
Александр АФАНАСЬЕВ. ДЕНЬГИ И ДУША. Ценности мнимые и настоящие
Александр АФАНАСЬЕВ
ДЕНЬГИ И ДУША
Ценности мнимые и настоящие
17 апреля 2025 года в российских СМИ появилось сообщение о том, что «весь мир» в этот день отмечает хотя и не официальный, но «важный для каждого человека» праздник – День денег. Лично меня эта весть весьма озадачила. Да, для тех, у кого эти деньги есть, особенно если их у него много, это, действительно, может быть праздником. А как быть с теми, у кого их в обрез или вообще нет? Для них это в лучшем случае «в чужом пиру похмелье», а в худшем – жестокое издевательство счастливчиков над «лузерами», которыми Герман Греф как-то обозвал всех россиян.
То, что это не наш праздник, подтвердил факт дружной поддержки этого надуманного и, по сути, двусмысленного мероприятия практически всеми международными организациями и финансовыми структурами, включая МВФ и Всемирный банк. Уж эти-то финансовые воротилы знают истинную цену этому событию и вполне могут считать эту дату своим собственным праздником – праздником всех банкиров и крупных держателей акций, праздником всех мировых капиталистов, праздником доллара США и капиталистического Запада в целом.
Как так получилось, что обычный «хрустящий» элемент материального вещества, служащий инструментом межличностного и межгосударственного товарообмена, шулерским способом превратился в некую самоцель общечеловеческого развития и эквивалент личностного счастья? Не сразу, постепенно, шаг за шагом этот процесс шёл и шёл на Западе и в конечном счёте пришёл к своему позорному и плачевному результату. И ныне мы имеем в лице американского доллара символ господства и могущества США – тех самых США, что погрязли в долгах и продолжают жить не по средствам! Парадокс, абсурд и реальный факт, отражающий царящее в мире безумие.
Всё началось издалека, и истоки этого абсурда своими корнями уходят в эпохи благородного духовного Возрождения (XV-XVI века) и высокогуманного Просвещения (XVII-XVIII века). Великий Данте Алигьери (1265-1321), автор знаменитой «Божественной комедии», на стыке Средневековья и Нового времени дал мощный толчок духовному очищению западноевропейского общества от религиозного обскурантизма. В своей «комедии», больше похожей на трагедию, он вскрыл нравственные пороки своего переходного времени и пунктиром наметил пути выхода человечества на новый уровень своего духовного развития.
Целая плеяда европейских гуманистов, представляющих разные страны, самоотверженно включилась в этот высоконравственный процесс, внося весомый вклад в развитие западноевропейской культуры. Список их велик, и каждый из них достоин высокого уважения. Но при всех несомненных плюсах этого культурного течения у него был ма-а-ахонький минус: оно было подчёркнуто «светским», то есть всё более отдаляющимся от Бога. Узаконенная «секуляризация» западноевропейского общества, предоставляя ему свободу коллективного самовыражения и личностного самоутверждения, самой логикой развития превращала это, поначалу высоконравственное течение, в своего рода еретическое и атеистическое движение.
Открытым бунтовщиком не только против церкви и церковников, но и против позитивистского восприятия мира стал Вольтер (Мари Франсуа Аруэ. 1694-1778). Одно из наиболее значимых его произведений, философская повесть «Кандид, или Оптимизм» (1759), воплотило всю мощь вольтеровского саркастического цинизма и негативистского вольнодумства. Его персонаж Панглосс (учитель Кандида), воплощающий в себе кредо «всё хорошо в этом лучшем из миров» и накликающий на себя всё большие беды, кончает свой жизненный путь посаженным турками на кол. Его жестокая кончина, по-видимому, должна засвидетельствовать полную абсурдность человеческого существования. Далее – только бунт и первобытный хаос.
Вольтер оказал серьёзное влияние не только на Францию и современное ему европейское общество, но и на мир в целом. Во Франции он, по сути, спровоцировал Великую французскую революцию 1789-1794 годов; в европейском обществе дал толчок безоглядному, безграничному и безбожному вольнодумству; в мире породил три направления выплеска социальной активности масс: революционно-разрушительное, либерально-реформистское и элитарно-аристократическое. Первое стало визитной карточкой французских буржуазных бунтарей, второе – укоренилось по преимуществу в бюргерском германском мире, третье – закрепилось за снобами-англосаксонцами.
