Валерий СКРИПКО
ДИВО ДИВНОЕ
Путевые заметки
Две лестницы к Богородице
Мой паломнический путь к христианским святыням начался десять лет назад на Святой Земле с посещения пещерной церкви Успения Богородицы в Гефсиманском саду Иерусалима. Тогда я не смог одолеть пятьдесят каменных ступенек, ведущих к Гробнице Богородицы. Дойдя за середины лестницы, я почувствовал сильную боль в правой ноге и присел на ступени. Наша группа паломников последовала дальше вниз.
Так и не пришлось увидеть усыпальницу Пресвятой Матери нашего Иисуса Христа, о чём я сильно печалился все последующие годы. И когда мне представилась возможность снова стать паломником, без колебаний выбрал чудное место в Нижегородской области под названием Дивеево, где словно затосковав о своей земной жизни, Матерь Божья приняла непосредственное участие в создании Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря. Монахини утверждали, что Богородица сама давала им указания основать на этом месте «такую обитель, равной которой не было, нет, и не будет никогда во всём свете».
И вот мы пребываем на станцию Арзамас-2, откуда начинается шоссе до деревни Дивеево, где сияет белизной храмов монастырь. Уже почти полночь. Поезд остановился на одном из дальних пустых перронов станции. Опять беспокоит сильная боль в ноге, и я с трудом представляю себе, как доберусь до камеры хранения с поклажей. По пути на вокзал вместе с еще одним пассажиром, я оказался в подземной тоннеле, где увидел очень похожую на ту, которая запомнилась мне по Иерусалиму, каменную лестницу, ведущую вниз. После нескольких шагов по ней, мне, как когда-то в пещерной иерусалимской церкви снова захотелось присесть, переждать, пока утихнет боль.
В тоннеле было пусто, но тут в гулком от пустоты слабо освещённом пространстве откуда-то внезапно появилась девушка очень приятной внешности и сказала: давайте, я помогу! И понесла мою сумку в зал ожидания вокзала. Всё это она делала так решительно, словно ждала меня здесь специально по заботливому указанию свыше.
От этой неожиданной помощи я растерялся и только в порыве благодарности уже на вокзале пожал ей руку. Она улыбнулась и растворилась среди пассажиров зала ожидания.
Кто это был? Встречавшая поезд, или проводившая на него своих родных жительница Арзамаса? Или таинственный посланник Небес? Теперь это узнать невозможно. В любом случае – объявившийся в пустом тоннеле помощник внушил мне уверенность в том, что я правильно поступил, собравшись на паломничество в Дивеево.
Мысли в пути
Мы едем от вокзала на маленьком микроавтобусе. Водитель с трудом набрал с десяток пассажиров. На дворе утро по московскому времени, в больших городах в это время собираются в полёт сотни тысяч туристов.
В женском православном журнале «Моя Надежда», который издается в Нижнем Новгороде, рассказывается о современной российской семье, которая живёт «полной жизнью и радуется каждому дню». Очевидно, речь идёт о представителях нашего среднего класса. Семье доступен полный набор потребительских ценностей, но несколько раз в год она в полном составе отправляется в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь за (как сказано в статье) духовным утешением.
Очень характерное пояснение. И ведь это не единственная у нас, в России, семья, которой мало земных радостей от сытости, домашнего уюта и успеха в работе.
Не исключено, что тяга к духовным утешениям в монастыре для некоторых посетителей может быть просто одним из форм успокоительной терапии, в том смысле, что съездили, помолились и опять стали жить, как прежде.
Счастливы те паломники, у которых есть решимость собраться и совершить духовный подвиг решительного отречения от прежней своей жизни, и которые считают для себя руководством к действию великие слова Святителя Тихона Задонского: «совершивший многие, великие и тяжкие грехи спасётся, если истинно покается, а кто, хотя и меньшие грехи делает, но нераскаянным пребывает, погибнет. Ибо Бог не смотрит на то, как кто жил, но как ныне живёт и кается, и какое усердие, и какое расположение сердца имеет.
Не смотрит, что делал, мыслил и начинал, но смотрит, что делает, мыслит и начинает, то есть требует изменения и исправления внутреннего и обновления сердечного. Судит по тому, что (ныне) делает и в чём кончина его постигнет, а в чём постигает, с тем и перед судом Божьим явится».
