Анатолий ГОЛОВКИН. КАК ОТМЕЧАЮТ НОВЫЙ ГОД И РОЖДЕСТВО НАРОДЫ СЕВЕРА. Экскурс в этнографию
Анатолий ГОЛОВКИН
КАК ОТМЕЧАЮТ НОВЫЙ ГОД И РОЖДЕСТВО НАРОДЫ СЕВЕРА
Экскурс в этнографию
Близятся зимние праздники – Новый год и Рождество. Земля в очередной раз обошла круг вокруг солнца. В эти дни мы привыкли наряжать елки, дарить подарки, готовить оливье, ходить в гости. Как отмечают эти праздники на европейском Севере России?
На европейском севере России проживают коренные малочисленные народы финской группы: вепсы, ижора, карелы, коми, ненцы, саамы. У каждого из этих народов сохранились свои традиции и обычаи при встрече Нового года и Рождества, но много и общих традиций. За национальные традиции малые народы держатся крепко: из поколения в поколение передают они ремесла, гадания, рецепты блюд, обычаи, которые бытовали на этой земле испокон веков. И даже если молодое поколение воспринимает их как развлечение, это все равно помогает не оборвать нить традиций. Однако традиции и обычаи этих праздников сохраняются при деревенском укладе жизни, в городе они теряются.
До 1918 года все православные народы России отмечали зимние праздники две недели подряд, с Рождества 25 декабря до Крещенья 6 января; Новый год отмечали между этими праздниками, 1 января, как и теперь. С введением нового календаря Рождество перешло на 7 января уже после Нового года, но у одних финских народов Севера, как и тверских карел, порядок празднования нарушен не был, другие народы перешли на новый календарь.
Рождество всегда считалось настолько важным праздником, что даже декабрь получил название joulukuu – «рождественский месяц», так он называется по-фински до сих пор. Рождество – это праздник света среди самых темных дней в году. Традиция велит начинать рождественские приготовления за четыре недели до праздника, с подготовкой к празднику сверяют все домашние работы.
Многие заботы были связаны с запасом продуктов на праздник: ловили свежую рыбу, вывозили из лесных тайников заготовленные осенью клюкву и бруснику, резали теленка или барана, а также выращивали солод и изготавливали домашнее рождественское пиво. Этот процесс длительный, варили его к 21 декабря, когда следовало обязательно же и попробовать его – домашнее рождественское пиво, joulunolut. Северные народы, как и тверские карелы, до сих пор не утратили традиции приготовления пива из ячменя, ржи и даже овса, оно было хорошо известно и героям карело-финского эпоса «Калевала»:
Пиво есть у нас и дома,
Пиво есть в еловых бочках,
За дубовой втулкой бродит.
Елка, которую по традиции устанавливали в доме накануне Рождества, 24 декабря, и без которой уже трудно представить Рождество и Новый год, стала полноценным символом праздников народов России только в ХХ веке. Ель неслучайно стала рождественским деревом. Никакое другое дерево не внушает большей уверенности и спокойствия, чем могучая разлапистая ель. Для финских народов ель является одним из воплощений мужественности. Она успокаивает душу после утомительных рождественских приготовлений. Рождественское настроение достигает своего счастья к тому времени, когда вся семья начинает украшать елку.
Накануне Рождества, 24 декабря, в домах обычно была суматоха: топили баню, украшали елку, готовили рождественские подарки, варили, жарили и парили яства, пекли пироги и калитки (небольшие открытые пирожки), после обеда многие шли в баню с вениками, связанными летом на Троицу. Вечером садились за стол, который по рождественской традиции ломился от всевозможных блюд. Обязательным условием празднования был и остается обильный рождественский стол: если еды не хватит на две недели праздников, в новом году в дом может прийти бедность.
Вепсы к Рождеству обязательно готовили ячменную кашу – suurin kas. Хозяева разбрасывали её с крыльца ложками как жертву Морозу, чтобы он не трогал посевы весной и летом. Наличие в первый день большого количества еды означало сытый год для обитателей дома. В первый день Рождества относили горшок загусты (каша из ржаной муки с молоком и маслом) на гумно и просили там одновременно Иисуса Христа, святителя Михаила, «хозяев риги» и «духа зерна» принять участие в семейной трапезе. Вепсы верили, что такие действия помогут получить хороший урожай в начинающемся году.
