Владимир ЧУГУНОВ. СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК И СОВРЕМЕННЫЙ МИР. Доклад в «Матице Сербской»
Владимир ЧУГУНОВ
СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК И СОВРЕМЕННЫЙ МИР
Доклад в «Матице Сербской»
По приглашению «Матицы сербской» с 14 по 17 февраля 2024 года я находился в Сербии с деловым визитом в рамках культурного сотрудничества двух общественных организаций России и Сербии. Это была третья поездка в Сербию. Первые две были связаны с Белградской книжной ярмаркой. «Матица сербская» – независимое, некоммерческое, неправительственное культурно-научное национальное учреждение, которое находится в городе Нови Сад Автономного края Воеводина.
В рамках этой поездки мною был сделан доклад на предложенную руководством «Матицы» тему.
Предлагаю его вашему вниманию.
Дамы и господа, дорогие братья и сестры любимой мною страны, в первую очередь я хочу поблагодарить всех, кто предоставил мне возможность приехать сюда, а также оказал честь выступить перед высоким собранием.
Тема моего доклада является главной темой не только всего моего творчества, но и всей русской и мировой литературы. Лично для меня она впервые была сформулирована Достоевским в романе «Братья Карамазовы». Поэтому моя первая книга называется «Русские мальчики». Мальчики, которые «только и делают», что говорят и размышляют «о вековечных вопросах»: «Есть ли Бог, есть ли бессмертие?». Как отметила в своей статье о моей первой книге Ольга Васильева, «человеческий тип, обозначенный Достоевским этим ёмким и точным словосочетанием «русские мальчики», несёт в себе несколько смысловых нагрузок. Прежде всего, это национальное качество, ибо в каждом образе Достоевского русская душа узнаёт себя. А вот слово «мальчик» многослойно. Оно заключает в себе и иронию, более привычную для современного слуха, и необыкновенную глубину». Глубина эта непостижима, но её ощутимое проявление в жизни каждого не утратившего человеческий облик начинается с юности и продолжается до глубокой старости. В этом смысле термин «русские мальчики» приложим к думающей части всего русского народа, ибо, по мнению того же Достоевского, если нет Бога, то «всё позволено».
Проявление этого самим себе позволенного и никому больше, кроме этих «избранных», не позволенного мы наблюдаем на протяжении всей мировой истории, а в последнее время – особенно. По этой причине время от времени в российских СМИ, но гораздо чаще в интернете, между людьми подымаются разговоры на тему апокалипсиса, и немало таких, кто живёт под его неправильным пониманием, главная суть которого не в пророчестве, а в предупреждении о том тоннельном сценарии мировой истории, куда пытаются загнать народы мира эти «избранные» во главе с США. Однако до тех пор, пока не только в России, но и во всём мире имеются не преклонившие колена перед этим бесчеловечным сценарием, никакие даже самые изощрённые меры не в состоянии упразднить дарованное Богом до скончания века всему человечеству стояние в своих национальных традициях, верованиях и человеческом достоинстве.
В настоящее время обстановка в мире с каждым годом накаляется, а где-то уже льется кровь, гибнут ни в чем не повинные старики и дети, расшатываются национальные традиции, нравственные устои, размываются понятия о добре и зле, не говорю уже о сотрясающем мир кризисе, экономических, экологических, энергетических и иных насущных проблемах. Но скажите, когда этого не было? Вся мировая литература, начиная от Гомера и до сего дня в подавляющем большинстве тем только и занималась, что изображала человека в окружающей его враждебной и даже опасной для жизни обстановке. Между «войной и миром» человечество живёт несколько тысячелетий одной только письменной истории. И разве не об этом роман вашего знаменитого соотечественника Иво Андрича «Мост на Дрине»? Но всякий раз человечество находило в себе силы и мужество эти трудности преодолевать.
