ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР / Михаил ПОПОВ. ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ ПАМЯТИ. Обзор журнала «Двина» № 2(98)-2025
Михаил К. ПОПОВ

Михаил ПОПОВ. ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ ПАМЯТИ. Обзор журнала «Двина» № 2(98)-2025

 

Михаил ПОПОВ, главный редактор журнала «Двина»

ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ ПАМЯТИ

Обзор журнала «Двина» № 2(98)-2025

 

«Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!». Предупреждение Александра Невского, защитника Земли Русской, вынесено на обложку свежего номера журнала «Двина», посвящённого 80-летию Великой Победы.

На победной тризне обносится круговая чаша, а над поминальным костром звучат вещие струны. Открывают поэтическую перекличку поэты-фронтовики: Константин Симонов, Семён Гудзенко, Юлия Друнина, Александр Межиров… «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», «Когда на смерть идут – поют, а перед этим можно плакать…», «Я только раз видала рукопашный. Раз – наяву и сотни раз во сне…». Эти хрестоматийные строки стали камертоном победного номера. По нему настроены сердца и наших современников – поэтов Русского Севера.

Вот стихотворение Ольги Корзовой «22 июня»:

Не матерям бы детей хоронить –

Не их черёд,

Только война обрывает нить,

Что жизнь прядёт.

Как терпеливо прядёт она,

Ровняет, длит...

Чёрною вестью падёт война,

Грузом могильных плит,

Горем, которого нет страшней.

– Ниточка, что же ты?

Вместо живых весёлых парней

Памятники, кресты…

Ночь о Кирилловом дне темна.

Времечко, оглянись.

Помнишь, за прялкою имена

Перебирала жизнь?

– Мальчик, воробушек, цветик мой,

Как мне тебя назвать,

Чтобы вернуться сумел домой,

Не обездолил мать…

И веретёнце, легко кружась

В тёплых её руках,

Не уставало, и нить вилась,

Словно бы путь в веках.

Скроет ушедшего пыль дорог,

Стихнут его шаги.

– Если б вернуться ты смог, сынок…

Господи, помоги…

Если б вернулся с войны солдат…

Светлая полоса

Утра проникла и в дом, и в сад.

Луч упирается в циферблат.

Ровно четыре часа…

Мама Валерия Чубара маленькой девочкой пережила блокаду. Та неизбывная память – в его стихотворении «Синички»:

…Но есть совсем иное на войне,

иные есть обличия у смерти.

Бьёт метроном в холодной глубине

времён. Там Ленинград. Блокада. Дети.

 

Им горестной не пережить зимы,

им не играть, не бегать, не смеяться.

Им лечь под пискарёвские холмы,

зашитыми в свои же одеяльца…

 

Заклинанием звучат стихи Александра Роскова:

…Так храни же, Россия, свои рубежи

И героев своих не забудь.

Через тернии к звёздам дорога лежит –

И Господь осеняет твой путь.

Пусть «Прощанье славянки» звучит над страной

Наш победный, испытанный гимн.

И с тобой жить мы будем судьбою одной

С государством всегда молодым.

У России моей, у России твоей

Много будет ещё впереди

Куликовых полей, бородинских нолей,

Нас не сможет никто победить!

И словно ответ покойному поэту, нашему заветному другу, – стихотворение Ильи Иконникова, соединяющее день далёкий и день нынешний, снова пахнущий порохом:

Для тех, кто понимает суть событий,

Слова, призывы нынче не важны

Горячею слезою да молитвой

Спасенье для души и для страны

У Бога просят. Чают и победы

Добра и человечности над злом.

Средь них и мы, российские поэты,

В ком неподатлив стержень на излом…

День нынешний по-особому высвечивается в сполохах военной памяти:

«20 июля 1941

Маршрут движения войск – к Калинину. Немецкие мессершмитты, спускаясь, летают ниже телеграфного столба, и на бреющем полете расстреливают мирное население: женщин с грудными и малыми детьми, дряхлых стариков, домашний скот. Никакой пощады! Никакой гуманности и человечности!

Нам, еще сравнительно молодым, воспитанным советской властью, кажется нереальной такие жестокость и зверства в ХХ веке. И это со стороны культурных людей, какими считали себя немцы. Но Боже мой! Мы еще не все знали…».

Это строки из записок фронтовика Михаила Тимофеевича Петрова, извлечённых на свет через много десятилетий архангельским писателем Василием Матониным. Михаил Петров воевал с первого дня войны, храбро сражался, не раз был ранен. Военные эпизоды, представленные в записках, подтверждают заголовок публикации – «Дрались за каждую пядь родной земли». Год продолжалась военная страда младшего лейтенанта Петрова. Летом 42-го, оглушённый и вновь раненный в неравной рукопашной схватке, Михаил Тимофеевич попал в плен, и далее – прошёл все круги фашистского ада, на своей шкуре испытав «гуманизм цивилизованной Европы».

