ПРОЗА / Анатолий БАЙБОРОДИН. «ВОЗЗРИТЕ НА ПТИЦ НЕБЕСНЫХ…». Стихи, песни, речения
Анатолий БАЙБОРОДИН

Анатолий БАЙБОРОДИН. «ВОЗЗРИТЕ НА ПТИЦ НЕБЕСНЫХ…». Стихи, песни, речения

 

Анатолий БАЙБОРОДИН

«ВОЗЗРИТЕ НА ПТИЦ НЕБЕСНЫХ…»

Стихи, песни, речения

 

Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть…
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Александр Яшин

 

I.

Глядя в небо, заголубевшее по осени, где кружится сокол, землянин от создания мира лелеял небесную блажь обратиться в птицу, и пел с небесной печалью:

Дивлюсь я на небо – тай думку гадаю:

Чому я не сокіл, чому не літаю?

Чому мені, Боже, ти крила не дав?

Я б землю покинув і в небо злітав...

И не единожды, забравшись на скалу ли, на колокольню, обратив руки в самодельные крылья, стремительно летел землянин вниз, и мать-сыра земля поглощала блажного. Но птичья блажь не умирала и породила самолеты, подобия птиц.

Радея о спасении души и высматривая в небесах Царствие Божие, богомолец, обмерши, провожал задумчивым оком журавлиный клин, воображая, что по-птичьи уплывёт в небеса и его покаянная душа. И Сын Божий в проповедях поминал пернатых; вот лишь избранные божественные речения, запечатлённые евангелистом Матфеем:

Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? (Мф 6:26);

И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову. (Мф. 8:20);

Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадёт на землю без воли Отца вашего; (Мф.10:29);

Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! (Мф.23:37).

И стихотворец, вития, вдохновлённый горним словом, с восхищением, умилением, светлой грустью взирал на птиц небесных и воспевал их в лирических виршах… А крестьяне на заре православного века изустно запечатлели в русском месяцеслове день Зиновия-синичника, что по святцам выпадал на двенадцатое ноября и ласково величался Синичкин день. Хотя в житии священномученика Зиновия, епископа Егеийского, что в третьем веке от Рождества Христова обрёл мученический венец Христа ради, птицы-синицы даже и не поминаются; но день памяти святого страдальца выпал на время прилёта сих зимующих птах на Святую Русь, вот целитель и чудотворец в русском месяцеслове и обратился в покровителя зимующих птиц, в Зиновия-синичника. Вроде, и святой Зиновий настрадался на своём блаженном веку, и птицы по зиме изрядно страдают…

Крестьяне доспели: на святого Зиновия, в Синичкин праздник, являются птицы-зимники: синицы, щеглы, снегири, сойки, чечётки, свиристели и прочие пернатые, что зимуют в русских лесах и подворьях. Крестьянская любовь к птицам запечатлелась в старинных обрядах – вспомним: Благовещение – птиц на волю отпущение – и в мудрых иносказаниях о птицах-синицах и прочих пернатых, воплощённых порой столь поэтично, что и стихотворец обомлеет от восхищения: На Зиньку-синичку, птичью сестричку, свои святые Богу молятся; Не велика птичка-синичка, и та свой праздник помнит; Не много зинька ест-пьёт, а весело живёт; За морем и синица – птица; Не велика синичка, да та же птичка; Хвалилась синица море спалить; Лучше синица в руке, нежели журавль в небе; Полетела птица-синица за тридевять земель, за сине море-окиян, в тридесято царство, басурманско государство, где берега кисельные, реки молочные; Красна птица перьями, а человек – знаниями; Птице крылья – а человеку разум; Знают птицу по перьям, а молодца – по речам; Не велика птица, да коготок востёр; Птичку за крылья не хвалят; Птица радуется весне, а младенец матери; Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела; Всякая птица свою песню поёт; Воля птичке дороже золотой клетки; Всякая птица своё гнездо любит; Глупа та птица, что в чужой земле гнездится; Павлин красив, да ногами несчастлив; Всякий считает своих гусей лебедями; Журавль в небе – не добыча; К недоброму человеку и голубь не летит; Незлобен, как голубь; Всяк кулик своё болото хвалит; Не учи сороку вприсядку плясать; Принесла сорока на хвосте лихо; И сокол выше солнца не летает; Наряд соколиный, а походка воронья; Сколь утка ни бодрись, а лебедем не быть.