Я попробую кратко обозначить основные проблемы современного мира вообще и России в частности, над разрешением которых неустанно трудятся наши лучшие умы, современные «русские мальчики».
1. В настоящее время о надвигающемся энергетическом кризисе упорно молчат, хотя эта проблема в плане выживания человечества является первостепенной. Более 10 лет назад в институте им. Курчатова собравшимися для решения энергетической проблемы учеными России было сделано следующее заявление: «Если в ближайшее время не будет открыт новый источник энергии на быстрых нейтронах, то можно ожидать, что в настоящее время живёт последнее поколение людей на планете Земля».
Заявление прозвучало, но воз и ныне там, хотя на протяжении более 20 лет об этом не перестаёт говорить на всех доступных площадках доктор технических наук, профессор, специалист по ядерной физике и атомной энергетике Игорь Николаевич Острецов. Он даже написал об этом книгу, которая называется «Введение в философию ненасильственного развития». (Кстати, книга предваряется комментарием патриарха Алексия Ридигера, который выразил благодарность ученому за то, что его научная работа опирается на евангельское учение). По мнению Острецова, все происходившие в мире события, в том числе и события на Украине, связаны с энергетическим кризисом. Это тема отдельного доклада, а пока кратко обозначу суть проблемы:
Мировых запасов урана 235 осталось всего на один ресурс, на 50 лет. Понимая это, США не строят новых АЭС, а Германия даже остановила те, что имелись в наличии. Обеспечивающая нынешние потребности в электро-генерации органика (нефть, газ, уголь) прошла пик добычи и дальше будет только спад её добычи. Выхода из создавшейся ситуации два.
Первый – это сокращение населения планеты при помощи пандемий, ЛГБТ, наркомании, пьянства, локальных войн и так далее... В таком случае оставшемуся миллиарду или полу-миллиарду «избранных» на какое-то время ресурсов хватит, если, разумеется, Бога нет, и некому свыше вмешаться в это беззаконие.
Второй выход предлагает Игорь Острецов. Это упразднение мирового гегемона и переход на коллективное, равноправное, справедливое управление жизни на планете Земля.
Если получится реализовать второй вариант, для выживания человечества потребуется срочно переходить на промышленное освоение урана 238, имеющегося в количестве 90% от всех мировых запасов углеводородов на планете, а уран 235 надо будет оставить для промышленного освоения космоса. Два научных опыта по освоению урана 238 были проведены более 20 лет назад, кстати, один из них — с санкции Путина. Опыты показали прекрасный результат. Дело остаётся за промышленным освоением этой уникальной установки. Уникальность заключается в том, что АЭС такого типа совершенно безопасны. Если такую станцию потребуется остановить, нужно просто выключить тумблер. Мало того! Эта установка может работать на отходах ядерного топлива и перерабатывать их в фоновом отношение в ноль. Спрашивается, кто препятствует осуществить это на практике? Ответ очевиден: США, в виду военного применения «ускорителя на обратной волне Богомолова», который является неотъемлемой частью этой новой установки, поскольку этот ускоритель обнуляет авианосный флот США. Для этого всего лишь нужно поместить «ускоритель Богомолова» на обычный транспортный самолёт и с высоты полета послать импульс в долю секунды на авианосец, и его атомный реактор сразу пойдёт вразнос.
На этом думаю закончить описание первой проблемы. Остальные направления мысли лишь кратко обозначу.
2. Разработка авторским коллективом концепции общественной безопасности на основе понимания достаточной общей теории управления, состоящей из пяти приоритетов: мировоззренческого, исторического, идеологического, генетического и силового. Всё это есть в открытом доступе в интернете, на эту тему написано немало книг. По мнению разработчиков этой концепции, «в настоящее время русская цивилизация приступила к выполнению своей миссии в глобальном процессе». Единственное, что я сюда бы добавил, и даже об этом в своё время написал разработчикам этой концепции, что они забыли главный приоритет: водительство Божие, которое без особого труда можно заметить в истории человечества и в жизни каждого человека.
