МИР ИСКУССТВА / Станислав ЗОТОВ. «ЛИРИКА В ЖИВОПИСИ И БЕЗГРАНИЧНАЯ ЛЮБОВЬ...». 195 лет со дня рождения Алексея Саврасова
Станислав ЗОТОВ

Станислав ЗОТОВ. «ЛИРИКА В ЖИВОПИСИ И БЕЗГРАНИЧНАЯ ЛЮБОВЬ...». 195 лет со дня рождения Алексея Саврасова

 

Станислав ЗОТОВ

«ЛИРИКА В ЖИВОПИСИ И БЕЗГРАНИЧНАЯ ЛЮБОВЬ...»

195 лет со дня рождения Алексея Саврасова

 

С Саврасовым появилась лирика в живописи пейзажа
и безграничная любовь к своей родной земле.

И.Левитан

 

Чисто русский и православный человек по происхождению, по всему духу своего творчества Алексей Кондратьевич Саврасов был лишён всякого националистического чувства превосходства и с одинаковой приязнью и пониманием относился ко всем своим ученикам в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где служил профессором в звании академика живописи. Он заметил и высоко ставил талант еврейского юноши Исаака Левитана и отмечал его первые работы самыми высокими оценками, не всегда разделявшимися другими преподавателями. В области изображения русского пейзажа Левитан даже превзошёл своего учителя, но всё мастерство его было воспитано художественной манерой Саврасова и ключ к пониманию души русской природы он приобрёл из творчества великого русского живописца.

Именно с середины XIX века, когда раскрылся талант художника Алексея Саврасова, русское изобразительное искусство открыло для себя особое очарование видов русской земли и пейзажная наша живопись даже переросла в нечто большее, чем просто изображение картинок природы: русские художники пытались интуитивно найти в родном пейзаже саму душу России, раскрыть особый взгляд русского человека на окружающий мир. Потому так и полны романтикой и особой душевной лирикой картины русских живописцев той поры. И первейшее место здесь принадлежит творчеству сына московского купца Кондратия Артемьевича Соврасова Алексею. Да, именно так – Соврасовы звалась эта купеческая московская фамилия. Алексей Соврасов, став живописцем, изменил одну букву в своей фамилии и приобрёл себе, таким образом, творческий псевдоним Саврасов, под ним он вошёл в историю русского искусства.

Но выбор был сделан правильно и с намёком. Произносишь эту простонародную фамилию, а сразу вспоминается русская крестьянская лошадка, какая-нибудь незамысловатая Савраска, которая не одного русского человека, по замечанию Есенина, привезла к мировой славе. Купеческая семья, в которой рос будущий художник, не была особо богатой. Купец 3-й гильдии даже не имел собственного особняка на Москве, обитал с детьми в съёмном жилье. Потому маленький Алексей с детства привык сам зарабатывать себе на пирожки и на учение, так как талант рисовальщика проявился у него очень рано. Он перерисовывал лубочные картинки и продавал их на рынке торговцам всякой мишурой, а уж они несли их в народ, неплохо зарабатывая на таланте юного художника, который начал перерисовывать и репродукции картин великих живописцев. Отец Алёши сначала противился перспективе видеть своего сынка художником («все художники – горькие пьяницы и ты умрёшь в ночлежке», говаривал он Алёше), но когда скончалась его супруга, мать Алексея, и он женился вновь, то махнул рукой на своего старшенького, тем более что тот денег от своего родителя не требовал, сам зарабатывал себе на учение. Возможно, что обида на отца, рано оставившего его без поддержки, подвигла живописца со временем изменить, хоть и немного, свою фамилию.

Он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у известного пейзажиста Карла Рабуса, отличавшегося романтической манерой письма, потому и ранние работы Саврасова имеют некоторый налёт вычурной романтики, в духе старых мастеров ещё эпохи классицизма. Но это соответствовало официозным вкусам тогдашнего света и картину молодого художника «Вид на Московский Кремль от Крымского моста в ненастную погоду» заметила на выставке 1854 года сама президент Академии художеств великая княгиня Мария Николаевна, дочь императора Николая Павловича. В картине привлекает внимание облик Московского Кремля, словно высвеченный белым сиянием на фоне дождливых туч. Тогда уже появилась отличительная черта манеры Саврасова – в его картинах есть не только живописный рисунок, но и в сам рисунок заложена некая идея, словно высокая нота, придающая полотну больший смысл, чем просто достоверное изображение пейзажа. Это притягивает внимание зрителя, он невольно вступает во внутренний диалог с художником, картины Саврасова словно говорят на своём особом языке.

Счастье улыбнулось начинающему живописцу, его заметило высшее общество, сама великая княгиня пригласила молодого человека на свою дачу под Ораниенбаумом рисовать морские пейзажи. Там Саврасов написал интересное полотно «Морской берег у Ораниенбаума», с чудесными розовыми тонами солнечного заката на море. Полотно так восхитило президента Академии художеств, что совсем ещё молодому художнику, никогда не обучавшемуся в Академии, было преподнесено звание академика живописи! А ведь ему было всего 24 года, а уже академик! Тут бы ему хватать счастье за хвост, становиться придворным живописцем! Деньги, дом в Петербурге, своя мастерская в Академии... Нет, он благодарит великую княгиню и отпрашивается в свою родную старообрядную Москву, там купеческому сыну привычнее и понятнее жить и работать, чем на петербургских дворцовых паркетах. Конечно, звание академика обеспечивает ему место преподавателя в Училище живописи, где ещё совсем недавно он сам был учеником. Но на него там с подозрением смотрят и считают выскочкой: слишком молод, а уже такие амбиции, конечно, фаворит великой княгини!.. Нет, никогда Саврасов не будет ничьим фаворитом, разве что фаворитом великой России, её безграничных просторов, которые так влекут живописца, ведь он видит в них нечто большее, чем просто красивый пейзаж, он видит в них потаённый смысл, потому живопись Саврасова в большой мере символична, в этом смысле он опережает своё время и потому интересен и современному зрителю.

