
Людмила ХОРУЖЕНКО (Бирюк). ЧУДЕСА СЛУЧАЮТСЯ. О повести Сергея Лёвина «Сказка из песка»
Людмила ХОРУЖЕНКО (Бирюк)
ЧУДЕСА СЛУЧАЮТСЯ
О повести Сергея Лёвина «Сказка из песка»
Кто такой снеговик, в России известно всем. А вот про песковика знают не все, только жители и гости Анапы. Песковик – забавная фигурка, слепленная из песка наподобие снеговика. Поговорка «у него зимой снега не выпросишь» – это про них, анапчан, но вовсе не потому, что они такие скупердяи. Напротив, они очень добрые и гостеприимные, просто снег для них большая редкость, а песка сколько угодно. Вот и придумали они лепить песковиков на радость детишкам и взрослым.
Вдохновлённый образом песочного обитателя любимого города, писатель Сергей Лёвин сочинил весёлую детскую повесть «Сказка из песка». Впрочем, она получилась не только весёлой, но и серьёзной и даже поучительной, иных настоящие русские писатели не пишут. А Лёвин – самый настоящий русский писатель, подаривший нам обаятельного черноморского дельфинёнка Антоху, задумчивого Костю Котова, постигающего уроки жизни на берегу Безымянной реки, непоседливого Петьку Иванова – будущего знаменитого кинорежиссера, весёлых зверушек – обитателей лесов кубанских…
И вот теперь у нас появились новые друзья: впечатлительный Коля Гусев, его мама и папа, у которых «сейчас сложный жизненный этап», неунывающая Рита – Колина верная подруга, и, конечно, сказочный песковичок – ростом маленький, да удаленький.
Третьеклассник Коля – романтик-мечтатель, живущий в мире приключенческих книг, природы и собственных фантазий. Книги – его дорогие заветные друзья…
Любовь к чтению появилась у Коли не случайно, а благодаря папе и маме, которые, по-видимому, и сами заядлые книголюбы. «Ещё когда был совсем маленьким, родители завели правило читать ему на ночь, и теперь мальчик не представлял ни одного вечера без приключений и сказок».
Мы не знаем, на какой именно работе постоянно задерживается папа, вызывая недовольство мамы, но можем предположить, что в редакции газеты или в издательстве – там, где можно проявить свои литературные способности. Шеф, на которого папа всё время ссылается, оправдываясь перед мамой, вероятно, такой же трудоголик, как и он сам. Папа работает на износ не ради материального благополучия, а потому, что работа приносит ему большую радость: «Катюш, ну ты же знаешь, лучше меня эту работу никто не сделает». Литературный талант не обошел стороной и его сынишку. У Коли безудержное воображение и потрясающее чувство слова. Порой он обращается со словами, как игрушками, вызывая смех у взрослых: «Дайте нам, пожалуйста, укрошку и петрук!» или «Петушка хвалит кукуха»… Но иногда Колино словотворчество приближается к настоящей поэзии:
«– Папа, а ты знаешь, как называется время, когда заканчивается лето и начинается осень? Когда погода днём жаркая, а ночью прохладная? – спросил Коля однажды.
– Нет. Хотя… Никак не называется, – папа был слишком занят ноутбуком, и у него не было времени на всякую ерунду.
– А я знаю! – торжественно объявил Коля.
– И как же?
– Летень!».
Неожиданный поэтичный неологизм, заменивший примелькавшееся выражение курортников «бархатный сезон», заставляет папу оторваться от ноутбука и внимательно посмотреть на сына.
Казалось бы, ничто не может омрачить жизнь этой прекрасной любящей семьи. Почему же мама постоянно недовольна папой, и почему из их комнаты всё чаще доносятся неприятные разборки: «бу-бу-бу и зе-зе-зе», доставляющие сыну моральные страдания?
В конфликте родителей читатель поначалу принимает сторону папы. Действительно, в чём его вина? Человек работает на износ, маму и сына очень любит, старается угостить им вкусняшками. Правда, не так часто, как хотелось бы. «Работы становилось всё больше. А вот денег дома больше не становилось. И маму это не устраивало». Но даже не деньги – главная причина ссор. Уйдя с головой в работу, папа совсем забыл о том, что у мамы тоже должно быть любимое занятие, хоть какая-то отдушина, кроме постоянной заботы о семье. Сынишка подрос, у него в школе свои дела, папа приходит поздно вечером, а мама трудится по дому с утра до вечера и всегда одна-одинешенька, словно в темнице. Вот и получается, что любящие люди не могут понять друг друга.
