ПАМЯТЬ / Константин КУДИНОВ. «ПРОДЛИТЕ МУЗЫКУ МОЮ…». К 105-летию со дня рождения Кронида Обойщикова
Константин КУДИНОВ

Константин КУДИНОВ. «ПРОДЛИТЕ МУЗЫКУ МОЮ…». К 105-летию со дня рождения Кронида Обойщикова

 

Константин КУДИНОВ

«ПРОДЛИТЕ МУЗЫКУ МОЮ…»

К 105-летию со дня рождения Кронида Обойщикова

 

Вы на меня похожи, и я верю,
Что вы продлите музыку мою...

Кронид Обойщиков

 

Хорошо, когда на свет появляются добрые книги. Вдвойне приятно, если к такому празднику, как 9 Мая. Именно накануне 80-летия Победы к читателям придет книга об интересном поэте, который писал со знанием дела о войне, о фронтовой дружбе, о красотах родной природы, о новом поколении, о тех, кто войны не видел, не знал, но знать должен. С чувством исполненного долга, легко и доверчиво обращался он к молодежи:

Те песни, что вместе мы пели,

Допойте, ребята, без нас.

Я благодарен всем авторам воспоминаний о Крониде Обойщикове, составителям и создателям книги «Душа огромная, как небо», подготовленной к 105-летию со дня рождения знаменитого кубанского поэта. Сила воздействия его стихов на читателей огромна. Стихи Кронида Александровича – гимн бесконечной любви к Родине, тревожному счастью его поколения.

В короткой статье рассказать о роли деда в моей судьбе трудно, поэтому приведу только те свидетельства, которые напрямую повлияли на мою профессиональную деятельность и материализовались в конкретные дела и перспективные проекты.

Я родился в семье педагогов в 1973 году. Мой отец, Владимир Григорьевич, погиб, спасая друга, когда мне было 6 лет. Самое дорогое, что от него осталось, это нагрудный знак курсанта суворовского училища и смутные воспоминания о волевом, мужественном, добром и любящем отце. Отца мне заменил Кронид Александрович Обойщиков, но сам же, вздыхая, извинялся, что не мог уделять мне достаточно времени из-за работы. А я не обижался, ведь у меня был мир книг и развитая фантазия, к тому же я всегда с интересом наблюдал за дедушкой в работе. Моим излюбленным занятием было, устроившись у него в комнате с очередным томом мировой детской литературы, слушать размеренное постукивание печатной машинки. Но больше всего завораживало, когда звук прекращался, дедушка замирал, подыскивая нужное слово или образ. Он смотрел в окно, нашептывая мелодию стиха, а в глазах отражалось его любимое небо. В этот момент лицо его преображалось. Для меня с раннего детства не вызывало сомнений высказывание – поэт в России больше, чем поэт. Когда у тебя большое и бескорыстное сердце, и ты творишь от переизбытка любви к жизни, то открываются ангельские миры и пророческое видение. Спасибо тебе, дедушка, что дал шанс познакомиться с миром невидимым. Чистая детская душа улавливает информацию не на словахи больше учится не на нравоучениях, а на поступках, реакциях, устремлениях, жизненных примерах.

 

Будильник

Когда в детстве ночевал у Обойщиковых, то будильник можно было не ставить, потому что с раннего утра дед уже сидел за письменным столом. Кронид Александрович ценил время и меня приучал к непрестанной деятельности. Когда я залеживался в постели, он мог подойти и, видя, что я приоткрыл глаза, удивлённым голосом произнести: «Как? Ты ещё не встал? В это время комбайнёры уже обедают…». Ещё он требовал, чтобы я обязательно делал зарядку. Эти дедушкины воспитательные приёмы помогли выработать на долгие годы привычку быстро вставать и регулярно заниматься спортом. Надо сказать, что с детства Кронид Александрович увлекался спортивной гимнастикой, влюблен был в литературу, писал стихи и придумал себе творческий псевдоним ЛИТГИМН (литература и гимнастика).

