Павел РЫКОВ
ЛЮБОВЬ И БОЛЬ
* * *
Любовь и Боль!
Почти что, в рифму.
Мне Муза говорит: – Изволь!
Измучай сам себя, хоть приневоль.
Гекзаметром – подобно мифу,
Александрийским ли стихом,
Как бы из бронзы, строки лить
Верлибром, ямбом… Амфибрахий
Подходит тоже, хоть о жизни, хоть о прахе,
К сердцам людским взывая, говорить.
Но там, где жизнь, нет Праха, а Любовь
Присутствует всегда, хотя, порой, незрима.
Упрямец! Ты этой истине не тщись – не прекословь!
Но мы упорствуем и повторяем за глупцами вновь:
– Не верим! Только ненависть одна,
Как посох каликам, опорой нам дана.
А что касается любви… Зачем, зачем она?
Она приносит боль, когда проходит мимо!
А если не пройдёт,
Мы мигом повернём в обход.
Куда угодно; в буерак, в объятия болот.
В трясину блуда. Там пузырь зловонных газов,
Они охватывают и дурманят разом.
Там тина, прерывая речь, тебе немедля заполняет рот.
А что же боль?
А без неё никак!
Она тебя в Любви всегда подстерегает;
Теряешь ты её. Она тебя теряет…
Вы встретились, но, мимо поспешив,
Прошли, высвистывая пошленький мотив,
Бульварным ли кольцом иль деловым проспектом.
– Остановись! Хоть оглянись, чудак!
– Нам некогда! Ещё успеем… И поимеем вволю это!
А жизнь, сменяя день и ночь, идёт. Теряет силу соль…
Вот так! Любовь ушла, лишь по себе оставив боль.
Я У БОГА ПРОСИЛ
Я у бога просил: так, всего ничего.
Чтоб обувка не тёрла мне ноги,
На пути – родники, и, помимо всего,
Без ухабов на пыльной дороге.
– Вот вода, – отвечает Господь. – Зачерпни.
Вот обувка – мягчайшая кожа.
А погода в пути – только ясные дни,
На улыбку ребёнка похожи.
Но дорогу, мой милый, ты сам выбирай,
И на то твоя вольная воля.
Выбрал? Сам? Вот, по ней и шагай.
И не сетуй на тяжкую долю.
Лёгок путь под уклон. В гору он тяжелей.
Ну, ступай, милый мой, по дороге своей.
ДИАЛОГ О ПОЭЗИИ
– Мы победим?
– А как ты полагаешь?
– Я про войну четвёртый год пишу
Стихи. И в тех стихах не мельтешу,
И пафосу натужному в стихах моих не разгуляться.
– Ты что: за деньги их слагаешь?
Велик ли кошелёк, что носишь ты с собой?
– Ты спрашиваешь, критик мой, чтобы посмеяться?
Пишу их за печаль свою и за сердечный сбой,
За раненых, что в гарнизонном госпитале встретил,
Которым я стихи свои читал.
Они смотрели мудро на меня. Так смотрят только дети,
Которым при рожденье Бог вручает знание о Свете,
Который он от Тьмы когда-то отделял.
О, этот взгляд бойца!
Он знает наперёд, что жизни срок его, конечно же, не вечен.
Но всё же жив пока. Хотя он сбросом с дрона изувечен,
Но, слава богу, в госпиталь попал. Уход за ним сердечен…
Здесь вылечат. И в строй вернут к друзьям. Хотя и скоротечен
Бывает бой. Бандеровца, бандита, подлеца
Бить надо долго, до закрышки, без пощады…
А что касаемо стихов, то это тоже надо.
Мы понимаем: вирши – труд.
Хотя, понятно: не под дроном, по полю мокрому в броне…
Тот взгляд бойца, то, им не сроненное, слово
Без слов понятны мне.
Вот почему стихи ко мне приходят снова
А коль пришли, размер и рифму обретут.