Северяне, наши земляки, сражались на всех фронтах Великой Отечественной войны, проявляя мужество и отвагу. О некоторых из них повествует Игорь Чесноков, кстати, родившийся в Архангельске за несколько дней до войны. Обратившись к письмам и воспоминаниям пехотинцев и моряков, наш коллега подготовил очерк, который озаглавил строкой из фронтовой весточки онежанина Фёдора Малахова «Двигаюсь вперёд, всё ближе к победе». Встретив войну младшим лейтенантом, Фёдор Малахов к весне 45-го года стал гвардии майором, командиром крупной артиллерийской батареи. Его грудь украшали ордена Великой Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды, Красного Знамени, медаль «За оборону Сталинграда». До Победы наш герой не дожил пятьдесят дней, погибнув при освобождении словацкого города Зволене. То письмо со словами о скорой победе было последним…

Отвагу и стойкость русских солдат с первых дней войны оценили немцы, привыкшие к лёгким батальным прогулкам по Европе. «Русские дерутся яростно…» – таков рефрен многих их писем с Восточного фронта, которые приводятся в номере.

Подтверждением тому рассказ-быль Антона Шушарина «Не дождутся», который автор, обратясь к боевым документам, посвятил своему прадеду Копалину Еремею Павловичу, представив его на последнем рубеже.

На фронте, на переднем крае было немало женщин. Санитарки, связистки, зенитчицы – они несли военную службу наравне с мужчинами, а подчас и превосходили их по боевым навыкам. Пример тому наша землячка – снайпер Роза Шанина. Не один десяток гитлеровцев поразила она своими меткими пулями. О том очерк Виталия Карюкова «Боевые подвиги Розы Шаниной».

Всю войну наши союзники сулили открыть второй фронт. Писатель Фёдор Абрамов, северянин-фронтовик, об этом сказал так: «Когда у нас говорят, пишут, что второй фронт в эту войну был открыт в сорок четвертом году, – это неверно. Второй фронт был открыт русской бабой ещё в сорок первом году, когда она взвалила на себя всю эту мужскую непосильную работу, когда на неё оперся всей своей мощью фронт, армия, война». Рубрика «Деревня – второй фронт» тому подтверждение. Наш коллега Василий Матонин, бывая в экспедициях в отдалённых местах Русского Севера, собрал свидетельства последних очевидцев военных лет. Они объединены заголовком «Папу взяли на войну…». Третьякова Александра Михайловна: «…В июне 22 числа приехал из Лекшмозера посыльный. Сообщил о том, что началась война. Собирайтесь к такому-то числу и часу на сборный пункт. Все после такой новости ходили как больные, не знали, за что взяться и что делать. Мужчины прощались с родными и друзьями как навсегда. Брату моему Ивану было девять лет. Он ушел за дом и плакал. Мне было шесть лет, и я все ходила за папой следом…

С уходом кормильцев жизнь в деревне посуровела. Сужу о том по рассказам моей мамы, тогда 16-летней девчонки. Сельский год начинался с ранней весны. Надо вывести на поля назём. А лучшие-то лошади отданы в армию. Делать нечего – приходилось таскать вручную. Потом пахота, сев. И тоже, бывало, без лошадей, тянули плуги и бороны вожжами да собственными жилами. Появились всходы – нужна прополка, это всё вручную и внаклонку. Подходит пора сенокоса, тут лови каждый погожий день, работа от зари до зари. Пришёл август, осень – время уборки зерновых и картофеля. Сберечь каждое зерно, каждый клубень, иначе и план не сдашь, и оголодаешь, вот и бились с потёмок до потёмок. Управились с уборкой, почти всё, что собрали, сдали в Фонд обороны. Тут бы передохнуть. Ан нет. Приказ свыше: всех молодых парней и девчат, а значит и моих будущих отца и маму, – в тайгу, на лесозаготовки, а это до весны. Лучковой пилой по пояс в снегу надо спилить заледенелую лесину – это и матёрому мужику непросто. А тут – подлётыши, не пришедшие ещё в силу, да и оголодавшие на скудных военных харчах…

О суровых испытаниях, которые выпали нашему народу в 30-50-ые годы рассказывается в моём повествовании «Отец», которое печатается в свежем номере журнала «Двина». Это мой сыновний поклон фронтовому поколению и всем тем, кто, не щадя себя, приближал долгожданную Победу.

Все военные годы наш народ жил одним – одолеть лютого врага, дождаться с фронта солдат и поесть вдоволь хлеба. Победы мы дождались, солдаты, какие выжили, вернулись, однако жизнь легче не стала. Чередой прокатились годы неурожаев, продолжилась, как и в войну, бескормица. А тут ещё вчерашние союзники угрожать стали. В итоге из одной войны, «горячей», наш народ окунулся в «войну холодную». И эта «необъявленная» война потребовала от страны усилий – людских и материальных ресурсов – не меньше, чем Великая Отечественная.