 

Выбор

Шли годы, я взрослел и стал задумываться о выборе жизненного пути. От отца я перенял пристрастие к рыбалке, а от дедушек – к футболу и шахматам. Но главное, что мне передалось от них – любовь к Родине и сознание, что общее дело важнее личного. Девиз Кронида Обойщикова: «Всё есть для жизни, если есть Отчизна, друг, любовь и честь!» – стал для меня путеводным. Двоюродный брат выбрал профессию военного лётчика, а мне от деда перешло стремление сделать мир вокруг чуть лучше. Видимо, поэтому и определилась моя сфера деятельности – разработка и реализация социально значимых проектов на базе суворовской «Науки побеждать», ведь талантливая и честная поэзия всегда влияет на характер человека и его мировоззрение.

 

С первым номером, друзья!

С детства я жил в мире поэзии, вырос на патриотичных и тёплых стихах Кронида Александровича. Повзрослев, с интересом следил за его журналистской деятельностью. И когда после института и армии настало время выбирать профессию, пошёл в ближайшее от дома издательство «Мой край – деловая Кубань». Проработав два месяца в должности менеджера по рекламе, пришёл к директору с предложением стать соучредителем в выпуске автомобильной рекламно-информационной газеты с бесплатным распространением на АЗС и в автомагазинах. Директор улыбнулся и, естественно, отказался. Пришлось новую сферу осваивать с другом. Уже будучи редактором газеты «Автомобильный сектор», я позвонил деду и сообщил, что завтра выпускаем газету и хорошо бы на первой полосе поместить стихотворение ко Дню города. Звонок последовал минут через пять. «Ручка под рукой? Пиши:

В день, когда свой праздник близкий отмечает Краснодар,

Нашим автомобилистам мы приносим этот дар.

Пусть поможет вам советом неразлучная, своя,

Ваша личная газета. С первым номером, друзья!

Долгие годы выходила краевая газета с самым большим тиражом в автосфере, с полезной информацией, добротным юмором, а порой и поэтическими строками. Дед всегда был отзывчив на любые просьбы...

 

Чудеса, да и только

В 90 лет Кронид Александрович самостоятельно набрал свой последний сборник «Офицерская молодость». Иногда звал меня настроить компьютер или принтер и помочь готовить книгу. Однажды, собираясь на встречу с тестем Александром Васильевичем и нашим гостем, послушником Троице-Сергиевой лавры иноком Александром, решил сначала проведать дедушку. Кронид Александрович попросил найти на полке в верхнем ряду книгу «Северные конвои», в защите которых он принимал участие. Доставая её, в руки напросилась и книга В.А. Соловьёва «Суворов на Кубани». Очень обрадовался находке. Дело в том, что как раз накануне в разговоре с иноком Александром мы вели разговор о Суворове и его решающей роли в обретении Кубанских земель. Но это был не единственный сюрприз на тот день. Приехав на встречу, я с довольным видом извлёк из портфеля книгу о Суворове, а Александр Васильевич положил на стол ещё две такие же, которые он зачем-то купил лет двадцать назад. Возвращаясь вечером домой, мы приняли решение о регистрации газеты «Суворовский редут». Этот день и стал отправной точкой, приведшей к созданию Краснодарского регионального общественного движения в поддержку прославления А.В. Суворова в лике святых Русской Православной Церкви «Суворовское движение».

 

От любительских сценок до большой сцены

О творчестве Кронида Обойщикова написано немало статей, но нигде, даже в автобиографии, не упоминается ещё одно увлечение. В старом альбоме среди фотографий тех далёких военных лет есть несколько «артистических» снимков. Оказывается, штурман эскадрильи Обойщиков руководил полковой художественной самодеятельностью и играл в спектаклях, поставленных стрелком-радистом, выпускником театрального училища Василием Орлом, впоследствии одним из ведущих артистов Русского драматического театра в Таллине. Вот на снимке сцена из спектакля Николая Островского «Без вины виноватые», где Кронид Обойщиков в роли Мамаева в Ново-Сухотино, (Казахстан, 1946 г.). В «Женитьбе» Гоголя он исполнил роль отставного моряка лейтенанта Жевакина.

