ПАМЯТЬ / Александр БАЛТИН. ИСКРИСТАЯ ВЕЧНОСТЬ СЛАВЫ. К 80-летию гибели Дмитрия Карбышева
Александр БАЛТИН

Александр БАЛТИН. ИСКРИСТАЯ ВЕЧНОСТЬ СЛАВЫ. К 80-летию гибели Дмитрия Карбышева

 

Александр БАЛТИН

ИСКРИСТАЯ ВЕЧНОСТЬ СЛАВЫ

К 80-летию гибели Дмитрия Карбышева

 

Служба, будто обозначенная кодом рода, словно впечатанная в цепочку жизненных свершений: дед Карбышева – выпускник Сибирского кадетского корпуса, ветеран Крымской кампании, отец – из родовитых сибирских казаков, за военную службу награждённый многими орденами.

Поскольку мать – дочь коллежского советника из богатых омских купцов, с ранних лет Карбышев свободно не только говорил, но и думал, помимо родного, на французском, татарском и немецких языках…

Детство, однако, слоилось тяжело: отец умер, когда Карбышеву было двенадцать лет, мама была достаточно болезненной, и во многом улица воспитывала его, закаляя, позволяя проявить характер лидера с ранних лет.

Николаевское инженерное училище давало хорошую подготовку: по окончание его Карбышева направляют в сапёрный батальон.

Манчжурия раскрывается неповторимым колоритом.

В 1903 Карбышева производят в поручики; отпуск, проведённый в Нагасаки, словно ноты предчувствия грядущей войны.

В недрах Русско-японской в составе батальона Карбышев укреплял позиции, виртуозно владея секретами связи, устанавливал их, наводил мосты, бесконечно набирая военный опыт, вёл разведку боем.

Ордена, которые получает, свидетельствуют о высоте достижений и мужестве синевато-стального отлива, и определившим его жизнь.

Владивосток становится привычнее и привычнее, служба длится, раскрываются новые и новые ракурсы военного дела, громоздится опыт.

Карбышев осваивает искусство чертёжной работы; Первая мировая раскрывает другие участки бесконечной земли: Карбышев воюет в Карпатах, участвует в штурме крепости Перемышль.

Красная новь не столь логична для него, как если бы был выходцем из низов, тем не менее – правду чувствует именно за красным делом, и, будучи полковником, Карбышев вступает в Красную гвардию…

В Красную армию вступает уже в Воронеже, куда – с группой офицеров, не верящих уже старому строю, – добирается с трудом.

Опыт огромен, военный полководческий талант очевиден: в 1919 Карбышев назначен руководителем всех оборонительных работ Восточного фронта.

Мелькают годы гражданской: меняются роли, исполняемые Карбышевым, неизменной остаётся лестница подъёма: так, в 1920, вызванный Михаилом Фрунзе, становится заместителем начальника инженеров Южного фронта…

Он учится – после гражданской, генерал-лейтенант, получает учёную степень доктора военных наук; преподаёт.

В начале 1941 он командирован в Западный особый военный округ, где инспектирует ход строительства фортификационных сооружений.

Начало войны омрачено избыточным немецким давлением-окружением; в 1941 Карбышев – при попытке выйти из окружения – был тяжело контужен и в бессознательном состояние попал в плен.

Путь по лагерям.

Карбышев был активным руководителем лагерного сопротивления, призывая ни под каким видом не идти на сотрудничество с врагом.

…Его смерть – легендарна. Символом стойкости, невозможностью отказа от собственного пути или измены своим убеждениям воспринимается генерал Карбышев, на морозе заливаемый ледяной водой.

Жуть человека проступает через образ его кончины в неменьшей степени, чем золото силы, метафизически вложенной в человека.

Ледяная смерть породила искристую вечность славы.

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (1)

Комментарии