Вепсы, как и другие северные народы, празднуют зимние праздники две недели, от Рождества Христова до Крещения. Рождество праздновалось более торжественно, чем Новый год, благодаря его церковным элементам: праздничному богослужению, звону колоколов, христославлению с участием духовенства, взрослых и детей. Это время называлось Syndyma. Представители этого народа верят в магию первого дня: всё, что произойдет в первый день, распространится на весь наступающий год. Поэтому, если не хочется убытков, в первый день нельзя ничего отдавать из дома. Если в первый день дом посетит мужчина, это положительный знак, если женщина – отрицательный. Также в вепсских деревнях женщины ранним утром старались успеть первыми к колодцу – считалось, что первая зачерпнувшая воду с льдинками женщина будет потом весь год собирать больше всех сметаны и сливок.
Ижоры вообще не отмечали Новый год. А украшения, которые предназначались для елки, они вешали на себя. Представители древнего малочисленного народа праздновали Рождество. В этот день все непременно отправлялись в церковь на всенощную, утром от дома к дому ходили дети и пели рождественские песни. Все святки каждый вечер гадали. На четвертый день Рождества молодые начинали ходить из дома в дом и колядовать – пели восхваляющие песни в честь хозяев, которые в ответ угощали. Заранее делали из бересты маски, лица красили углем или мелом, надевали старые кафтаны, на спину приделывали «горб», в руки брали посох. Чтобы никто не узнал ряженых, они пели искаженными голосами. Мужчины могли одеться женщинами и наоборот. Надев наизнанку шубу, изображали волков и медведей. Из скамейки делали «лошадь» – накидывали поверх шубу, на ножки надевали валенки и скакали на ней по избе, били в барабаны, пели и танцевали. «Волков» в дом не пускали – им бросали заранее сшитых из льняного полотна маленьких зайчиков. К медведям у финно-угров было и остается особое отношение. Медведь без шкуры похож на человека, и финские народы считали медведя своим предком – медведь для них выше всего.
Карелы издавна от нечистой силы прятались с помощью переодеваний. С этой же целью ходили по улицам страшные ряженые, имевшие в лице и одежде знаки мира умерших.
А обычай колядования в том или ином виде был распространен у многих народов. Поздно вечером молодые наряжались в разные одежды, приходили в дома, где обычно проходили посиделки, пугали и детей и взрослых дикими голосами, перепачканными сажей и мелом лицами и страшным видом – вывороченными наизнанку шубами, берестяными масками и козлиными рогами. Участники переодеваний обязательно должны были потом очиститься, искупавшись в Крещение, 6 января, в проруби.
Две недели, с 25 декабря по 6 января, проходили святочные посиделки. Можно представить себе утопающую в снегах северную деревню в 30-40 домов: на улице воет метель, погас свет керосиновых ламп во всех окнах деревни, они светятся лишь в одной избе. Беседа собиралась в доме крестьянина, имевшего дочь-невесту, или принимающего у себя гостей, а также в нанятой избе, которую по-карельски называли «кизяпертти». Гости – девушки, приехавшие из другой деревни, или даже из другого прихода. Во время беседы лавки были заняты девушками, которые сидели с прялками, хотя пряли во время бесед они очень мало, или и совсем ничего не пряли. На них были надеты синие, красные, зеленые сарафаны, под ними холщевые белые рубашки, вышитые карельским орнаментом по вороту, плечам и рукавам. В косы заплетены ленты, у каждой девушки разного цвета – розовые, красные, желтые, зеленые.
Этими посиделками и беседами были очень обеспокоены местные священники. Они на своих проповедях внушали родителям, что на посиделках нет взрослых мужчин и женщин, молодые парни и девушки в возрасте с 16-17 лет были предоставлены сами себе. Нередко они проводили время в полной темноте без огня, а парни иногда бывали пьяными. По мнению священников здесь терялась стыдливость души под нецеломудренными взглядами и движениями. На таких вечеринках, по их мнению, зарождалась нечистая похоть, которая покрывала целомудрие души позором.
Дома каждая мать и каждый отец строго наказывали девушкам не переступать порог целомудрия, беречь свою невинность. Если случалось обратное, то позор на девушку и её семью падал от всей деревни. Православная церковь и людское окружение всегда считали самым главным достоянием девушки её невинность. Каждая заботливая мать всегда мечтала, чтобы дочь вышла замуж и рожала для неё внуков, чтобы она сохраняла свою невинность, как самую большую ценность, до брачной постели.
Если все эти рождественские и новогодние дни российский Дед Мороз путешествует на санях, запряжённых тройкой коней, то карельский Talvi Ukko (Зимной дед) ездит на оленьей упряжке. На территории его усадьбы в поселке Чална Пряжинского района недалеко от Петрозаводска, которая была создана совсем недавно, лишь в 2015 году, имеется оленье хозяйство с хаски и маламутами – стойкими, красивыми и очень умными ездовыми собаками.