И потому иду читать стихи ребятам
В надежде, что до душ бойцов они дойдут
И пригодятся. Подобно, как приклад у автомата…
ЧЕТВЁРТЫЙ РИМ
Античный Рим, кичась, именовал себя Великим Римом,
Всё ухватил, что гладиусом* имперским смог достать.
Считал себя прекрасным, мудрым и навек непобедимым.
Провозглашая: – Второму Риму на земле вовеки не бывать!
А Рим Второй дружины русичей прозвали Цареградом.
И, победивши, щит смогли прибить к вратам, чтобы показать
Что и они не лыком шиты. Если очень надо
И мёда если выпьют, хоть три рима смогут основать.
Всё нам по силам; хоть башни да небес, хоть малость:
Осталось захотеть! О том монаху Филофею довелось сказать.
Он и сказал. И понеслось строительство, помчалось.
Всё строим Третий Рим – жаль, долгострою завершенья не видать.
Теперь уже и небоскрёбы кремлёвским башням солнце застят.
И сам Навуходоносор с вавилонской башней поумерил пыл,
Да всё никак свой Рим мы не достроим. Осталась, вроде, малость…
Не дай Бог, скажут: Где Третий Рим? Разворовали? Был да сплыл?
Мол, жило на земле до жизни жадное, всепобеждающее племя.
Равнялось – зря – на Запад, и Восток. Мир тщилось удивить.
А надо быть всегда самим собой, не жалуясь на Время.
И сбудется: «Есть Третий Рим! Четвёртому – вовек не быть!».
--------------------
*Римский меч.
ГОЛОС СВЫШЕ
Нужна ли на войне молитва,
Когда в полку есть замполит?
Вот выстрел грянул, кровь пролита,
И друг упал. И он убит.
По-русски или по-татарски
Ты просишь Господа: – Прими
Товарища в селеньях райских.
Его блуждания пойми.
Он в атеисты был повёрстан,
Когда науки постигал,
Насмешками друзей нахлёстан.
И грешным он, порой, бывал.
Но выпала такая доля –
Как прадеду, идти на рать.
И он пошел по доброй воле
С родной земли нацистов гнать.
И как-то, под Саур-Могилой,
Он прикорнул накоротке
И снится Голос: – Здравствуй, милый
Внук, я здесь погиб на передке.
Тут сила вражья нас давила,
И «Юнкерс» бесперечь бомбил.
Упала бомба и убила.
Я на куски разорван был.
И даже не был похоронен,
Поскольку тела не сыскать…
Ты довоюй с фашистом, воин,
Что я не смог довоевать.
Друг голос прадеда не слышал,
Ведь прадед без вести пропал.
Но он узнал его. Коль, свыше
Во сне тот Голос прозвучал.
Одолевая в нас сомненья
И полузнанья злую тьму,
Дарует Некто откровенья
Сверхчувственные. Почему
Мы часто им не доверяем.
Душа, как палец, не болит…
Зато, всё-всё разобъясняет,
Не сомневаясь, замполит.
Но он и сам, когда приходит
Тот Час и смерть не отвели,
Он просит: в райские угодья.
Чтобы быстрей его несли.
Мой друг убит… Жена и дети,
На ждите от него вестей.
Уж нет его на этом свете.
Он умер на своём Кресте.
За Родину он принял муку,
Идя в атаку, смерть познал.
И сам Христос герою руку
При входе в Рай свою подал.
СТРАСТНАЯ
Сейчас.
Прямо сейчас, сейчас, сейчас,
пока мы едем в авто, сидим в офисе, курим табак, едим,
легионеры, хлеща бичом, погоняют нас
с крестом на плечах на казнь чрез Ершалаим.
Сейчас.
Прямо сейчас, сейчас, сейчас
Мы, размахивая бичами, объятые нечеловеческой духотой,
гоним Его на Голгофу. Ибо таков приказ.
А мы законопослушны. Закон такой!