3. Из концепции общественной безопасности, о которой, кстати, на одном из Валдайских форумов впервые упомянул Путин, вытекает следующее направление мысли, над которой работают лучшие умы России. Это описание построения будущей государственности нашей многонациональной страны, которая может занять достойное место в глобальном проекте «Большая Евразия», о чём в свое время также заявил Путин. Он сказал: «Большая Евразия – это не абстрактная геополитическая схема, а, без всякого преувеличения, действительно цивилизационный проект, устремленный в будущее». Позднее, в Китае, президент развернул свою мысль подробнее, и её можно легко найти в интернете.
4. Следующая проблема впервые была поднята в 1903 году на «Религиозно-философских собраниях» в Петербурге с разрешения обер-прокурора Святейшего Синода Победоносцева. Кратко её можно обозначить как назревший диалог между церковью и образованной частью общества. К сожалению, собрания эти продлились недолго и были прекращены тем же Победоносцевым потому лишь, что церковная иерархия оказалась неготовой к такому диалогу. А ведь в тех религиозно-философских собраниях принял участие цвет тогдашнего общества: Мережковский, Розанов, Бердяев, Ремизов, Вячеслав Иванов и другие. Председательствовал на этих собраниях будущий патриарх Сергий (Страгородский). Проблема никуда не делась и в последнее десятилетие с неменьшей остротой заявила о себе, о чем говорит хотя бы учреждение «Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия». Главная цель учреждения премии была высказанная председателем Издательского Совета РПЦ митрополитом Климентом. Он сказал в интервью: «Если мы не откроем нового Гоголя и Достоевского, то мы потеряем молодёжь». Когда я это услышал, даже с облегчением вздохнул: «Ну, наконец-то!». Однако на практике получается нечто иное. Дело в том, что в рецензенты набрали сотрудников, которые никакого понятия не имеют, например, о полифонии художественного произведения, они хотят видеть изображаемую в присылаемых на рецензирование книгах жизнь не такой, какая она есть, а такой, какой бы её им хотелось видеть, отчего главная цель премии становится неосуществимой. Это не пустые слова. Я мог бы привести наглядные примеры таких некомпетентных рецензий, но это тема отдельного разговора. А теперь я хочу только добавить, что полемика по поводу взаимоотношения церкви и общества с каждым годом разгорается всё больше и больше.
На обозначенные выше темы ведут горячие споры действующие лица практически всех моих книг, начиная с «Русских мальчиков».
Я ничего не сказал о том, за что проливается кровь братских народов на Украине. По поводу СВО российское общество разделилось, хотя разделилось оно ещё в начале перестройки и даже раньше. Я отношусь к той части общества, которое убеждено, что мы воюем не с Украиной, не с украинским народом, а с теми силами мировой закулисы, о которых упомянул в начале доклада. И для русского, и для украинского народа это общая беда, в которую нас втянула своими провокационными действиями эта мировая закулиса. Эти господа прилагали гигантские усилия и тратили огромные средства, чтобы это, наконец, случилось. Кстати, по поводу незаконного продвижения НАТО на Восток вопреки обещаниям 1991 года наш президент впервые заявил в 2007 году в Мюнхене. Тогда же им впервые была озвучена мысль о многополярном мире. Но вы посмотрите это выступление в интернете. Сидящие в зале сильные мира сего смотрят на нашего тогда ещё молодого президента с ироническими улыбками. В то время такое заявление действительно могло показаться утопией, а теперь наступило время воплощения его в жизнь.