 

* * *

Славный град Иркуцк, как встарь величали сибирскую столицу, велением иркуцкого градоначальника давным-давно празднует Синичкин день; и праздник сей, посвящённый зимующим птицам, велением градоначалия – обязательный для школ и детских садов. Хотя Синичкин день, что по святцам выпадает на память святого целителя и чудотворца Зиновия, изначально вообразился, а потом и воплотился не по хотению и велению градоначальника, а по воле здешнего заступника птичьего мира Анатолия Сосунова и талантливого русского художника Анатолия Костовского, что создал и живописный холст «Святой Зиновий в Иркутске», своеобычную икону, что вне иконописных канонов. В Иркутске же заботами-хлопотами Анатолия Сосунова родился и другой праздник – День зимующих птиц, в просторечии – Воробушкин день, история рождения коего и печальна, и светла: летом 2002 года в городе Курске предал Богу душу выдающийся русский писатель Евгений Носов, что полноправно входил в плеяду всесветно славленных деревенских писателей. В завещании классик русской словесности умолял высечь на его надгробном камне просьбу: «Покормите птиц» (эдак величается и рассказ Евгения Носова «Покормите птиц»). Куряне просьбу высекли на камне, да и забыли, а в Иркутске родился День зимующих птиц – всероссийский праздник памяти писателя Евгения Носова, весело и ласково величаемый Воробушкин день.

Слышал я мимолетом о Синичкином дне, про Воробушкин день ранее и слыхом не слыхивал, но уж десять зим кормлю птиц на лесной заимке; да и летом любуюсь пернатыми-крылатыми, что торопливо записываю на бумажных осьмушках, кои окажутся под рукой…

 

II.

В широком распадке, в получасе пешего хода от полустанка Голубые Ели, моя изба, где, случается, летую и зимую; жильё на краю леса, отчего величаю избу лесной заимкой и, денно и нощно умиляясь, восхищаясь лесной красой, благодарю Всевышнего за дивное Творение.

Нежданно-негаданное после черемуховой стужи на лесную заимку явилось лето, и я высмотрел потешную сцену… Стрекочут две сороки на заборе, а где-то подле, видимо, сорочата ворошатся в гнезде, отпахивая алчные клювы; присмотрелся, прислушался к сорочьему говору и подслушал, о чем стрекочут. Сорока, сокрушенно всплескивая крылами, подскакивая к сороку, срамит того: «Ты, папаша, детям помогать думаешь?..» – «Думаю, думаю… – кивает сорок. – Но счас туго… но как только, так сразу…». «Туго тебе?! – сорока возмущенно плещет крылами. – А разлучнице не туго!.. У вас лишь птичьего молока нету, остальное всё есть, а тут не знаешь, чем пять ртов накормить…». Сорок скачет по забору подальше от сороки, но та настигает и, взмахивая крылами, опять стыдит, надеясь, что в гулящем папаше проснется совесть: «Или ты думаешь, можно плодить и не платить?!». Сорок огрызается: «А кто тебе велел плодиться?!» – «Ах, ты, подлец!..» – сорока, нервно наскакивая, готова забить подлеца крылами, но тот срывается с заплота и спешит укрыться в лесу. Яростно стрекоча, следом летит и сорока-белобока… Поговорили, называется…

Ежли глубоко задуматься, удумаешь странное: вроде птицы земной юдолью правят. Вспомни, друг сердечный, таракан запечный: ребятёшек несут аисты, прячут в капусте, а хозяйка пошла поливать грядку, ребятёшку и надыбала; кашу малым чадам варят сороки и вороны, а сорока еще и на хвосте сплетни носит; на рассвете миром правят жаворонки,  на закате – совы; соловей – певчим искусством верховодит; голубь – почтовый служащий; безбожно и принародно врут утки; индюк – начальственный мыслитель; гусь лапчатый – хитрый, пронырливый, словом, прохиндей; воробей – вороватый мужичок; дятел – трудяга либо нудный учитель в школе – долбит и долбит: то да потому; синица – вроде торговка частная, у синицы купишь товар, хотя и дешёвый, но добрый; сокол – зоркий охотник, но бедный: гол, как сокол; орёл – казачий атаман, воитель; ворон – колдун, ворона – старая карга с клюкой, на цветок глянет, цветок вянет, и беду может накаркать, но опять же мудрая; а у кукушки, сокровенно заделье – распоряжается сроком человечьей жизни.

 

* * *

Покров Божией Матери, на лесной заимке выпал снег по колено; надо тропы торить в суметах, надо и дворовую животину кормить… В сумерках крадутся из тайги к избушке два одичавших кота, от мороза, бедолаги, обросли медвежьими шкурами и кормятся на помойке, словно в харчевне, но, случается, плесну в кошкину миску ухи либо кину селедочных голов и хвостов. А возле заимки жадно вертятся три бродячих пса – тоже надо кормить, а в саду кружатся птицы – синицы, поползни, гаечки, воробьи, снегири, дубоносы, сойки, свиристели, голубые сороки, и тоже есть просят. Вот так и вертишься, как белка в колесе, не присядешь – всех надо накормить… Да, однажды и белка прибежала из леса, забралась в кормушку под окном и суетливо грызет семечки, а семейство, что чаевало возле окна, обомлело от эдакого дива дивного.

