Владимир БОНДАРЕНКО. ХРАНИТЕЛЬ МАЛОГО ТЕАТРА. К 80-летию Юрия Соломина
Владимир БОНДАРЕНКО
ХРАНИТЕЛЬ МАЛОГО ТЕАТРА
К 80-летию Юрия Соломина
Юрий Соломин – один из самых легендарных актёров ХХ века. Восемнадцатого июня 2015 года ему исполнилось восемьдесят лет. Солидная дата. Впрочем, сам Соломин юбилеев не любит, не юбилейный он человек. Доволен уже тем, что в честь юбилея решили поставить в Малом театре подряд семь спектаклей его постановки. Труженик, работяга. Живой и стремительный, несмотря на возраст.
Иначе и быть не может. Он же – хранитель легендарного Малого театра. С 1988 года был избран, а потом и назначен художественным руководителем театра. С 1960 года преподаёт в своём родном Щепкинском училище. Вот уж кто является самым коренным «маловцем»!
Малый театр сумел пронести свои традиции через все революционные вихри ХХ века, через все попытки авангардных реформ и остался хранителем традиций русского национального театра. А уже такие «маловцы», как Юрий Соломин, становились хранителями самого Театра.
Я горжусь тем, что довелось поработать завлитом этого легендарного театра при Михаиле Цареве, Елене Гоголевой, Игоре Ильинском и других знаменитых «стариках». Был дружен и с Юрием Соломиным. Тогда же заметил, можно было двадцать лет проработать в Малом – и всё равно остаться в нём чужим, какие бы высокие посты ты ни занимал, какие бы роли ни играл. Надо понять и проникнуться его высокими традициями, чтобы стать в нём своим.
Юрий Мефодьевич Соломин, думаю, был рождён для Малого. Ещё подростком в далёкой Чите он просмотрел фильм «Малый театр и его мастера», увидел на экране Жарова, Бабочкина, Ильинского, Гоголеву… и просто заболел этим театром. Решил поступать в училище при нём, а в 1957 году был принят уже в труппу. Скоро исполнится шестьдесят лет творческой деятельности.
Малый театр – изначально актёрский, не режиссёрский, и потому ему никакие реформы не нужны, нужны талантливые актёры и внимательные режиссёры.
Малый театр вечно критикуют все наши прогрессисты, пытаясь его сломать, обвиняют в некой музейности, но сам Юрий Мефодьевич отвечает на упрёки так: «А что же плохого в музее? В Эрмитаже, Третьяковке? Да, Малый театр – это музей, если хотите. Мы ставим классику, у нас звучит язык Чехова, Тургенева, Достоевского, Островского... Островский у нас превалирует, мы каждый сезон стараемся поставить ещё одну его пьесу. Мне работники посольств, атташе по культуре говорили: мы ходим в ваш театр учиться русскому языку. Послушайте – у нас широкий благозвучный язык. А телеведущие теперь так быстро говорят, что я их не всегда понимаю. Потому что они лимитированы временем, а время — это деньги. В театре мы, конечно, тоже занимаемся техникой речи, все эти «би-ба-бу», но зритель должен тебя не просто услышать, он должен понимать».
В конце концов, напоминаю нашим западникам, что существует национальный театр “Комеди Франсез” в Париже, существует в Англии шекспировский театр, или национальный театр “Кабуки” в Японии, и никто их не ломает, не упрекает. Что же так не нравится иным у нас в России наша русская национальная культура?
Юрий Соломин как актёр и как художественный руководитель Малого театра и есть неотъемлемая часть нашей русской национальной культуры. Он не изображает из себя героя, не лезет на баррикады, но служит русскому искусству с самых ранних лет, с учёбы в Щепкинском, с первых своих ролей. Я всегда удивлялся, общаясь с ним: как актёр Юрий Соломин совсем иной, нежели как руководитель театра. Руководитель – это обязанность, это долг, работа, а актёрство в нём заложено органически, даже в свои преклонные годы выходя на сцену Юрий Мефодьевич сразу же преображается, становится каким-то обаятельным, слегка ироничным, страстным человеком. Русский характер во всём.
В театральном училище он и познакомился со своей будущей и единственной женой Ольгой. Жили долгое время бедно, но дружно. А в 1970 году к Юрию Соломину пришла всесоюзная слава после выхода на экраны пятисерийного фильма “Адъютант его превосходительства”. Но киношным актёром он так и не стал, хотя снимался в фильмах время от времени. Всем запомнилась его роль в фильме японского режиссера Акиро Куросавы “Дерсу Узала”, где он сыграл самого писателя Арсеньева.
В целом, он снялся более чем в шестидесяти фильмах, среди которых я бы выделил «Хождение по мукам» (1977), «Блокада» (1975-1978), «Обыкновенное чудо» (1979), «Свет в окне» (1980), «ТАСС уполномочен заявить» (1984), «Привал странников» (1991), «Сны о России» (1992), «Чайка» (1998), «Горе от ума» (2002), «Московская сага» (2004)…
И всё-таки он остался верен своему Малому театру, главная жизнь всегда была и есть в нём. Да и самые главные роли тоже в нём. Пусть массовый зритель вспоминает про “Адъютанта его превосходительства”, но все театралы прежде всего назовут Хлестакова и Фамусова, царя Федора Иоановича и Мольера, чеховских героев дядю Ваню и Тригорина. Более всего Юрий Соломин ценит русскую классику, ставит сам спектакли по Чехову и Гоголю. Да и в репертуаре Малого театра в соломинский период тоже господствует русская классика.
