
Андрей ПЕТРОВ. «…И СЧАСТЬЕ НА СВЕТЕ ЕСТЬ». О книге избранной лирики Ирины Кемаковой
Андрей ПЕТРОВ
«…И СЧАСТЬЕ НА СВЕТЕ ЕСТЬ»
О книге избранной лирики Ирины Кемаковой
В 2024 году в Архангельске вышла книга избранной лирики Ирины Леонидовны Кемаковой «Мята, хмель, полынь». Как отмечает сама поэтесса в авторском предисловии «От первого лица»: «2024 год для меня щедр на круглые даты – золотой юбилей и десять лет творчества». Значит, эта книга – своеобразный творческий отчет, осмысление пройденного пути.
Автор большой вступительной статьи «Связующие нити многоголосия поэзии Ирины Кемаковой» Игорь Гуревич пишет: «Поэзия Ирины Кемаковой – летопись современной русской провинциальной жизни. Это живая человеческая история, переосмысленная неравнодушным сердцем и рассказанная высоким поэтическим словом». И еще: «Кемакова умеет говорить о высоком не нарочито, не картинно, трепетно и оттого убедительно точно».
В трех разделах помещены стихи из предыдущих трех книг поэтессы, вышедших в Архангельске: «Вот так и жить» (2015), «Челобитная деревни» (2017) и «Книга осени» (2020). Справедливости ради отметим, что в разделе «Из книги “Вот так и жить” (2015)» можно обнаружить несколько ранних стихотворений, не вошедших в свое время в первую книгу, однако в избранном им нашлось место: «Старый альбом», «У вечера в кармане акварель», «На Масельгском водоразделе», «Солнышко-колобок», «Здравствуй, грусть!», «Прошлое», «Как в шкатулке, в памяти храню», «Тихая любовь». Вот финал одного из них:
Нет, не приняла, не осознала
Сказки листопада золотого.
С вечной неизбежностью финала
Я пока смириться не готова»
(«Здравствуй, грусть!»)
Открывается новая книга новыми стихами, датированными 2021-2023 гг. Этот раздел назван «Небо, слышишь меня: я здесь!». Строчка, ставшая заглавием, взята из стихотворения «Небо услышит меня», заканчивается оно так:
Оседает на сердце полынью горчащая взвесь.
К небесам поднимаю глаза: как мне дальше-то?
Всё пустое, что было с годами нажито?
А душа – как с ней быть?
Небо, слышишь меня: я здесь!..
А в другом стихотворении есть такие строки:
Только безмолвно небо в ночном рядне.
В свежей росе покажется топким берег.
Я не пришла пока ни к любви, ни к вере:
Тело ходить умеет – с душой трудней.
Это стихотворение не случайно названо «Кризис»: «Я же устала. Выдохлась. Допекло. / Скоро полста – настиг пресловутый кризис». Вот, оказывается, в чем дело!
Степень откровенности, открытости, исповедальности лирики Ирины Кемаковой очень высока – в этом её уязвимость, но в этом же и её сила, лирической героине всецело доверяешь, ей сочувствуешь, сострадаешь и сорадуешься с ней: «Здесь я какая есть, без глянцевых уловок, / И откровенна так – как в строчках дневника» («Ниточка надежды»); «Я – это я. Такая, какая есть. / Из “хорошо” и “плохо” хмельная смесь» («Не кроссворд»).
В разделе новых стихов нельзя пройти мимо строк: «Бабьи счаски были – сплыли, вишь: / Счастье – редкость на Руси» («Скучный рай»); «Будет тепло, и счастье на свете есть» («Птичья песенка») – счастье – редкость, но оно на свете есть. Захотелось проследить, как представлено это самое «счастье» в лирических откровениях поэтессы. Оставим на этот раз без внимания одну из главных тем творчества Ирины Кемаковой – тему деревни, тему сохранения духовных истоков народной жизни. Рассмотрим, как живет в стихах одно из ключевых слов лирики Ирины Кемаковой – слово «счастье». Полистаем книгу избранных стихотворений поэтессы.
Счастье для лирической героини равносильно любви. Счастье – возможность быть рядом с любимым пусть ненадолго: «Так любила – даже спать не могла, / Потерять минуты счастья боясь» («Отзвук чуда»); «Дай же мне месяц чуть-чуть подержать, / Ты моё счастье!..» («Странные люди»); «На три месяца в счастье / бездумно нырнешь с головой…» («Три месяца счастья»); «Было всякое потом. Не сложилось. / Белый свет давно обиды не застят. / И живет в моей душе божья милость – / Этой осени короткое счастье» («Короткое счастье»).