В начале своего доклада я упомянул Достоевского, но в первую очередь надо бы сказать о Пушкине, ибо всё намеченное в его творчестве впоследствии было положено в основу произведений не только Достоевского, но и лучших образцов русской литературы. Существует мнение, что русская литература вышла из «Шинели» Гоголя. На самом деле она вышла из творчества Пушкина, и творения Гоголя в том числе. Почти все русские писатели черпали из этого неоскудеваемого источника. Они сами об этом нередко говорили, и только формат моего доклада не позволяет привести примеры из того же Гоголя, Достоевского, Льва Толстого. Я уже не говорю о знаменитой речи Достоевского на открытии памятника Пушкину в Москве. В России нет человека, который бы не знал и не любил Пушкина.
Пушкин заложил в фундамент нашей литературы то, что всегда было, есть и будет главным в жизни каждого русского человека от колыбели и до могилы. Пушкин донес до каждого чуткого сердца самое глубинное, самое задушевное, с чем ни одна живая русская душа ни за какие богатства расстаться не пожелает. Я намеренно употребил словосочетание «живая русская душа», ибо Гоголь нам дал наглядные примеры душ «мертвых», а модная современная литература эту плеяду ходячих мертвецов значительно преумножила.
Но мы же тут говорим о Человеке с большой буквы, верно? А он всегда был, есть и будет один и тот же – цельный и порядочный. Художественная литература никогда не говорила о человеке вообще, а всегда – о конкретном человеке. И это прежде всего ценит читатель. Поэтому и я могу говорить только с оглядкой на своих современников, жизнь которых у меня на виду, с которыми я могу поделиться своими радостями и печалями, а они со мной, которым я могу открыть свою душу, и знаю, что точно так же поступят и они.
Я думаю, уместно привести высказывание 150-летней давности русского писателя Салтыкова-Щедрина, которое мне кажется вполне актуальным:
«Русский мужик, – писал он, – не боится внутренней политики (и внешней, кстати, тоже) потому просто, что не понимает её. Как ты его ни донимай, он все-таки будет думать, что это не «внутренняя политика», а просто божеское попущение вроде голода, мора, наводнения; с той лишь разницею, что на этот раз воплощением этого попущения является помпадур. Нужно ли, чтоб он понимал, что такое внутренняя политика? – на этот счет мнения могут быть различны; но я, со своей стороны, говорю прямо: берегитесь, господа! потому что как только мужик поймет, что такое внутренняя политика, – n-i-ni, c'est fini!». То есть «всё кончено» или «всё, это конец».
Не кажется ли вам, что такое время благодаря интернету наступает? Во всяком случае, в России этот процесс идет. И в этом заключается одна из главных причин раскола общества.
И всё-таки нельзя не согласиться с тем, что, как бы ни страшны были сгущающиеся над нашими головами грозы и беды, уносящие жизни близких людей и соотечественников, пройдёт время, и мы будем вспоминать не эти грозы и беды, а те лучи света, которые озаряли наши сердца в это тяжелое время и помогли его пережить.
Об этом свидетельствует наша литература о Великой Отечественной войне. В этих книгах изображен преодолевающий общую беду, по преимуществу, молодой русский солдат, который сохранил в себе человеческое достоинство.
У Константина Симонова есть два известных стихотворения: «Жди меня и я вернусь…» известно всем, а вот о втором стихотворении недавно напомнили в фильме о битве за Севастополь и, словно в насмешку, вложили его в уста ребёнка.
Приведу последнее четверостишье, обращенное к нашим солдатам, которым предлагается по отношению к врагу за его зверства поступать таким образом:
Так убей же хоть одного!
Так убей же его скорей!
Сколько раз увидишь его,
Столько раз его и убей!
Симонов во время войны бывал на фронтах наездами как корреспондент газеты и по своим впечатлениям написал роман «Живые и мертвые». Упомянутые мною стихотворения впервые были опубликованы в газетах.
В нашей нижегородской писательской организации до ухода из жизни состоял современник Симонова, Федор Сухов, замечательный поэт, фронтовик, воевавший в составе противотанкового артиллерийского полка и всю войну не вылезавший с передовой.
