ПОЛЕМИКА / Пётр ЦЫБУЛЬКИН. О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ПРОТИВ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТОВ. Информационная война продолжается
Пётр ЦЫБУЛЬКИН

Пётр ЦЫБУЛЬКИН. О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ПРОТИВ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТОВ. Информационная война продолжается

 

Пётр ЦЫБУЛЬКИН

О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ПРОТИВ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТОВ

Информационная война продолжается

 

В 2022-23 годах Якутская и Ленская православная епархия презентовала в качестве документального снятый на средства президентского гранта фильм «На Колыме за веру пострадавшие». Данный продукт содержит большое количество фейков и искажений, взятых, в том числе, с сайтов, нарушающих законодательство РФ. В частности, из-за недостатка и отсутствия реальных фактов, как доказательство вынесенной в его название информации, используются воспоминания писателя-власовца Бориса Ширяева, приводятся фотографии из нацистского концлагеря «Освенцим», в качестве осуждённых «за веру» указываются люди, обличённые в конкретных преступлениях. Об этом я рассказал в очерке «В круге пятом», опубликованном на различных сайтах и направленном и в Московский патриархат, и в Фонд президентских грантов (https://litrossia.ru/item/v-kruge-pyatom/). К сожалению, фильм до сих пор доступен для просмотра на ресурсе, нарушающем российское законодательство (https://youtu.be/ThZwTc-RysU), и не только формирует искажённое восприятие истории нашей страны, но и выставляет с негативной стороны духовенство.

Мало кто сомневается в том, что сейчас идёт информационная война. Противоборствующая сторона использует различные способы. И не надо исключать, что может задействовать и церковь, как это случилось на Украине. А зло, отнюдь, не в нашем прошлом и не совсем в неоязычестве, о чем постоянно говорят высокопоставленные духовные лица, а там, о ком нижеследующая цитата из книги бывшего заместителя губернатора штата Аляска Д.Рамсера «Растопить ледяной занавес» (Издательство Юневерсити оф Аляска пресс, 2017, с. 8).

«В следующее десятилетие (после её покупки Соединёнными Штатами – П.Ц.) на Аляску приехали миссионеры, чтобы обратить в христианство коренное население. В их задачи входило удалить остатки русской культуры, начиная с православия. Преподобный Шелдон Джексон, пресветиреанский пастор, впервые приехавший на Аляску в 1877 году, предсказывал, что «через двадцать пять лет на Аляске не останется ни одного православного верующего».

Стоит только добавить, что Православие несмотря ни на что живо. И не только на Аляске, но и в других западных штатах нашего заокеанского соседа.

После просмотра вышеупомянутого фильма и его критики я стал более внимателен к публикуемым материалам, касающимся затронутой темы, и ещё более не согласен с прозвучавшими в нём утверждениями. В частности о том, что: «В истории вселенской церкви никогда не было таких масштабных и непрерывных гонений, как в России в двадцатом веке»; «атеистическое иго»; «годы гонений»; «воинствующий атеизм». О том, что по известной 58-й статье УК РСФСР могли осудить даже за «молитвенное собрание» и «частный разговор двух священников».

Люди, которым довелось поработать вначале на «воинствующих атеистов» в идеологических структурах КПСС, а затем ставших «воинствующими верующими», рассказывают о якобы жесточайшей коммунистической цензуре по отношению к печатным материалам о религии. Однако анализ публикаций советского периода истории нашей страны заставляет усомниться в подобных заявлениях.

В первом томе трилогии известного советского писателя Константина Симонова (член ВКП(б) с 1942 года, кандидат в члены ЦК КПСС) «Живые и мертвые», вышедшем в издательстве «Советский писатель» в 1977-м году, в так называемое «брежневское» время, в эпоху «развитого социализма», на стр. 424 раненый политрук Малинин, обращаясь к тоже раненому командиру батальона Рябченко, опирающемуся на черенок от лопаты, говорит: «Молодой, а, как апостол, с посохом ходишь». Этот фрагмент содержится и в тексте данного произведения, вышедшем в издательстве «Художественная литература» в 1981-м (стр. 423), и в 1989-м (стр. 470). В 1963-м (в «хрущёвское» время) на «Мосфильме» по первой части романа снят фильм. В нём на 194-й минуте также демонстрируется указанная сцена.

В фильме «Сын полка», созданном на Свердловской киностудии в 1981-м году (пик «развитого социализма») по повести Валентина Катаева, за которую он был удостоен Сталинской премии, во второй серии, на 59-й минуте показан фрагмент, где женщина крестит уходящих вдаль по улице главного героя и сопровождающего его бойца. Один из военных рассказов Катаева называется «Отче наш».