Однако всё это «принципиальное» размежевание европейских верхов было в основном теоретическим и философско-идеологическим. К тому же оно являлось по-иезуитски фальшивым, спекулятивно использующим демократические и цивилизационные постулаты. Под «народом» при этом подразумевался далеко не бедный «средний класс», а цивилизованность сводилась преимущественно к соблюдению внешних приличий. Подлинные народные массы, подобно древнегреческим и древнеримским рабам, были этим «классом» презираемы и беззастенчиво эксплуатируемы, а внешний лоск служил прикрытием душевной чёрствости и скаредной меркантильности.
Нельзя сказать, что это явное противоречие между благородными душевными порывами, красивыми словами и низменными делами полностью ускользало от внимания мыслящей элиты западноевропейского общества. Нараставший меркантелизм и обостряющаяся болезнь корыстолюбия всерьёз беспокоили лучших людей своего времени, усматривавших в этом духовном процессе не только окончательный разрыв с христианскими заповедями, но и стремительное скатывание в бездну дьявольщины, от которой на заре Нового времени страстно предостерегал великий духовед Данте Алигьери.
И здесь, на мой взгляд, стоит пристальнее взглянуть на известное произведение Иоганна Гёте (1749-1832) «Фауст», акцентируя внимание не столько на его художественных достоинствах, действительно впечатляющих, сколько на философско-смысловом содержании. Вполне современным и сущностно характерным для нашей эпохи является начало повествования, в котором Бог и Дьявол в облике Мефистофеля спорят о способности последнего перетянуть на свою сторону праведного человека, искушая его всевозможными мирскими благами.
Мефистофель рьяно принимается за своё кощунственное дело и вполне преуспевает в соблазнении доктора Фауста, серьёзного учёного, занятого исследованием сокровенных тайн бытия. Прельщённый заманчивыми посулами, Фауст в конце концов подписывает договор с Дьяволом и ведёт роскошный образ жизни, влюбив в себя юную Маргариту. Но при этом его личный успех сопровождается несчастиями и гибелью окружающих его людей, включая несчастную Маргариту. Видя это, Фауст раскаивается в своих грехах и тем самым спасает душу от адских мучений.
Вновь перечитывая это произведение, нельзя не признать ставшую банальной истину: великое творение не поддаётся времени и сохраняет свою актуальность в любую эпоху. Вот и «Фауст» Гёте представляется как никогда злободневным именно сейчас, спустя двести лет после своего появления в свет. Разве сегодня нет ощущения, что Господь дал волю Дьяволу, чтобы испытать «праведность» современного мира? Разве не буквально на наших глазах Дьявол не овладевает без особого труда душами и помыслами огромной массы людей зачастую всего лишь одними посулами? Разве не так же, как тогда, преуспеяние вступивших в сделку с Дьяволом индивидуумов оборачивается гибелью и страданиями остальной массы людей?
Тем не менее, приходится признать, что и сам Иоганн Гёте, и когорта его европейских единомышленников не были до конца честными с самими собой и допускали возможность личного спасения даже в условиях сделки с Дьяволом путём преступления Христовых заповедей. Этот самообман европейских элит дорого обошёлся человечеству в результате бесконечных «революций» и двух кровавых мировых войн. И сейчас мы снова оказались у самой крайней черты существования человека на Земле именно в силу детской доверчивости масс и изощрённой дьявольщины элит Запада, жаждущих окончательной погибели человечества.
Русская пословица гласит: «Коготок увяз – всей птичке пропасть». Играть в рискованные игры с Дьяволом категорически запрещается по одной простой причине: выиграть у него невозможно. Любой, кто вступает с ним в «сделку» даже в самой малости, мгновенно утрачивает связь с Богом и лишается Его поддержки. А в одиночку, даже если такой «одиночкой» является целая держава, с Дьяволом не совладать. Так было с Советским Союзом, решившим строить светлое будущее без Бога и даже вопреки Ему. Так происходит сейчас и с США, решившими, в пику безбожной старушке-Европе, обмануть Бога льстивыми словами при лукаво вероломных делах. СССР эту игру проиграл, теперь очередь за США, и это неизбежно.
В советское время, на моей памяти, была в ходу антитеза «два мира – два детства», подчёркивавшая на примере жизни детей контраст между двумя системами, двумя «лагерями» – социализмом и капитализмом. Как ни странно, времена поменялись, и Советского Союза давно уже нет, а ситуация личностно-социальной биполярности в мире не только сохраняется, но приобретает необратимо катастрофический характер. На сей раз речь идёт уже о нарастающей антиподности даже не между странами и континентами, а между сторонами света и, более того, между разумом и душой.
