброте душевной лечит он маму – самую прекрасную и любимую маму на свете – маму будущего террориста, пока ещё не состоявшегося (недаром автор называет его «заблудившимся путником»). И решение, казавшееся единственно верным, становится преступлением. Да ещё всё давно понявшая про жизнь пожилая женщина говорит: «Затеют неизвестно кто глупость, куда народу податься? Только и есть, что дожидаться, пока замирются. Мир всё равно един». Наплывают воспоминания: мирит отец их с братом, а слова его перекликаются со словами русской матери, об одном они: «Можно жить в согласии, если помогать друг другу в полезном деле и помнить о главном». Много успел передумать молодой человек, прежде чем вместе со своим грузом выпрыгнул из электрички. Много успеет передумать и читатель, перелистывая странички рассказа, начавшегося и окончившегося в деревне в российской глубинке, где встречаются все возле колодца, делясь воспоминаниями и обсуждая события дня сегодняшнего.
Никто из нас не рождается террористом, никто не рождается с ненавистью в сердце – ненависть прививают и воспитывают те, кому мир не нужен и не дорог, те, кто наживается на войне. Еще в 2019-м году мы проводили по рассказу Ларисы Семенищенковой читательскую конференцию со школьниками. И обсуждали, кто в рассказе хороший, кто плохой, как относиться к людям. А в общем-то сводилось всё к тому, что никогда простые люди не начинают войн, что в каждом народе очень много хорошего, много у нас всех общего – сказки и легенды, любовь к близким и Родине. И понимание этого уберегает от ненависти…
Одновременно в рассказе очень сильна и другая линия – мирная. Это рассказы о прекрасной природе России и Чечни, восхищение красотой мира и добрыми, мудрыми людьми, населяющими его. Обычными тружениками: сантехниками, врачами, пастухами – теми, кто созидает, строит. Матерями – они дарят миру любовь. Отцами, дающими ему силу и уверенность. И неважно становится, кто откуда. Главное – что ты дашь людям, какую память после себя оставишь. И тот, кто поймет это, никогда не пойдёт убивать просто так. А защищать Родину от зла наверняка пойдёт. Я поняла, что герой рассказа никого не убьёт, когда прочла: «Рядом с этими беззащитными людьми он представил тех, кто учил его быть беспощадным, потому что только так, убивая, говорили они, можно установить свой порядок». Агрессия, зло в итоге всегда в проигрыше. Только не все вовремя это понимают…
Перекликается с рассказом Ларисы Семенищенковой новелла Николая Иванова «Небожители». Тоже теракт, только состоявшийся, невероятно страшный, полностью осознать который невозможно, – трагедия в Северной Осетии, в Беслане, 1 сентября 2004 года. Главный герой – он и есть «небожитель» – капитан Костя, спецназовец, тот, кто идёт впереди и первым попадает на небо… Новелла, начавшаяся с юмора, так свойственного автору, постепенно становится очень серьёзной. «Ой, не пытайтесь отобрать у человека с ружьём его тапки». А ведь отнимут. И не тапки, а жизнь, надежду на будущее, возможность воспитать детей… Ради чего? Ради того, чтобы остались жить другие дети, а зло было уничтожено. Иначе нельзя. Вызвали капитана в первый день его отпуска, оторвав от сборов в санаторий и присмотра за сыном Глебкой. Все возражения рассыпались, когда прозвучало:
– Там как раз школа, – услышав про 1 сентября, приоткрыл тайну срочного вызова сержант. – В заложниках дети, много.
И Глебка остаётся дома один, прикованный наручниками к батарее. Он изображает заложника, папа играет с малышом, чтобы не было тому скучно, страшно, да и квартира целее будет. Нашедшая в таком положении внука тёща вызывает полицию, и лейтенант задаётся вопросом: «Вот только где может быть твой папка, брат?».
А папка уже в Беслане, ползёт к школьному забору. Он должен предотвратить взрыв. Мальчик вместе с мамой увидит, как капитан Костя, его любимый отец, выносит из горящей школы девочку, бежит обратно – спасать. За ним падает горящая балка.
Переживания капитана, его попытки совершить невозможное мы видим его же глазами. Вот ползёт миллиметр за миллиметром, вот красный, почти уже сдувшийся на невозможном солнце, зацепившийся за ветку дерева шарик – держись, как же там дети, без воды на такой жаре… Расстрельная очередь из автомата. Внутри здания, значит, по детям. Когда почти уже успел… Девочка. Мелькнувшие глаза ребёнка, спрятавшегося в огромном поварском котле… Он спас их – и девочку, и мальчика. Раненый, вытолкнул из котла мальчишку. Даже если бы новелла этим закончилась, всё уже было бы понятно, все было бы сказано. Но не было бы для детей.
Маленький Азаматик, как называет спасённого сынишку настрадавшийся за эти дни отец, возвращается в такую страшную для него школу. Мальчик не может говорить, сказался испуг, но тянет папу идти с ним. И находит капитана Костю. Я бы хотела, чтобы спецназовец выжил и вернулся к своей семье, там переживают и ждут, там Глебка протягивает к звёздочке в небе шоколадную конфету, папа обещал, что вернётся, спасёт его и они вместе её съедят.