Сейчас.
Прямо сейчас, сейчас, сейчас
средь толпы, валящей валом, зреть смертельнейший матч,
который «on line» транслирует педераст –
блогер, вопящий, что голова Его похожа на мяч.
Сейчас.
Прямо сейчас, сейчас, сейчас,
это мы – предавшие сами себя, распятые на кресте
неверия своего, всё же сумеем расслышать Глас
Небесный, говорящий нам о Христе.
* * *
Уходят одни, а вернутся другие
Вернувшимся будет войны не хватать.
А те, что в тылу, пригреваясь, блудили,
Вернувшимся будут морали читать
О том, что прилично и что неприлично.
Что здесь не окоп, в три наката блиндаж.
И грудь не выпячивать в знаках отличья,
Пора поумерить армейский кураж.
Мы были в тылу, но о вас горевали.
Да так, что от горя не в силах вздохнуть.
И виски в бокалы со льдом наливали,
Чтоб тех, кто погиб, под икру помянуть.
Не знаю, что скажут на это солдаты,
Когда возвратятся с победой домой…
Лишь кто-то промолвит: – Простите, ребята,
Что я не убит и вернулся живой.
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Слова не значат ничего.
А значат только раны.
Додумаешься до всего
Ты поздно или рано.
За что ты пострадал в бою
С самим собой, по сути.
Зачем Россию – мать твою –
И кто довёл да жути.
Кто ямы волчие копал?
Зачем вражду раздули?
Кто целился и кто попал?
И чьи летели пули?
И чей корыстный интерес
С войны иметь доходы?
Кто рвёт на клочья свод небес,
Ножами режет воды?
Когда-нибудь ответ найдут
Те, кто до мира доживут.
ОВСЮГ
На поле, где золотом колос налился
Овсюг тут как тут – хлебам досадить.
– Ишь, сорнячище! Зачем появился?
Как с хлебного поля тебя избыть?
А он метёлки свои поразвесил:
– Попробуйте! Корни мои глубоко.
Мы здесь сорняки! Города ваши, веси –
Захватим – увидите. Это легко.
Талдычьте: – Прополка бесчеловечна.
Вот и благоденствуют амброзия да конопля.
Да и музыка сорная… русскую душу увечит!
Заполонило иноязычное тру-ля-ля.
А запоёшь про РУССКОЕ ПОЛЕ,
Зашикают: – Не толерантно и моветон.
Вдруг обидим кого – не выжить! Тем более,
Если не унавозим поле завозным дерьмом.
Хлеб обмолотят. Зерно свезут на мехток.
И вычистят злыдня до единого семени.
Хотя, по парам надо чистить. Тогда будет толк.
Такая вот агрономия сорного времени.
* * *
Война нас ничему не учит,
Когда мы сами вкривь да вкось.
Опять надеемся на случай;
Сказать по-русски – на авось.
Мол, в пломбированном вагоне,
На облаке из-за морей
Приедет «бог» и сердце тронет,
Возлив на нас речей елей.
И следом, где-нибудь в Стамбуле,
А лучше – среди райских кущ,
Воссядет сам на мягком стуле,
Переговорчив, и могуч.
Мы – в позе рака на моленье,
А мы с размаха лбом об пол:
– О, «бог»! Пошли нам просветленье.
Как хорошо, что ты пришёл.
Мы речь свою забыть готовы,
Кресты Святые с храмов снять.
Чужих идей носить оковы
На имя «Русский» наплевать.
Нет! Только вместе, только сами
Мы выживем – пора понять.
А Русский БОГ – да будет с нами,
И поведёт нас побеждать.
ДЕНЕЖНЫЙ ЯЩИК
Ещё до Песаха жить да жить,
Ещё не исхожены все поприща.
А в кошель Первосвященник загодя повелел положить
Сребреники. Осталось дождаться Чудовища.
А Чудовище и не чудовище вовсе.