Об актёрских способностях деда я впервые узнал на писательской даче в Сочи. Однажды он заметил наше с двоюродной сестрой Анютой увлечение делать себе одеяния из листьев магнолии и тут же придумал совместное театральное представление с декларированием стихотворений и танцами. Через три дня тайных репетиций, где участвовала вся детвора отдыхающих, мы с аншлагом выступали перед писательскими семьями.

Эта стремительность действий пригодилась мне позже. Однажды после праздничной встречи по случаю дня рождения Суворова, на которую откликнулся Виктор Гаврилович Захарченко, я попросил предоставить малый зал для проведения смотра-конкурса строевой казачьей и героической песни «Гром победы, раздавайся!», приуроченного к 222-летию взятия Измаила. Виктор Гаврилович не отказал, и мы в кратчайшие сроки подготовили и провели прекрасное мероприятие, которое стало впоследствии традиционным.

 

Фамилия будет помогать

Когда подошло время получать паспорт, Кронид Александрович предложил взять его фамилию. Он всегда говорил: «Не стесняйся и сообщай при необходимости, чей ты внук – тебе будет легче, меня многие знают и хорошо относятся». Дед всегда был для меня родным и близким, а после гибели отца тем более, но мне казалось, что это будет нечестно по отношению к ушедшему родителю, да ещё и в обмен на выгоды. У меня было глубокое убеждение, что добиваться успеха в любом деле нужно самому. У Суворова есть резонирующее высказывание: «Не милы сердцу русского лёгкие победы».

Но промыслительным образом именно фамилия помогла мне придумать проект, который был впоследствии поддержан Фондом президентских грантов. История его такова. В 2016 году в Краснодаре впервые проводилось массовое шествие «Бессмертного полка», к которому присоединился и я с сыновьями. С фотографиями дедушек мы двигались в общей колонне, но через некоторое время дети устали, им стало скучно – впереди только спины людей и обратные стороны портретов. Мы отошли и встали на обочине. Пока стояли, проходившие мимо люди, узнавая на фото Кронида Обойщикова, радостно приветствовали нас. Ребятки заметно оживились, и сын Пётр вдруг резко потянул за руку и с воодушевлением предложил: «Папа, давай споём». Мы затянули семейную «Три танкиста». Чем увереннее звучал наш маленький семейный хор, тем больше людей оборачивалось на нас, многие улыбались и, главное, – некоторые начали подпевать, что подзадоривало моих сыновей выкладываться от души, не стесняясь. Остановила эту идиллию семья, которая прорвалась через ряды и начала с воодушевлением рассказывать историю знакомства с дедушкой и жать нам руки. Мы попрощались, и тут я с удивлением обнаружил, что подхваченная дружной компанией песенная волна «Три танкиста» не только не смолкла, но и раздавалась громче и громче...

В тот день произошла синергия – маленькое чудо. На отдельном рубеже бесконечного потока людской памяти и признательности поколению победителей ребятки своим видом и голосом пробудили голоса взрослых.

Этот эпизод подсказал идею создания проекта «Запевалы Бессмертного полка» (grompobedi.ru), где молодёжные коллективы-участники смотра-конкурса «Гром победы, раздавайся!» должны были стоять по ходу шествия «Бессмертного полка» и раздавать буклеты с текстами песен, и своим примером в качестве запевал настраивать всех на единое хоровое исполнение репертуара акции под согласованное аудиосопровождение, звучащее из уличных динамиков.

К сожалению, тогда провести акцию не довелось, так как наступил 2020-пандемийный, но уверен, что «Бессмертный полк» обретет ещё свой единый голос. Интересно, что в том же 2000-м дедушка предсказал «Бессмертный полк» в своём стихотворении «В День Победы», а моя супруга написала мелодию, теперь эта песня в нашем семейном репертуаре.

 

Благословение суворовского движения

Кронид Александрович дружил с адыгейскими писателями и вёл обширную переписку с представителями различных национальностей, переводил их труды. Был удостоен звания народного поэта Адыгеи и всегда стремился к согласию и миру с союзными братскими народами. Ознакомившись с суворовскими приказами о дружбе с горцами, одобрил идею создания движения: «Суворов пришёл не разделять, а налаживать добрососедские отношения и залечивать раны», ведь веками с «дикого поля» ногайскими кочевниками осуществлялись опустошительные набеги на южные регионы Руси.

