Захар ПРИЛЕПИН. КРЕСТИК, НОЛИК, ВОЗНЕСЕНСКИЙ. О книге Игоря Вирабова «Андрей Вознесенский»
Захар ПРИЛЕПИН
КРЕСТИК, НОЛИК, ВОЗНЕСЕНСКИЙ
О книге Игоря Вирабова «Андрей Вознесенский»
Книга Игоря Вирабова — сто лирических отступлений к биографии Вознесенского.
Почти бесконечный, талантливый, рассыпчатый, вдохновенный монолог.
Забегает вперёд, отбегает назад. Будто написал кипу листков, немного, перетасовал (но не перепутал), и дал в печать.
Шампанская книжка — и в то же время больная, словно ранка недавняя — видно, что писалась книга весь последний год: очень много про Украину, про Новороссию, про Дом профсоюзов; вроде бы не совсем правильно, что Вознесенский взят автором в свидетели нашей национальной правоты — он же ж не в курсе, что тут у нас творится, — но мне это тоже нравится у Вирабова.
Тем более, после того, как либерал-прогрессисты сдали Бродского («забирайте себе вашего имперского ватника»), они Вознесенского сдадут с ещё большей лёгкостью. Этот им вообще не нужен.
Добавим в копилку тех, кто собирает известия о Бродском-империалисте — из книги Вирабова.
Что-то случилось такое после распада СССР — что примирило Бродского с Вознесенским: до тех пор Иосиф Александрович его терпеть не мог.
Но теперь уже оба оказались вроде как и не «ахматовские сироты» или там пастернаковские — а просто сироты.
Бродский пригласил Вознесенского к себе, сидели вдвоём, водку пили.
— Империю жалко, — сказал Бродский.
— Империю жалко, — сказал Вознесенский.
Два поэта империи, два поэта большинства.
«На одной только иронии не уедешь. Где путь? Нужен идеал», — сказал тогда Бродский.
Гениально. Иронисты, постмодернисты только начинались, а Бродский уже заскучал. Умер, чтоб не видеть этого кривлянья.
Не то, чтоб в России стоит жить долго, но читать надо много, чего только не узнаешь.
Я узнал про женщин Вознесенского — был удивлён: как действовала тогда поэзия, Боже мой. Актрисы поэтам больше не дают, жёны президентов не летят к ним на встречу через океан. Только имперским поэтам такие, как их, бонусы перепадали.
И ещё думаю: надо поставить памятник жене Вознесенского — Зое Богуславской. Кто последние страницы книги Вирабова читал — тот поймёт.
Вирабов так пропитан Вознесенским, что сам становится поэтом. Всё время что-то пытается договорить не столько о Вознесенском, сколько за него.
Книга тостов. Незримый Вознесенский слушает и кивает старой головой, чуть перебирая губами. Он был добрый. Он был добрый поэт. Слишком добрый для русского поэта.
Иногда у самого Вирабова случайно получаются стихи: так пропитался. Вот пример, почти навскидку.
«Заметив Вознесенского на похоронах Нины Искренко, кто-то записал: был тих, удручён, рука на перевязи. Молодые поэты не то, чтобы злословили, нет. Иронизировали».
Это ж поэзия. Давайте их в четверостишие поместим и получится почти себе Вознесенский.
А порой у Вирабова получаются стихи осмысленно, и, на мой взгляд, бесподобные. Куда злей, чем Андрей Андреич мог себе позволить.
«…Вот именно, казалось бы, в новейшую эпоху — когда ну столько явится нам г… (залипла буква „г“ на клаве), ну, г-гениальных инсталляций! Когда из всякой книжки, всякого журнала выпрет г… ну, г-глянцевость обложки! Когда телеканалы разукрасят г… ну, г-гирлянды г… ну, г-гиперсериалов! Кино — о, явит нам чистейшей прелести чистейший г… ну, г-голливуд, почти что! А кучи г… ну, г-гегелей из интернета? А торжество всемирного г… ну, все поняли, г-гламура? Казалось бы, какие Вознесенские, какие тут „Юноны“?».