Один из Двенадцати. Носит денежный ящик.
И если нищий попросит.
Подаст копеечку. Просящий да обрящет.
Но Предсказанное неизбежно
И во тьме, разрываемой факелами в Гефсимании,
Он прошепчет: – Раввуни! – И поцелует нежно
Спасителя, чтобы предать на страдания.
А денежный ящик… Плевать! Теперь он богат.
Может позволить даже непозволительное:
Домик в предместье, тенистый сад,
Тело женское… сладостное и томительное.
Но это потом… А пока оттягивает плечо
Денежный ящик, в котором нищенские подаяния
Позвякивают. И надо вышагивать ещё и ещё.
До Бездны Адовой преодолевая сокращающееся расстояние.
Раскромсать, на крохи растерзать,
Расхватать нечистыми руками,
Срыгивая, без запивки жрать
И урчать от удовольствия. Что с вами:
Иль примстилось, что ослабли мы
И настало время для делёжки?
Поостерегитесь, Чада Тьмы,
И подальше спрячьте ваши ложки.
Русский вам пирог не по зубам.
Сколько вас, свои оскалив зубы,
По горам желавшим, по долам
Гулеванить, вострубивши в трубы.
Русью обладать-повелевать,
Унижать, сгибая нас в поклоне…
Долго собиралась наша рать,
Долго запрягались наши кони.
Под ногами путалось ворьё,
Пред глазами шутовьё крутилось…
Но острее острого копьё.
И броня надёжная… На милость
Вашу мы не станем уповать.
По рукам хватучим так ударим,
Чтоб забыли, как чужое брать,
Грязь, что натоптали вы, отпарим.
А другой судьбы у русских нет.
Бог велел: жить в Радости и Силе
Тьму отринув, воспевая Свет,
Здесь, в стране, что мы зовём РОССИЯ.
ТЫ САМ СЕБЕ ОТВЕТЬ…
Нужна ль тебе любовь?
Ты сам себе ответь, но без утайки.
И сам себе не прекословь…
По мостовой булыжной в старой таратайке
Куда ты всё спешишь, как будто за тобой
То пёсий брёх вдогон, то волчий вой,
То вопли дикой шайки.
А ты везёшь мешок. А в том мешке казна.
Уверен ты: и велика, и тяжела она.
Ты думаешь: там золото. А там, увы, копеечки-медяшки
Да ассигнаций старые пожухлые бумажки,
Да акции компаний, чей и след давно простыл,
Поскольку жулики их основали,
Собравши денежки – ты тоже их купил.
Всё чаешь их вернуть. Скажу тебе: – Едва ли.
Пропал твой капитал – нажива и расчёт.
Но наркоманья жажда наживать неутолима.
И таратайка тарахтит. Она тебя влечёт
Ты думаешь: вперёд. Не тут-то было – мимо
Всего и вся. За золотой мечтой.
На деле же – за призрачной казной.
А что любовь? Она неуловима.
И проку от неё, пожалуй, не сыскать
Она – взгляни – как ветер в перелеске:
То улетит, то устремится вспять.
Желтеющей листвой берёз прошелестит.
В сентябрьском голубом небесном блеске
Его не углядеть. Так и любовь; заворожит.
Закружит, золотой листвой завьюжит.
И этот вихрь попробуй удержи ты,
Хватай её! Скорее! Ну же…
И лишь поздней, у роковой межи
Ты, может быть, поймёшь, остатний раз вдыхая,
Что вся твоя казна, которой ты владел.
Твой шаткий трон, твой замок, твой удел,
Где ты хозяйствовал и над грошами неусыпно бдел, –
Ничто. А ключ от рая –
То чувство, что словами трудно передать,
К нам приходящее неведомо откуда:
Безумье, нежность, счастье, чудо –
То, что Любовью мы привыкли называть.
Замечательная подборка стихов! Спасибо!
С уважением, Людмила Банцерова. Рязань.