В песне «Там за облаками» (!) на стихи Роберта Рождественского, завоевавшей популярность в 1974-м году, в «брежневские» времена, в исполнении ВИА «Самоцветы», допущены указывающие на наличие небожителей строчки: «Если со мною случится беда, грустную землю не меряй шагами, знай, что сердце моё ты отыщешь всегда там, за облаками…». В песне «Журавли» на стихи Расула Гамзатова (также «брежневское» время) погибшие бойцы мистически превращаются в белых журавлей и обращаются к живущим «из-под небес».

Казалось бы, слова, вложенные в уста политрука, «проводника политики партии», находящего аналогии в священных писаниях, сцена с крестным знамением в советском фильме, строчки из песен с указанием на то, что «за облаками» жизнь продолжается, компрометируют большевистскую идеологию, что не должно было пройти мимо внимания цензуры «воинствующего атеизма». Однако или прошло, или такой жёсткой цензуры, как нам пытаются внушить, на государственном уровне не было. За исключением отдельных перестраховщиков на местах, действовавших по мотивам «как бы чего не вышло».

Но указанные фрагменты кто-то может отнести к специальной советской пропаганде, поэтому обратимся к иностранным источникам.

Бывший полковник Вермахта Р.Петерсхаген в первой части своих мемуаров (Petershagen R., Gewissen in Aufruhr, Berlin, 1957) описывает, как во время путешествия по Волге в этапе военнопленных в 1948-м году любовался стоящими по берегам православными церквями, в которых повсюду шли богослужения.

В привязке к теме «жёсткости» советской цензуры, якобы примеры которой часто публикуются в «сетях», следует привести информацию, доводившуюся до зрителей перед спектаклем «Тени» по произведению М.Е. Салтыкова-Щедрина в период «развитого социализма» в театре им. К.С. Станиславского (приводится по аудиозаписи). Оказывается, сатира Михаила Евграфовича в 1914 году была запрещена к постановке в российских театрах, поскольку разоблачала чиновничью бюрократическую машину. Разрешена была в 1952-м году, в пик «сталинщины». В нынешние времена, после освобождения от «большевистского ига», я не слышал, чтобы творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина активно воплощалось в театральных спектаклях. 

А за примерами действия нынешней цензуры далеко ходить не надо. Хозяин частного издательства запретил к публикации моё интервью в проекте с агрессивно-депрессивным названием «О жизни и смерти на Дальнем Востоке» подкаста «Ваши уши» из-за содержания в нём критики фейково-либерального, но окупающегося, направления в освещении российской истории.    

Тому, что в последнее время православный клир активизирует тему о «масштабных и непрерывных гонениях на церковь» в советское время, может быть две причины.

Первая психологическая – «синдром жертвы». В такую позицию становятся люди, попадающие в обстоятельства, которые не в силах преодолеть. Несмотря на более чем тридцатилетнее освобождение от «большевистского ига» и декларирование борьбы за духовно-нравственные ценности, церковь не может похвастаться тем, чего достигли их конкуренты и оппоненты-гонители. По сравнению с советским периодом на порядок увеличилось количество разводов, неполных семей, детей без родителей. Проблемой стали снижение рождаемости и увеличение количества абортов. Большевистская идеология, кстати, также пропагандирующая всеобщее равенство, смогла сплотить накануне Великой Отечественной войны представителей разных национальностей и верований, в то время как в последние десятилетия «свободы и демократии» церковь вместе с нами является свидетелем разобщения, разъединения, конфликтов и противостояния на национальной и религиозной почве. В противовес нынешнему образованию, внедряющему в учебный процесс художественные произведения, формирующие у неокрепших умов отвращение к прошлому своей страны, бездуховность, толерантность к сквернословию, коммунисты насаждали изучение отечественной классики писателей из чуждого им дворянского сословия, через которую, как принято говорить в высших православных кругах, «народ шёл к Богу». Высокий уровень нравственности советских людей отмечали даже фашистские спецслужбы (на их материалы я уже делал ссылку в очерке «В круге пятом»). И наконец, духовенству далеко до аскетизма, хотя бы по сравнению с главным «гонителем» И.В. Сталиным.

Вторая причина, чего бы не хотелось, – наличие в самом клире течений, способных ударить изнутри, используя уже отработанные через иноагентов темы и схемы, связанные с периодом репрессий. Она нисколько не надумана, учитывая недавнее покушение на митрополита Симферопольского и Крымского Тихона (Шевкунова), которое готовилось не без помощи его коллег. Да и пример того, как расправились с Православием на Украине, должен служить предупреждением. И не следует, наверное, ждать того, когда эти процессы квалифицируются по статьям уголовного кодекса и ими непосредственно займутся правоохранительные органы.