Задумал смастерить кормушку, наготовил осинника, а коль руки растут не из плеч, то смастерил корявый кондовый лабаз, но, правда, кондовостью лабаз живо вписался в корявый сад. В лабазе семечками и салом кормятся желтобрюхие синицы, крохотные гаечки и юркие поползни – сплошной летающий клюв, а хлебное крошево клюют воробышки. Хотя, прожорливые, налетая дружными ватагами, махом сжирают гору семечек, поскольку шелушат в лабазе, а синицы, гаечки, поползни уносят семя на куст, прижимают лапкой и выклевывают ядрышко. Нашествие воробьев столь густое, что синицы, не в силах пробиться в лабаз сквозь воробьиный ворох, тоскливо посиживают на вишнях и сливах. Иван, переживая за синиц …оголодали же… гонял воробьев с воплем «Вора бей!..»; а ворьё, вспорхнув, возмущенно чирикая, усаживалось на ближний куст, дабы тут же вновь полонить лабаз.   

В зимнюю стужу прилетают полакомиться дубоносы, шелуша семечки короткими желтыми клювами, а рядом с дубоносами, словно яркие игрушки на рождественской елке, – снегири красуются горделивой малиновой грудкой. Уйма стихотворцев на разные лады воспели снегирей, вот Асеев:

Тихо-тихо сидят на снегу снегири

на головках бобровые шапочки;

у самца на груди отраженье зари,

скромно-серые перья на самочке.

Изредка чалятся к застолью сойки и яркие хохлатые свиристели, по-местному – петушки. Опустился свиристель, шуганул синиц, те испуганно вспорхнули, расселись вокруг на вишни, глядят укоризненно, а свиристель, разнаряженный, неуклюже ходит по лабазу, кормится…

Опустился в лабаз и большой пестрый дятел, ухватил семя и, приторочившись к осиновой опоре и сунув семя в щель, лихо замолотил клювом, добывая ядрышко; а потом полакомился салом, кое висит для синиц. Изредка, словно чудо, мимолетно навещал лабаз и черный дятел …в народе: желна… а где-то в тайге добывают хлеб насущный и седой дятел, и дятел-вертишейка, и рыжебрюхий.

После Покрова Богородицы красуется куст калины, яко дева красная, по колено утопшая в снегу, но вдруг, словно слетевшие с небес, облепят куст свиристели, либо сойки, и вскоре куст голый. И лишь зиму напролет рдеют кусты облепихи, коими изредка лакомятся лишь оголодавшие к весне сороки и вороны. Кружат синицы над вишнями и лабазом – живая Божья проповедь: «Воззрите на птицы небесныя, яко не сеяют, не жнут, не собирают в житницы, и Отец ваш Небесный питает их. Не вы ли паче лучши их есть…».

Сел чаевать подле окна, любуюсь на яркий птичий ворох… Гляжу, две синицы спутались коготками, упали и с горем пополам распутались, а тут воробей распоясался, словно хмельной урка из деревенского проулка: попёр на птиц, растопорща крылья, словно полы телогрейки, выпятив серую грудь, и посыпались из кормушки испуганные поползни, вспорхнули оторопевшие синицы. На вишне посиживали воробьи, дивясь храбрости своего соплеменника, готовые восславить его в избяных застрехах и на пыльных чердаках. Но, увы… Пожилая птица-синица смотрела, как воробей дебоширит; смотрела, смотрела, осудительно вздыхая, а потом клюнула по варначьей башке, и воробей, махом присмиревший, пристыженно упорхнул.

 

* * *

Ужинал и глядел в окно …бесцветная, скучная от бесснежья поздняя осень… отвернулся и вскоре чую, некто пристально уставился на меня; поднял глаза и вижу: мать честная, к стеклине прилип кот-шатун, бездомный, вечно голодный, от стужи залохмативший, словно одевший зимнюю шубу. Большущими, что блюдца, немигающими глазами кот взирал то на закуски, то на меня …совестил, жал на жалость, поминал о милосердии… Но когда я поманил: «Кис, кис, кис…», слетел с уличного подоконника, словно черная птица.

А намедни высмотрел из окна: кот …у-у-у, морда варначья!.. скрадывал синиц, когда те вились над осиновой кормушкой; и даже прыгнул за синицей и позорно увалился в снег – стар бродяга, лишь на милость дачников и надеется… Хотя сало, что я на крючки подвесил поползням, воробьям и синицам, тут же слопал; я переживал, не угодил бы шатун на крючок, словно голодный окунь.

 

III.