От семейных разборок и школьных проблем Коля уходит «туда, где ему было хорошо в любое время года, – к морю». Для него оно живое существо, с которым можно запросто поговорить и которое всегда тебя поймёт.
«Вот и сегодня, едва мальчик разулся и подошёл к водной кромке, море лизнуло ему пальцы, приглашая поиграть, словно заждавшийся хозяина пёс.
– Привет! Купаться без мамы не буду, прости»…
Мальчик не может понять, почему так тоскливо на душе. У него есть мама и папа, бабушка и дедушка и даже «смешливая Рита, что живёт по соседству». Почему же он чувствует себя таким одиноким, почему «по щеке скатилась слеза, повисла на секунду на подбородке и капнула в солёную воду. Соль к соли, печаль к печали»? И вот тут-то и свершается чудо! В тот самый момент, когда мальчик уже был готов расплакаться, море посылает ему чудесного друга…
Читатель понимает: хороший друг достаётся не всем, а только тем, кто этого заслуживает. Сказочный песковичок никогда бы не пришёл к эгоистичной и капризной красавице Ангелине, соседке Коли по парте. Пожалуй, и к Рите бы не пришёл, потому что ей ничья поддержка не требуется. Энергичная и необидчивая Рита живёт в гармонии с собой и окружающим миром, и, если надо, сама всегда придёт на помощь. А вот Коля другой. У него душа поэта – чувствительная, ранимая, мятущаяся, страдающая без любви и понимания.
Фантастическое существо, живущее среди людей, – образ не новый в литературе. Вспомним Чебурашку или Карлсона, который живет на крыше… Но песковик Сергея Лёвина разительно отличается от них, не только внешне, но и по характеру, и по своей роли в повести. Карлсон – взрослый мужчина «в полном расцвете лет», который забавы ради ребячится и шалит, подшучивая над людьми. А песковичок – ребёнок, которому поручена ответственная и вполне взрослая миссия – поддержать Колю в трудное время.
«– Морская Мать меня послала, – пояснил человечек, – чтобы я недельку с тобой на суше пожил, выручил чем, если понадобится».
Правда, сохранять напускную взрослость песковичку не всегда удаётся. Требуя от Коли «соблюдать секретность», он сам постоянно её нарушает: балуется на уроках, подаёт голос из рюкзака, вступая в полемику с учительницей.
В отличие от наивного Чебурашки, который сам не знает, кто он и откуда, песковичок – пламенный патриот своей подводной страны, которая старше Горгиппии – могучего древнего полиса, располагавшегося когда-то на территории современной Анапы. Попав с детьми в музей, песковик устраивает «эксклюзивную экскурсию», мысленно отправляя друзей в далёкое прошлое, когда «горгипийцы дружили с песковиками». В своём творчестве Сергей Лёвин следует правилу древнеримского поэта Квинта Горация: «Развлекая, поучай!». Вместе с Колей и Ритой маленькие читатели-анапчане узнают много интересного из древней истории своего города и будут им гордиться, любить так же пылко и преданно, как песковик свою подводную страну.
Повесть Лёвина пахнет «морской солью и… приключениями». Мастер захватывающего сюжета, он не раз заставляет читателей вздрагивать от неожиданных, а порою страшных происшествий. В конфликт с героями вступает коварный водорослевик – злобный оборотень, способный принимать чужое обличие. С упорством маньяка он охотится за песковичком, чтобы утащить его в свою стаю, где из него должны воспитать послушного раба и безжалостного убийцу. Водорослевик изображён автором как высшая степень мерзости. Даже его название, чем-то похожее на отвратительный сорняк борщевик, вызывает неприязнь. Казалось, только чудо может спасти маленького песковичка от ужасающих щупалец чудовища. Но, как говорится в одной старой советской киносказке: «Дружба нам помогает совершать настоящие чудеса!». Общая борьба и победа над врагом сплачивает героев, и в результате многие проблемы, которые мешали их счастливой жизни, легко разрешаются.
«Гусевы шли по ночной анапской набережной, болтали и смеялись. И Коля, которого переполняли чувства – от грусти из-за расставания с песковичком до искрящейся радости, что папа и мама разговаривают тепло и нежно, как в лучшие времена, – подумал, как же это важно – быть одной дружной семьёй».
