ФОРУМ / Дмитрий СУРОВИКИН. «ДОНУ» ВЫДАЧИ НЕТ! Обзор журнала «ДОН» №4-6, 2015
Дмитрий СУРОВИКИН

Дмитрий СУРОВИКИН. «ДОНУ» ВЫДАЧИ НЕТ! Обзор журнала «ДОН» №4-6, 2015

 

Дмитрий СУРОВИКИН

«ДОНУ» ВЫДАЧИ НЕТ!

Обзор журнала «ДОН» №4-6, 2015

 

Майская дата Великой Победы предваряет день рождения Михаила Александровича Шолохова, а в апреле – 90 лет освящённому им журналу «Дон»… Этим зачином под портретом великого писателя открывается №4-6, 2015. Далее под рубрикой «Дону» выдачи нет!» публикуется вступительное слово главного редактора Виктора Петрова «Знамя и крест журнала».

Когда на излёте Советской власти журнал «Дон» удостоился ордена «Дружбы народов», то озаботились, а куда, собственно, крепить награду? Потребовалось заиметь Красное знамя редакции. И вот оно: есть – как есть! Хранимое. Есть знамя – живёт полк, дивизия… Жив и журнал «Дон».

Много чего случилось после – эпоха перемен всё длится, длится… Подлинная литература теперь не в чести, и журнал «Дон» издаётся не первый год без копейки со стороны, но так, вероятно, угодно провидению. Журнал «Дон» – это краснознамённый крест, и нести его тяжко, но честнее без властей предержащих да плодящихся несчётно осоюзенных членов-писателей.

Виктор Петров восклицает: «Зато мы вольные люди! Только шашка да Господь Бог помогали казаку, а в нашем случае это талантливые произведения, поверенные святыми образами русской литературной классики, в числе которых Шолохов и Чехов – близкие нам по месту рождения и характеру творчества писатели».

Да, журнал «Дон» жив святым духом, что явлен в двух ипостасях – авторы и читатели. Публикуются на донских страницах литераторы отовсюду. И низкий поклон верным читателям, особо же подписчикам. Отбор рукописей для печати определяет их художественный уровень. Редакция стремится печатать достойных. Сие право выстрадано!

Число авторов и читателей определяемо, а вот интернет-пользователей труднее отследить – но точно, что они множатся. Особенно это стало заметно с размещением номеров журнала «Дон» на порталах «Читальный зал» и «Мегалит» в ряду с другими известными изданиями страны. Свою роль играют и донские обзоры в газете «День литературы».

Литературный журнал в России больше, чем журнал. Представьте временную протяжённость номеров «Дона» за 90 лет его существования. Журнальные страницы хранят само время, передают прошлое настоящему и будущему, работают на вечность.

Знамя журнала – красный бархат, золото букв… И разве тут обойтись без чеканных строк печатавшегося в ростовском журнале современного навсегда поэта: «шелест страниц, как шелест знамён…».

Если поэтические разделы иных изданий представляют зачастую авторов, схожих манерой письма, числящихся по ведомству одного направления, то «Дон» даёт выход разным школам. Важен талант.

Реально земная муза Александра Нестругина (с. Петропавловка, Воронежская обл.) выводит читателя на традиционно знаковую для русской поэзии дорогу памяти. Смещение времён отдаётся болью, воочию виден «Пристрелянный век» – название подборки, когда враги всё ближе, ближе…

Меж нами – лишь выстывший Дон

Да времени малая малость.

И я, хоть ещё не рождён,

В промёрзшую память вжимаюсь.

Ползу к своему рубежу

Позёмкой по мёрзлому мелу.

И знаю я всё, что скажу, –

Ещё говорить не умея…

 

Поэт Марина Кудимова (Москва) давно печатается в «Доне». На сей раз её стихотворный цикл «Соглашаюсь на однажды» поражает лирической наполненностью. Кажется, что всепоглощающее чувство способно заменить само наше существование в этом мире.

И нанялся дождь воды натолочь,

И тьма на стекле гадала,

И время не шло, и сердце всю ночь

Взмывало и опадало.

И будто с цепи рвалось естество

Искать до изнеможенья

В знаменьях судьбы следы твоего

Преддверия, приближенья.

 

«Неподкупные звёзды» минчанина Анатолия Аврутина возвышают душу, дают смысл земному бытованию. И в то же время явственно звучит щемящая нота:

Кто там плачет и кто там хохочет,

Кто там просто ушёл в облака?

