ПОЛЕМИКА / Сергей СОХРАННЫЙ. СРЕДНЕВЕКОВОЕ СУДИЛИЩЕ. Таинственное отравление семьи
Сергей СОХРАННЫЙ

Сергей СОХРАННЫЙ. СРЕДНЕВЕКОВОЕ СУДИЛИЩЕ. Таинственное отравление семьи

 

Сергей СОХРАННЫЙ

СРЕДНЕВЕКОВОЕ СУДИЛИЩЕ

Таинственное отравление семьи

 

Имеем два очень похожих уголовных дела, причем относящихся к сакральным центрам страны: Москва – Красноярск.

Московское «Арбузное дело» 2021 года известно широко, закончено и почти забыто. Отравление двух человек инсектицидом цигатрин, который по мнению специалистов совершенно безопасен.

Новое отравление четырех детей дихлофосом в Красноярском крае в сентябре 2024 года. Дихлофос – тоже инсектицид и при этом более безопасный и популярный, чем цигатрин. Звенья одной цепи?

Могут ли злоумышленники добавить яд к сравнительно безвредному препарату, ввести таким образом следствие в заблуждение и избежать ответственности? Будет ли продолжение?

Выводы будем делать после, а пока углубимся в материалы нового дела.

В сентябре это года в Красноярском крае произошло таинственное отравление семьи, предположительно дихлофосом. Отец семейства обработал дом двумя баллонами этого аэрозольного препарата, потом пару часов проветрили помещение, погуляв немного. Затем семья вернулась в дом, поужинали и легли спать. На следующее утро началась череда смертей: один за другим умерли четыре ребенка и один котенок, а сами родители с тяжелыми отравлениями тоже побывали в реанимации.

Поначалу даже следственный комитет не предполагал, что это могло быть отравление дихлофосом. Первой была версия о пищевом отравлении, но все продукты тщательно проверили и ничего опасного для здоровья не нашли. Рассматривалась и версия о неизвестном яде, быстроразлагающемся и не оставляющем следов – такие бывают. Но и эта версия быстро отпала – подозрительно быстро, на мой взгляд. Чужих отпечатков пальцев на найдено, и пустой флакон из-под яда никто не забыл – зачем мучиться с такой трудной версией.

И начали буквально за уши притягивать версию о дихлофосе. За более чем сорокалетнюю историю этого препарата им никто не травился в быту. Более того, не было известно даже попыток убийства или самоубийства – уксусом частенько травятся, а вот дихлофосом – никогда. Все отлично понимают, что это невозможно. Даже мешающих соседских собак этим «ядом» не травят. Казалось бы, чего проще: побрызгать из аэрозольного баллона на кусок колбасы и пусть вредная шавка околевает. Но не тут то было!

Согласно ГОСТу дихлофос относится к 4 классу малоопасных веществ и его предполагаемая смертельная доза для взрослого человека массой 100 кг составляет свыше 500 граммов. Причем это именно «свыше», а сколько потребуется в действительности – науке неизвестно: может килограмм, а может и все два. Для поваренной соли есть более точные данные: её предполагаемая смертельная доза – 350 граммов на человека, то есть соль несколько опаснее!

Дихлофос состоит из многих компонентов, но самый токсичный из них – циперметрин, а все остальные действуют многократно слабее. Об опасности циперметрина есть более точные научные данные: его летальная доза 250 мг/кг тела, то есть для смертельного отравления ребенка массой 10 кг предположительно потребуется 2,5 г чистого циперметрина. А в двух баллонах Дихлофоса согласно рецептуре было всего 1,7 г этого яда! Ребенок теоретически должен выжить, даже если он употребит оба баллона внутрь или попросту выпьет. Так чем же были насмерть отравлены 4 ребенка, 1 котенок и полусмертельно отравлены двое взрослых?! И кем? Дихлофос они не пили, а лишь попали под воздействие его паров и остатков на бытовых предметах.

(Объективности ради добавлю, что есть еще версия о том, что могло быть совместное действие дихлофоса с другими нетоксичными продуктами и пищевыми добавками, но это – очень слабенькая версия.)

Следствие проделало огромную работу, проведено множество экспертиз и допросов свидетелей, проверено качество продаваемого в магазинах дихлофоса, проверен и завод-изготовитель. Всякая работа требует результата, и следовательская – тоже. А результат в их деле – обвинительное заключение и суровый, но справедливый приговор. И есть определенные разумные сроки – все как на фабрике или конвейере. Так что по-человечески все усердия следователей и судей очень и очень понятны, но только простительны ли?!

В телах погибших обнаружены лишь ничтожные или, как говорят химики, следовые количества дихлофоса. Такие малые, что ни одним химическим прибором их невозможно измерить – как следы золота в морской воде. Но кроме следов дихлофоса никаких других ядов вообще не найдено, поэтому пусть будет виноват дихлофос! Да это же за пределами здравого смысла….