По моему мнению, это самый честный и мудрый совет всем православным верующим, которой я встречал в святоотеческой литературе. В книгах других проповедников меня часто удивляли какие-то надуманные страхи и сомнения авторов в отцовской любви Господа к нам. Возможно, это делалось с благой целью: заставить верующих строже относиться к себе. Некоторые священники пугали паству утверждениями, что Бог может что-то простить, а что-то нет! Изводили своих прихожан этими «догадками» так, что многих ввергали в уныние. И здесь трудно ожидать другой реакции. Как можно пугать человека всякими домыслами, если Священное писание утверждает, что Бог – есть любовь?
Да, Царствие Небесное усилием берётся – гласит Библия. Но ничего сверхъестественного Господь не требует. Каждому предлагается сделать выбор в пользу смирения и покаяния, но не от страха наказаний или уныния, а сознательно из-за любви к Богу, с которым верующие жаждут остаться в вечности.
Монахини Серафимо-Дивеевского монастыря из поколения в поколение передают друг другу великий оптимизм своего наставника –
преподобного Серафима Саровского: «стяжайте Дух Святой и вокруг вас тысячи спасутся». Всё в наших руках! Всё – в правильном настрое души! В неиссякаемой вере в Божью милость, если сам будешь честен с ним во всём и боголюбив!
Мир православия
И вот, мы в Дивееве. Уже совсем расцвело. Мимо ослепительно белых стен храма темным облачком шествует группа монахинь в черных одеяниях. На дворе-апрель 2025-го года, а по дороге к Троицкому храму на лужайке цветут какие-то белые цветы. Они словно приветствуют нас.
Монастырская гостиница по внутреннему убранству, кажется, и не гостиница вовсе. За стойкой администратора нас встречает скромная девушка в тёмном платочке. А дальше коридор – весь в цветах от потолка до пола. И мягкие коврики, и кухня со всей утварью. Здесь всё излучает благодать, здесь всё наше, православное по своему образу и подобию. Ощущение, что ты в родном доме, не покидает гостя ни на минуту.
Номера никто из постояльцев не запирает на ключ. Ключи не нужны паломникам. Здесь нет телевизоров. Мирская суета не должна мешать постояльцам сосредоточиться на своей душе. Иконы на стенах вдохновляют их к этому. Мужские и женские четырёхместные номера здесь на разных этажах.
– Матушка, здравствуйте! – говорю я дежурной и склоняю голову перед девушкой-администратором, которая почти не пользуется косметикой. Среди живых цветов по стенам это лицо, не тронутое хищным макияжем нынешних рыночных времен, создаёт удивительное единство человека и природы, земного мира и мира Небесного. Тишина и душевный покой вливается в моё сердце и заполняет его.
С утра маленькие внук и внучка хозяйки гостиницы предлагают свою помощь: проводить нас, паломников, до храмова монастыря. Это задание дала им бабушка и они старательно выполняют его. Здесь и дети – другие, словно из далёкого российского прошлого, когда в окружающей среде было много нашего, православного, русского. (И не об этом ли тосковал на чужбине наш писатель Иван Шмелёв?)
Дети здесь ласковые, готовые помочь старшим по первому требованию. Это благотворное воздействие на юные души окружающего их пространства Дивеевского монастыря. Здесь сегодня – сосредоточие православного духа. Сюда едут со всей России напитаться его Благодатью и вспомнить: что мы – потомки удивительного народа, который стал формироваться здесь на просторах русской равнины много веков назад. И хотя бы на время душой вернуться к самим себе. Но как еще недостаточно этого благотворного влияния, учитывая масштабы страны и численность российского населения.
Еще сатирик советских времён Аркадий Райкин в одной из миниатюр о воспитании детей спрашивал: «Как избежать влияния улицы, когда кругом – одни улицы?». То же самое можно сказать о нашем времени. Вот, закончится дежурство в гостевом доме Дивеевского монастыря у девушки-администратора, снимет она с головы свой скромный платочек, и для выживания в «рыночной» действительности, вынуждена будет изменить и стиль поведения, и характер взаимоотношений с людьми, и макияж, и одежду. (Вспоминается, как в одном из телерепортажей режиссёр говорит девушке-модели на показе модной одежды: идёшь отлично, но сделай хищное выражение лица.)