Выводы о репрессиях в отношении церкви из-за отсутствия и недостатка фактов сочиняются или берутся из детских воспоминаний, как принято в последнее время даже у некоторых докторов исторических наук. В альманахе «На Севере Дальнем» № 2(113) за 2024 год (стр. 73, учредитель – глава Магаданского отделения Фонда мира (?) В.М. Фатеев, главный редактор С.П. Рыжов) опубликовано интервью под провокационным заголовком «О церковном «подполье» в послевоенном Магадане», который сам по себе уже формирует у читателя, бегло пролистывающего материалы СМИ, необходимые представления. Всё как в упомянутом фильме «На Колыме за веру пострадавшие» и будто по методичке для иноагентов. То, что слово «подполье» в нём взято в кавычки – это только нелепое оправдание редакции. Уже «во первых строках» публикации сообщается, что «удалось разыскать свидетеля церковного подполья послевоенного Магадана».

Автор материала протоиерей Е.Беляков своими вопросами (как по методичке) целенаправленно старается вывести собеседницу на нужные ему ответы: «Эти богослужения были тайные?», «Вам приходилось в школе терпеть какие-то притеснения за веру?». Однако в ответах, наоборот, содержится информация противоположного характера, которая противоречит и заголовку: «Нет», «Учителя спокойно реагировали», «В то время все, кто стоял во главе Магадана, в прислуги брали именно церковных людей», «У бывшего тогда прокурора тех лет в 50-х годах в прислугах была монахиня Степанида». То есть выясняется, что церковного подполья в Магадане-то и не было, все всё знали, включая руководство, даже прокурор. «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх. 20:2 – 17). Девятая заповедь Закона Божия.

Направление таких «исследований» в результате может столкнуть церковь с властью.  Или их авторы ставят это целью и надеются, что их будут преследовать «за веру»? Как в недавнем похожем случае, когда представители клира рассматривали как возможно пострадавших за веру осуждённых участников и пособников действовавших на Охотском побережье в 20-х годах прошлого века банд Бочкарёва и Пепеляева по тем основаниям, что они были прихожанами и входили в актив православной церкви (архив УФСБ России по Магаданской области, д.д. №№ П-50981, П-51019 и др.). 

Подобные публикации дискредитируют отечественные органы безопасности в Год защитника Отечества, как подчёркивается на первом форзаце альманаха, коими они тоже являются (кто, кроме них, должен был бороться с «подпольем»?). И после такого подчёркивания на страницах альманаха ожидались материалы в их поддержку, особенно в период СВО, где они решают важнейшие задачи. История помнит, что распад СССР начинался как раз с дискредитации органов безопасности. Не хочется, чтобы и то и другое повторялось в России. 

Впрочем, рассекреченные архивные материалы Управления ФСБ России по Магаданской области подтверждают наличие в послевоенном Магадане «православного подполья». Но причины того, чтобы скрываться от посторонних глаз, у его участников были не отношение к религии, а криминальные. Из воззвания, вышедшего из среды магаданских православных в июле 1950 г. (ф. 86, оп. 3, д. 17, л. 420-421, д. 37, л. 23):

«Братья, сестры, солдаты, матросы, офицеры, генералы и адмиралы, помните, что пришло последнее время, последней реваншевой схватки, последней и бесповоротной!

Война с Америкой неизбежно будет. Америка победит, ибо только под руководством Трумена и с божьего благословления сможет дать человечеству счастливую радостную зажиточно-культурную жизнь.

Братья, сестры, солдаты, матросы, офицеры, генералы и адмиралы, во время военных действий не сопротивляйтесь, сдавайтесь в плен, всячески способствуйте скорейшему приходу американских войск на нашу землю»;

«Как начнётся война, Колыма будет отрезана от материка. Правительство Америки окажет нам помощь… Может, Бог даст, солнце взойдёт с востока».

Среди колымских сидельцев были представители клира различных религиозных конфессий, которые были осуждены за пособничество украинским националистам – предоставление им укрытия в храмах, развединформации, в том числе наводок на советских активистов, подлежащих «ликвидации». Но кто о своих преступлениях будет распространяться в окружении? Проще сказать, что пострадал «за веру», внушая это потомкам, и не в целях развития у них патриотических чувств.

Ещё больше сомнений в «масштабности и непрерывности гонений на церковь в России в ХХ веке» возникает при изучении материалов Нюрнбергского процесса над высшими государственными и военными деятелями фашистской Германии (ноябрь1945-го – октябрь 1946-го гг.), касающихся их преступлений против религии (Нюрнбергский процесс. Сборник материалов. Т. 1. Изд-во «Юридическая литература», 1952 г., стр. 755-760). О чём сейчас, в год 80-летия Великой Победы, наверное, и надо говорить, а не о сомнительных фактах преследования за веру.

