РЕЦЕНЗИЯ / Исраэль ШАМИР. ЗИГЗАГ КАНТОРА. Роман «Сторож Брату» как этап переосмысления
Исраэль ШАМИР

Исраэль ШАМИР. ЗИГЗАГ КАНТОРА. Роман «Сторож Брату» как этап переосмысления

23.03.2025
1019
1

 

Исраэль ШАМИР

ЗИГЗАГ КАНТОРА

Роман «Сторож Брату» как этап переосмысления

 

Максим Кантор завершил свой зигзаг. Он вернулся на свою раннюю прорусскую позицию, и это хорошая новость – далеко за пределами нашей оценки этого автора. Ведь она означает, что Россия справилась со своими бедами и продолжает свое свободное плавание.

Напомним основные точки зигзага. В своих первых двух больших романах, «Учебник Рисования» и «Красный Свет», Кантор стоял за Россию и высмеивал либералов, как Салтыков-Щедрин: «…зал аплодировал [Немцову?] стоя, декольтированные дамы зажимали розовые пасти своим мопсам, чтобы собачки не лаяли во время выступления, брокеры сбрасывали сигналы мобильных телефонов. А Борис говорил о правде, о справедливости, о коррупции в Москве, о ежедневном вранье госчиновников. В зале беглое финансовое жулье смеялось над жульем государственным. Повод для смеха имелся: за последние двадцать лет из развалин России вывезли капиталы, превосходящие по размерам дань, выплаченную в Орду, и богатства, перемещенные в фашистскую Германию. Сотни миллиардов уходили из глупой России каждый год – и собирали дань не баскаки, не гаулейтеры, не красные комиссары – но просвещенные богачи».

Потом, в 2014, он стал на обратную позицию и заклеймил Путина и путинистов. Русские войска в Крыму, по Кантору, это бандформирования, совершающие военные преступления. «Вежливых зеленых человечков можно повесить, – призывает он, – хотя бы за то, что они не носят погоны и эмблемы пославшей их страны. То, что на Украине все активисты ходят в военной форме без погон, он предпочел не заметить. В Киеве – не хунта, не путч, а волеизъявление. Путин нравится только латентным гомосексуалистам… Такого стремительного оболванивания населения никогда не наблюдал… «Спасение русских на Украине» – это и есть провокация фашизма».

Но вот зигзаг завершился. Кантор снова поддерживает Россию, и смеется над британским ханжеством, критикует нападки на Россию – в новом большом двухтомном романе «Сторож Брату». Роман сосредоточен во времени. Все действие происходит в 2022/23 году, но в пространстве он размазан от Оксфорда до Москвы и Бахмута. Его герои – как и в предыдущих романах Кантора, братья Рихтер, профессора, философы, историки. Парадокс – старший брат принимает демократический (в русском понимании) настрой, но остается в России, а младший спорит с ним, но уезжает в Англию. И в 2022 году английский брат возвращается в Москву, чтобы помочь старшему брату.

После долгих колебаний, Кантор пришел на сторону России – не Украины и не Европы. Сто лет назад его бы назвали «большевизаном». Он ощущает верно поворот России. Европу – а точнее, Англию – он упрекает за двуличие, за ханжество, за застарелую ненависть к России. Но насмешки, полюбившиеся читателю в предыдущих романах Кантора, появляются и здесь:

«Пафос рассуждения старшего брата совпадал с лозунгами демократических партий, сулившими России вновь стать Европой сразу после того, как Прохоров заберет себе весь алюминий, а Ходорковский присвоит всю нефть. Именно в то время Роман Кириллович и был замечен лидерами прогрессивных партий, его книги оценил сам Полканов»;

«В это же самое время другой маленький человек в Кремле, успевший уже подчинить себе бояр и превратиться в человека большого, изучал карту и понимал, что война неизбежна. О, как ненавидел он свое окружение, как ярился на западных хитрецов, как презирал украинского клоуна. Бояре-фарцовщики давно вывели свои капиталы из России, их дворцы и яхты находились в других странах и даже в другом полушарии; страну выскребли до дна – доскребли до глубинного народа. Россию развалят на части, как это давно планировалось, и возбужденная Украина станет тараном Запада»;

«Интеллигенты путинской поры, думал он, тяготились тем, что косное население не понимает своего предназначения – пойти в перегной. Не за народ, отправленный нынче умирать, болела душа: мобилизованных дураков презирали. Интеллигенты русской столицы страдали за порушенный комфорт убеждений»;

«Поражения в войне и полного уничтожения России желали абсолютно все уехавшие из России миллиардеры и миллионеры; к этой же мысли склонялись благородные интеллектуалы, привлеченные миллиардерами в фонды и на конференции».

Главный герой, младший брат Марк Рихтер, в начале романа живет в Оксфорде, и здесь сталкивается с британским ханжеством и ненавистью к России. У Рихтеров отнимают дом, который, казалось бы, был дан навсегда. Но ничто не навсегда, если это требуется по сюжету. Марк едет в Россию, на поезде, с другими западными русистами. Они сталкиваются с украинскими военными. Их Кантор изображает нейтрально, с долей симпатии, но без восторга, как он бы сделал еще три года назад. В Москве Марк встречается с богатыми прозападными типами из пятой, а то и шестой колонны. Мы уже знаем, что эти типы его не привлекают. Затем он едет в Бахмут, где кипит битва. Там уже находится его старший брат Роман. В конце концов, оба брата находят себя в русском нарративе.

Значит, Россия прошла очень трудное время, если Кантор причалил к русскому берегу. Не стоит его упрекать – многие русские писатели после революции пробовали быть с врагами России – и Алексей Толстой, и Валентин Катаев. Но потом смирились и согласились с тем путем, который избрала Россия. Этот виток повторился сто лет спустя – мои друзья, русские, осевшие в Европе или уехавшие в Европу, столкнулись с яростным требованием поддержать Украину и НАТО. Большинство смирилось и согласилось, хотя в душе они не были настолько заукраинцами, как от них требовали. И вот наконец яростный заукраинизм завершился. Эмигранты потянулись обратно в Россию. А роман Кантора останется, как летопись этой эмиграции, с её заблуждениями и неудачными попытками встроиться на фоне попыток Европы задавить Россию – что, слава Богу, у неё не получилось. Роман хороший, легко читаемый и в русле русской литературы, а это, в конце концов, самое главное.

 

Комментарии

Комментарий #44111 25.03.2025 в 09:15

Вслед за автором рецензии надеемся, что это последнее "переобувание" Максима Кантора:
"А роман Кантора останется, как летопись этой эмиграции, с её заблуждениями и неудачными попытками встроиться на фоне попыток Европы задавить Россию – что, слава Богу, у неё не получилось".