В журнале представлен один из эпизодов той войны – испытания ядерного оружия. Архангельский журналист Светлана Лойченко встретилась с непосредственными участниками тех событий и рассказала о них в очерке «Ядерный полигон Новая Земля». Полигону, кстати, недавно исполнилось 70 лет.

В мире по-прежнему пахнет порохом. Увы, злоба наших завистников не знает предела. Они, забыв уроки прошлого и предупреждение русского витязя Александра Невского, посягают на наши границы, зарятся на наши земли, недра, лесные богатства, которые заповеданы русскому народу от Бога. Предметом их особых планов в последнее время стала Русская Арктика. Об этом свидетельствует целый ряд материалов свежего номера. Но и мы не дремлем. Русский кулак в Заполярье – это новые полярные базы и целая линейка ледоколов, к которым недавно прибавился боевой ледокол «Иван Папанин». Его стальная – на фото – стать закрывает арктический блок номера.

А завершить обзор свежего номера «Двины» хочу ещё одним стихотворением Ольги Корзовой:

Девчонка едет в Курск – увидеться с любимым,

Не думая о том, что в двух шагах война,

Что в приграничье лес наполнен едким дымом

И матери её сегодня не до сна.

Увидеть и обнять, к груди его прижаться,

И пусть безумный мир останется вдали,

Хотя бы миг вдвоём, когда тебе лишь двадцать,

Пока влюблён, лети, лети на край земли!

Неведомы любви сомнения и страхи,

Она нас бережёт в любые времена,

Добраться и припасть щекой к его рубахе,

А мама всё поймёт, ведь женщина она…

Это стихотворение Ольга Корзова написала прошедшей осенью, посвятив его порыву любви своей племянницы Елены. И вот новый поворот судьбы – недавно Елена и её любимый Дмитрий, боец СВО, обручились, став мужем и женой. Дай, Господи, счастья молодым, и обереги их от напастей и бед!

-------------------------------------

P.S. Подписка на журнал «Двина» и заявки на последние номера принимаются в «Издательском доме «Двина».

Почтовый адрес: 163004 г. Архангельск, а/я 45, журнал «Двина»,

тел./факс (8-818-2)29-20-11,

электронный адрес: podpiska@iddvina.ru

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (1)

Комментарии

Комментарий #44457 01.05.2025 в 19:56

Рада отзыву вашему и отклику Вашему! Это настоящая высота! "Добраться и припасть щекой к его рубахе,

А мама всё поймёт, ведь женщина она…". Во-первых "Двина" - это не просто журнал, это соблюдение традиций. Во-вторых это сохранение языка. Именно народного, фольклорного, корневого, иногда читаю и зачитываюсь. Тут ведь как: сбережение нужно как северное сияние - ухватить, пока переливается в несколько сказочных рядов. И ЭТОТ НОМЕР ЧЕМ МЕНЯ ЗАЦЕПИЛ, ЧТО ВОЕННАЯ ТЕМА СОБЛЮДЕНА, особенно стихи про Курск О. Корзовой и вот этим отрывком: "Для тех, кто понимает суть событий,

Слова, призывы нынче не важны –

Горячею слезою да молитвой

Спасенье для души и для страны

У Бога просят. Чают и победы

Добра и человечности над злом.

Средь них – и мы, российские поэты,

В ком неподатлив стержень на излом…" (Илья Иконников). Журнал дышит! Это важно. Журнал поёт! Журнал торжествует! Призывает! Сейчас некоторые издания отказываются от публикаций стихов на военную тему, патриотическую. Так и пишут: публикуем лишь нейтральные вещи. А у вас - настоящее, просто самое, что ни на есть живящее. И свет несущее! В этом радость! Я подписалась на страницу журнала. Созреет обзор полнокровный - непременно вышлю. И отзовусь. БЛАГОДАРЮ ВАС! (рассказы и повести ваши тоже с благоговением читаю!)= СВЕТЛАНА ЛЕОНТЬЕВА.

Михаил Попов 01.05.2025 в 09:09

Спасибо, Светлана, на добром слове!
Поэт чувствуется даже в коротком отзыве...
Да, нашей "Двине" - без малого четверть века. Кто-то с журналом вырос и вместе с ним созрел в прямом и переносном смыслах. А редактор, обретя седины, и вовсе стал "аксакалом". Годы летят... Таков удел человека. А у литературных изданий нет таких ограничителей. Дай Бог, чтобы журнал "Двина" длился и после меня, оставаясь "полноводным", то есть интересным и насыщенным... М.П.

Комментарий #44446 30.04.2025 в 12:12

Знатный разбор одного из интереснейших журналов моей молодости! ВСегда с особой страстью относилась к этому литературному детищу. А теперь и вообще восхитилась! Особенно покорили стихи, имеющиеся, целый звукоряд и кладезь! Так ларец открываешь. шкатулку с драгоценностями! Процветания вам! СВЕТЛАНА ЛЕОНТЬЕВА. Н. НОВГОРОД