Игорь ШУМЕЙКО. ИМПЕРСКИЙ НАРОД. Звонок в Европу из Саха-Якутии
Игорь ШУМЕЙКО
ИМПЕРСКИЙ НАРОД
Звонок в Европу из Саха-Якутии
Сенсация месяца. Западные СМИ потрясенно обсуждают «видео ножевого боя между российским солдатом и боевиком ВСУ». Эпичнее голливудских кинобоевиков, плюс 100% подлинность: весь бой снят нашлемной камерой. Диалог умирающего и раненого победителя – уже не Спилберг-Кубрик, а «Илиада», «Энеида», цикл о рыцарях Короля Артура.
Лежащий на земле ВСУ-шник: «Я хочу умереть сам. Спасибо тебе. Ты был лучшим бойцом в мире. Прощай, ты был лучше меня».
Раненый россиянин, склонившись: «Прощай!».
Миллионы просмотров, «комментов». Восхищенно откликнулся и занятый выстраиванием «снова великой Америки» Илон Маск, оценивший преимущества «ножа над пистолетом в ближнем бою». Все западчане оценили благородство победителя, якутского штурмовика 39-й гвардейской мотострелковой бригады Андрея Григорьева. Смысл комментария Арестовича «Вот вам и «биомусор!» – прозрение, ответ своим «цэевропейцам», заглушающих оскорблениями ужас перед якутами, бурятами, кавказцами, татарами, башкирами…
Весь хит-парад бандеровской, западной страхо-ненависти в одной статье не рассмотреть, остановлюсь на земляках героя, особо поразившего, глобально испортившего им Новый год.
В Саха-Якутии я бывал несколько раз, беседовал с писателями, учеными, студентами, публиковал очерки: «Огненная Ордалия и великий резерв Республики», «Литературный ясак Николая Лугинова. О прозе якутского классика».
Был очерк о спасении турецкого языка в 1920-30-е годы благодаря якутскому языку, словарю. И в статье «Гром победы раZдавайся…» – о четырёхтомнике поэзии СВО, был рассказ о поэте из Верхоянска Василии Рожине. Добровольцем из Верхоянска, «полюса холода», он пришел на нынешний «полюс» геополитической жары, сражался, был тяжело ранен, после излечения вернулся на фронт, погиб.
В этом очерке предложу еще один тезис:
«Действующая модель России в 1/5 натуральной величины».
Ведь построение моделей чего-либо – важнейший путь познания, совершенствования… А тут и строить не надо.
Якутия – самый крупный регион РФ, самая большая административно-территориальная единица в мире, лежит в трёх часовых поясах. «Пять Франций» – часто слышал от якутов, почему-то полюбивших именно эту «единицу измерения». Природные богатства: уголь, нефть, алмазы, золото, уран... и «далее по списку» (таблице Менделеева).
Якуты – самый большой в мире православный тюркский народ. Детей называют по святцам, отчего в семье, как и на Руси в старину, бывает, например, две Маши, «большая и меньшая». В книге «Судьба и Служба. Тюркские контуры России» вспоминаю финалистку, потрясающую Акулину Семенову. Красота якутянок, сахалярок (русско-якутская взрывная смесь) – тема, переполняющая интернет, возможно и я присоединюсь отдельным очерком, а пока – модель России…
По газетам, ТВ-каналам, государственным документам давно кочует термин «малые народы». Государственному обиходу требуются такие технические термины, как бы к ним ни придирались досужие люди. История, значение покрывающего всю Россию термина «татары» – были рассмотрены на самых первых страницах. А упомянутые придирки обычно сводятся к: а прочие «не малые» как называть – «большие», «великие»? А где, покажите, граница малый/большой? А нет ли здесь дискриминации? А со скольких миллионов «назначают в большие».
Якутов, конечно, «малым народом» назвать никому и в голову не придет – тогда «большой»?.. Саха-Якутия, хоть и огромная, но ведь часть России. И по-настоящему важно заметить, как эта «малая, уменьшенная Россия» относится к «своим» малым народам. Ведь на её территории живут эвенки, эвены, нивхи, нанайцы. Тут-то и экзамен, «тест на великость»: якуты к «своим малым» относятся примерно так же, как и русские. Они сохранены, их можно «предъявить» любым проверяющим, в том числе и самым строгим проверяющим – из стран, выросших на «зачищенных территориях», чемпионам по геноциду.
В дни моего первого приезда в республике обсуждали новость: сын нивхского писателя, лауреата Государственной премии РФ, члена Международной Лиги защиты прав и свобод человека Владимира Санги недавно женился на якутской девушке.
Среди принимавших нас якутских писателей был нанайский поэт Константин Бельды. Помню, как терпеливо все выслушивали «эпические» (и о-очень долгие!) его речи. Уважительно поясняли: это брат известного советского певца Кола Бельды! Тогда Глава Якутии Егор Борисов, вручая ему премию, сказал: «Якутия дает сильные впечатления, яркое вдохновение, здесь дышится по-своему. Гостей поражают наши просторы, нетронутая природа и самобытная культура. Здесь в мире и согласии живут многие народы».