Ошеломительно, хоть в рамочку и на стенку. Чтоб когда «владельцев дискурса» поставят в угол к стенке, они почитали и посмеялись. (И потом их отпускать на все четыре стороны, владеть дискурсом дальше, а то мало ли что вы подумали.)
Вирабов в своей книге цитирует несколько раз Эдуарда Лимонова, и несколько раз Владимира Бондаренко. Ещё — философа Александра Зиновьева.
Я же говорю: наш человек. Не человек круга Вознесенского. Если он остался ещё, этот круг.
Вирабов сделал дело: нарисовал свой круг вокруг Вознесенского, чтоб всякая нечисть не претендовала на русского поэта и не клевала его в голову.
Но давайте я скажу обидное, что ж поделаешь. Иначе нечего было начинать, не свататься пришли сюда. Тем более, что Вирабов, словно заранее зная контрдоводы, всю книгу спорит с невидимым оппонентом. И мы выскажемся, раз так. Обобщённо, и потому несколько пошло, — но сам жанр рецензии диктует такой подход.
Да, Вознесенский был огромный мастер, автор нескольких удивительных, нечеловеческих, ангелами принесённых стихов, великой поэмы «Юнона и Авось», великой поэмы «Лонжюмо» (я не иронизирую), ещё мне нравилась его поэма «Рапсодия распада», десяток стихов приводили в восторг, и даже целая книжка была в нашей советской деревенской домашней библиотеке, я её прочёл в каком-нибудь 1981 году, едва научившись читать, — «Взгляд»: прекрасная.
Но как политический человек — он был чаще всего банальный, мысли его (не наблюдения и жонглёристые мемуары, а «прозрения») были, как средняя температура по палате, думал он только стихами, только в рифму (как, в целом, и вся эта — «нас мало, нас, может быть, четверо» — компания).
Но и в стихах его никаких долгих мыслей нет — декламационность, декларативность, кульбиты, кульбиты, кульбиты, архетипическая архитектура, арматура текстуры, аксиомы самоиска, бесконечная, хотя и привлекательная порой, мутотень — прыжки и нырки — лишь бы рифмовалось, лишь бы вылупливалось и попискивало по-цыплячьи: «самописка-самоиска»: шагу ни ступи в его книжках, — наступишь на какого-нибудь пластмассового цыплёнка с дырочкой в боку, или вообще из дырочек состоящего.
В финале книги Вирабова даются ответы Вознесенского на вопросы студентов (1999-й год, огромная жизнь позади: всё, что вынес).
Мечта? — «Мечтаю, чтобы люди хотя бы полчаса пожили нормально в нашей стране».
Переделкино застраивают, Андрей Андреевич, какие-то упыри, вы по-прежнему за рынок? — «Да, бывают ведь и другие рыночники».
Ну и далее: «Главное, чтоб строчка стояла».
И самое главное, «…когда среди дерьма остаётся потребность в ландыше».
Невыносимо, это маниловщина какая-то. Лучше б и эти интервью он давал, что ли, в рифму. Хотя бы не запомнилось ничего.
Читаю Вознесенского время от времени целую жизнь, а только тихие языки светят из собак как из зажигалок, а дальше толком ничего не помню, и представить не могу такую ситуацию, чтоб о чём-то подумал строкой Вознесенского, тем более: помолился ей. Может, конечно, со мной что-то не так, но строкой Бродского, Юрия Кузнецова, Геннадия Русакова, Бориса Рыжего — меряю шаги и скорость сердца. Не говоря уж о Есенине, Гумилёве, Блоке…
Вознесенский был, признаемся, вполне себе розовый либерал, такой, с платочком на шее, приятный во всех смыслах человек.