Знаете, что он сказал по поводу второго стихотворения Симонова? Он сказал: «Шёл бы сам на передовую, да убивал! Мы, если можно было не убивать, не убивали».
Так что победили мы не «яростью благородной», как поется в известной песне военной поры, а человечностью, чему дивились даже сами немецкие солдаты.
Я до сих пор помню случайно попавшуюся в руки газетную статью начала девяностых годов, когда границы «необъятной родины моей» стали опять открытыми. Один бывший пленный немецкий солдат, работавший на восстановлении нашего города, прислал в центральную нижегородскую газету письмо с просьбой отыскать девушку, в которую он влюбился с первого взгляда во время её выступления (внимание!) на концерте, который наша молодёжь дала пленным немецким солдатам, разумеется, с разрешения, как у нас тогда выражались, «партийного начальства». Пленный немецкий солдат видел девушку всего один раз, запомнил её имя и фамилию, когда представляли участников концерта, и в своём письме выражал горячее желание встретиться с ней. Это было возможно, но не захотела сама девушка. Не захотела потому, как она сказала корреспонденту, что он помнит её такой, какой она была в ту далёкую пору, молодой и красивой, а теперь от её былой красоты далеко не всё осталось.
Вы можете себе представить, чтобы в одном из немецких лагерей для советских военнопленных молодые немецкие девушки давали подобные концерты? А вот в истории советской России я мог бы привести немало подобных историй, но я приведу всего одну, на основании которой замечательным прозаиком Валентином Николаевым был написан рассказ «Кусок хлеба». Кстати, имя Валентина Николаева известно сербскому читателю по книге «Земная жизнь Пресвятой Богородицы», которая в 2008 году вышла в издательстве «Евро-Джунти». В рассказе «Кусок хлеба» описывается эпизод, когда на Пасху голодного 1946 года в крестьянскую избу зашел худой, изможденный (внимание!) пленный немецкий солдат, собиравший по деревне подаяние. За скудным пасхальным столом в избе сидели трое: потерявший на войне руку отец, мать и десятилетний сын. Всё пасхальное угощение состояло из свежеиспеченного каравая хлеба, миски с крашеными яйцами и крынки молока. Хлеб был испечен из последних остатков муки. Немцу дали пару яиц, налили кружку молока. Он жадно выпил молоко, сунул яйца в карман шинели и стал просить хлеба. Мать посмотрела на отца. Тот сидел, опустив низко голову. На щеках его ходили желваки. Сын смотрел на немца с нескрываемой ненавистью. И тогда немец, поняв, что ему больше ничего не дадут, ушел. Спустя минуту отец послал сына догнать немца и отдать ему кусок хлеба. Мальчик не мог в это поверить. И тогда отцу пришлось повторить свои слова. Догнав немца, мальчик протянул ему кусок хлеба. Однако немец хлеб не взял. (Цитата) «Гад! Не ходи больше… – на всякий случай кричу ему вслед и, как камень, сжимаю в руке кусок хлеба».
Этот рассказ был написан в начале семидесятых годов, но ни один литературный журнал по идеологическим причинам не смог его напечатать. По той же причине он не вошел ни в одну из книг Валентина Николаева и впервые был опубликован в начале 2000-х годов в нижегородском журнале, а потом вошел в посмертное собрание сочинений этого замечательного писателя.
Это всего лишь две из тех историй, которыми полна наша литература. Они являются живыми свидетельствами нравственного качества русского человека, его главным стержнем, вокруг которого бушевало и до сих пор продолжает бушевать грозное «житейское море».
А теперь позвольте сказать несколько слов о моем отношении к Сербии и сербскому народу.
До этого я был в Сербии дважды, и оба раза это было связано с Белградской книжной ярмаркой.
