Олег АЛИТИС. ЗДЕСЬ РОЖДАЕТСЯ ЗАНОВО ВЕЧНАЯ ДРАМА... Поэзия
Олег АЛИТИС
ЗДЕСЬ РОЖДАЕТСЯ ЗАНОВО
ВЕЧНАЯ ДРАМА...
* * *
Зябким утром, рано-рано,
Когда мир нерасторжим,
Мы водой не из-под крана
Умываться побежим.
Ты готова ль, чаровница,
Словно к зеркалу в руке,
Наклониться, поклониться,
Показать себя реке?
В свете розовом восхода
Как ты дивно хороша! –
Вижу, вижу в тёмных водах,
Как светла твоя душа!
И неясно, не напрасно ль
Уплывает навсегда
Образом твоим прекрасным
Освящённая вода?
Пусть стращают: страсти – гиблы,
Только с милого лица
Ненасытно воду пил бы,
Пил бы радость без конца!
ТЕАТР
Зарождается чудо в суете гардероба,
Где из куколки бабочка вылезает спеша –
Под густой маскара* не простая, не робкая
В неприступном инкогнито затаилась душа.
Театральная сумочка, голубая программка –
И в фойе у портретов известных актрис
Продолжается тихое созидание замка
Волшебства, волхований, скрытых тайной кулис.
Гаснет свет и на сцене, символически голой,
Заполошно актёров звучат голоса,
Так базарно и пошло, как заложено школой,
Но какие они создают чудеса!
У кудесников сцены с продуманным тщанием
Выбран тембр и регистр точно в лад с НЛП*:
Так они пробуждают то смех, то отчаянье
И ведут его в зал по цыганской тропе.
И уже не важны запылённая рампа,
Грубость красок и масок, бутафорских одежд –
Здесь рождается заново вечная драма
Беспощадно разрушенных роком надежд;
Всё условно, не жизнь, но так жизнеподобно,
Что у нас с грешным миром прерывается связь:
Вот соседка твоя задышала неровно,
Вся в пространство сценическое перенесясь,
В ней открылось неявное прежде призвание,
Как в забытой шкатулке голубой бриллиант:
Пониманья, сочувствия и сострадания –
Человечьей породы нечастый талант.
Пусть усталая память хранит её прошлое,
Но искусство актёров наворожит,
Смоет глупость и грязь, наносное и пошлое
И разбудит в ней жажду по юному жить.
Кульминация. Взрыв! Обновленье программы –
Очищение чувств – воскрешенье души!
Слёзы радости тихой – завершается драма, –
Только лёгким платочком глаза осуши.
Я растроган и сам, неврастеник со стажем,
Так, что скромной слезой увлажнилась щека,
И в прозренье души, смел, но не эпатажен,
Я увидел, как женщина эта близка.
Вот и занавес. Свет... – и не думая, сразу
Нужно только приблизиться, как-то привлечь, –
Но неверье в себя, ожиданье отказа –
Замирает в гортани неясная речь...
Вот в дверях... вот шагнула в дождливую осень
И родную мне душу туда унесёт?
В серый мир, что жесток, равнодушен и косен,
Где придавит опять повседневности гнёт?
Заморочен, запутан декорацией улиц,
Записной неудачник – полунищий поэт,
Поднимаясь на цыпочки, глупо сутулясь,
Разыскать я пытаюсь её силуэт
В свете уличных ламп, в отраженьях витринных,
Где мелькают и тают зонты и плащи...
Ещё миг или два, и моя героиня
Растворится, как капля, в московской ночи...
--------------------------
* Маскара – грим.
**НЛП (нейролингвистическое программирование) – метод самосовершенствования,
который, по мнению его создателей, позволяет освоить навыки общения,
изменить модели поведения и добиться успеха в любой области.
СТАНСЫ
Еда, одежда, кров,
Прапрадедов огниво
В эпоху катастроф
Куда важнее чтива.
Книжонки не нужны –
От них одна докука,
И, право же, сложны
Для выросшего внука.
Тома полезных книг
Укроются в коробку,
Касаемо других –
Сгодятся на растопку.
К чему беречь теперь
Чужое словоблудье,
Когда заморский зверь
Крадётся на полюдье?
Над миром нет шатра
Заботы и призора,
А есть лишь мишура
Пустейших разговоров.
В юдоли только ты
Защитник и заботчик –
От благостной звезды
лишь тает в небе прочерк.
Ты лучше не плошай,
Напрасно не надейся,
Покруче замешай
И замыслы, и действа;
Направь стальной топор,
Пилу, ножи, рубанок,
Примись во весь опор
Трудиться спозаранок;
Но главное, она –
Утешная в ненастье
Любимая жена, –
И будет тебе счастье!