То ли кречет кричит, то ли кочет…

То ли пропасть вдали, то ль река...

И шатаюсь я вдоль раздорожий,

Там, где чавкает сохлая гать,

И всё Бога пытаю: «Я – божий?..».

А Господь отвечает: «Как знать…».

 

Владимир Коркунов (Москва) устремлён из «Заката – в апрель», при этом замечая, «как стирается время», как оживает «предок, раскольник Елпифидор», чтобы в свой час сгореть за веру вместе с Аввакумом, не исторгнув ни звука.

Активно работает в разных жанрах и широко печатается Ефим Гаммер (Израиль). Его «Медальон» открывает традиционную рубрику «Российский рассказ». Незамысловатое поначалу повествование звучит в конце трагически, заставляет ужаснуться зверю в человеке.

Московский прозаик Игорь Михайлов выделяется среди современных авторов и манерой письма, и непременным тщанием при обрисовке характеров, и тонким лиризмом. Он поэтичен, привержен словесному минимализму и простору мыслей.

Вот смеркается над Тотьмой: «Всё разбито вдребезги истлевающим, словно ненадёжная память, вечером. Истекающим временем. Тени глотают большими голодными кусками последние остатки этих воздушных, паутинных, парящих в небе, пауз и интервалов. Всё истончается до писка, как будто гармонист взял верхний регистр». Это цитата из цикла рассказов «Мост через время».

Село Красное Липецкой области – место проживания Александра Титова, чьи рассказы «Царство ему небесное» и «Пой, труба!..» подкупают жизненной достоверностью.

Публикуется окончание романа Вячеслава Сухнева «Поворот Днепра, или Русские на луне». Автор предвосхитил грядущие события в соседних землях, и его неутешительные прогнозы, кажется, сбываются…

Проза Николая Иванова подтверждается его судьбой. Отсюда поразительная достоверность, убеждённость и правота, незаметное глазу мастерство. Об этом и о многом другом размышляет Наталья Терёхина (г. Старица, Тверская область), анализируя особенности прозы Николая Иванова в публикации «Точка перед взрывом Вселенной». Авторский вывод таков:

«Эта статья – попытка увидеть, как прозаик Николай Иванов, соединяя эпос и лирику, философские мысли и высокие чувства, незаметно поднимает нас в космические сферы духа. Не перестаёшь удивляться открывшейся бездонной глубине смыслов и переживаний, окрыляющих душу».

Также в рамках критической дискуссии «Смысл» печатается материал Александра Бубнова (г. Курск) «Жанры, строфы, стили, языки…». Это литературоведческое исследование содержимого трёхтомника Евгения Степанова о современной русской поэзии. Работа филологически серьёзная, но будет интересной для всех любителей поэзии.

Александр Яровой, в недавнем прошлом киевлянин, ныне москвич. Его эссе «И на камне взойдёт жито?..» – попытка разобраться в случившемся на Украине. Он так объясняет символическое название материала: «Если верить, хотеть и делать, то «и на камне взойдёт жито», как поётся в трогательной украинской народной песне. Когда настанут светлые времена Украины и России (а они настанут!), мы эти щедрые колоски обязательно увидим…»

Диптих Натальи Калининой под рубрикой «Минувшее живо» переносит читателя в послевоенное время, а также повествует о встречах с выдающейся певицей Еленой Образцовой.

Виктор Петров делится в путевых заметках своими впечатлениями от поездки в Дагестан, где в горном Гунибе установлены две именные арки: нижняя – «Ворота Барятинского», верхняя – «Ворота Шамиля», свидетельствующие о Кавказской войне. Автор задаётся вопросом, а не соорудить ли ещё третью арку в честь поэта Расула Гамзатова?

Юбилейный номер журнала «Дон» представлялся в рамках Шолоховской весны в станице Вёшенской, где была развёрнута выставочная экспозиция в центральной библиотека «Журнал «Дон»-90: сродни удару колокола». А накануне в Азовском краеведческом музее также открылась обстоятельная выставка, посвящённая 90-летию шолоховского издания. В обоих случаях на открытие собирались читатели и почитатели. Планируются юбилейные выставки и по другим городам и весям.

На снимке: азовские казачки из народного ансамбля песни и пляски, пришедшие поздравить величальной песней любимый журнал «Дон» со славной датой.

Комментарии