Карельские хозяйки искусны в хлебопечении. Кроме хлеба они пекли разные пироги, блины, сочни и другие изделия, среди них: колобы – небольшие круглые лепешки из кислого теста со слоем картофельного пюре, толокна или пшенной каши сверху. Ели их обычно с ухой, супом, с чаем.
Мучники – пироги из хлебного теста, на которое клали другое более жидкое тесто. Защипывали края и пекли в печи. Такие мягкие булки, мучники, тверские карелы сейчас пекут из пшеничной муки с добавлением сметаны и топленого масла.
Калитки – круглые, четырехугольные или удлиненные пироги из ржаной муки, начиненные картофельным пюре, пшенной или ячневой кашей, защипанные с краев.
Рыбники – рыбные пироги из окуня, щуки или другой крупной рыбы. В праздники карелы, в том числе и тверские, пекут сочни и блины. Из жидких блюд карелы ели супы и похлёбки с одинаковым названием rokka. Перед этим словом карелы прибавляют название продукта, из чего сварен суп. Kalarokka – рыбный суп или liharokka – мясной суп. Среди праздничных блюд также мясной или грибной суп, студень, соленая селедка и другая рыба, сыр и колбаса, соленые грибы, напитки из фруктов и ягод и, конечно, пироги с кашей, капустой, творогом, грибами или рыбой.
С вечера 24 декабря и до Крещенья, 6 января, проходили гадания. Чтобы узнать свою судьбу на следующий год, парни и девушки иногда подслушивали под окнами. Они договаривались, кто кого из жителей дома будет слушать разговоры. Потом каждый из них говорил о словах, которые он услышал, а другие предугадывали его судьбу.
Вторым способом гадания было гадание на перекрестках. Молодежь выходила на окраину деревни, где дороги расходились в разные стороны. Они вставали спиной друг к другу, сковородником очерчивали вокруг себя черту от нечистой силы. Все замолкали на некоторое время и прислушивались, потом начинали обсуждать, кто что слышал и пытались предугадать судьбу каждого на следующий год. Кто-то слышал выстрел, значит, ему идти в рекруты. Кто-то слышал песню, значит, ему жениться или ей выходить замуж. Кто-то слышал скрип саней, значит, ему отправляться в дальнюю дорогу на заработки или повинности.
Народ коми Рождество Христово встречал радостно и весело. К Рождеству возвращались из дальних угодий после двух месяцев отсутствия охотники с добычей. Женщины наводили порядок в доме, варили пиво, готовили угощенье. Две недели длились святки – дни, когда можно было отдыхать, есть, пить, веселиться от души. Каждый из святочных вечеров отводился под определенные игры, развлечения, гадания. Многие из них проводились только раз в год на святки. Парни и девушки «рядились» – переодевались в цыган, разбойников, коней, медведей, журавлей и ходили по домам односельчан.
Во время святочных посиделок много пели, плясали, молодежь разыгрывала сцены и игры, которые давали возможность найти свою пару, кому на год, а кому на всю жизнь. Святки завершались 6 января праздником Крещения Господня. Во время святочных гаданий дозволялось соприкоснуться с загадками потустороннего бытия. Гадали на святки в основном девушки и парни – о суженом, о судьбе, о своем предназначении. Люди постарше желали узнать, каков будет урожай в новом году, удачна ли будет охота, не ожидает ли семью пожар, чья-то смерть. Гадать полагалось на перекрестках дорог, в банях, овинах, нежилых домах, строящихся домах, у колодцев, в местах, где граница между мирами была слабее. Гладь зеркала также отворяла дверь в невидимый мир.
Ненцы тоже не отмечали Новый год, но в течение многих веков в Рождество ездили к священным местам, где совершались ритуалы. Они просили своих богов о снисходительности к оленям и людям в предстоящем году. Также они разводили костры и водили вокруг них хороводы. Кроме того, ненцы загадывают желания и завязывают ленточки на священном для них дереве – березе, а также обмениваются подарками. Большое внимание в праздники они уделяют детям. Считается, что, если обидеть ребенка, добрые духи рассердятся и покинут вас. Накрывают праздничный стол, на котором присутствуют оленина, строганина и свежая рыба.
У саамов более значимым, чем Новый год, который они не отмечали, считается Праздник чистого снега, который раньше отмечали 25 декабря, но позднее стали отмечать 7 января. В этот день саамы разводят костёр на берёзе, срубленной ещё летом для этого ритуала. На огне они варят чаи из трав и уху из сёмги. Праздничный обед они едят прямо у костра, на снегу. Также они водят хороводы вокруг этого костра, загадывая желания.
Но в каком бы регионе России люди ни встречали Рождество и Новый год, какие бы традиции и обряды ни соблюдали, везде они желают друг другу счастья, добра и радости!
Город Тверь