– Это тебе, папа. Возьми. Я её только немного надкусил. Только хвостик. Но она ведь всё равно долетит до тебя, да? Возьми. И хотя меня спас чужой дядя, ты всё равно вернись обратно.
На героизм способны не только взрослые. Маленький Азамат проявил его не меньше, чем подготовленные спецназовцы. Он справился со страхом и пошёл спасать человека, который помог ему. И Глебка готовится к защите – выстраивает свои пока ещё игрушечные танки. И уже умеет гордиться наградами своих предков…
Разговоры с ребятами, посвящённые Беслану, для меня всегда очень сложные. Трудно говорить о том, как убивали детей, как шла операция по их освобождению, ведь столько погибших. Невозможно не сопереживать родителям убитых детей… «Вокруг школы бродили лишь чёрные седые тени, оставшиеся от обезумевших людей», а дождь тушил пожар, «заодно смывая и последние земные следы погибших ребятишек». Как ещё рассказать, что такое терроризм? Только понятными всем образами художественного произведения. У Николая Иванова они живые, к ним даже за время прочтения небольшого произведения успеваешь привязаться. И понимаешь, что неслучайна постоянная линия воды: раздражая, она стекает каплями за шиворот, отмеряя секунды, невероятно хочется пить: «И самому бы литра два-три-четыре холодной воды. Как дети без неё третьи сутки? Ангелы-ангелы, если не можете собраться в войско и облачиться в доспехи, пошлите хотя бы дождик со своих владений. Завтра будет поздно…». И дождь, который пошёл и вправду слишком поздно. Когда читаешь в хронике, как страдали запертые без воды люди, тоже страшно, но здесь, в рассказе, виднее, понятнее, что ли. И чувства военного, точно знающего, что смерть реальна в любой момент, но выполняющего свою задачу (взятие своей Брестской крепости, её он не раз представляет, пока ползёт к школьному забору), – тоже становится возможным описать, идя за автором. Поверьте, объяснять детям так тоже легче. Они читают и думают вместе с тобой, многие вопросы сами себой отпадают.
Что ещё очень важно – в этих произведениях есть герои. Им сочувствуешь, на них хочется ориентироваться, быть хоть капельку похожим. «Не случалось в истории большей подлости взрослых по отношению к детям. Ворваться во двор во время школьной линейки, расстрелять на глазах у ребятишек их отцов, запереть всех в спортзал при тридцатиградусной жаре без воды и света… Резать этих гадов на куски…» – думает Костя. И это не месть, это говорит необходимость спасать, такая понятная отцу двух детишек. Однако нам показывают положительного героя не только в рискующем жизнью военном, но и в обычных людях, в детях. А для школьников это очень важно – им будто рассказывают о них самих. Это сопереживание – основной мотив, на котором строится разговор. Потому что начинаем все вместе понимать, события происходят не где-то далеко и давно, это здесь, сейчас и может случиться с каждым, если не начнём учиться слышать и понимать друг друга. И если не научимся не бояться бороться с несправедливостью, жестокостью, фанатизмом – каждый на своём месте.
Третий рассказ написал Александр Смышляев. Совсем недавно. Думаю, это первая книга об СВО для детей – для малышей. При этом она отлично подойдёт всем – ребятам лет с пяти-шести и взрослым, родителям и учителям. Даже не знаю, кому она нужнее.
Сюжет предельно прост. Шестилетний Алёша теряет папу – тот погиб на войне. Мальчик не может смириться с потерей: «Папка, а как же я!» – и вот уже во сне разговаривает с пчёлами (отец научил его не бояться их, приносящих людям мёд, то есть здоровье, силу), которые объясняют, что папа не умер – погиб на войне, он герой. Образ пчёл появляется не случайно, он очень значим. Они живут семьями, умеют защищать свой дом, то есть способны оценить героизм и самопожертвование (с точки зрения маленького мальчика уж точно), много работают. Значит, им можно доверять. Художник слова, Александр Смышляев, наметив несколькими штрихами тёплую солнечную «пчелиную» тему, развивает её и дальше: у командира Алёшиного папы позывной Пчела. Он выполнил свой долг старшего, друга, человека, когда привёз тело бойца домой, пришёл на похороны, а теперь снова возвращается на фронт – защищать свой улей – целую большую страну, где так много маленьких мальчиков и девочек... Но это дальше, пока же мы полностью погружены в переживания Алёши. Малыш запомнил и продумывает свой сон, но вопросов у него становится только больше. Как гордиться папой, которого нет рядом и даже некому рассказать о его подвиге? Зачем он пошёл на войну, ведь с ним Алёше было так хорошо?
Мучающемуся вопросами ребёнку на помощь приходит дедушка – он говорит мальчику, что солдаты, погибая на войне, не умирают – они превращаются в белых журавлей. Даже песня об этом есть. А стихи к ней написал поэт из Дагестана Расул Гамзатов, давно для всех русский.
