РЕЦЕНЗИЯ / Исраэль ШАМИР. ЗИГЗАГ КАНТОРА. Роман «Сторож Брату» как этап переосмысления
Исраэль ШАМИР

Исраэль ШАМИР. ЗИГЗАГ КАНТОРА. Роман «Сторож Брату» как этап переосмысления

 

Исраэль ШАМИР

ЗИГЗАГ КАНТОРА

Роман «Сторож Брату» как этап переосмысления

 

Максим Кантор завершил свой зигзаг. Он вернулся на свою раннюю прорусскую позицию, и это хорошая новость – далеко за пределами нашей оценки этого автора. Ведь она означает, что Россия справилась со своими бедами и продолжает свое свободное плавание.

Напомним основные точки зигзага. В своих первых двух больших романах, «Учебник Рисования» и «Красный Свет», Кантор стоял за Россию и высмеивал либералов, как Салтыков-Щедрин: «…зал аплодировал [Немцову?] стоя, декольтированные дамы зажимали розовые пасти своим мопсам, чтобы собачки не лаяли во время выступления, брокеры сбрасывали сигналы мобильных телефонов. А Борис говорил о правде, о справедливости, о коррупции в Москве, о ежедневном вранье госчиновников. В зале беглое финансовое жулье смеялось над жульем государственным. Повод для смеха имелся: за последние двадцать лет из развалин России вывезли капиталы, превосходящие по размерам дань, выплаченную в Орду, и богатства, перемещенные в фашистскую Германию. Сотни миллиардов уходили из глупой России каждый год – и собирали дань не баскаки, не гаулейтеры, не красные комиссары – но просвещенные богачи».

Потом, в 2014, он стал на обратную позицию и заклеймил Путина и путинистов. Русские войска в Крыму, по Кантору, это бандформирования, совершающие военные преступления. «Вежливых зеленых человечков можно повесить, – призывает он, – хотя бы за то, что они не носят погоны и эмблемы пославшей их страны. То, что на Украине все активисты ходят в военной форме без погон, он предпочел не заметить. В Киеве – не хунта, не путч, а волеизъявление. Путин нравится только латентным гомосексуалистам… Такого стремительного оболванивания населения никогда не наблюдал… «Спасение русских на Украине» – это и есть провокация фашизма».

Но вот зигзаг завершился. Кантор снова поддерживает Россию, и смеется над британским ханжеством, критикует нападки на Россию – в новом большом двухтомном романе «Сторож Брату». Роман сосредоточен во времени. Все действие происходит в 2022/23 году, но в пространстве он размазан от Оксфорда до Москвы и Бахмута. Его герои – как и в предыдущих романах Кантора, братья Рихтер, профессора, философы, историки. Парадокс – старший брат принимает демократический (в русском понимании) настрой, но остается в России, а младший спорит с ним, но уезжает в Англию. И в 2022 году английский брат возвращается в Москву, чтобы помочь старшему брату.

После долгих колебаний, Кантор пришел на сторону России – не Украины и не Европы. Сто лет назад его бы назвали «большевизаном». Он ощущает верно поворот России. Европу – а точнее, Англию – он упрекает за двуличие, за ханжество, за застарелую ненависть к России. Но насмешки, полюбившиеся читателю в предыдущих романах Кантора, появляются и здесь:

«Пафос рассуждения старшего брата совпадал с лозунгами демократических партий, сулившими России вновь стать Европой сразу после того, как Прохоров заберет себе весь алюминий, а Ходорковский присвоит всю нефть. Именно в то время Роман Кириллович и был замечен лидерами прогрессивных партий, его книги оценил сам Полканов»;

«В это же самое время другой маленький человек в Кремле, успевший уже подчинить себе бояр и превратиться в человека большого, изучал карту и понимал, что война неизбежна. О, как ненавидел он свое окружение, как ярился на западных хитрецов, как презирал украинского клоуна. Бояре-фарцовщики давно вывели свои капиталы из России, их дворцы и яхты находились в других странах и даже в другом полушарии; страну выскребли до дна – доскребли до глубинного народа. Россию развалят на части, как это давно планировалось, и возбужденная Украина станет тараном Запада»;

«Интеллигенты путинской поры, думал он, тяготились тем, что косное население не понимает своего предназначения – пойти в перегной. Не за народ, отправленный нынче умирать, болела душа: мобилизованных дураков презирали. Интеллигенты русской столицы страдали за порушенный комфорт убеждений»;

«Поражения в войне и полного уничтожения России желали абсолютно все уехавшие из России миллиардеры и миллионеры; к этой же мысли склонялись благородные интеллектуалы, привлеченные миллиардерами в фонды и на конференции».

Главный герой, младший брат Марк Рихтер, в начале романа живет в Оксфорде, и здесь сталкивается с британским ханжеством и ненавистью к России. У Рихтеров отнимают дом, который, казалось бы, был дан навсегда. Но ничто не навсегда, если это требуется по сюжету. Марк едет в Россию, на поезде, с другими западными русистами. Они сталкиваются с украинскими военными. Их Кантор изображает нейтрально, с долей симпатии, но без восторга, как он бы сделал еще три года назад. В Москве Марк встречается с богатыми прозападными типами из пятой, а то и шестой колонны. Мы уже знаем, что эти типы его не привлекают. Затем он едет в Бахмут, где кипит битва. Там уже находится его старший брат Роман. В конце концов, оба брата находят себя в русском нарративе.

Значит, Россия прошла очень трудное время, если Кантор причалил к русскому берегу. Не стоит его упрекать – многие русские писатели после революции пробовали быть с врагами России – и Алексей Толстой, и Валентин Катаев. Но потом смирились и согласились с тем путем, который избрала Россия. Этот виток повторился сто лет спустя – мои друзья, русские, осевшие в Европе или уехавшие в Европу, столкнулись с яростным требованием поддержать Украину и НАТО. Большинство смирилось и согласилось, хотя в душе они не были настолько заукраинцами, как от них требовали. И вот наконец яростный заукраинизм завершился. Эмигранты потянулись обратно в Россию. А роман Кантора останется, как летопись этой эмиграции, с её заблуждениями и неудачными попытками встроиться на фоне попыток Европы задавить Россию – что, слава Богу, у неё не получилось. Роман хороший, легко читаемый и в русле русской литературы, а это, в конце концов, самое главное.

 

Комментарии

Комментарий #44111 25.03.2025 в 09:15

Вслед за автором рецензии надеемся, что это последнее "переобувание" Максима Кантора:
"А роман Кантора останется, как летопись этой эмиграции, с её заблуждениями и неудачными попытками встроиться на фоне попыток Европы задавить Россию – что, слава Богу, у неё не получилось".