СОВЕТ ПО ПРОЗЕ СПР / СОВЕТ ПО ПРОЗЕ СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ. НЕ МАНИФЕСТ. А перспективный план
СОВЕТ ПО ПРОЗЕ СП РОССИИ

СОВЕТ ПО ПРОЗЕ СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ. НЕ МАНИФЕСТ. А перспективный план

 

СОВЕТ ПО ПРОЗЕ СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ

Н Е   М А Н И Ф Е С Т

 

Принято, что всякое начинание в литературе заявляется манифестом. Однако Совет по прозе Союза писателей России не начинание, а реакция, отклик на вызовы времени. Поэтому о своём заделе мы объявляем не манифестом, а перспективным планом, основанным на внутрипрофессиональном анализе сегодняшнего состояния нашего национального литературного процесса, прежде всего, его сутевой основы – прозы. С определением причин этого неестественного для истории Российской культуры состояния, прогнозами развития и учётом своих возможностей воздействия на литературный процесс.

Стоит напомнить, что Совет по прозе не сразу сложился структурно в виде постоянно действующей лаборатории, достаточно вспомнить, что сорок четыре года назад он заявился как совещание, круглый стол: в середине сентября 1981-го, в Мурманской области проходили Дни российской литературы, в рамках которых и состоялся Совет по прозе Союза писателей РСФСР. С участием Валентина Распутина, Василия Белова, Виктора Астафьева, Сергея Залыгина, Владимира Крупина, а также Анатолия Кима, Виктора Лихоносова, Владимира Личутина, критиков Владимира Гусева и Владимира Коробова. А в Союзе писателей России Совет по прозе получил статус подразделения только в январе 2014 года. К сожалению, работа его не задалась, поэтому через десять лет (а какие это были для нашей Родины годы: Крым и санкции, Сирия, тупики образования, демографический кризис, пандемия, СВО с возрождением Русского мира) Совет по прозе вынужден заново активизировать деятельность по стимуляции полноценного всероссийского творческого отражения этих событий с введением их в общенациональную память.

В гибридной войне, ведущейся против России в последние десятилетия, особой операцией стало выведение из общественного сознания значимости исторически сложившегося феномена «русский писатель». Вспомните, какое положение ещё в шестидесятые-семидесятые годы занимал в национальной элите писатель, и как неожиданно слаженно – и не только у нас, но и в Европе, во всём мире – литераторы сменили имидж, разом из трибуна, голоса народа, превратившись в затворника, молчаливого производителя «текстов». Как правило, текстов, ставящих под сомнение нравственные ценности. Тогда же новоявленный литературный рынок – объдинение издательств, сетей распространения, СМИ при господдержке агентства по печати – затиражировал по всей стране только глобалистские, либерально-русофобские произведения жёстко очерченного круга авторов, некоторые из коих ныне объявлены иноагентами, другие же, «робкие патриоты», бесстыдно срочно меняют окраску. Писатели-патриоты, чьё творчество глубиной проработки вечных и злободневных тем, полнотой их охвата отвечало культурным и нравственным потребностям общества, были изолированы от читателя тиражами в 200-300 экземпляров, и полностью заблокированы СМИ.

К этой атаке на литературную элиту России наложилась имеющая более общую, чем области искусства, направленность операция раскола общества по поколенческому принципу (параллельно к расщепам этническим и религиозным). Обрушение культурного уровня объяснимо только тщательным планированием, сложнейшей координацией и просто невероятным материальным обеспечением злой воли. И теперь сорокалетние «молодые» свою неспособность поднять культурное и профессиональное наследие с сопутствующей нравственной анемией оправдывают некими «идейным» либерализмом и «принципиальной» внеполитичностью.

К сожалению, государство, через десятилетия вспомнившее свои обязанности по нравственной защите общества и принявшее программу развития культуры до 2030 года, вряд ли в обозримом будущем сможет отладить взаимодействие идеологической цензуры и художественных советов. Для начала нужен закон о творческих союзах, ибо у самих чиновников нет «методичек» по оценке художественности тех или иных произведений.

Пушкин, Гоголь, Тургенев, Достоевский, Гончаров, Толстой, Чехов, Лесков, Леонов, Шолохов, Распутин… Литература созидает общество. Именно литература определяет и утверждает, делая для всех в обществе равно признанными те нравственные императивы, на которых уже строятся и политические, и экономические, и социальные институты.

Понимая, что проза является осью литературного процесса – процесса национального самосознания, процесса созидания образной народной памяти, ясно осознавая свою ответственность за, прежде всего, качественное состояние современной и будущей прозы, Совет ставит главной своей целью поддержание академического уровня русской прозы, русской литературы. Под «русским» нами принимается цивилизационная идентичность, а не некое этническое определение.

Совет по прозе – академическое сообщество творческих личностей, в котором каждый член имеет несомненную значимость, непререкаемость мировоззрения, неприкосновенность религиозных и политических убеждений. Однако всех нас объединяет любовь к русской литературе, принадлежность к российской цивилизации, приверженность к государственно утверждённым консервативным ценностям, духовно-нравственно все мы граждане Русского мира.

При высоком целеполагании необходимо ставить и решать ряд оперативных задач.

1. В каждом регионе России есть имена и произведения как недавно ушедших, так и ныне работающих, а также перспективных прозаиков, достойные выведения во всероссийское достояние. Совету по прозе потребуется Бюро критики, призванное не только системно разбивать искусственно созданную стену «безымянности», обезличенности ведущих современных писателей России, но и в опоре на традиции русской литературы доказательно осветить направленность движения отечественного литературного процесса в сложнейший мировой период окончания эпохи материализма.

2. Совет ставит ближайшей задачей завязать в единую информационную сеть то колоссальное количество региональных, межрегиональных и всероссийских мероприятий, проводимых местными отделениями Союза писателей России, направленных на утверждение статусности отечественной прозы как основы национального литературного процесса, для чего мы создадим общую интернет-платформу и откроем Издательский Дом.

3. Исходя из понимания, что таланты не производятся на «фабриках звёзд», а открываются в творческих лабораториях, Совет приложит все усилия по налаживанию индивидуального наставничества мастеров над молодыми дарованиями.

Когда поставлена главная цель, согласованы ближайшие задачи, Совет по прозе Союза писателей России, в ходе своего формирования и развития, обязательно будет расширять круг своей деятельности – исходя из своих возможностей.

Председатель Совета по прозе Союза писателей России
Василий Дворцов

Комментарии

Комментарий #43728 29.01.2025 в 16:39

По мере сил работу такую ведём на местах. По пункту 1 на днях опубликовал статью памяти ушедшего писателя, старейшины уфимского "цеха" прозаиков, В. Перчаткина: https://istokirb.ru/articles/literaturnik/2025-01-14/nasha-pamyat-desyat-let-bez-vasiliya-perchatkina-4082904. То есть команда не просто услышана, капитан, а выполняется членами Совета по прозе (А. Леонидов, Уфа)