Размышляя о зимних и летних птицах, вдруг вспомнил, сколь я живописал их в сочинениях, пусть даже мимолетно; вот лишь то, что взошло в память, взбрело в голову:

«…Городская чумазая весна. В торговых рядах дикого «шанхая» вытаял зимний мусор, где кочуют перекати-полем бичеватые воробьи, выклёвывая житные крошки из раскисших и прокисших, заплесневелых картонных тар и рваных пакетов. Пока им, крохоборам, раздолье – раннее утро, но вот-вот грянут лукавые торгаши с пёстрым барахлом и напористым ором; по-тараканьи деловито зашмыгают по «шанхаю», и отойдёт воробьям утренняя лафа. А посему успевайте, птахи, кормитесь, пока не привалил мамона…»;

«…Ещё с деревенского берега, когда спихивали лодку на воду, остроокий парень высмотрел на краю озера под Черемошником бело-пёстрый чаячий клубок …а чайка зря не слетится ватагой… и сразу же, пробираемый суетливой рыбацкой тряской, лихо погнал резвую узкодонку прямо на чаек. А чаячий ворох, чем ближе к нему подплывали, рос и рос, пока не заслонил собой небо, отчего казалось, что небесная синева расплёскивается белопенистыми волнами-бурунами. Плакали немазаные железные уключины и похоже драли глотки оголодавшие за ночь, ошалевшие чайки, спутанные в мельтешащий ворох. Бесшумно подняв весла …длинные капли замирающе опадали в воду… вкатили в чаячий базар; так же тихо, боясь спугнуть рыбу, опустили камень, заменяющий якорь, и тряскими пальцами размотали жилку на удочках…»;

 «С улыбкой помянула Клавдия: сумерничают, бывало, на крыльце, и Саня, отмашисто играя на гармони, оглашает двор и черёмуховый палисад журавлиной песней, а допев, обнимет суженицу, отведёт от уха русую прядь-завлекалочку и прошепчет: «Песня журавлиная моя…»;

«Да, почитывал Саня книжечки, а ночами, когда добрые люди спят, сочинял стихи …вот до чего Клава парня довела, палил по девке куплетами дуплетом… и даже избранный стих мне поведал, когда мы вечеряли на речном яру, завороженно следя за теплоходом, что тихо сплавлялся по реке.

Я не ждал и не гадал,

Что, бродя полями,

От любови безответной

Зарыдаю с журавлями…

Журавли летят высоко,

Долог их полёт,

Клава рядом, видит око,

Ну, а зуб неймёт…

А в небесной синеве …над их бедовыми головушками… плыли журавли; курлыкали, ворожа погожее бабье лето, и молодые, забыв боль, вслушались в курлыканье, гадая, что сулит им песня журавлиная: любовь иль разлуку… А старики да старухи на лавочках грели зябнущие кости, копили тепло на зиму и прищуристо всматривались в бабье лето, журавлиным клином с печальным курлыканьем уплывающее в небеса. Саня вспомнил: и лет десять назад млело растекалось по земле томное бабье лето, прощались с Русью журавли, а он подволакивал охромевшую Клаву, обмирая от счастья. Так добрались и до сельсовета, где председатель с чапаевскими пламенными усами между шутками-прибаутками бракосочетал их; а теперь добрались и до храма Божия, обрели венцы Господни. Нынче после заутрени, после бракосочетания и венчания журавлиная песнь для Сани и Клани – песнь херувимская, что ласково и властно влекла их души в ясно-синие, осенние небеса…».

2019, 2025 годы

 

Комментарии

Комментарий #44641 29.05.2025 в 11:32

Красиво, поэтично... Сейчас редко такое встретишь. Спасибо!

Вита.

Михаил Попов 28.05.2025 в 20:08

ПЕРНАТАЯ ВЕЛИЧАЛЬНАЯ - так бы я назвал эту замечательную поэму в прозе.
Что нас напрямую соединяет с небом? Дождь, снег. Но прежде всего - птицы...
Спасибо, Анатолий, за твои живительные строки! М.П.

Комментарий #44619 28.05.2025 в 06:28

Написано для тех, кто умеет видеть красоту в простых вещах, для тех, кто не утратил способность удивляться и восхищаться миром. Это - для тех, кто готов открыть свою душу навстречу ветру перемен, подобно птице, парящей в небесах. Удивительно гармоничное сочетание поэзии, музыки и философии. Это приглашение к диалогу с природой, с самим собой и с Богом. Строки оставляют после себя светлое чувство надежды и веры в лучшее. Есть и красота слова и глубина мысли. Уже само название отсылает нас к Евангелию, задавая высокую планку для восприятия. И Байбородин с честью выдерживает этот вызов. Он не ограничивается простой констатацией фактов, а наделяет птиц символическим значением, превращая их в метафоры человеческих черт и жизненных ситуаций. (А. Леонидов, Уфа)