Анатолий ТЕПЛЯШИН
ДУША БЕЗ ГОЛОСА БЕЗМОЛВНА
«А У НАС ТАМ ОДИН «АЛЁША»!»
Экипажу русского танка с позывным «Алёша»,
поразившему целую колонну вражеской бронетехники
Прёт противник не по-хорошему –
бронированною гурьбой:
а у нас там один «Алёша»
принимает смертельный бой.
Так не раз уже в жизни было –
когда смерть подступала впритык:
но не ломит солому сила –
если спрятан в соломе штык.
А могло ведь всё быть иначе –
не промедли секунду враг:
очень много секунда значит
в чёрном вихре крутых атак.
Лживым западным попугаям
на носу пора зарубить:
может, лаптем мы щи хлебаем –
но в бою нас не победить.
Каждый чести своей достоин –
но не нужно шутить с огнём:
лишь у русских один в поле воин –
потому что он вырос в нём.
Здесь и вера его, и сила,
и родная земля, и мать:
всё, что дорого, всё, что мило –
есть за что нам в бою стоять.
Длился бой тот четыре минуты –
а запомнится на века.
И не раз поменяет круто
жизнь обычного паренька.
По нему будут чтить науку –
как умением побеждать,
и о нём будут дети и внуки
песни петь и стихи слагать.
Ну, а если не по-хорошему
снова двинется вражеский клин:
а у нас там один Алёша –
но, дай Бог, он не будет один.
ЧТО ЖЕ ТУТ ПОДЕЛАТЬ…
Все мы, верно, в жизни это слышим,
если сердце, словно лист, дрожит,
если беды хлынут выше крыши:
что же тут поделать, надо жить.
В этом есть как будто обречённость:
чашу нужно до конца испить.
Белый цвет надежды или чёрный:
что же тут поделать, надо жить.
Вот и жизнь на донышке осталась,
всё прошло, и нечем дорожить.
Ну, зачем всё это затевалось?
Что же тут поделать, надо жить.
Не умом, а сердцем нужно верить,
чтоб черту последнюю избыть.
Чем тоску вселенскую измерить?
Что же тут поделать, надо жить.
Для чего? Зачем? К чему вопросы.
Всех задач на свете не решить.
Как всё сложно, Боже! Как всё просто:
что же тут поделать, надо жить.
КРИК ДУШИ
Кому он слышен, крик души?
Душа без голоса безмолвна.
А если ты кричать решил:
всё это – звуковые волны.
Не передать на них тоски,
не передать на них печали.
Не помнишь ты, как васильки
под острою косой кричали?
А слышал ты хотя бы звук,
когда кружился лист над чащей?
Вот то же самое, мой друг,
творится и с душой кричащей.
* * *
Ах, сердце, ну как же ты билось:
казалось, проломишь мне грудь.
Любовь не прошла – но забылась,
остались лишь горечь да грусть.
Я парня с проблемой не корчу,
но словно бы вспомнить боюсь:
откуда взялась эта горечь,
откуда взялась эта грусть.
И что же такое там было,
и как нам случилось любить,
что память всё это забыла,
а сердце не может забыть.
* * *
В тяжёлый час судьбе своей доверься –
не изменяй призванью своему:
поэт всегда приносит в жертву сердце,
не зная сам – зачем и почему.
Ведь речь не шла о жертвоприношеньях,
когда ловил ты строчки на лету,
не думая о будущих лишеньях,
а веря только в звёздную мечту.
Что тут такого, если к слову слово
ты выстроишь певучую канву:
а сердце в жертву – это же условно,
не нужно этой жертвы никому.
Небесный дар за просто так даётся –
его не должно жертвой искупать:
а если сердце и болит, и рвётся,
так это же не общая напасть.
И с лёгким сердцем пишутся поэмы,
и с грустью светлой помнится любовь:
ты лучше избегай такие темы,
где горе, и потерянность, и боль.
Довольно в жизни ветра нам и града,
и вьюги, что все тропки заметёт:
а сердце пусть настроится на радость,
и пусть в стихах не плачет, а поёт.
Увы, не важно тут – поёт иль плачет
летучая плакуша на заре:
за каждый стих собою сердце платит –
сгорев и вновь восстав на алтаре.
И никуда от этого не деться:
стихи – ведь это гимны божеству.
Поэт всегда приносит в жертву сердце –
и к чёрным дням, и к света торжеству.
* * *
Есть дожди, которые навзрыд,
словно льются от большого горя:
чья душа на небесах болит,
чтобы нам за час наплакать море.
Есть дожди, как долгий тихий плач,
день и ночь над рощей моросящий:
и сидит на ветке чёрный грач –
воплощением души скорбящей.
Есть дожди, как мимолётный всхлип,
есть дожди, как сквозь улыбку слёзы:
одинокий лист к стеклу прилип,
как письмо немое от берёзы.
Есть дожди, слепящие глаза,
и дожди слепые, как котята:
стороною пронеслась гроза –
а дождю не хочется кончаться.
Есть дожди глухие, как стена, –
не пробить их ни душой, ни взглядом:
и напрасно будешь ты стенать –
не услышат даже те, кто рядом.
Есть дожди, похожие на сон:
тянутся, как за иголкой нити;
есть дожди, похожие на стон,
и на вздох души, и на молитвы.
Мой любимый дождь, когда в дому
мы с тобой, а он шумит по крыше,
и в двери, распахнутой во тьму,
занавеской белою колышет.
