Андрей ПЕТРОВ. ЛЮБАЯ ЖИЗНЬ – ЧУДО. О книге Натальи Мелёхиной «Животинки из Паутинки»
Андрей ПЕТРОВ
ЛЮБАЯ ЖИЗНЬ – ЧУДО
О книге Натальи Мелёхиной «Животинки из Паутинки»
В 2024 году в вологодском издательстве «Древности Севера» в серии «Поэзия и проза Русского Севера» вышла книга Натальи Мелёхиной «Животинки из Паутинки», предназначенная для семейного чтения. В аннотации читаем: «Сборник рассказов Натальи Мелёхиной посвящен родной деревне автора – Полтинино, которую в народе кратко зовут Полтинка, а произносят как Паутинка. Он включает два цикла «Животинки из Паутинки (заметки о животных)» и «Дашкины рассказы». Здесь собраны истории о самых разных обитателях как самой деревни, так и её окрестностей: воробьях, дроздах, мышах, ежах, коровах, собаках, котах и даже медведях».
В авторском предисловии говорится о том, как неожиданно для самой писательницы сложилась эта книга: писала она посты в соцсетях о животных, за которыми наблюдала в деревне, читателям это нравилось, мало того, дети по этим маленьким рассказам рисовали картинки. Вот так по заявкам читателей появилась эта книга, которую вполне можно назвать детской, хотя сама Наталья Мелехина убеждена: «Детским писателем можно только родиться, им нельзя стать, этому нельзя научиться».
В качестве эпиграфа приводятся слова самой писательницы: «В деревне чувствуется особенно остро, что любая жизнь – это чудо, и всякая животинка заслуживает доброго слова». А еще в книге с любовью рассказывается о жизни самой деревни Полтинино, в которой когда-то проживало 72 человека, а сейчас осталось только 7, о фольклорных сюжетах и сказках, колоритных местных словечках, бытовавших в этой деревне: «Мои деревни уходят в небытие тихо и незаметно для большого мира – так тихо, как умирают забытые внуками бабушки и дедушки в ветхих избах. И вместе с ними пропадает что-то очень важное. <...> Что-то такое, что теперь останется лишь мифом в памяти вчерашних детей, что-то такое, перед чем и ум бессилен, и сердце неймёт». Именно так – «И сердце неймёт» названо предисловие, в котором нашли отражение боль и тревога автора.
Однако в составляющих книгу маленьких рассказах передано совсем другое настроение – радостное, жизнеутверждающее, здесь много доброго юмора, а иначе и быть не может, когда с любовью пишется о животинках и о детстве. А заодно на серьезные и важные вопросы можно найти ответы в книге: надо ли детей от вологодского говора отучать, зачем нужно подкармливать птиц зимой, как правильно и эффективно преподавать литературу, есть ли будущее у человеческого сердца в мире высоких технологий, что собой представляет настоящее патриотическое воспитание без ложного пафоса.
Самые разные по форме и по жанру произведения представлены в этой книге: тут и забавные зарисовки с натуры, и выразительные лирические миниатюры, и чуть ли не детективное расследование, и самая настоящая бухтина завиральная, ну и, конечно, собственно рассказы с увлекательным сюжетом. Запоминаются яркие образы животинок, которые совсем как люди: вальяжный барин – кот Рыжик, робкий и тихий воробьишка Тишка, разбойный и коварный Еж Иванович, большая притворщица-сладкоежка – лайка Вега, важный любитель риса – мышонок Фомка, юный котик Мэнсон, постигающий сложности и приятности жизни. А чего стоит кошачий ОМОН, не уступающий по решимости и смелости своим человеческим собратьям!
Без чуткого, неравнодушного отношения к природе, без проницательной наблюдательности, без пытливой любознательности не написать такую книжку. Всех этих качеств автору не занимать. А потому получилось и увлекательно, и познавательно. Главное, качественно в литературном плане. Вот лишь некоторые интересные замечания автора: «Мыши – это ведь вам не безмозглые хомяки, у них интеллект сопоставим с собачьим» («В честь Пика»); «Все ежи – знатные мышеловы, поэтому раньше, если в деревне не водились ежи, их специально приносили из лесу» («Переполох в клубничнике»); «Так что нечего нам, людям, зайцам морали читать: нам и самим есть чему у них поучиться, например, не делить детей на своих и чужих в час нужды» («Мэнсон и времена года»).
Хочется цитировать трепетные, проникновенные строки из книги, например, такие: «Я плету этот пейзаж из слов, как птицелов плетет сеть. Закидываю её в небо, но вытаскиваю старую кленовую листву, и смеётся надо мной, рассыпается в шелестящем хохоте осень» («Прогулка»); «Нет в моей деревне ничего особенного, кроме красоты, незаметно и щедро разлитой Богом везде и всюду» («Ничего особенного»).
Пришлись ко двору в этой доброй, искренней книжке для семейного чтения и «Малиновый цирк», и «Дашкины рассказы», хорошо известные почитателям таланта Натальи Мелехиной по её книгам и журнальным публикациям. Они органично себя чувствуют с другими составляющими сборника, пронизанными особой любовью, особой нежностью.
Ну вот напоследок такая показательная семейная картинка: «Каждый вечер брат Игнаха приносит Дашке из лесу гостинец: то из-под снега горсть клюквы или брусники; то большое полотнище бересты, на котором рисовать и писать можно; то хвостик заячий, на помпон похожий; то шишки еловые, сосновые, кедровые, ольховые; то колючего шиповника вместе с ягодами веточку; то еловый букет, чтобы игрушками самодельными украшать, – много в лесу богатств! Ждет не дождется Дашка, когда Игнаха чай допьет и из рюкзака сегодняшний гостинец достанет» («Дашкин каравай»).
Важно отметить, что книга замечательно проиллюстрирована художницей Надеждой Леонтьевой.
Мне посчастливилось иллюстрировать произведения для этой книги, и я подписываюсь под каждым словом Андрея Петрова!!! Действительно чудесные рассказы. Юмор и отвага, грусть и нежность, обыденная жизнь в сельской местности пронизанная любовью в каждой травинке, речке, животинке... И всё так близко каждому из нас. Советую к семейному чтению.