Ожидание счастья – уже счастье: «Стук у крыльца – и птахой поет в листве / Глупое сердце: вот оно, вот и счастье!» («Ожидание»). Дарить любовь – тоже счастье: «Хочешь, для тебя личным солнцем буду, / Клеверным листочком твоим на счастье?» («По-русски»). Счастье можно и нужно находить в малом, например, в обычных знаках внимания любимого человека: «Убеждая себя: вот – счастье» («Пожелай мне спокойной ночи»).
Счастье мимолетно: «Но у счастья – мотыльковый век: недолог…» («Мотыльковое счастье»). Счастье может исчезнуть, и не надо обвинять временные отрезки, в которые это произошло:
Тает надежда под вьюжный хорал –
Ты ли, февраль, мое счастье забрал?
Впрочем, напрасно тебя обвинять:
Что не давал – то не мог и отнять.
(«Календарь зимы»);
Даже чернила, черника и сажица
Много светлей
Лета, гораздого счастье зачеркивать
В пару минут.
(«В ожидании осени»);
Бывают такие периоды, когда лирическая героиня осознает, что она не может даже говорить о счастье:
Гомонить – дроздам, журавлям – курлыкать,
Мне – молчать.
Да что говорить о счастье
Заплутавшей в осени,
безъязыкой?
(«Сентябри II»).
Счастье нужно выстрадать, его нужно искать, оно представляется глупым:
Счастье плутает в синих тоннелях троп –
Выйду искать: не сбилось оно с пути?
<…>
Небо от жалоб: “Счастья, мол, нет”, – избавь.
Молча терпи: коль нет – потерять нельзя.
Ночи без сна глаза обведут сурьмой,
Глупое счастье в поиски не влечет.
Руки опустишь – глянь-ка: оно само
Село неслышной бабочкой на плечо.
(«Весть из весны»);
И поиск смысла вновь зашел в тупик,
Желаемое счастье где-то бродит.
(«Осеннее»).
За счастье любви надо платить, его сладость часто оборачивается горечью:
Калиной счастье любящих горчит,
И вечен страх потерь – за счастье плата
Любовь пройдет – и рухнет мир в ночи,
И будет ниткой тоненькой залатан.
(«Неуязвимость»);
Мне твоей любви достались крохи,
И они так сладостно горьки.
(«Крошки счастья»);
Горечь смолы древесной всегда немного
Мне отравляет сладость земного счастья.
(«Мед и деготь»).
Счастье неизменно противопоставлено беде и грусти, его отсутствие соотносимо именно с ними: «Беде не поможешь слезами, / А счастья не спросишь взаймы…» («Беде не поможешь слезами…»); «Поводов для грусти – хоть отбавляй, / Поводов для счастья – наплакал кот» («Маленький секрет»). Не понять людям, что душа несмотря ни на что все равно рвется к настоящему счастью:
Всю-то жизнь горько маялись бабка и мать,
Но соседку они осудили:
«Гли-ко, бросилась счастье како-то имать.
Не жилось ей с семьей-то, кобыле».
(«Душа и крапива»).
Безраздельно и абсолютно только детское счастье: «Счастье в глазах ребенка лучисто-карих» («Детство»); «И растут в жару и ненастье, / Через зной и снежную замять, / Сохраняя детское счастье, / Наши елки. Дедова память» («Дедовы елки»); «К счастью и мечте – девочке-весне» («Девочка и вечер»); «Девочка в альбоме рисовала счастье: / Белые ромашки, тихая река» («Девочка в альбоме рисовала счастье»). Детское счастье передается родным и близким людям: «И счастья другого старухе не надо» («Бабкино солнце»).
С безоблачным детским счастьем сопоставимо ощущение полноты жизни: «Так легко на душе, что захочется мне, как ребенку, / Не сдержавшись от счастья и слез не скрывая, заплакать» («На исходе июля»)
Пробуждение природы весной дарит душевные силы, рождает ощущение счастья: «Такое счастье – слушать и смотреть» («Апрельское утро»);
Жизнь в самом крохотном теле струит,
Тонкая жилка дрожит на запястье.
Чувствовать сердцем трепещущий ритм –
Разве не счастье?
(«Майский дождь»).
Осознание гармонии мироздания составляют основу счастья:
Отыскиваю счастье в мелочах: День выдался погожим – я и рада <…> Повсюду жизнь, и счастье душу полнит, / И купол неба праздничной высок» («Счастье в мелочах»).
Такое ощущение счастья отражено и в завершающем книгу стихотворении «Белоночное»:
И верю в легкость бытия,
Весь мир люблю в большом и малом –
За то, что есть, что так совпало:
И Север, и мечты, и я…
г.Архангельск
Ирина Кемакова из Каргополья - один из малоизвестных, увы, авторов, но при этом достойно продолжает лучшие традиции русской поэзии. Свой голос у этого поэта. Своя драма.