В грубом плане некогда цельный мир, сотрясаемый время от времени внутренними междоусобицами, ныне, по сути, расколот на две половины, и одна его половина всё ещё остаётся миром людей, с его чисто человеческими ценностями, а вторая – превратилась в мир денег, в котором человек рассматривается не сам по себе, а лишь как эквивалент его материальной цены. Причём эти половины не просто сосуществуют, а находятся в непрерывной антагонистической вражде, и мир денег всё более теснит мир людей, выталкивая его в маргинальное пространство. Не исключено, что, заполучив в свои союзники искусственный интеллект, мир денег поглотит мир людей, обращая его в вечное и абсолютное рабство.
В этой связи хотел бы обратить внимание на «мелкий» нюанс, имеющий принципиальное значение. Ведя переговоры с Россией о прекращении войны с киевским нацистским режимом, президент США Дональд Трамп придал им характер коммерческой сделки. При этом он постоянно делает упор на том, что «иначе» американский народ «не поймёт» ни его конкретных шагов, ни всей выгоды для Америки от заключения мира. Другими словами, для американцев как нации и державы обычные человеческие ценности не только ничего не стоят, но и сам их менталитет уже устроен так, что воспринимает вещи и явления только в их денежном выражении. И это страна, которая ещё вчера считала себя владыкой мира, а сегодня вновь помешана на «величии»!
Всё это подчёркивает не только закономерность и неизбежность нашего столкновения с американцами на Украине, но и вселенские масштабы противостояния верной традиционным ценностям России с авангардистско-нигилистической Америкой, ввергающей мир в хаос дьявольщины. Французский трезвомыслящий историк и социолог Эммануэль Тодд ситуацию на Украине и вокруг неё считает проявлением «общего кризиса Запада», который вполне осознан трампистской Америкой, но всё ещё не признаётся закосневшей в своей гордыне Европой. И это, по его мнению, чревато новой полномасштабной социально-экономической революцией, назревающей на Западе.
Но, думается, столь серьёзный катаклизм не может ограничиться одним Западом. В него уже так или иначе серьёзно втянуты Китай, Индия, Северная и Южная Корея, Япония, Ближний Восток, Южная и Северная Африка, Австралия и государства Латинской Америки. И в эпицентре этой, по сути, мировой революции вольно (по собственному выбору) или невольно (по стечению обстоятельств) оказалась Россия. Украина из конкретной территории всё больше превращается в очаг и символ грядущих перемен. Причём не только в территориальной переделке мира, но и в его сущностной трансформации.
В силу этого мы и к своей стране, и к её роли в меняющемся мире должны подходить с высочайшей долей ответственности. И именно в плане выработки и удержания реального баланса между двумя мирами – миром денег и миром души. В России образовались огромные денежные пузыри, не имеющие к реальной экономике никакого отношения. Триллионные капиталы, не находя полезного применения, болтаются в подвешенном состоянии и, словно «цветы» в проруби, отравляют социально-политическую и духовную атмосферу страны, уродуют души людей. Это ценности дутые, фальшивые, ложные. В них ткни острым предметом, и они мгновенно сдуются, превратясь в пустой пшик.
Но, к сожалению, только так, методом болевого «тыка», на смену гнилью и смогут прийти ценности настоящие, подлинные, вечные. Это в первую очередь Бог, о котором даже вольнодумец Вольтер говорил, что «если бы его не было, то его следовало бы выдумать», так как без Бога жить нельзя, ибо без Него жизнь теряет благой смысл. Это и Отечество, за которое пролито столько народной крови, что и не сосчитать. Это родная земля, а не просто «территория», ибо она впитала в себя бесконечное количество народного пота и только благодаря ему она отдаёт сегодня нам свои щедрые дары. Это семья, которая является чревом и лоном каждого человека и всего человечества. Это, наконец, живая человеческая душа, которая болит и стонет сегодня от всех несуразностей, творящихся в мире.
Отринув ценности мнимые, причём безжалостно и без всяких сомнений, мы должны вместо них восстановить и прочно утвердить ценности настоящие, которые сегодня попираются людьми, заключившими сделку с Дьяволом и продавшими ему за гроши свою алчную душу. И не просто восстановить, а с участием наших доблестных воинов сделать их главными в стране и в народе. Только тогда мы перестанем быть «лузерами» и начнём жить по-настоящему – в полную душевную силу, в здравом разуме и стоя на крепких державных ногах.
Статья - сверхактуальная.
И дай Бог, чтобы большее число населения земного шарика (или хотя бы России нашей) всё ближе и ближе подходило в своих раздумьях о собственной судьбе к этой незыблемой Истине.