Дедушка дал задание подобрать больше информации по Суворову и собирался написать поэму или балладу. Директор Санкт-Петербургского Суворовского музея подарил Движению книги, и особенно дедушку заинтересовал научный доклад, свидетельствующий о том, что основа «Науки побеждать» была написана в период строительства Кубанской кордонной оборонительной линии в 1778 году; Кронид Александрович собирался отобразить это в своей поэме. После первых выпусков газеты «Суворовский редут» начал замечать его неподдельный интерес к нашей деятельности. Чувствовалось, что он доволен моим выбором своего героя и, несмотря на ухудшающееся здоровье, стремился помочь в моём деле, но времени уже оставалось мало...

 

Книга памяти

Помню, когда мне было лет пятнадцать, дедушка попросил посчитать в Книге памяти всех героев-кубанцев. «Неужели эти фамилии не посчитаны, – удивился я, – наверняка все списки давно известны?». Но дедушка объяснил, что появляются новые фамилии, и сколько именно в этой книге, он не знает. Я догадывался, что таким образом он просто хочет меня от улицы отвлечь, но так как знал, что увековечить всех героев Кубани для Кронида Обойщикова было делом всей жизни, то, не задавая больше вопросов, принялся за работу. Уже спустя десятилетия я понял, что дед тогда учил меня видеть за цифрами людские судьбы.

Через двадцать лет, будучи редактором газеты, я вспомнил про этот эпизод. А дело было так: ко мне обратились с просьбой срочно подготовить материалы для издания Книги памяти Красноармейского района. Взялись вчетвером, нужно было отсканировать, распознать или набрать вручную текст из рукописных списков, хранивших истории подвигов героев войны. Через несколько дней по окончании работы каждый признался, что прошла она небесследно. Перед глазами пронеслась судьба эпохи.

 

«Смущён своим несовершенством я…»

Львиную долю творчества Кронида Александровича составляли труды по увековечиванию памяти героев войны и труда. Дед буквально напитывался отвагой, жертвенным служением наших людей. Тысячи часов посвящал работе с архивами, музеями, переписке с однополчанами и с теми, о ком писал. Краснодарский край, пожалуй, единственный в стране, где о каждом кубанском Герое Советского Союза сложены поэтические строки.

Кронид Александрович спешил делать добро, и о своей душе ему некогда было заботиться. И только в последние годы жизни он серьёзно задумался о своих грехах и о покаянии. Он изучал Евангелие, читал Жития святых, исповедовался и причащался Святых Христовых Таинств, что не могло не отразиться в его стихах:

Смущён своим несовершенством я.

Заканчивая дальнюю дорогу,

Я не дошёл до покаянья к Богу

И не познал законы бытия...

Жалею я, что Бога не познал,

Кружным путём шёл. Но при всём при этом

Я главные библейские заветы

По совести партийной исполнял.

По конец жизни мысли о Боге не покидали поэта:

Совершу все тайные обряды,

Чтобы наши сгинули враги,

Ничего, Всевышний, мне не надо,

Только ты России помоги.

Батюшка, который исповедовал Кронида Александровича последний раз, признавался, что за его пастырскую практику редко встречал такое глубокое раскаяние и степень внутренней подготовки. Своей последней главой «Золотые купола» из сборника «Офицерская молодость» Кронид Александрович исповедовался перед людьми. Он надеялся, что опыт его духовных исканий будет ими услышан. Мы много общались и дискутировали на тему веры, религии, и дед отстаивал позицию, что кодекс социализма базировался на христианских ценностях и соборные принципы сохранялись в стране Советов. С отлучением от Церкви Толстого не мог примириться и изменил свое мнение только после того, как внимательно изучил внушительный сборник, посвященный этому вопросу. Кронид Александрович ко всему подходил основательно, и ему нужно было время для осмысления, он высказывал свои мысли, задавал вопросы. На прикроватной тумбочке последние месяцы его жизни лежала только духовная литература. И вот однажды, возвращая книгу «Отец Арсений» (книга о жизни христиан во времена гонений и богоборчества), я привычно приготовился выслушать его комментарии, но в этот раз он произнес лишь «Я понял» и замолчал, но это молчание говорило больше слов.