Представьте, нашли труп, от которого пахнет вином. Нельзя просто написать, что смерть наступила от опьянения – нужно проверить содержание алкоголя в крови. Если найдете 5 промилле (общеизвестная летальная доза), то можно зафиксировать алкогольное отравление. А вот если всего 1 промилле (легкое опьянение), то будьте добры – ищите криминал. Но наши шерлоки холмсы мыслят по-другому. Они нашли следы – даже цифру указать не могут и этого достаточно.

Следователи выдвинули «гениальную» версию: вначале яда в трупах было много (была летальная доза, хотя по нашим расчетам ей было просто неоткуда там взяться). А потом яд разложился, то есть количество его за несколько дней сократилось во много-много раз, почти до нуля. И эту версию все дружно проглатывают! Никто даже не усомнился в этом. Наваждение какое-то.

Да ведь эту же версию можно и нужно, обязательно нужно проверить, а проверяется это легко.

Надо умертвить группу лабораторных животных дихлофосом. Не смущайтесь от моих слов – это прямая обязанность серьезной экспертизы. Затем через несколько дней измерить содержание яда в телах погибших животных. Уверяю вас, там будет обнаружено очень много яда, а вовсе не какие-то мифические следы. Компоненты дихлофоса, синтетические пиретроиды – вещества достаточно устойчивые, об этом имеется множество научных данных. (В материалах по московскому «арбузному» делу об этом сообщалось.) Не сделать этого – значить допустить серьезный пробел в следственных действиях, если не сказать хуже…

Ничего этого не сделали. Предъявлено обвинение – человек на скамье подсудимых, скорее всего – невиновный человек. Из истории арбузного дела мы знаем, что бывает дальше…

Обратим внимание, что заключение экспертизы гласит: «…смерть четверых детей наступила в результате острого отравления деструктивным ядом (инсектицидами) системного действия».

Мне сразу бросилась в глаза приписка в скобках об инсектицидах – что это за утверждение?! Господа эксперты, вы всего лишь обнаружили деструктивные изменения в органах, поэтому имеете право утверждать, что смерть наступила от деструктивного яда. А летальной дозы инсектицидов вы не обнаружили, поэтому об инсектицидах следует помолчать. Вы нашли лишь их следы. Следы дихлофоса вы найдете и у рабочего, простоявшего 8 часов на линии розлива дихлофоса: я там бывал – воняет крепко! В овощах и фруктах полно следов инсектицидов…

Так что приписка об инсектицидах не только нелепа, но и очень вредна, т.к. может ввести суд в заблуждение! До таких фантазий даже эксперты по известному «арбузному» делу не дошли. Смерть от деструктивного яда – и точка!

У следователей же – свои мысли, точнее домыслы: дихлофос – это яд системного действия; кроме дихлофоса мы ничего не нашли – значит виноват дихлофос. Да это же логическая ошибка! Существует множество других деструктивных ядов системного действия. Разве не могут международные террористы преподнести очередной сюрприз в виде нового быстроразлагающегося яда, который не оставляет следов. В закрытый аэрозольный баллон можно ввести раствор любого вещества с помощью несложного приспособления даже в торговой сети. Но «мочить террористов» – дело трудное, проще своего мужичка под статью подвести.

И очень старательно подводят. Вновь обратимся к материалам следствиям. (Все использованные материалы, заявления и высказывания должностных лиц опубликованы в Интернете. Все можно найти и проверить по ключевым словам.)

Итак, на скамью подсудимых посадили человека, обвинив его в убийстве по неосторожности, но при этом даже не найдено орудие убийства – доза отравляющих веществ, достаточная для отравления, (летальная доза). И судя по расчетам, её не могло быть на месте преступления.

Судебная медицина требуют при доказательстве отравлений ставить вопрос таким образом: «Явилось ли данное отравление причиной смерти?». Правильный ответ: «Нет, не явилось!». Очень легкое «отравление», точнее негативное воздействие могло иметь место. Люди «травят» себя каждый день: алкоголем, никотином, наркотиками… «Травят» тем же дихлофосом в умеренных количествах: и в быту, и особенно на производстве, но от этого не умирают. Результаты экспертизы должны быть истолкованы таким образом: «Обнаруженные следы дихлофоса не могли стать причиной отравления. Смерть наступила от неизвестного деструктивного яда». (Только в Волгоградской области за 6 лет произошло 209 смертельных отравлений неустановленным веществом, причем тенденция эта растет!) Не пора ли умывать руки, как говорил Понтий Пилат, судите дальше без нас…

Роясь в интернете и собирая информацию, я с удивлением обнаружил, что отравления инсектицидами очень хорошо изучены на Украине. Представлен обзор острых отравлений пестицидами среди населения города Киева за период 1993-2013 г http://www.mif-ua.com/archive/article/40614, в котором изучено 44 случая острых бытовых отравлений у взрослых. Речь идет в основном о попытках суицида, причем выпивают, конечно же, не аэрозольные баллоны, а жидкие концентраты. Изучались также острые отравления пестицидами у сельскохозяйственных рабочих, которые от зари до зари опрыскивают ими свои поля и сады. За 20 лет насчитали 310 таких случаев, причем тяжелых случаев отравлений только 3, и все они вызваны действием наиболее токсичных фосфорорганических веществ.  Итак, на Украине от инсектицидов типа нашего дихлофоса люди не умирают…