Председатель комитета Госсобрания Саха-Якутии Елена Голомарева – эвенкийка-юкагирка… Есть тенденция: ассимиляция юкагиров русскими, якутами, эвенками, коряками и чукчами – не насильственная, разумеется, я бы сравнил её с вбиранием крупной капли ртути – окружающих мелких. В 1897 году насчитывалось 754 юкагира, в 1970 — около 600, сегодня численность начала расти: 1600.
А ещё Якутия – прекрасная «действующая модель России», показавшая себя на сложнейших «тестах» – войнах. Якутские казаки на Камчатке в Крымскую войну 1853-1856 гг. участвовали в защите Петропавловска-Камчатского от англо-французской эскадры и десанта. «Малые северные народы» в Российской Империи были освобождены от воинской повинности, но добровольцами в Первую мировую пошли многие «Большие северные герои». Якутские писатели рассказали о многих из них – тоже прекрасная тема для отдельного очерка, но здесь успею лишь кратко о Великой Отечественной и СВО.
Все помнят тост Сталина после Победы – «За великий русский народ». Понятно, на застолье всех не перечислить, но… что именно особо отметил тогда вождь?
Прежде всего – стойкость в дни тяжелейших поражений 1941 года!
Кажется, где тот Берлин и где Якутск! Но… относительно числа населения Республика Саха – одна из самых пострадавших в Великой Отечественной войне. 60.000 ушло на фронт – погибло 40.000.
Скрытую гордость якутов можно проследить, идя от памятника на берегу озера Ильмень. Надпись: «Вечная слава воинам-якутянам, погибшим в боях за освобождение Старорусского района от немецко-фашистских захватчиков в 1943 году» Что стоит за ней?
Тяжелейшая ошибка командования, бросившего 19-й бригаду через озеро Ильмень, не обеспечив ни внезапности атаки, ни – главное – воздушного прикрытия. Якутские стрелки, перейдя озеро по льду, пытались зацепиться за берег, но немцы сосредоточили артиллерию и… Хроника сражения: «В течение всего дня в воздухе постоянно находились от 25 до 32 бомбардировщиков, было сброшено свыше 10 тысяч авиабомб».
Вдумайтесь! Это не июнь 41-го, а 23 февраля 1943-го! И такая беззащитность, «дыра» в небе. Страшно, но все же можно представить: в какой кипящий котел превратился Ильмень. 19 бригада билась здесь до 10 марта…
Справка: «…бригада понесла огромные потери, была расформирована, остатки её влились в 150-ю стрелковую дивизию, дошедшую до Берлина… В 19-й отдельной лыжной бригаде было 1712 русских, 597 якутов, 253 украинца, 95 татар, 66 белорусов и около 200 человек других национальностей. Это воинская часть сформирована в основном из посланцев Якутской республики.
Есть историки, достигшие великих высот в затирании следов гигантских ошибок и просчетов нашего военного руководства, включая Сталина, – в первую половину войны. Знаю их работы, с некоторыми лично знаком, доводилось вместе выступать на ТВ-радио. Борясь с реальными «очернителями, клеветниками» в данном случае они мешают разглядеть всё величие Подвига. И… о чем сейчас речь: о той скрытой форме якутской гордости. Мне представляется антитеза такая: гомерические, кровавые ошибки вождей, несшие гибель тысячам бойцов, чурапчинским мученикам… Но то же самое чувство не позволяет зациклиться, бия себя в грудь: «Кошмар! Преступный идиотизм наших начальников!».
Мне кажется, подобная гордость идет уже от сотни поколений, что сражались под прищуром своего хана, гарцевали на игрищах, оглядываясь на своих старейшин, приподнявшихся в стременах на холме…
Это одна из главных тем наших бесед с якутским российским советским писателем-классиком Николаем Лугиновым. Автор лучшей эпопеи о Чингис Хане, по которой в 2009 году снят международный киноблокбастер «Тайна Чингис Хана» (Россия, Монголия, США). Среди многого прочего, пригласив меня после Якутска в свой Намский улус, он представил мне многие переменные якутского Уравнения жизни: «Жизнь и выживание на Севере давали якутам кроме физических солидные интеллектуальные нагрузки. Напряжение мысли позволяло выжить».
И Николай Лугинов, обсудив это со многими военными историками, считает причиной трагедии 19-й якутской бригады – не ошибку военачальников, а суровый расчет: нужно было привлечь и сковать на южном берегу Ильменя группировку немцев, чтоб обеспечить нашим прорыв в других местах:
«Война без жертв не бывает. Могли послать под удар якутскую бригаду, а могли и другую. Якутскую выбрали как боле способную на этот маневр. Нужно было не просто погибнуть в Ильмене – а быстро пройти его на лыжах! И попытаться закрепиться на южном берегу – только тогда привлечение сил противника удастся».