В Москве Саврасов написал один из самых выразительных своих пейзажей, картину «Лосиный остров в Сокольниках». В этом полотне поражает сочетание невзыскательных реалистичных подробностей нашей природы: лужи на переднем плане, чахлая растительность, оставшаяся, видимо, после вырубки леса, распутица после дождя... но на этом фоне возносится необыкновенный гордый сосновый бор, отсвечивающий золотом стволов! Это ведь символ, трагический символ красоты, которая, может быть, в скором времени падёт под топором лесоруба... Картина эта оставляет возвышенное, но и тревожное впечатление в её зрителях, и не может оставить никого равнодушным.

Можно обсуждать каждое произведение гениального русского художника Саврасова, и в каждом из них найти этот, присущий только ему, мотив, но нельзя, конечно, пройти мимо самого известного его полотна «Грачи прилетели», размноженного теперь в миллионах репродукций. Полотно было создано живописцем в 1871 году, когда он был вынужден временно оставить работу в Училище живописи из-за интриг его коллег и начальства, с которыми Саврасов не мог сойтись своим неуживчивым характером. Его лишили служебной квартиры, а у него уже была большая семья, родились дети. Средств не хватало. Он решает перебраться в Ярославль, там жизнь и съёмное жильё дешевле. Да и Волга привлекает его своими раздольными пейзажами, не один из них будет запечатлён живописцем. Судьба заносит его в село Молвитино на северной, лесной стороне Волги. Это сусанинские места близ знаменитого Домнина, родины великого русского патриота.

Был март того года, ранняя весна. Вокруг лежат безграничные снега, но они уже начинают таять. И, о чудо! – уже прилетели на русский север первые вестники весны – чёрные хлопотливые птицы грачи. Художник принял этот мотив, он явился для него катализатором творчества. И он сразу там в Молвитино набросал первые эскизы будущей картины, а писал её уже в Ярославле. Написал быстро, таково было сильное ощущение весны в его душе, словно очнувшейся от горестного сна, ведь только что умерла его новорожденная дочь...

Работа над картиной помогла ему преодолеть горе. Вскоре картина была уже в Москве, представлена «хозяину русской живописи» купцу и меценату Павлу Третьякову и сразу куплена им за 600 рублей – большая цена по тем временам! Что вызвало даже зависть тогдашних художников. Впрочем, все – и художники, и критики признавали необычайные и высокие достоинства картины, и сразу назвали лучшей во всём творчестве живописца. Много было восторженных отзывов о картине, говорили о необыкновенном чувстве весны и «весеннести», выраженной в этом полотне, но никто не мог точно определить: а в чём же состоит главная особенность полотна, в чём магия этой картины.

Осмелюсь предположить, исходя из своих взглядов на символичность в творчестве Саврасова, что картина эта не совсем реалистична, так как грачи не прилетают тогда, когда ещё лежат глубокие снега, здесь художник словно заглядывает вперёд, а храм Воскресения Христова в Молвитино не такой маленький, каким он смотрится на картине, относительно той колокольни, что является главной доминантой картины. На картине она непропорционально высока относительно храма. Но это объясняется тем, что эта причудливая колокольня с закомарами является неким символом, недаром, корявая берёза, закрывающая сам храм, не закрывает колокольню, а словно обтекает её. Колокольня словно возносится в небо, являя собой вот это самый образ Вознесения, воскрешения природы, возрождающийся из мертвящего плена суровой зимы. Да, вот именно в этом главный, почти религиозный и христианский смысл этого полотна, и он непроизвольно притягивает души людей, зрителей картины, даже если они и не являются верующими. Картина глубоко религиозна, но православная религиозность здесь удивительно сочетается с каким-то языческим ощущением возрождения природы, недаром картину сравнивали со сказкой о снегурочке, древнем языческом мифе о приходе весны.

Может быть, и сам художник не мог до конца понять причин магии созданного им шедевра, недаром он пытался повторять этот сюжет, создал семь новых произведений, повторяющих картину, но повторения были хуже оригинала. К сожалению, дальнейший путь живописца был путём вниз относительно вершины своего творчества. Ранняя смерть детей художника, неудачи по службе в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, откуда он был окончательно уволен в 1882 году, а перед этим его бросила жена, не желавшая жить с неудачником, всё это усугубилось возникшим пристрастием к алкоголю... старая русская беда! Художник лишился имущества, дома, скитался по ночлежкам, живал в притонах для бродяг на знаменитом Хитровом рынке в Москве... Тогда его встретил и запечатлел на своей картине «Ночлежники» художник Маковский. Но даже и среди бездомных бродяг на этой картине художника сразу можно узнать по объёмной папке с бумагами для эскизов, он и в нищей своей старости не переставал рисовать, хотя рисунки его глубоко трагичны. Летом его видели на откосах над Москвой-рекой, где он подолгу лежал, греясь на солнышке, а когда молодой художник Иван Павлов, встретивший Саврасова там, спросил у него, что он здесь делает, то великий живописец, во всём уже похожий на мудреца Диогена, жившего в бочке, ответил своему юному собрату по искусству: «Я наблюдаю природу. Природу, понимаешь ты? После я напишу картину... Учись и ты наблюдать природу. Подрастёшь, нарисуешь картину таким же способом, как и я».

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (5)

Комментарии