Первая поездка состоялась в 2014 году и длилась всего три ярмарочных дня, не считая дней приезда и отъезда. Белградская книжная ярмарка, связанные с нею мероприятия, утренние и вечерние прогулки по улицам Белграда так поразили меня, что по возвращении домой я написал очерк. Он был опубликован и в Сербии, и в России.
Существует мнение, что первое впечатление, как правило, преувеличенное. Разумеется, я знал об этом до поездки. Но когда в 2017 году приехал на Белградскую книжную ярмарку второй раз и провел в Сербии уже 14 дней, мое первое впечатление только усилилось. И это вот по какой причине. Спрашивается, каким образом всего за три дня можно уловить одну из самых существенных отличий русского и сербского православия? Я написал в своем очерке, что в отличие от нашего русского православия, сербское какое-то радостное. Я уже не говорю о сербских именах, которые просто немыслимы при крещении в России. И вот недавно случайно натыкаюсь в интернете на документальный фильм о сербской православной церкви в Черногории, который называется «Ласточки Христовы». В этом фильме, к сожалению, уже ушедший в мир иной митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий говорит такие слова: «Нам надо учиться у русских покаянию, а русским у нас – радости». Вы можете себе представить моё удивление? Мало того! В 2017 году на Белградской книжной ярмарке я подарил со своей подписью Патриарху Иринею (к сожалению, тоже нас покинувшему) и митрополиту Амфилохию свою выпущенную к ярмарке книгу «Деревенька» (по-сербски «Сеоце»).
Но это ещё не всё! На следующий день после закрытия книжной ярмарки у меня была встреча с читателями в библиотеке города Крагуеваца, о чем я не перестаю рассказывать на встречах с читателями в России. Я был поражен тем, что увидел, а потом для верности даже спросил об этом сотрудников библиотеки, так ли это на самом деле. А увидел и понял я вот что. Оказывается, в Сербии до сих пор народ любого возраста регулярно ходит в библиотеки и берет читать на дом книги. В России такое было только при советской власти, а в нынешнее время даже студенты не только перестали брать книги на дом, но и перестали ходить в читальный зал даже нашей нижегородской областной библиотеки. А я прекрасно помню, сколько бывало там в своё время народа. Я уже не говорю о посещаемости вашей Белградской книжной ярмарки. Нашу московскую с вашей даже близко не сравнить, а только в одной Москве проживает почти в два раза больше народа, чем во всей Сербии.
Так что низкий мой вам поклон, братья сербы, за такое уважительное отношение к книге!
Свой доклад я бы хотел закончить отрывком из книги «Русские мальчики» и надеюсь, вы поймёте почему.
«Москва!
Сколько песен спето тебе! Сколько прекрасных страниц посвящено описанию твоего исторического облика! Скольких путешественников восхищала ты красотою златоглавой, белокаменной, медно-колоколо-звонкой! Ты и Третий Рим, величественно покоившийся на семи холмах, и Вавилонская блудница! Ты и боль, и радость нашего сердца! Сколько крайностей вмещала и вмещаешь ты до сих пор в себе! Какую тайну хранишь ты в себе, что, будучи обезображенной, оплёванной, заваленной всяким космополитическим хламом, до сих пор продолжаешь вызывать почтение? Отчего всякий раз, оказавшись в твоей мятущейся утробе, на одном из твоих проспектов, невольно замираешь перед могуществом твоего неукротимого движения? Даже в предутренней тишине и пустынности твоих проспектов ощущается пульс чего-то неукротимо-богатырского, страшно-прекрасного! Отчего, даже обезображенная, ты остаешься всё тою же – Богом хранимой? Влечешь и манишь к себе всё самое лучшее с окраин, непостижимо и властно подчиняя своему неукротимому течению, мысли, дыханию! Сколько высоких и славных, проходимцев и негодяев сидело в тебе, распоряжалось тобой! И что же? Ты всё та же – неповторимая и славная! Пусть не радуются твои недруги – ещё не сказано твое последнее слово!».
Благодарю за внимание!