Что-то всё время пел себе: был Советский Союз — пел там, был «Метрополь» — спел с ними, после «Метрополя» уехал на полюс — воспел полярников, началась перестройка — воспрянул, воспел её, продолжилось катастройкой — осудил, но в меру.
Самый героический его поступок — то, что не подписал в 93-м году письмо «Раздавите гадину!». Больше ничего алогичного, поперечного, трагического.
Так могло продолжаться бесконечно, как пластинка. Именно поэтому его тексты так легко исполнялись сладкоголосыми дураками: всё необходимое (всё обессмысленное, унифицированное — зато яркое, стрекочущее) там было заложено.
И при этом: человек-эпоха.
Какая эпоха, такой и человек.
Всякий шестидесятник мечтал про себя, что он как Маяковский или, на худой случай, Пастернак, — а жил и думал при этом как игорьсеверянин. Хотя Игорь Северянин был, конечно, приличней и даже последовательней, о Родину сальные руки не вытирал.
Жаль всё-таки, что не дожил Андрей Андреевич «до Крыма».
Знаю одного поэта — такой же большой, как Вознесенский, только из другого города — который написал цикл стихов, восславляющих возврат Крыма. Но публиковать отказался, объяснил: не простят, затравят. (Это в стране-то, где «патриотический угар» и затравили всех либералов. Что-то этот поэт понимает главное, в отличие от наших прогрессивных истериков.)
А Вознесенский — он опубликовал бы своё про Крым (то, что написал бы — не сомневаюсь).
Впрочем, стихи могли бы оказаться такие — прочтёшь и не поймёшь: «он за колхозы или против».
«Андрей Андреич, это… вы сами-то за кого?» — «За людей», — ответил бы.
Но могли и не такие стихи у него быть, потому что юношеской бойцовской закваски ему всё-таки хватило, чтоб написать в 2004 году стихи «Металлолом» — о том, как Украина распродаёт русский флот, и рыдает, глядя на это адмирал, и у Вознесенского вырывается: прощаем-прощаем весь этот кошмар, «только рано ещё прощать».
«Только рано ещё прощать».
Так что, нечего тут измерять Вознесенского своим вкусом. Кто тут мерило? Вознесенский бы срифмовал к «мерилу» что-нибудь весёлое в ответ.
Никакого спроса нет с Вознесенского: у него есть классические стихи, и он, один из немногих за всю историю человечества (За! Всю! Историю! Человечества!) собирал на свою поэзию стадионы.
У вас такое было? Не было. Вот и помалкивайте. Завидуйте молча.
И такую вдохновенную книгу, как у Вирабова про вас не напишут.
А про них написали.
Земля вам пухом, Андрей Андреевич.
Или лучше так.
Земляпухом вам, земляпухом.
Или ещё вот так:
Thе, мля, пу Х O м.
(X, O — это крестик и нолик, для несведущих поясняю: у Вознесенского целая книжка есть про крестики и нолики. Всё как он любил, в общем.)
Да, таки. Сколько и каких лет прошло со времени ТЕХ стадионов? И чьи они сейчас, те стадионы? Лужники ("Лужа") отработали своё в качестве постсоветской клоаки, хотя бы это в прошлом. А уж Поэзии знамя чтобы над ними взвилось... Но ладно. Мы ещё живы. Будем жить, братья.
Ах, как живо, как вкусно написано! Браво!!!
"он, один из немногих за всю историю человечества (За! Всю! Историю! Человечества!) собирал на свою поэзию стадионы. У вас такое было? Не было. Вот и помалкивайте". Боже мой, какая глупость! Да не он стадионы собирал и не Евтушенко, а ВРЕМЯ собирало. И "заслуга" вознесенских только в том, что они жили и писали в Такое время. ( Что, однако, не отменяет поэтических достоинств Вознесенского, как и его чрезмерного увлечения стихотворной формалистикой).