КРИТИКА / Вячеслав ЛЮТЫЙ. СВЕТ И ТЕПЛО ЛЮБВИ. О прозе Натальи Моловцевой
Вячеслав ЛЮТЫЙ

Вячеслав ЛЮТЫЙ. СВЕТ И ТЕПЛО ЛЮБВИ. О прозе Натальи Моловцевой

 

Вячеслав ЛЮТЫЙ

СВЕТ И ТЕПЛО ЛЮБВИ

О прозе Натальи Моловцевой

 

Рассказы Натальи Моловцевой в течение многих лет находились в тени иных писателей и произведений. Одни к её сюжетам относились свысока: дескать, тема уже имеет множество художественных решений, к чему повторение пройденного… Другие, впрямую не касаясь текстов автора, заочно включали их в современную русскую литературу охранительного толка. Без новых идей и интеллектуальных прозрений, она как будто топчется на месте и не заглядывает в завтрашний день.

Оглядывая литературное поле настоящего времени, приходишь к грустному выводу: футурологическими проекциями в прозе читатель уже насытился, а многое написанное только вчера, вроде бы, дало картину действительности минувших и текущих лет, но чувство неудовлетворенности, какой-то зияющей недосказанности не уходит после прочтения громких книг и слов, подписанных известными именами.

Между тем, ключ к происходящему в литературе в том, каким предстает перед внутренним взором современника русский человек, проживающий эпоху покоя и низвергнутый в стремнину перемен. И самой важной задачей для нынешней прозы становится изображение национального характера и глубины души, которая не отреклась от всего доброго, что прежде берегла. Сумела что-то простить другим и в чем-то укорить себя, но вкусила света и непостижимого тепла любви и такой явилась близким и далеким – соседям, прохожим, читателям…

Теперь книги Натальи Моловцевой воспринимаются как откровение: никаких особенных коллизий, все повороты сюжета, кажется, знакомы, однако за предметами и фигурами угадывается космос человеческого переживания, противоборство даже не добра и зла, а любви и тайного равнодушия, по-евангельски – теплохладности. По существу, все рассказы и повести автора – это память сердца о прошлом и движение видимой и осязаемой реальности «в направлении сердца».

Для писательницы хорошие черты человека важнее срывов его характера, грубых слов и пьянства. Её героини, в которых отчетливо угадывается облик самого художника, словно раздвигают телесное пространство действительности и наполняют его тонким, осторожным ощущением того персонажа, который сейчас находится в центре происходящего. Наверное, так слепые легким касанием пальцев способны «увидеть» недоступное им непосредственно и восстановить предметный мир, что их окружает. У Моловцевой конкретный человек как-то исподволь соединяется со своим «душевным эфиром», перетекающим из тайного состояния в наглядное, тем самым придавая человеку удивительную полноту – во многом изначальную, Божественную, о которой цивилизация сохранила лишь смутное воспоминание.

Повествование у автора всегда начинается с простого эпизода, совершенно обыденного. Но постепенно внутренний монолог героини насыщает «пустые» места сюжета, и небольшой рассказ воспринимается читателем как повесть – столь протяженно переживание, вобравшее в себя осколки прошлого и грубые детали настоящего, проникающее в самое ядро существования другого человека и возвращающееся в душу героини, оставляя в ней неисчезающий слепок иного «Я».

В повестях и рассказах Натальи Моловцевой не найти зримых церковных примет, хотя текст поразительно насыщен мироощущением верующего русского селянина. О сквозной главной героине этой прозы (её узнаёшь по интонации голоса, по повадке, по мягкости речи) можно сказать: истинно православная женщина. И, пожалуй, тут наиболее важным для современного феминизированного общества окажется само понятие женщины, разорванное толкованиями, эгоизмом, черствостью – на приметы и признаки, во многом отрицающие дорогие каждому образы дочери, сестры, матери, жены…

Не часто современная проза являет нам примеры женского самочувствия, принципиально лишенного самолюбования и привычной способности все переиначивать на свой лад. Напротив, всё то «женское», что предлагает социальная среда, до предела насыщено подобными качествами. Они превращают женщину в некое отдельное от мужчины существо, которому тот обязан служить и приносить самые разные жертвы. Вот почему теперь считается крайне трудным найти достойную и верную жену, на деле всё чаще встречаются женщины-партнеры. И здесь нам предстоит решить задачу, к которой порою и не ведомо, как подступиться. Сказано было прежде, что Русь будет такой, какою станет русская женщина, – теперь эта проблема оказывается одной из главных для России.

У Моловцевой в характере героини на редкость естественно присутствуют уступчивость и забота, способность понять родного человека и помочь, если он оказался в беде. Притом – это всегда душевная затаённость, скрывающая от поверхностного взгляда и слуха много больше, чем можно увидеть и услышать.

Принято считать, что Пушкин в образе Татьяны в «Евгении Онегине» создал идеальный женский характер, в котором замечательно сошлись природа и личность. Способность любить и верность, нежность и обаяние, ум и чуткость можно соединить с юным или зрелым лицом, поместить персонаж в деревню или город – и мы увидим перед собой бабушку, внучку, сестру, любимую жену, хлопотливую мать... Именно они будут главными фигурами в литературном произведении, сообщая ему приметы подлинности. Потому что сегодня русский человек, в первую очередь, должен разобраться с собственной душой, иначе ум его окажется сух и бесплоден, и завтрашний день станет для него днем погибели.

Вот почему так хороша и целебна для русского сердца проза Натальи Моловцевой, растворяющая двери в огромную вселенную национального бытия. Скромно касаясь малых предметов и невеликих людей, страницы её произведений словно дают отсвет в дальнюю даль. И ты понимаешь: русская жизнь ещё не кончена – она затаила дыхание и копит силы для новой, трудной и неведомой дороги.

 

Комментарии

Комментарий #44578 18.05.2025 в 17:10

Вячеслав Дмитриевич, вы так красиво стилистически и глубоко по содержанию описали прозу Натальи Моловцевой, что зажгли мой интерес к её творчеству. Буду искать. Вот только единственно что смутило. - мысль, что Русь будет таковой, какой станет русская женщина. За всё в семье, роду и мире отвечает мужчина. И если женщина в обществе взяла верх, то виноват он и только он. Это и есть главная беда и причина ускоренного разрушения традиционной формы бытия. Но это к слову, а так вы меня очень заинтриговали. Благодарю. Олег Куимов.