Краткий рассказ об Ильменьской операции был в моем очерке «Российская цивилизация – Север чего?» https://webkamerton.ru/2024/11/rossiyskaya-civilizaciya-sever-chego
И там же о «Чурапчинской трагедии», девочке Майи Аргуновой, об улусе, районе, потерявшем в Войну половину населения! Из 16.964 человек на 1 января 1943 года осталось 7.934. Их мудрость и потрясающую витальность я попытался отразить и в романе «Егр», сделав женой главного героя, футболиста и «сына Аполлона», чурапчинку Нину.
Героизм, благородный имперский дух Саха-Якутии не мог не проявиться и в 21 веке. Якуты – один их главных страхов и «непостижимых феноменов СВО». Русско-татарско-якутский экипаж знаменитого уже танка «Алёша» – такая же «действующая модель России». Но и не постигая, не понимая сей феномен, Госдепы, НКО пытаются «воздействовать, повлиять».
Якутский портал «Саха-Тайм» исследовал активность Госдепа в соцсетях. И вот какая картина проявилась. Целевая аудитория – женщины до 35-40 лет, у которых частичная мобилизация вполне оправданно вызвала главные страхи. Старшее поколение воспитывалось на других ценностях – в стране, где слово «патриотизм» имело особый вес. Нужно признать, что за 30 лет мы потеряли идеологию, взамен старых ценностей нам не предложили новые. Между строк (западных вбросов) читаем: братья-славяне сцепились, пусть сами и разбираются, это не наша война… Но у наших хватает мудрости не выносить сор из избы. А вот Госдеп в национальных республиках работает именно на раскол между коренными народами и русскими. Не случайно же клоны «Свободной Якутии» созданы в каждой национальной республике. Нас, саха, не 100 миллионов, даже не миллион… И есть настроения: почему эвенки и саха должны идти на СВО? При этом мы очень законопослушны. Да, кто-то уехал за границу, но подавляющее большинство осталось здесь и не бегает от мобилизации. Один знакомый мне сказал: нас позвала Родина, и мы должны встать на её защиту, а кто там прав или виноват, будем разбираться потом… Госдеповские пропагандисты давят на то, что малым народам нужно сохранить генофонд. Но цель у них совершенно иная. И если в Якутии прольется кровь, они получат хорошие бонусы.
Прозападные НКО аналогичным образом действовали перед майданом, зимой в Казахстане, но там у них была зеленая улица. У нас же последние лет 20 перед ними пытались ставить шлагбаумы, но не всегда успешно. Эти НКО проводили бесплатные семинары за границей, собирали россиян под благовидными предлогами, к примеру, в защиту экологии или социальной помощи инвалидам. Очень грамотные тексты с психологическими крючками. Допускаю, что размещающие их люди не являются авторами, а получают готовые. Они пытаются убедить, что не являются агентами западного влияния, потому что всё их влияние на этом и закончится. Откровенно не скрывается лишь Раиса Зубарева из Польши. Но какой она авторитет для наших тёток? У нас достаточно закрытое общество. Сюда нельзя приехать, скажем, из Москвы и стать ЛОМом (лидером общественного мнения) на одних прежних заслугах. Нужно здесь жить, чего-то добиться, чтобы тебе верили. Да и у нас зима на носу – время других жизненных забот, а не хождений по митингам. Мне трудно говорить за Арктику, русскоязычные районы, где иной менталитет. Но в Якутске и в близлежащих сахаязычных районах нет какого-то критического недовольства ситуацией – это и социологические замеры показывают.
«Инстаняша» Лина Малина выложила в соцсети методичку: всех мужчин мобилизуют, надо срочно бежать из страны, скоро границы закроют. Три понятные вещи, которые нужно было донести до подписчиков и знакомых. Когда Лина Малина эту методичку опубликовала, наша же якутянка, которая сейчас за границей, назвала её тварью и потребовала забанить её аккаунт. Значит, Лина Малина раскрыла то, что эти госдеповские товарищи хотели скрыть.
Это еще одна данность в жизни великих имперских народов. Попытки внести внутреннюю смуту, расколоть тех, кого ужасаются на боле боя…
В прошлом учебном году у меня, преподавателя Российского Университета Транспорта (ранее вел курс Отечественной истории, ныне – «Основы Российской государственности»), в одной из групп учился студент Максим, якутский парень, рассказавший о своем школьном учителе, добровольце СВО. Сложность переписки с ним не позволила Максиму в течение семестра отразить в курсовой работе боевой путь учителя, но надеюсь, позже ему еще удастся это нам рассказать.
Глубокая и правильная статья, правильно подмечающая реалии нашего современного общества. Направление движения дружбы Российских народов, недопущение национальной розни и воспитание любви к своей родине.