ПОЛЕМИКА / Александр АФАНАСЬЕВ. РУССКИЙ ХАРАКТЕР. Истоки наших побед и поражений
Александр АФАНАСЬЕВ

Александр АФАНАСЬЕВ. РУССКИЙ ХАРАКТЕР. Истоки наших побед и поражений

 

Александр АФАНАСЬЕВ

РУССКИЙ ХАРАКТЕР

Истоки наших побед и поражений

 

29 марта 2025 года Нови Стандард (Сербия) опубликовал статью под заголовком «Влияние морозов на формирование русского менталитета». Статья написана российским автором Владимиром Басенковым, но опубликована сербским изданием, как мне кажется, с двоякой целью. С одной стороны, чтобы воздать должное российским воинам, бесстрашно бросившим вызов вооружённому до зубов полчищу врагов во главе с казавшимися всесильными Соединёнными Штатами Америки. Но, с другой стороны, чтобы антитезой – мы не русские, а совсем другие – в какой-то мере оправдать двойственную позицию Сербии, не поддерживающей санкции против России, но осуждающей российскую СВО.

В статье утверждается, что суровые природные условия и, в частности, крепкие морозы стали «важной частью» русской национальной идентичности, придавшей небывалую прочность русскому характеру. Этим, якобы, и обусловлены такие его черты, как «терпеливость», «нетребовательность» и «способность на колоссальный труд». При всей кажущейся обоснованности таких суждений я бы не стал спешить с одобрением такого подхода. Одними внешними аспектами вряд ли можно объяснить ментальность французов, немцев, англичан и тех же сербов, не говоря уже о сотканном из противоречий менталитете русского человека.   

К тому же такой подход вовсе не нов. Клише «генерал Мороз» и «генерал Зима» широко использовались западными авторами применительно к сокрушительному разгрому наполеоновских войск на территории России в Отечественной войне 1812 года, а затем к неудаче гитлеровских войск под Москвой в декабре 1941 года. Тем самым подразумевалось, что без мороза российские и советские воины никогда не совладали бы ни с Наполеоном Бонапартом, ни с Адольфом Гитлером. В этом плане неоправданным является и заострение внимания Львом Гумилёвым (1912-1992) на «степной шири» в русском характере и Николаем Бердяевым (1874-1948) – на его «бабстве».

Публикацию этой статьи редакция ИноСМИ решила подкрепить размещением в тот же день статьи десятилетней давности под заголовком «Своеобразие русского национального характера», опубликованной 28 января 2015 года в Literarni noviny (Чехия). Написана она Дмитрием Орловым, американским писателем и публицистом «русского происхождения». В отличие от россиянина Басенкова, делавшего упор на «прочности» русского характера, «американец» Орлов за семь лет до начала СВО подчёркивал незлобивость русского человека, который в ответ на обиду «либо пошлёт вас куда подальше, либо задумается о переезде».

Обе эти статьи выражают, по сути, два взгляда на русский народ, его природный характер и его национальный менталитет. В первом случае выражается гордость за народ, восставший из пепла и удививший мир своей воинской стойкостью и монолитной прочностью, во втором – нация, по сути, посыпающая голову пеплом и всеми способами уклоняющаяся от схватки со всё более наглеющим врагом. Между статьями временной промежуток всего в десятилетие, которое, однако, отражает перемены эпохального порядка. Будто речь идёт вовсе не о временном аспекте, а о двух разных народах, да ещё к тому же как бы антиподных друг другу.

Как такое может быть и где здесь мудрая «золотая» середина? Попробуем разобраться в этом. В 1975 году в книжном издательстве Ростова-на-Дону вышел сборник «Рассказы о русском характере». Последним в нём помещён рассказ Алексея Толстого «Русский характер», по сути, подводящий итог обсуждению и как бы ставящий в нём жирную смысловую и духовную точку. При чтении рассказа мне, весьма искушённому читателю, пришлось с трудом сдерживать невольно наворачивающиеся на глаза слёзы.

Начинается рассказ со слов – «Русский характер! Поди-ка опиши его…». И это при том, что автор для раскрытия темы прибегает к образу «простого, тихого, обыкновенного» человека – колхозника из приволжского села Саратовской области. Приглашая читателя самому ознакомиться с замысловатой интригой авторского повествования и прочувствовать всю силу рождаемых эмоций, привожу дословно его концовку. «Да, вот они, русские характеры! – восклицает великий мастер слова. – Кажется прост человек, а придёт суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нём великая сила – человеческая красота».

Здесь на двух чашах весов равнозначно помещены автором как бы несовместимые черты характера – сила и красота. Но в русском человеке эти черты отнюдь не вступают в противоречие, а, наоборот, взаимно обусловливают друг друга. При этом сила в годину суровой беды предстаёт в нём не в природной грубой форме, а является мощным извержением из глубин души её внутренней красоты. Красота же не довлеет сама по себе и не любуется собою, подобно Нарциссу, а делает привлекательной источаемую могучую силу, духовно облагораживая её.