Смотрите, как много всего сплетается. История современная и Великой Отечественной войны, захватывается большой пласт литературы, созданной патриотами и воспитавшей патриотов, потому что тот, кто услышал эту песню, обязательно прочтёт и другие произведения о войне. А ещё – и это деталь тоже очень значимая – намёком, но говорится ведь о многонациональности России... И это всего в нескольких строчках. Наверное, строгость Камчатки учит точно выбирать слова и ясно формулировать мысли.
Алеша ждёт своего журавля. Рассказывает об этом двоюродной сестрёнке Кристине... Мы видим сплочённость семьи, все стараются помочь мальчику, хотя и самим ведь тяжело и сложно – потеряли сына, брата, мужа...
А командир Алешиного папы рассказывает дедушке и бабушке о том, как погиб их сын. Мальчик тоже слушает, и фантазия переносит его на поле боя. Папа прощается с ним и становится белым журавлем...
Ребёнку помогли найти ответы на его вопросы. И его мир снова обрёл равновесие. Он понял, что гордится папой, даже если тот далеко, не с ним. Понял, зачем идут на войну. Мальчик всё для себя решил: «И тоже буду воевать за Россию!». Пусть даже за журавлей он принял лебединый клин, но всё же снова встретился с отцом. Встреча подарила радость. Уставший лебедь стал снижаться, другие подхватили его, и клин улетел. Дедушка и этому нашёл объяснение: «Они же солдаты, должны лететь только строем». Папина любовь осталась с мальчиком – «не осталась на войне, а поселилась теперь в сердце большой белой птицы».
Автор сумел найти слова и выразительные образы, чтобы помочь детям понять то, что сейчас происходит. Думается, помог не только большой опыт отца и дедушки: в этот рассказ Александр Смышляев вложил пережитое во время написания книг о камчатских ребятах, погибших в СВО. Многие из них были ещё очень молоды, у них остались маленькие дети, кто-то и вовсе не успел увидеть сына. И теперь мальчика будут растить мама и дедушка с бабушкой – рассказывать о подвиге и хранить память. В рассказе самые яркие образы – это дедушка и Алёша. Мудрый, понимающий, терпеливый отец погибшего штурмовика. Отец героя. И будущий мужчина, начинающий осознавать себя взрослым. Образ мамы, бабушки, тёти, Кристины и даже Пчелы – это единый образ настоящей дружной семьи, за которой вырастает образ самой России – терпеливой, доброй, мудрой, но не беззащитной, всегда умевшей бороться с врагами.
Уверена, многим взрослым рассказ поможет лучше понять своих детей, даже не переживших такой трагедии. Ведь вопросы малышей никогда нельзя оставлять без ответа. А ещё – разобраться в себе. И глазами автора взглянуть на родную страну.
Прямые отсылки к Великой Отечественной войне есть во всех трёх рассказах: простая сельская женщина Акулина спасла солдата во время войны и вышла за него замуж, прожила потом с ним счастливую жизнь, бабушка в электричке пережила уже два пожара – в первый раз нацисты сожгли дом в сороковых… Глебка, играющий в заложника, накрыт рубашкой с медалями прадедушки… Капитан Костя, вспоминающий Брестскую крепость… Белые журавли Расула Гамзатова. Это неслучайно. Именно Победой в Великой Отечественной мы много десятилетий гордимся, она выявила лучшие черты нашего многонационального, а в рассказах это тоже подчеркнуто не единожды, народа. Сплотила его. Муж Акулины – чеченец, Азаматик – осетин, Расул Гамзатов – дагестанец. И для всех Россия – Родина. За неё воюют, её воспевают, от неё ожидают помощи. И о ней и её героях наши писатели говорят так, что понятно даже самым маленьким.
Спасибо большое! Геннадий Викторович, попробую предложить эту тему на конференцию по чтению в Питер. Надеюсь, возьмут. Долго собиралась об этом писать, подтолкнул Александр Александрович Смышляев...
Елена, думаю, это именно Вы)) Спасибо! Я сама очень люблю произведения с яркими положительными героями, хотя читаю очень разное. А сейчас так нужны герои во всем - и в жизни, и в литературе.
Ольга, детская литература в патриотическом смысле в полном загоне. Это очень животрепещущая тема. Говорят. что даже президент дал поручение разобраться тут и что-то сделать. Так что ты молодец, что обратила на это внимание. Эту тему надо продолжать всё громче и громче. Как говорится бить в набат.
Твой друг и читатель Геннадий Иванов
Спасибо за материал, Ольга! Как раз недавно на круглом столе журнала "Дружба народов" речь шла об отсутствии положительного героя в современной детской литературе. Отсутствии чётко сформулированных нравственных ориентиров. А они есть. Я бы защищала их наличие убедительнее, если бы привела именно эти примеры. Но теперь про эти произведения не забуду. Спасибо!