ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ / Анатолий САЗЫКИН. БЕССМЕРТИЕ ЛИТЕРАТУРНОЙ КЛАССИКИ. Чертополох как поле битвы
Анатолий САЗЫКИН

Анатолий САЗЫКИН. БЕССМЕРТИЕ ЛИТЕРАТУРНОЙ КЛАССИКИ. Чертополох как поле битвы

 

Анатолий САЗЫКИН

БЕССМЕРТИЕ ЛИТЕРАТУРНОЙ КЛАССИКИ

Чертополох как поле битвы

 

Закрадется ль печаль в тайник души твоей,
Зайдёт ли страсть с грозой и вьюгой –
Не выходи тогда на шумный пир людей
С своею бешеной подругой.

М.Ю. Лермонтов

 

В марте 1938 года поэт Николай Алексеевич Заболоцкий по совершенно ложному доносу собратьев-писателей был арестован и, как тогда было принято, без суда и следствия, приговорён к пяти годам лагерей. Поэт не признал вину, от смертной казни его спасло то, что на допросах Заболоцкий упорно отрицал участие в контрреволюционной организации, куда якобы должны были входить Николай Тихонов, Борис Корнилов и другие.

Первым местом отбывания наказания стал «Востоклаг», находившийся в Хабаровском крае. Там он работал на лесоповале, на прокладке дорог. Просьбы об отправке на фронт в 1941 и 1943 годах были отклонены. Затем он был этапирован в Алтайский край, и находился до конца срока в исправительно-трудовом лагере в Кулундинских степях. Там добывали содовый раствор со дна Малинового озера, хорошо известного ныне отчаянным любителям экзотического туризма...

Выжил только потому, что, в конце концов, был переведён чертёжником в контору.

После освобождения из лагеря с марта 1944 года жил в Караганде. Там он закончил переложение «Слова о полку Игореве» (начатое в 1937), ставшее лучшим в ряду опытов многих русских поэтов. И только после длительных хлопот Александра Фадеева, Ильи Эренбурга, Самуила Маршака, Михаила Зощенко это помогло ему в 1946 году добиться разрешения жить в Москве.

 

Жена его Екатерина Васильевна с двумя детьми всё это время пережила все невзгоды и страдания «жены врага народа». Из блокадного Ленинграда «по дороге жизни» была эвакуирована в город детства и юности Николая Заболоцкого – Уржум Вятской губернии. В 1944 году семья переехала к нему в ссылку в Караганду, а вернулись все в Москву только в 1946-м. Жить стали в Переделкино на чужих дачах.

Лагеря не сломили поэта духовно, но сделали предельно осторожным, молчаливым, замкнутым в общении с кем угодно, обоснованно опасающимся новых доносов, находящимся под тайным наблюдением.

Судьба приготовила и ему, и жене его ещё одно тяжёлое испытание.

Соседи в Переделкине – известные писатели, но и среди них выделялся Василий Гроссман. Он в то время уже заканчивал роман, которому суждено было скоро стать знаменитым, – «Жизнь и судьба». Гроссман обладал очень привлекательной внешностью, был резок в суждениях, талантлив, остёр, смел. В работе над романом его не остановило развернувшееся «дело врачей», по которому был арестован даже многолетний бывший личный врач Сталина академик Виноградов и ещё группа известных врачей, в большинстве еврейской национальности. А в романе проходила параллель между преследованием евреев в фашистской Германии и судьбой известного советского учёного-физика. Суждение было, что его прототип – всемирно известный физик, академик Игорь Тамм.

Екатерина Васильевна всё больше проникалась симпатией и состраданием к писателю, такому открытому в общении, смелому в суждениях и обаятельному. Дошло до заявления мужу, что она любит другого человека...

Заболоцкий был потрясён и обижен произошедшим. И позволил себе дать волю чувству к женщине молодой, красивой, поэтессе, к тому же очень любящей его стихи. Возникла очень напряжённая атмосфера в семье, в восприятии повзрослевших детей. Любой человек такое переживал бы очень тяжело. Заболоцкий, к тому же, поэт. Ещё Маяковский говорил: «Я – поэт. Этим и интересен». Заболоцкий именно этим был чрезвычайно интересен и глубок.

Он создаст цикл стихотворений «Последняя любовь»: лирические героини этих стихотворений – поэтесса Мария Роскина и его жена.

Обратимся к некоторым из этих стихотворений.

 

Изначальный образ – символ чувственной страсти, вспыхнувшей в сердце поэта, – образ растения, в самом названии которого – чертополох – заложены два негативных, губительных смысла: чёрт и сполох, пожар.

Принесли букет чертополоха

И на стол поставили, и вот

Предо мной пожар и суматоха,

И огней багровых хоровод.

Поле битвы этих начал имеет вселенский, общечеловеческий характер: и это тоже образ мироздания, и сосредоточено оно в сердце человеческом.

Это башня ярости и славы,

Где к копью приставлено копьё,

Где пучки цветов кровавоглавы

Прямо в сердце врезаны моё.