Повесть написана без лишнего пафоса, доверительным простым языком, понятным детям и взрослым. Художественные образы так органично вплетаются в ткань повествования, что читатель не спотыкается о них, а свободно отдаётся стремительному развитию действия. Почитаем поэтичное описание, предшествующее появлению сказочного песковика:
«В этот самый момент солнце скрылось за горизонтом, а в месте, где оно погрузилось в воду, вспыхнул яркий зелёный луч и взмыл в небо. Коля вспомнил, что читал об этом редчайшем оптическом явлении в книжке про чудеса природы, но сам видел его впервые.
Причём волшебство продолжалось! Стоило лучу полыхнуть и почти сразу погаснуть, как на краю моря засияла искорка и побежала вперёд, оставляя за собой золотую дорожку, подсвечивающую воду изнутри. Она с невероятной скоростью промчалась навстречу Коле, который остолбенел от невиданного зрелища, и юркнула прямо в его погружённую в воду ладошку.
Мальчик отшатнулся от волны.
Внутри неё, будто играя в догонялки, заплясали весёлые огоньки. Они завихрились водоворотом, засияли ярче прежнего и рассыпались хлопьями белоснежной пены, из которой на берег вышел небольшой, сантиметров пятнадцать в высоту, песочный человечек»…
Писатель самозабвенно любит море, неиссякаемый источник вдохновения. Для его героя в безветренную погоду море «по-кошачьи мурлыкающее», а в шторм он «ощущал, как ветер так и норовит оттолкнуть его и отправить назад, домой, в город. Будто хочет остаться с морем наедине и уже без свидетелей продолжать бешеную игру с волнами, швыряя их на песок полными пригоршнями».
Повесть наполнена лёгкими искорками юмора, сверкающими между строк. Часто юмор Лёвина – намёк на то, что читателю должно быть известно: «Друга не рассекретили, хотя провал миссии казался близким как никогда». Невольно в памяти всплывает: «Никогда Штирлиц не был так близок к провалу».
Или ироническое замечание по поводу современной периодической печати:
«Он (дедушка Коли – Л.Х.) сидел в любимом кресле-качалке, которое, по семейным преданиям, было старше его самого, и читал газету «Анапское Черноморье».
Других людей, которые интересуются печатной прессой, Коля никогда не встречал и предполагал, что дедушка такой на всю Анапу один и газету специально для него и печатают».
Кроме реальных и фантастических персонажей в повести присутствует ещё один полноправный герой – город Анапа, благословенный солнечный курорт на берегу Черного моря. Действие часто происходит непосредственно на его улицах, площадях, пляжах, парках и набережных. А в финале, перед расставанием с песковичком, друзья совершают полёт над Анапой на волшебном корабле, «любуясь любимым городом – таким родным и уютным».
Повесть Сергея Лёвина учит верной дружбе, мужеству, находчивости, любви к родному дому и близким людям. И, конечно, вере в чудо.
«Чудеса случаются. Главное, в них верить. И так, чтобы всем сердцем».
Настоящая детская книга - прежде всего друг ребёнка. Она учит, радует, иногда щекочет воображение страшилками, но это всегда приключение и знания. И важно, чтобы это приключение оставляло для юного читателя точки соприкосновения с реальностью, немного отвлекая, помогало распутывать и собственные вопросы взросления, подсказывало выводы, которые пригодятся в жизни. Спасибо Сергею Лёвину за добрую книгу, а Людмиле Дмитриевне за чарующе-искусную статью!
Большое спасибо Людмиле Дмитриевне за вдумчивый и очень доброжелательный разбор моей новой повести! Надеюсь, что книга найдёт своего читателя, она написана с большой любовью к Анапе и Чёрному морю, наполнена очень важной для меня семейной тематикой. В общем, в добрый путь, "Сказка из песка"!
Сергей Лёвин
Как хорошо, что появляются такие замечательные детские книги, которые не только увлекают, но и поучают. Сергей Лёвин показывает ребятам самое дорогое -- любимый город Анапу, Черное море, сколько волшебного и неизведанного оказывается вокруг! Спасибо дорогой Людмиле Дмитриевне за прочтение книги добрым чутким сердцем. Пусть как можно больше читателей познакомятся со статьей и книгой!
Блестящая статья! Лёгкий, образный язык, глубокое проникновение в замысел автора, с героями произведения сразу хочется подружиться. Доброго пути к читателю повести Сергея Лёвина и большое спасибо Людмиле Дмитриевне!