
Андрей ПЕТРОВ. «…В САМИХ КЛЮЧАХ ХРАНИТСЯ ТАЙНА». О новой книге поэзии Аллы Касецкой
Андрей ПЕТРОВ
«…В САМИХ КЛЮЧАХ ХРАНИТСЯ ТАЙНА»
О новой книге поэзии Аллы Касецкой
Новая поэтическая книга Аллы Касецкой названа «Ключи на дне» (Вологда, 2024), предисловие к ней Натальи Мелёхиной озаглавлено «Подобрать ключи». Действительно, ключи – ключевой образ этой книги. «Ключи» – слово многозначное, мало того, имеющее омонимы, эти разные ключи представлены в открывающем сборник стихотворении «Творчество»: «К какому шифру подберу ключи?»; «В каком ключе мне музыка звучит?»; «С ключа какого утолю я жажду?» – вопросы, вопросы, а вот, видимо, ответ: «…в самих ключах хранится тайна». А это из предисловия: «Несмотря на всю горечь познания, к финалу книги ключи к «Счастью» найдутся обязательно».
В глубине сборника можно обнаружить и стихотворение «Ключи на дне», подарившее название всей книге. Ночной городской пейзаж. Город – бездомный пёс. По городу метёт хвостом ветер – тоже пёс? Мост – горбун, урод, карлик:
Злым горбуном в ночи
Мост над рекой застыл.
Ищет на дне ключи,
Но от чего – забыл.
Зачем горбуну ключи, что он хочет открыть или, наоборот, закрыть? Однако:
Карлик забылся сном.
Город ложится спать.
Спите.
Я под мостом
Буду ключи искать.
Лирическая героиня берет на себя заботу о ключах, неведомо от чего. Или все-таки ведомо?
В другом стихотворении читаем: «Любовь во мне, как ключ от всех дверей» – это его первая строка. И ниже: «Во мне любовь, как ключ от всех замков. / И двери настежь – чисто и светло…» Ключ – любовь!
В книге три раздела. Первый назван «Несущий слово», в нём есть стихотворение «Несущий Слово». Строчная буква заменена на прописную: опечатка? особый смысл? Есть и другие «слова» в этом разделе: «Откроется мне знаньем не случайным, / Лежащее под спудом слов и снов» («Творчество»); «…А я по столбикам слова / Раскладываю между делом» («Июль»); «Мне слов витиеватость – ни о чем…» («Своими словами»); «И больно в груди от ненужных слов / Несказанных, сдавленных в горле влажном» («Июньский вечер»). И в других разделах: «Только б дожить до лета, дожить до слова – / Первого слова, теплого, как теленок…» («Чужая зима»); «Навсегда пусть останется тайной твоей / и моею – / Нецелованность губ и нескромность / не сказанных слов» («Не смею»); «Ищешь знаки? Пусть будет знак – / Песня песен и слово слов» («Я тебя так…»); «Не место и не время впопыхах / Марать листы красивыми словами» («Предновогоднее»); «Резкое слово вырвется невзначай…» («Безответное»).
Но вот то самое – «Несущий Слово»: поздняя осень, грусти нет, есть приятие бытия:
А ты – словно кем-то избран –
В бездвижьи смотреть немом,
Как тихо уходит снова
Невинная простота.
И с нею Несущий Слово
В святые идет места.
Второй раздел назван «Время серых птиц». Есть в нём и птицы: «Клубится высь вороньей стаей»; «А небо машет стаям птичьим, / За лето выцветшим, платком» («Сентябрьская зарисовка»); «Распугав невинных редких птах, / Продираюсь я из глухомани…» («Я, наверно, что-то не пойму…»);
Да птичьих стай разноголосица:
«Перезимуй, смоги, как мы!
Перезимуй! Не сдуйся! Выстои!» –
Так птахи божьи строят трель!» («Пасхальное»).
А это собственно «Время серых птиц» – оказывается, это зимнее, холодное, бездольное время:
Когда наступит время воробьев –
Смешных комков на сумеречном снеге,
Не жадничай ни хлеба и ни слов –
И тем, и тем согрей до летней неги.
И дальше: «Учись у вездесущих серых птах / Не унывать, перемогаясь малым».
Есть еще серые птицы, но в другом разделе: «Мы жили-были / В краю полыни и серых птиц», однако это стихотворение «Чужие» подарило название третьему разделу «…Полынь горчила, кричала выпь…». Вот окружение этой строки:
Но мы чужие. Совсем чужие.
…Полынь горчила, кричала выпь…
Дрожали пальцы мои живые
В твоих ладонях, как стайка рыб.
Все-таки главное здесь – горечь: «Печалит осень горечью утрат» («Проиграла»); «Горечь ягод поднеси к губам…» («Не повторится»). И в другом разделе: «Горьким пеплом серый снег кипит / В ледяном котле февральской ночи» («Я, наверно, что-то не пойму…»).
И опять из предисловия Натальи Мелёхиной, самое его начало: «Поэзия Аллы Касецкой не яркая и не громкая, но она привлекает чистотой чувства и незамутненностью образа. Самые простые вещи автор умеет увидеть в особенном свете – свете любви». Именно так. Вспомним: ключ – любовь! «Пророк уснет. Язык умолкнет. / Любовь – жива» («Не прекословь»).
И еще нельзя не процитировать завершающее сборник стихотворение «Счастье»:
Как много надо,
чтоб придумать счастье.
Как мало надо,
чтобы ощутить.