В беседе со мной Юрий Мефодьевич сказал: “Мы понимали, репертуар наш классический спасал в самое трудно время и нас, и наших предшественников, и наших зрителей тоже. Он спасал театр в самые сложные моменты. Мы подумали, что и самой России на новом этапе пора узнать свою национальную историю, свою классическую литературу. Наверное, новая Россия имеет право на свой национальный театр. Мы себя так и назвали без лишней скромности – русский национальный театр. И решили, что наш театр будет классическим. Мы пытаемся это делать не только по репертуару, но и по стилю. В наших русских традициях. И поэтому наш репертуар – один из лучших репертуаров в театрах России…”.
Спросил я у Юрия Мефодьевича и о том, как он сам понимает это предназначение – “маловец”. Говорят, даже Игорь Ильинский почувствовал себя “маловцем”, проработав в театре пятнадцать лет. Скорее, это даже какое-то мистическое понятие?
“– У нас в театре лучший акустический зал в России. Он придаёт свободу голосу. Он придает свободу зрителям. Хотели во время ремонта поменять нам потолок над зрительным залом. Мы наотрез отказались. В Малом театре существует своя аура. В зрительном зале витает дух актёров, когда-то входивших на эту сцену. Мы не хотели выпустить этот дух из наших стен. Оказалось, верхняя часть зала сделана из чудесного дерева, держит звук. Недавно я вычитал в газетах, что в пирамидах через две тысячи лет можно, вскрыв звуковые ходы, услышать голоса фараонов. Так и звук всех великих актёров находится до сих пор в Малом театре. Иногда выходишь на сцену, и что-то неестественное тебе помогает, эта сила берёт тебя и несёт… Я верю, что это так есть… По крайней мере, в театре всегда было мощное единение во имя театра. Корпоративность Малого театра – это тоже одно из качеств, которое помогает ему оставаться единым коллективом”.
Роль худрука в Малом театре совсем иная, чем на Таганке или даже во МХАТе. Юрий Соломин не столько давит, конструирует, сколько помогает актёрам раскрыть все свои возможности, не случайно все считают, что в Малом – одна из лучших актёрских трупп. Соломин понимает, что артисту всегда нужна новая работа. “Если вам ничего не предлагают в театре, ищите в кино. Если и там ничего не найдёте, ищите себя на эстраде, радио или самостоятельно работайте на своей концертной программой, умейте ждать…”.
И отношение к работе режиссёра у него своё “маловское”, он напрочь отрицает “режиссёрскую” режиссуру, он считает: “Режиссура, на мой взгляд, должна в первую очередь помочь выявлять актёрские дарования. Она в корне своём должна быть актёрская…”.
Юрий Соломин оберегает и себя, и свой театр от каких-то новаторских постановок, сомнительных пьес и постановочных решений. Думаю, “Тангейзер” вряд ли смог бы появиться в Малом театре. Даже режиссёры-новаторы, тот же Соловьёв, приходя в Малый театр, подчиняются его традициям. Как актёр, он тоже выстраивает свою классическую вертикаль, от молодого Хлестакова до степенного отца семейства Фамусова. “Можно понять отношение Фамусова: почему Чацкий должен всех учить. Приехал какой-то сопляк и начал поучать. Я, как отец, прекрасно понимаю волнения Фамусова…”.
И потому Фамусов в его исполнении стал выдающейся ролью, замеченной всей театральной общественностью России. Он вносит в образ Фамусова дыхание нынешней живой жизни, аромат своих бесед-разговоров с внучкой. “Всё тот же Кузнецкий мост, всё те же французы, а с ними и моды и музы”. И по-прежнему родители переживают за своих детей, как и сто, и двести лет назад.
Народ любит свой Малый театр, потому что там он слышит настоящий русский язык, смотрит настоящую русскую классику и видит настоящих русских актёров. Таких, как Юрий Мефодьевич Соломин. Он – настоящий Хранитель Малого театра.
Любое своё дело он делает добротно. Был министром культуры, сохранял наши русские сокровища Эрмитажа и Ленинки от разорения. Преподаёт в Щепкинском училище – все студенты его обожают, любимый педагог. А как любит Юрий Мефодьевич своих кошек и собак?! Как обожает свою внучку? Значит, добрый человек, ко всему прочему.
В довершении хочу сказать, что насколько я знаю, к власти Юрий Соломин никогда не рвался. Известнейший актёр, слава, деньги, роли текли сами собой. Когда на него взвалили эту махину Малого театра, популярности не добавилось, зато ответственности, хлопот – с избытком. Но как говорится: “Надо, Юра, надо…”, кто-то же должен был из настоящих “маловцев” вести этот большой корабль? Вот и ведёт. Уже 25 лет мечтает съездить в родную свою Читу, где покоится его отец, известный музыкант Мефодий Викторович Соломин.
Сегодня он, как пишут в энциклопедиях, – член Союза кинематографистов России, Общественного Совета по изданию «Православной энциклопедии», президент Ассоциации русских драматических театров (МАТР), почётный член Российской академии художеств, президент Фонда «Покровский собор на Красной площади», академик Международной академии творчества, член-корреспондент РАО. Народный артист СССР и Кыргызстана, заслуженный деятель искусств Республики Марий Эл, лауреат Государственных премий России, Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых, Международной театральной премии Станиславского, премии «Золотой Овен» за выдающийся вклад в развитие отечественного кино, премии КГБ СССР и ФСБ в номинации «Актёрская работа», Всероссийской премии «Человек года» – Соломин награждён орденами Дружбы Народов, Почёта, «За заслуги перед Отечеством» IV, III и II степени, Святого благоверного князя Даниила Московского (РПЦ), медалями и наградами других стран. Имя Юрия Соломина присвоено астероиду.
От всей души, от имени всей газеты поздравляю вас, Юрий Мефодьевич, с юбилеем! Здоровья и новых творческих побед!