А российские политологи-патриоты еще надеются, что православное начало в наших душах поднимет многих из моих соотечественников над «рыночной» суетой к новым духовным высотам. Да, это возможно, но только в том случае, если мы будем развивать лучшие национальные традиции в стиле жизни, в организации новых центров православной духовности, подобных Дивееву.
Об этом думалось в трапезной, где мы вкушали постную пищу. Заканчивался Великий Пост и лица монахинь выглядели особенно сосредоточенными. Как много они здесь трудятся с почтительной аккуратностью и старанием.
В начале марта есть единственный день в году, когда все монахини, работники по найму собираются на вечерней службе читать покаянный канон Андрея Крицкого. На эту службу стараются попасть все. Даже дежурный администратор нашего гостевого дома закрыл своё заведение на ключ и отправился в храм. А я с больной ногой остался читать великий канон в своем номере. Когда-то я был там, где жил и молился автор канона, в лавре Саввы Освященного недалеко от Иерусалима.
Андрей Крицкий из Дамаска стал монахом в лавре еще в юности, и прочувствовал всё, о чём потом сложил пронзающие душу слова канона. Протоирей Александр Мень в своей книге пишет, что Крицкий: «был современником тяжких кризисов, которые потрясли Византию. Мечта о великой православной империи рушилась. Общество оказалось бесконечно далеким от евангельского идеала».
И сегодня у всех верующих – время испытаний. Но в отличие от тех времён, православие постепенно начинает занимать всё больше и больше места в нашей жизни. Оно становится повседневной реальностью не только в виде храмов и церквей, а в виде вот таких, как Дивеево, деревень с их особой жизнью, всё содержание которой определяет монастырский уклад.
Немного истории
В восемнадцатом веке на территории будущего монастыря в селе Дивеево Нижегородской области обосновалась община матушки Александры. Это место вообще удивительно тем, что всё обустройство церковного сообщества, на всех этапах происходило при участии и под руководством самой Пресвятой Богородицы.
Тем, кто читал подробности обо всём этом в новом «Путеводителе» по монастырю, – очень трудно, а часто даже невозможно осознать реальность такого Небесного руководства. Но Пресвятая Богородица действительно руководила всеми главными этапами создания Дивеевского монастыря, например, назвала имена восьми сестёр, которых следовали перевести сюда из Казанской обители. Она благословила для новой общины построить две Рождественские церкви, мельницу и окопать её территорию канавкой.
Для девичей обители Царица Небесная дала новый устав, нигде до того времени ни в какой обители не существовавший. Насельник Саровской пустыни преподобный Серафим впоследствии говорил, что ни одного камня в Дивеевской обители по своей воле не положил, а делал только то, на что Царица Небесная наставить его изволила.
Первой книгой, которую я взял в библиотеке нашего Спасского собора, приняв крещение, было повествование о Серафиме Саровском. И вот я прижимаюсь лицом к раке с мощами великого старца в Троицком соборе. Мне всегда не хватало близости этого Святого человека, меня всегда тянуло сюда.
Помоги мне, отче, стяжать Дух Святой, хотя бы искорку неугасимую затеплить в душе моей, чтобы согрелась немного душа от долгого ледяного дыхания мирового зла, окружающего её, чтобы еще сильней возлюбила Бога и ближнего своего!
Чудо канавки
Когда-то, больше двух веков назад вокруг территории будущего женского монастыря прошла сама Богородица и этот своей земной путь велела отметить Святой Канавкой длиной 770 метров. Начало её обустройству положил сам преподобный Серафим Саровский.
Сегодня мы собрались пройти по Канавке, как это делают все паломники. Надо ли говорить, что и здесь меня ждала помощь Небесных сил. Утром я почему-то забыл надеть на больную ногу специальную повязку, без которой никогда не выходил гулять. Я взял тросточку, но и она мне не понадобилась. Весь путь по Канавке я прошёл без неё, читая молитву «Богородица Дева, радуйся».
Как легко и хорошо здесь дышится, и живётся. Музыкой звучат величественные слова: трапезная, гостевой дом! Душа радуется и живёт как бы вне времени.
Спасибо, что поделились такими благодатными впечатлениями.