Подобная гармония, казалось бы, взаимно исключающих явлений свойственна не всем и не каждому, а только цельной натуре, каковой несомненно и является русский человек. В нём свободно уживаются сила и слабость, красота и уродство, благородство и низменность, трепетная чувствительность и заскорузлая чёрствость души, высокий ум и несуразная глупость. Причём эти черты и качества не просто уживаются в русском характере, а являются в нём оборотными сторонами друг друга, смещаются в зависимости от обстоятельств в своей акцентировке, находятся в непрерывном движении и саморазвитии.

Именно в цельности, саморазвитии и самодостаточности и состоит главное отличие русского человека и России как таковой от любого представителя европейских наций и Запада в целом. Принято считать, что капитализм обеспечил колоссальный рывок по сравнению с феодализмом за счёт разделения труда, свободного рынка и частной инициативы. В чисто практическом плане это действительно так. Но само это новое явление стало возможным благодаря соперничеству отдельных наций (каждой из них и Европы в целом) сначала в развитии национальных культур, а затем в погоне за научными открытиями и техническими достижениями.

В эпоху Просвещения (XVII-XVIII века) вознесшая себя до небес, но противопоставляемая религиозной догматике европейская культура начала давать сбой. В европейских национальных элитах, наряду с обманчивым самоощущением собственного морального «превосходства», стали насаждаться культ разума и стремление к военно-техническому господству над другими народами, странами и континентами. При этом в довольно рыхлом европейском «монолите» начали появляться трещины, которые, углубляясь и расширяясь, спровоцировали «закат Европы», предсказанный Освальдом Шпенглером в 1923 году.

Раздираемая межстрановым соперничеством и внутренними раздорами Европа стала постепенно превращаться в Старый Свет, уступая первенство американскому Новому Свету. Не спасло её и создание в 1949 году Совета Европы (прообраз нынешнего Евросоюза). Попытка искусственно преодолеть внутреннюю рознь фактически обернулась формированием наднациональной структуры по управлению Европой со стороны Штатов. Тем самым некогда гордый Старый Свет, по сути, стал превращаться в вассала США.

Сегодня эта десятилетиями отлаженная система «союзнической» зависимости Европы от США в одночасье оборвалась и рухнула. Озабоченный спасением Америки от надвигающейся катастрофы президент США Дональд Трамп решил сорвать все маски и отбросить все политесы, не просто называя вещи своими именами, но давая жёстко понять всем и вся, кто, по его мнению, в западном «доме» хозяин. Двуличная игра в цивилизацию и демократию уступила место циничному давлению и шантажу. Грубая сила и торгашеский расчёт сменили «мягкую силу» и интриганское закулисье. Трамп превратился в разбойника Прокруста, а США – в его операционное «ложе».

Эту американскую «новинку» крутой президент США, как и порицаемый им его предшественник, решил испытать опять-таки на России. Украина как второй «испытуемый» – не в счёт: всё затевалось, продумывалось и подгонялось исключительно под нашу страну и для нашего народа, ибо по-другому, как оказалось, нас взять невозможно. Началось всё с пряника, но с кнутом наготове. Чтобы уложить Россию на американское «прокрустово ложе» в ход пошли испытанные веками кнут и пряник.

В качестве пряника пока применены лесть в адрес Владимира Путина, уважительные слова о русском народе и даже обронённая слеза о причинении «горя» России самим Трампом в период его предыдущего правления. Реальным «делом» в этом мажорном ключе пока стало исключение России и её друзей – Белоруссии и КНДР из огромного списка стран, включая друзей США, обложенных непомерными пошлинами. Но судя по приостановке последних на 90 дней, всё это выглядит игрой в кошки-мышки: хочу – съем, а пока не хочу – побалуюсь. Но и здесь Россия на прицеле: будешь упрямиться – сотру в порошок.

Кнут тоже от России никуда не делся. Помощь Украине, приостановленная на несколько дней в качестве урока «забывшемуся» Зеленскому, вновь пошла киевскому режиму широким потоком по всё тем же каналам: финансы, оружие, специалисты, разведданные. Более того, Трамп в последние дни стал всё обильнее лить горючие слёзы по «бедным» украинцам, безжалостно «истребляемым» российскими воинами. Будто злодеи-нацисты уже стали божьими агнцами, брошенными Россией на алтарь войны, и будто сами США не имеют к этой «бойне» абсолютно никакого отношения. Это даже не двойные стандарты, а продолжение прокси-войны с Россией несколько видоизменёнными средствами. Войны циничной и бессовестной.