В этом вспыхнувшем чувстве – радость, восторг, наслаждение, и в нём же – боль и гибель:

И встаёт стена чертополоха

Между мной и радостью моей...

………………………………………..

И простёрся шип клинообразный

В грудь мою, и уж в последний раз

Светит мне печальный и прекрасный

Взор её неугасимых глаз.

В стихотворении «Признание», напрямую обращённом к этой женщине, звучит и высокая обоюдная радость, и недопустимость её, боль, горе и слёзы, и всё то же потустороннее, греховное и колдовское начало.

Зацелована, околдована,

С ветром в поле когда-то обвенчана,

Вся ты словно в оковы закована,

Драгоценная моя женщина!

Не весёлая, не печальная,

Словно с тёмного неба сошедшая,

Ты и песнь моя обручальная,

И звезда моя сумасшедшая.

Ещё большей полноты выражения этого сложного чувства, прямо экзистенциальной, достигает поэт обращением к образу – символу и глубоко народному и использованному его великим пращуром, горячо любимым им Александром Сергеевичем Пушкиным – в сне Татьяны в романе «Евгений Онегин». Чувство Татьяны к Онегину, без малейшего сомнения, – высокое, чистое и совершенно искреннее. В письме к Онегину она пишет: «Нет, никому на свете Не отдала бы сердца я! То в высшем суждено совете… То воля неба: я – твоя. Вся жизнь моя была залогом Свиданья первого с тобой; Я знаю, ты мне послан Богом…».

И конечно же, в этом великом чувстве скрыто и телесное, плотское начало. Оно не осознаётся рассудком, оно скрыто в тайниках подсознания (кстати, великий Пушкин знает о нём за несколько десятилетий до Зигмунда Фрейда и его теорий). В народных русских преданиях власть этого начала воплощена в образе медведя. Именно он приснится Татьяне в её сне. «И снится чудный сон Татьяне…». В этом сне медведь и ужасает её, и спасает от гибели в снегах, и приносит её «на руках» в лесной шалаш и оставляет со словами: «Здесь мой кум, погрейся у него немножко».

Татьяна чуть приоткрывает дверь и видит за столом чудовищ одно страшнее другого, а во главе – Онегин: «Он знак подаст – и все хлопочут, он пьёт, все пьют и все кричат. Он засмеётся – все хохочут, нахмурит брови – все молчат».

Он хозяин. И когда чудовища её заметили, все заорали: «Моё! Моё!». «Моё! – сказал Евгений грозно. И шайка вся сокрылась вдруг…».

Татьяна безвольно предаётся в его власть – во власть чувственного влечения... Но это же Пушкин! Он скажет: «Простите мне, я так люблю Татьяну милую мою».

Придёт время, и она признается Онегину: «Я вас люблю, к чему лукавить? Но я другому отдана И буду век ему верна…».

Как дороги будут Пушкину эти её слова! Она даст Онегину такую нравственную отповедь, обнажив ему его самого, что Пушкин закончит: «Стоит Евгений, Как будто громом поражён… В такую бурю ощущений Теперь он сердцем погружён».

 

К такому же образу-символу со схожим значением обратится и Заболоцкий в стихотворении «Лесная сторожка». Оно не входит в цикл «Последняя любовь», но написано тогда же, в 1957 году.

Скрипело, стонало и выло в лесу.

И гром ударял в отдаленье, как молот,

И тучи рвались в небесах, но внизу

Царили затишье, и сумрак, и холод.

…………………………………………….

Однажды в грозу, навалившись на дверь,

Тут зверь появился, высок и космат,

И так же, как многие прочие звери,

Узнав человека, отпрянул назад.

И сторож берданку схватил…

……………………………………………

…Вернувшись, лесник успокоился скоро:

Он, видимо, был уж достаточно стар.

Он знал, что покой – только призрак покоя.

Он знал, что когда полыхает гроза,

Всё тяжко-животное, злобно-живое

Встаёт и глядит человеку в глаза…

Вот она истина! Есть роковые грозовые дни в судьбе и жизни человека. К ним надо быть готовому.

Очень скоро и поэту, и его жене стало совершенно очевидно, что работу души не остановить и не отменить. Куда же денешься от памяти о пережитых невзгодах и страданиях, от обоюдной тревоги и боли за судьбу свою и своих детей?

Да и та женщина, что вошла в жизнь поэта, вовсе не была духовно слепой.

В этом же цикле поэт пишет:

Клялась ты – до гроба

Быть милой моей.

Опомнившись, оба

Мы стали умней.

Опомнившись, оба

Мы поняли вдруг,

Что счастья до гроба

Не будет, мой друг.

Колеблется лебедь

На пламени вод,

Однако к земле ведь

И он уплывёт.

И вновь одиноко

Заблещет вода.

И глянет ей в око

Ночная звезда.

Заболоцкий создаёт стихотворение, которое снова сопряжено с литературной традицией, на этот раз толстовской. Стихотворению «Встреча» предпослан эпиграф из романа Льва Толстого «Война и мир»: «И лицо с внимательными глазами, с трудом, с усилием, как отворяется заржавевшая дверь, – улыбнулось…».