Я не верил в Христа, но встречая зарю,

Я теперь Его вижу и с Ним говорю.

Святый Боже, услышь покаянья стихи,

И помилуй меня, и прости все грехи.

Это общение произошло накануне того, как он нас покинул 14 сентября 2011 года.

 

Встреча в горах

Летом 2012 года в июньском сне я встретил Кронида Александровича высоко в горах. Мы стояли среди снежных вершин, окружённые великолепными пейзажами и… общались без слов. Проснувшись, я долго не мог поверить, что это был лишь сон, и испытывал острое желание увидеться с ним снова.

По дороге на работу занесло в храм. Несмотря на то, что был будний день, из церкви выходили люди. Заказывая сорокоуст, спросил: «По какому случаю была служба?», в ответ услышал: «День всех святых, в земле Российской просиявших».

 

Мой герой

Всех, кто знал Кронида Александровича, всегда поражала необычайная целеустремлённость, увлечённость своим делом, огромная работоспособность. На удивление, в последние годы у него были сплошные творческие взлёты. «Стихи во мне теснятся, только успевай записывать», – говорил он друзьям. Тридцать пятый по счёту сборник – «Адыгея, здравствуй!» стоил автору поистине героических усилий: он создавал его в больничной палате в перерывах между врачебными консилиумами и медицинскими процедурами. Просил принести в реанимацию карандаши, так как лёжа ручкой писать невозможно. Отправлял с больничной койки в редакцию «Кубанских новостей» стихи, полные слов любви и признательности жене Ирине Николаевне, с которой он прожил пятьдесят три года. Казалось, он спешил в оставшийся ему срок загладить вину перед всеми, кого вольно или невольно обидел.

Я восхищаюсь мужеством деда, который на девятый день после обширного инфаркта полетел в Англию на встречу с ветеранами северных конвоев.

Всю жизнь он жил делами и тревогами родных людей, земляков, однополчан и испытывал от этого удовлетворение и чувство исполненного долга. «Частые телефонные звонки, конечно, мешают работать. Но нет ничего тяжелее, чем молчание телефона», – говорил дед и не разрешал отключать телефон в течение дня.

Жизнь Кронида Обойщикова – пример беззаветного самоотверженного служения Родине и людям. Поэт верил, что дело дедов продолжат потомки.

В майский день светлее дали,

В небе новая заря.

Нет, не зря мы воевали,

Умирали мы не зря...

Наше дело было правым.

Весь народ – одна семья.

Боевую нашу славу

Принимают сыновья...

 

Эпилог: литературный конкурс «Мой герой»

Дорогой Кронид Александрович! Моя семья живет по твоим заветам. Сыновья любят спорт, музыку и твои стихи, за чтение которых получают призовые места, а мои воспоминания о тебе, писателе-фронтовике, войдут в копилку памяти литературного конкурса «Мой Герой».

В преддверии старта «Суворовской пятилетки», к 105-летнему юбилею Кронида Обойщикова при поддержке Фонда культурных инициатив с 2025 года мы запускаем молодёжный литературный конкурс «Мой герой» (#мойгерой.рус). Приглашаем присоединиться к этому важному проекту старшеклассников, учащихся колледжей и вузов. Расскажите о тех, кто вдохновляет вас – будь то предки, воины, святые или современные труженики. Каждая история станет частью цифрового архива «Копилка памяти», доступного для будущих поколений. Участникам конкурса напомним слова Максима Горького: «Обо всем можно сказать красиво, но лучше всего – слово о хорошем человеке».

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (1)

Комментарии

Комментарий #44261 10.04.2025 в 19:43

Кронид Александрович Обойщиков, наш легендарный Кронид, остался в памяти человеком огромного сердца и больших талантов. Главный из них -- любовь к людям. Он служил Отчизне всю свою жизнь. До последнего дня. И за месяц до смерти приехал посмотреть, как разместилась писательская организация по новому адресу... Светлая память. Вечная память нашему Крониду.
С.Макарова