ПРИТЧА
Когда совсем не из-под палки
В Афинах разгорится злость,
Дабы тебя сослать на свалку,
Как в лоск обгрызенную кость;
Когда тебя осатанело
Облает глупый зубоскал,
Когда припомнят всё, что сделал,
А пуще – что кому сказал:
Мол, все слова и притч и басен
Лишили нас простых надежд,
А ты несносен и опасен
Для олигархов и невежд;
Когда по древнему закону,
Который антикам знаком,
Ужален будешь остраконом –
Остроконечным черепком;
Поймёшь, что хуже скорпиона
Тот друг, что на тебя донёс,
А человек, как ни прискорбно,
Лишь наделённый речью пёс;
Заснёшь с собаками в обнимку,
Опровергая стыд и срам,
И назовёшься без запинки
Философом помойных ям;
Когда ты станешь после смерти
Ходячей притчею в толпе,
Тогда-то (верьте иль не верьте)
Поставят памятник тебе.
МАЛЬЧИК НА ФОТОГРАФИИ
Родные в трауре –
смерть разлучила всех, –
не голь, не варвары,
но слёзы горя – грех.
Сурова бабушка –
крута среди родных.
А кто ж ты, лапушка,
какой судьбы родник?
На зимнем кладбище
горланит вороньё:
– Венков похабище –
наследие твоё!
Пойдёшь в нахлебнички,
тужить в другой семье,
у тёплой печечки
на жёстконькой скамье,
там, где забота есть,
но нет тепла любви, –
такую долю снесть,
что пережить бои.
Не станешь спорщиком,
когда придёт пора,
но – несговорчивым,
как обух топора;
любви не чающим,
суровым, как режим,
и не прощающим
ни родным, ни чужим.
СТРАННИК
Кончится служба, выйти из храма,
Битым прогоном спуститься с холма
К низким домишкам, где тёртые хамы
Быдло своё загоняют в хлева,
И позвоночником, дрожью в затылке
Чувствовать их провожающий взгляд,
Всё испытующий методом тыка
И не нашедший, на кой ты им ляд?!
Коль непонятен, так ненавистен им:
Явно чужой – не мирянин, не мних, –
Смелый нашёлся бы, солью бы выстрелил,
Словно украл ты святость у них!
В тёмных полях одинок и свободен,
В зыбкой, сырой подступающей мгле
Вдруг осознать, как ты чужд и несроден
Тёмной материи, чёрной земле.
Только для тех, кто очнулся сиротами,
Узенький мостик над тёмной водой
Холодно дышит водоворотами
И ожидаемой вскоре бедой.
Лишь для немногих, кто призван, кто избран,
Звёздною ночью тропа пролегла
По огородам к чернеющим избам,
Где всё равно, ни родных, ни тепла.
* * *
Всё, что смог, я накатал.
Что мечталось? Нет, не вышло.
Видно, где-то недодал
мне талантишка Всевышний!
То ли был ко мне он скуп,
то ли не придал значенья,
то ли был я просто туп
для такого порученья?
Иль не та упала масть,
иль богини вздорной плутни –
это ж надо понимать:
боги тоже в чём-то люди.
Что гадать! Мол, где и как?
Надоело до оскомин!
Так сложилось ДНК
в божеском калейдоскопе.
Вот и жизнь прошла почти –
Знамо, дело наживное!
а стишонки перечти –
вдруг там что-нибудь живое!
Смерть-собака бьёт хвостом:
мол, не дрейфь, твоя я в доску!
Но глядишь, она при том
Пьёт и смолит папироску.
Что тут хлюпать и сопеть,
не к лицу тоска и жалость.
А пошли частушки петь,
чтобы песня продолжалась!
ТОПОТУШКИ
Вольная настала жизнь –
Кончились работы!
Мы, ребята, дождались
Вечера субботы.
Так растягивай меха
На моей завалинке,
Чтобы девки, услыхав,
Навострили валенки,
Чтобы парни в слободе
Навострили ушки,
Чтобы месяц в серебре
Слушал «топотушки».
Девки, юбками маши,
Затевай метелицу,
Веселее пой, пляши,
Хватит канителиться!
Ох, Мороз сюда идёт –
Ишь шаги аршинные,
И частушечки поёт
Дерзко-матерщинные,
Чтобы стали посмелей
Наши девицы,
Чтобы щёчки помилей
У них зарделися,
Чтобы смехом их глаза
Разблисталися,
Чтоб звончее голоса
Раздавалися!..
...Гляньте, тучечка на месяц
Круто навернулася,
Надо б девушкам невеститься,
А вот им взгрустнулося!
Замолчи-ка, итальяночка,
Смолкни, мандолиночка,
Как домой идти одной
По крутой тропиночке?!
Спят все люди, спят все птицы,
На постели я лежу,
Кто приснится, что приснится
Никому не расскажу!
Каждый стих - своя драматургия, чаще оригинальная, неожиданная, но своя. Во главе угла, конечно же, узнаваемый всеми ТЕАТР, с финалом неожиданного переноса в жизнь и терминов театральных и ситуаций вероятной драмы, только что воспринятой со сцены и вдруг - шагнувшей в реальную жизнь:
...Заморочен, запутан декорацией улиц,
Записной неудачник – полунищий поэт,
Поднимаясь на цыпочки, глупо сутулясь,
Разыскать я пытаюсь её силуэт
В свете уличных ламп, в отраженьях витринных,
Где мелькают и тают зонты и плащи...
Ещё миг или два, и моя героиня
Растворится, как капля, в московской ночи...