В российской прессе, в массе восторженной первоначально, в последнее дни стали появляться индивидуальные прозрения в том, что Дональд Трамп не такой уж дуболом, а, наоборот, тонкий, расчётливый и весьма искусный политик. Некоторые аналитики даже заговорили о наличии у него некоего скрытого и весьма опасного для нас «плана». Я не только разделяю эти опасения, но более того уверен, что Трамп пришёл к власти вовсе не с пустыми руками, а с профессиональными наработками не только тактики первых дней правления, но и всей стратегии новой американской политики (НАП) на ближайшее десятилетие.

После навальной и с каждым днём все более нараставшей конфронтации США и всего Запада с Россией, не давшей желаемого результата в силу «упрямого» русского характера, Дональд Трамп, выражая волю «глубинного государства», решил в одночасье перевернуть «пластинку» и зайти к «русским» с другой стороны. Зная об отходчивости русских, их искренности и дружелюбии, было решено попробовать сыграть, как во времена Михаила Горбачёва, на этой их «слабой» струнке. То есть на время спрятать когти и «погладить» русских «по головке» мягкой пушистой лапой сладко мурлычущего тигра. Но с когтями наготове: на всякий «пожарный» случай.

Однако премудрые Штаты при этом не учли двух фактов: и набирающая силу Россия сейчас уже не та, что СССР позднего периода, да и Владимир Путин – вовсе не помешанный на тщеславии Михаил Горбачёв. Во всяком случае попытка Трампа с первого захода настроить Россию на «дружеский» лад явно не получилась. «Путинская» Россия пошла навстречу США, но не бросившись в их объятия, а мелкими шажками, тщательно выверяя и каждый свой шаг, и всю мировую ситуацию в целом. И здесь Дональд Трамп начинает всё больше терять контроль над собой, раскрывая истинные намерения в шулерском использовании ситуации на Украине и самой России в сугубо меркантильных американских интересах.

Но у России в игре со Штатами есть свой национальный интерес, вовсе не сводящийся к меркантилизму, а также, помимо демонстрируемой тактики сдерживания, и своя многовековая стратегия. Эти интерес и стратегия полностью соответствуют закалённому невзгодами русскому характеру, вытекают из него, базируются на нём. Упомянутая выше сложно сотканная цельность русского характера уже давно взорвалась бы изнутри и разлетелась в пух и прах, если бы не три фактора, цементирующие единство всех его составных частей, – это Бог, Добро и Правда.

Бог всегда был в душе русского человека. Причём именно как Бог – Творец мира и Господь душ человеческих. Православное христианство расставило приоритеты триединого Божества, усилив веру русских славян во всемогущество Творца, а также сосредоточив всю силу любви на страдальце Сыне Божьем и сделав душу открытой Духу Святому. Даже в годину большевистского гонения на веру в Иисуса Христа и в Бога как такового русские люди продолжали сохранять в душе крепость веры. Крещённый в трёхлетнем возрасте в 1940 году, в селе, по сути, подпольно, рискующим своей свободой заезжим священником, я являюсь как бы живым свидетелем и искоркой этой негасимой народной веры.

Пиетет Добра сопровождает русского человека от рождения до смерти. Начинаясь с колыбельной песни матери, укрепляясь русским народным фольклором и оберегаясь, словно огонёк лампады, в суровых жизненных условиях; верность Добру прекращается в русском человеке только в момент окончательного испускания духа. Однако верность Добру имеет в нём и свою оборотную сторону – острую нетерпимость ко Злу, в какие бы одежды оно ни рядилось. Бескомпромиссная борьба со Злом, является, по сути, вековой ответственностью и судьбоносным предназначением русского человека.

И здесь очень важную роль в русском характере играет приверженность Правде. Будучи в русских сказках антиподом Кривде, русская Правда превратилась ныне в русском человеке в трезвый, открытый, незамутнённый взгляд на вещи, реалистический подход ко всему происходящему в мире и здравомысленное отношение к окружающим и самим себе. Именно Правда является непреклонным стражем искренности отношений русского человека с Богом и служит главным судьёй в дозировке степеней необходимости и достаточности Добра в его связях с окружающим миром.

Сорок лет назад мы дали слабину, поверив в возможность мира, дружбы и добрых отношений с нашим заклятым западным врагом, который является сущностным антиподом русского человека. За эту по историческим меркам минутную слабость мы жестоко расплатились своим унижением и, по сути, духовным рабством. Дойдя до последней черты нашего падения, мы, наконец, воспряли по воле Божьей и, дав бой врагу, огнём и кровью отстояли своё человеческое, национальное и державное достоинство.

Сегодня, потерпев моральное и физическое поражение на Украине, США пошли на попятную и предлагают заключить не мир, а, по сути, торговую сделку. Но любая «сделка», особенно сделка с Дьяволом, таит в себе сделку с совестью, а последняя неминуемо ведёт к предательству. В этих условиях очень важно честному человеку оставаться самим собой, не уподобляясь торгашу и не теряя своего достоинства. Мир нужен и важен, но не любой ценой. С нами Бог и Правда, и надо быть верными им до конца!                     

 

Комментарии