* * *
Не жалею, не зову, не плачу…
С.А. Есенин
Жалею…
Боже, как жалею
о той весне, о наших встречах,
о той сиреневой аллее,
где мы бродили каждый вечер.
Как я искал за словом слово,
но мысли путались, хоть тресни,
а ты мне улыбалась, словно
и вправду было интересно.
Потом, не сразу, но призналась,
что слов не выкинуть из песни,
что бредом речь моя казалась,
но было вправду… интересно.
Зову…
Во сне и наяву я
зову ушедшие мгновенья,
друзей потерянных зову я
и за столом ночные бденья.
Стихи с вином перемежались,
и месяц за окошком слушал,
и тени утренние жались,
но не сжимались наши души.
Сгорали лампочки и свечи,
дымы кружились коромыслом,
но были жарче наши речи,
но были ярче наши мысли.
И плачу…
Не могу иначе.
Наверно, дефицит железа.
Наверно, потому и плачу,
что эти слёзы бесполезны.
Всё знаю я и понимаю,
что нет сиреневой аллеи,
что не вернуть, чего желаю,
не воскресить, о чём жалею.
Что вечен зов и безответен,
и ничего уже не значит,
что я один на белом свете
жалею, и зову, и плачу.
* * *
Есть тоска, что нахлынет вдруг
и затянет в свои глубины.
Ах, как нужен сейчас тебе друг,
как нужна в этот миг любимая.
Даже смех за окном, как знак:
не один ты, и жизнь не брошена.
Подними её, словно флаг,
с новой верой во всё хорошее.
Но бывает другая тоска,
а скорей всего, та же самая:
словно бы гробовая доска
давит сердце над чёрной ямою.
И в душе твоей только ночь,
бесконечная, нелюдимая.
Даже друг не сумеет помочь,
не поможет тебе любимая.
Как же их различить, скажи,
и какая на сердце просится:
та тоска, чтобы дальше жить,
или та, чтобы в омут броситься.
* * *
Как будто бы из берегов
река выходит бурным морем:
настолько горе велико –
что ощутить его не можешь.
И это очень хорошо,
хоть неуместно это слово:
иначе бы с ума сошёл,
как эвкалипт в бору сосновом.
Душа как будто бы заслон
из пустяков житейских ставит:
пройди под окнами вдруг слон –
она в окно смотреть не станет.
Наверно, каждый испытал:
за гранью боль – анестезия,
как будто скорый обогнал
ты поезд на ручной дрезине.
Как часто мы судьбу корим
за то, что к нам она жестока:
но в миг, когда в огне горим,
она спасает нас – потопом.
* * *
Лицом к лицу лица не увидать.
Большое видится на расстоянье.
С.А. Есенин
С высоты орлиного полёта,
опуская зримый мир на дно,
ты увидишь и большое что-то –
только станет маленьким оно.
Превратятся города в макеты,
люди превратятся в муравьёв:
пообщаться в мире сможешь с кем ты,
кто тогда прочтёт письмо твоё?
С высоты увидеть можно гору,
проследить далёкий путь реки –
но почти незримым станет горе
и прощальный взмах родной руки.
Скольких ты унизишь и обидишь,
прежде чем простая мысль дойдёт:
с высоты лишь мелочи и видишь –
всё мельчит орлиный твой полёт.
Заглянув в глаза – увидишь душу,
и, слетев с заоблачных высот,
разглядишь ты только на подушке
страстное прекрасное лицо.
* * *
В колодце плавала луна,
но как она туда попала:
светила в стороне она
и до воды не доставала.
Как появился этот свет
в угрюмой глубине колодца,
когда в него уж много лет
не падал даже лучик солнца.
А может быть, свет шёл со дна,
как будто из другой вселенной,
где наша грустная луна
была у них принцессой пленной.
А может, это чей-то знак,
но только – чей и для кого он:
и я смотрю в глубинный мрак,
туманным призраком окован.
Как будто бы в душе своей,
где нет ни света, ни движенья,
ловлю я в темноте ночей
луны печальной отраженье.
* * *
…На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
А.С. Пушкин «Птичка»
Нет у меня ни клетки и ни птички:
мне некого на волю выпускать.
Клюют там что-то под окном синички,
и раскричались воробьи опять.
Они свободны, хоть о том не знают,
и, не жалея голоса и сил,
кричат вовсю, туда-сюда летают,
как будто я их вправду отпустил.
И я наш праздник общий не нарушу:
и, дверцы распахнув своей души,
как будто птичку, выпускаю душу –
лети, душа, и крыльями маши!
Лети за этой воробьиной стаей,
лети за дальним клином журавлей,
и не горюй: а что ж со мною станет,
и о разбитой жизни не жалей.
Не удалась судьба – осталась доля,
и горькая, и злая, как всегда:
так пусть хоть раз душа познает волю,
в весеннем небе сгинув без следа.
Главная идея стихотворений – это жажда свободы и стремление к освобождению от тягот жизни, несмотря на горечь разочарований и осознание своей несчастливой судьбы. Герой готов отпустить свою душу на волю, чтобы она познала счастье и радость, даже если это означает потерю части себя. В стихотворении звучит мотив смирения перед судьбой и надежда на то, что хоть что-то в жизни может быть прекрасным и свободным. Это стихотворение заставляет задуматься о смысле жизни, о ценности свободы и о силе духа человека, способного на самопожертвование ради счастья других.