Вячеслав ЛЮТЫЙ. «СТОЛИЧНАЯ» И «СЕЛЬСКАЯ» ЛИТЕРАТУРА. Фестиваль
Вячеслав ЛЮТЫЙ
«СТОЛИЧНАЯ» И «СЕЛЬСКАЯ» ЛИТЕРАТУРА
25-28 июня в Москве на Красной площади был развернут фестиваль «Книги России». Встречи с литераторами и артистами на главной сцене ярмарки и локальных площадках, павильоны с тематической литературой и изданиями, которые представляли областные центры и республики, музыка и многолюдное «броуновское» движение меж кремлевским некрополем и фасадом ГУМа…
Это было, действительно, весомое событие для Года литературы, который в пространстве культуры страны отмечается как-то вяло и более запоминается уходом писателей, нежели громкими книжными открытиями. Впрочем, в таком положении вещей есть своя закономерность, которую можно обозначить как «столичность» современной прозы и поэзии.
Она попирает так называемую «сельскую литературу», обозначаемую снисходительным термином не из-за того, что произведения авторов из глубинки возникают где-то далеко от Садового кольца. Причина в том, что столица и сознательно, и уже рефлекторно отбирает в провинции ментальные и эстетические клоны всех «своих» опусов, ориентированных на разрушение традиции и выветривание из человека самого духа высоты и искренности.
Не нужно особенно доказывать, что жизнь страны свершается на её бескрайних просторах, а не в пределах офиса, ночного клуба, биеннале современного искусства, место пребывания которых – современный мегаполис центра России. Но больная «столичность» литературного процесса, чьё отражение мы видим на полках книжных магазинов, отвергает большое пространство, сквозящий воздух, неподражаемые характеры и теплоту человеческих взаимоотношений – те приметы, без которых России просто нет.
Очевидно, что соответствующие акценты и творческие выборки из бурлящего потока литературы нынешнего дня не могли не повлиять на организацию книжного фестиваля. И это было заметно уже потому, что чрезвычайно ёмкое обозначение «Регионы России» в книгоиздательской деятельности было представлено единственным павильоном 30-метровой длины, с одной стороны которого выставлялись области, а с другой, через стенку – республики. Всё иное на брусчатом поле главной площади огромного государства занимали, вероятно, более важные тематические экспозиции книг – детская, педагогическая и прочие.
Напротив узких ячеек Орловской, Воронежской, Курской и иных областей в павильоне «Художественная литература» красовался бесконечный ряд продукции издательства «ЭКСМО». Зрительно этот концерн будто отодвигал куда-то на третий план региональные издательства с массой книг, действительно уникальных и посвящённых людям, событиям, уголкам нашей бескрайней территории: наглядная иллюстрация того печального тезиса, который был обозначен как «столичность» сегодняшнего литературного процесса.
Возможно, эта мысль является актуальной лишь для провинциального писателя, поэта или критика. Ведь нет никаких сомнений, что русская литература живёт и дышит, где хочет, – даже в тесном нагромождении бетона и стекла. Но прозрения свои находит там, где родная земля наделяет силой русского человека, который всем сердцем стремится к правде. Ищет своё место в мире и среди людей, мучается и борется, но никогда не забывает, кто он и откуда.
Интересно, но факт. Москва - государство в государстве. Это некий Ватикан в большой стране, который все одеяла перетянул на себя. увы! И это перетягивание одеял видно и ощущается повсеместно. Какие еще региональные издательства?! О чем вы?! Москва и москвичи слышать о них не хотят! И не нужны мы им, они живут своей жизнью. Они вполне самодостаточны, чего не скажешь о нас, оставленных "главным городом страны" с крохами от барского стола - во всем.
В принципе, если хотелось провести на площади выставку издательства "Эксмо", то так и надо было назвать "Фестиваль издательства Эксмо" и никаких вопросов. Надо просто называть вещи своими именами, и не вопрос. А если концепция фестиваля - показ книжных новикнок огромной страны, то это совсем другой формат. И уже надо наполнять название соответственным содержанием.