Есть еще один момент – он не так важен, но очень показателен. Существуют несколько видов дихлофоса: Варан-А, Экстра, Ультра и т.д. (В этих дихлофосах трудно ориентироваться даже специалисту, не говоря уже о сотрудниках СК.) В материалах дела, в том числе и на фото в интернете фигурируют первые два из них: зеленый баллон Дихлофос-Варан-А и красно-синий баллон Дихлофос-Варан-Экстра. В инструкциях, напечатанных на этих баллонах, ничего не говорится о необходимости сделать влажную уборку после обработки помещения. Подсудимый её и не сделал. Но почему же тогда следствие неоднократно обвиняет его в том, что он не сделал влажную уборку. Да только потому, что требование влажной уборки есть на более сильнодействующем препарате «Ультра»! Очевидно, дело было так: все документы должны быть представлены суду в бумажном виде, а не в виде надписей на аэрозольных баллонах. Аэрозольный баллон в сканер не засунешь, поэтому пришлось скачивать текст инструкции по работе с дихлофосом из интернета, а там есть разные инструкции. Вот и скачали по ошибке инструкцию на более сильнодействующий препарат «Дихлофос-Ультра», а эта инструкция требует обязательной влажной уборки после обработки помещения. Забавный эпизод – но это же фальсификация или подлог! Самое интересное, что подсудимый уже «признал» свою вину в том, что не сделал влажную уборку, которую оказывается и не надо было делать. Все это говорит о том, что документов никто толком не читает: ни следователи, ни адвокат, ни сам подсудимый… (Прошу передать это адвокату и опротестовать.)

Очень интересно провести лингвистический анализ фраз, просочившихся в печать. Он показывает, что следствие имело обвинительный уклон и оказывалось некоторое давление на подследственного. Привожу примеры. 

Вот очень яркая фраза сотрудника СК Юлии Арбузовой: «А тут практически была «газовая камера». Было комплексное воздействие. И вдыхание паров, и то, что инсектициды осели на посуде, на продуктах». Это что – отец загнал детей в газовую камеру! Под какую же статью его хотели подвести: геноцид собственных детей, что ли?!

Как же надо было надавить на подследственного – отца погибших детей, чтобы он произнес о себе такие слова: «ходил с баллончиком и распылял средство над тарелками, над едой, над игрушками, над одеждой, над постельными принадлежностями». Маньяк что ли?! В умышленном убийстве хотели обвинить?!

И далее рисуют картину: «Дети лежали на постелях, на диванах – везде, где их отец брызгал из баллончика. Они брали в руки игрушки, тут же садились за стол есть…» – какую же меру наказания заслуживает этот злодей…

А с версиями о проветривании что творится. Сначала официально обвиняли в плохом проветривании, потом он «признал», что совсем не проветривал помещение после обработки ядохимикатом… Даже представить такое трудно.

Многократно повторялось, что «компоненты дихлофоса были на посуде, из которой ела семья». Но химия сейчас настолько чувствительна, что следы дихлофоса обнаружат даже в соседней квартире. Одну квартиру обработали – запах во всему подъезду! Следы дихлофоса должны быть везде и не надо уделять им столько внимания. Аэрозоль специально предназначен для того, чтобы всюду проникать и везде оставлять свои «следы», поиском которых так увлеклись следователи. Следами не травятся…

Дмитрий Виноградов признал, что он «хаотично распылял средство от насекомых», и это поставили ему в вину. Но простой деревенский мужик таких слов никогда не скажет. Наверняка, был задан «наводящий» вопрос: «Признайтесь, что вы распыляли препарат хаотично…». А как же еще надо было распылять?! Человек боролся с мухами, которые летают «хаотично», и он обработал все воздушное пространство комнат, где мухи могут пролететь. Многие из нас сделали бы так же – и стали бы нарушителями!

 

Итак, одним из пунктов обвинения является «хаотичное» хождение с аэрозольным баллоном по комнате. В инструкции же указано: «…встаньте подальше от двери и начните распылять средство, двигаясь к двери…» – это полезная рекомендация для того, чтобы на самого себя случайно не набрызгать. И вот за такое «нарушение» инструкции у нас судят. На отравление детей не могло повлиять, каким образом ходил человек с аэрозольным баллоном. Нет причинно-следственной связи между нарушением (деянием) и наступившими последствиями – значит нет вины! Это – азбука юриспруденции.

В нашей церковной истории был такой эпизод. Сначала ходили посолонь, а потом пошли против солнца. Ересь! – На костер! Все это очень напоминает какое-то средневековое судилище.

P.S. Вполне возможно, что сейчас кто-то уже добавляет к очередному цигатрину-дихлофосу несколько капель из секретной лаборатории ЦРУ. Пусть кто-то из русских снова отправится на тот свет, а другие русские начнут терзать третьих русских судами и тюрьмами – врагу этого и надо.

г.Барнаул

 

Комментарии