Здесь необходимо пояснить. Эти строки из четвёртого тома романа. Пьер шёл по улице и увидел проезжающую коляску, в которой сидели две женщины. Одну он узнал сразу, то была княжна Марья, а лицо другой было тёмным, мрачным, каким-то безжизненным. И вдруг она узнала Пьера и… Пьер тоже узнал её, это была Наташа.

Вот кратчайшая предыстория этой их встречи. Пьеру всегда очень нравилась Наташа – живая, непосредственная, очаровательная. Но мысли о каком-то сближении и быть не могло. Слишком велика разница – и возрастная, и по внешнему облику, и по судьбам – ничего хоть как-то сопоставимого. Но когда перед нашествием французов над Москвой будет пылать комета и все будут охвачены небывалой тревогой и ожиданием какой-то страшной беды, Пьер скажет ей: «Если бы я был не я, а лучший, умнейший, красивейший человек на свете, я на коленях просил бы руки и любви вашей». С той поры он переживёт и смерть навязанной ему жены Элен, и попытки убить Наполеона, и план, где он чудом избежит смерти только потому, что он не десятый в строю. Он спасёт Наташу от катастрофы – он не даст Анатолю Курагину увезти её. Наташа тоже переживёт гибель младшего брата Пети, смерть князя Андрея, чисто плотское увлечение Курагиным…

Оба переживут общее для всех страдание и горе страны, людей. И вот они встретились. Толстой пишет, что они оба узнали друг друга и поняли, что любят.

Заболоцкий с Екатериной Васильевной тоже встретились.

Как отворяется заржавевшая дверь,

С трудом, с усилием – забыв о том, что было,

Она, моя нежданная, теперь

Своё лицо навстречу мне открыла.

И хлынул свет – не свет, но целый сноп

Живых лучей – не сноп, но целый ворох

Весны и радости, и, вечный мизантроп,

Смешался я… И в наших разговорах,

В улыбках, в восклицаньях, впрочем, нет,

Не в них совсем, но где-то там, за ними,

Теперь горел неугасимый свет,

Овладевая мыслями моими.

Открыв окно, мы посмотрели в сад,

И мотыльки бессмысленные сдуру,

Как мнрогоцветный мягкий водопад,

К блестящему помчались абажуру.

Один из них уселся на плечо,

Он был прозрачен, трепетен и розов.

Моих вопросов не было ещё.

Да и не нужно было их, вопросов.

Во второй части стихотворения ключевое слово, конечно, «сдуру». Мотыльковая любовь, чувственная, слепая, временная, она, конечно, «сдуру».

 

Завершает Заболоцкий финал своей творческой и личной жизни стихотворением «Старость». Оно последнее в цикле «Последняя любовь». Стихотворение это и автобиографично, и необычайно глубоко вскрывает внутреннюю диалектику того, что принято называть «счастьем».

Простые, тихие, седые,

Он с палкой, с зонтиком она,

Они на листья золотые

Глядят, гуляя дотемна.

Их речь уже немногословна,

Без слов понятен каждый взгляд,

Но души их светло и ровно

Об очень многом говорят.

В неясной мгле существованья

Был неприметен их удел,

И животворный свет страданья

Над ними медленно горел.

Изнемогая, как калеки,

Под гнётом слабостей своих,

В одно единое навеки

Слились живые души их.

 

И знанья малая частица

Открылась им на склоне лет,

Что счастье наше – лишь зарница,

Лишь отдалённый слабый свет.

Оно так редко нам мелькает,

Такого требует труда!

Оно так быстро потухает

И исчезает навсегда!

Как ни лелей его в ладонях

И как к груди ни прижимай,

Дитя зари, на светлых конях

Оно умчится в дальний край!

 

Простые, тихие, седые,

Он с палкой, с зонтиком она,

Они на листья золотые

Глядят, гуляя дотемна.

Теперь уж им, наверно, легче,

Теперь всё страшное ушло.

И только души их, как свечи,

Струят последнее тепло.

Вот так на основе великой русской литературной классики, осмысливая тяжкий и плодотворный опыт жизни своей и жизни людей, Николай Алексеевич Заболоцкий создал своим творчеством бессмертные страницы поэзии. Он и сам стал одним из классиков нашей литературы.

Именно об этом писал ему признанный корифей нашего литературоведения Корней Иванович Чуковский в 1957 году: «Пишу к Вам с той почтительной робостью, с какой писал бы Тютчеву или Державину. Для меня нет никаких сомнений, что Вы – подлинно великий поэт, творчеством которого рано или поздно советской культуре (может быть, даже против воли) придётся гордиться как одним из величайших своих достижений».

г.Новокузнецк

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (1)

Комментарии

Комментарий #43400 29.12.2024 в 14:24

Браво! Очень тепло и трогательно о талантливом Поэте… и о всех нас, доживших в браке до преклонного возраста, перебесившихся!