Учитывая «масштабные» и «непрерывные гонения» на церковь, следовало ожидать, что «воинствующим атеистам» было бы выгодно разрушение и глумление фашистскими оккупантами над православными храмами и верующими. Однако в речи Главного обвинителя от СССР на указанном процессе Р.А. Руденко (член ВКП(б) с 1926 г., член ЦК КПСС) никакой радости:

«…гитлеровцы издевались и над религиозными чувствами верующей части советского населения.

Они сожгли, разграбили, уничтожили и осквернили на советской территории 1670 церквей, 237 римско-католических костёлов, 69 часовен, 532 синагоги и 258 других зданий, принадлежащих учреждениям религиозных культов.

Они разрушили Успенскую церковь знаменитой Киево-Печерской лавры, построенную в 1073 году, а вместе с нею и 8 монастырских корпусов.

В Чернигове немецко-фашистские захватчики разрушили древний Борисоглебский собор, построенный в начале ХII в., собор Полоцкого Ефросиниего монастыря, построенного в 1160 году, и церковь Параскевы-Пятницы на Торгу – ценнейший памятник русской архитектуры ХII в.

В Новгороде были разрушены гитлеровцами Антониев, Хутынский, Зверин. Деревяницкий и другие древние монастыри, знаменитая церковь Спаса-Нередицы и ряд других церквей.

Немецкие солдаты глумились над религиозным чувством людей. Они надевали на себя церковное облачение, держали в церквях лошадей и собак, из икон устраивали нары для спанья.

В древнем Старицком монастыре части Красной Армии обнаружили наваленные штабелями раздетые трупы замученных пленных красноармейцев».

Но ещё до Нюрбернского процесса и даже до Поместного собора, восстановившего в 1943 году в СССР патриаршество, была нота Советского правительства от 27-го апреля 1942-го года, подписанная Народным комиссаром иностранных дел В.М. Молотовым (член РСДРП с 1906 г., член Политбюро ЦК ВКП (б)):  

«…Гитлеровские оккупанты не щадят религиозных чувств верующей части советского населения. Они сожгли, разграбили, взорвали и осквернили на советской территории сотни церквей, в том числе некоторые неповторимые памятники старинной церковной архитектуры.

Священник Амвросий Иванов пишет из села Иклинского Московской области:

«…Немецкий офицер велел мне всё убрать из церкви… Ночью приехали войска, заняли церковь, завели туда лошадей… В церкви стали всё бить и ломать, делать нары. Выбросили всё: престол, царские врата, хоругви, плащаницу…».

В селе Гостешево немцы разграбили церковь, хоругви поломали, книги разбросали, священника Михаила Страхова ограбили и увезли с собой в другой район. В селе Холм, близ Можайска, немцы ограбили и избили 82-летнего священника. Отступая из Можайска, немцы взорвали церкви Вознесения, Троицы и собор Николая Чудотворца. Как правило, именно в церковные здания немцы загоняют перед своим уходом часть населения сожжённых деревень, предавая огню церкви и запертых в них людей…».

В речи государственного обвинителя и в тексте ноты следует обратить внимание на то, сколько за довоенные годы «воинствующего атеизма» сохранилось церковных храмов, монастырей, а также на то, что для своего расквартирования именно их выбирали немецкие войска, зная, что Красная Армия ни бомбить, ни расстреливать эти объекты из тяжёлых орудий не будет. 

Восстановление патриаршества, а также многое другое, но в основном плохое в истории СССР, большая часть исследователей, преимущественно либерального толка, связывает непосредственно с действиями И.В. Сталина, тем самым создавая из него образ всемогущего, некоего божества. Интересно, соизмерим ли вклад И.В. Сталина в развитие Православия в виде его роли в восстановлении патриаршества и в Победу, с тем, что делали причисленные к святым новомученикам, и подпадают ли его деяния под критерии канонизации? Стоит напомнить, что в тяжелейшие для страны дни начала Великой Отечественной в обращении Верховного к согражданам прозвучало «братья и сестры».

В качестве свидетеля на заседании Нюрнбергского процесса 27-го февраля 1946-го года выступал благочинный церквей г. Ленинграда протоиерей Н.И. Ломакин. В советских документах Н.И. Ломакин обозначен согласно церковному сану.

Из стенограммы допроса, который вёл помощник главного обвинителя от СССР Л.Н. Смирнов (член ВКП(б) с 1945 г., Герой Социалистического Труда). Приводится в сокращении.

 

ПОКАЗАНИЯ СВИДЕТЕЛЯ БЛАГОЧИННОГО ЦЕРКВЕЙ Г.ЛЕНИНГРАДА ПРОТОИЕРЕЯ Н.И. ЛОМАКИНА             

              

Смирнов: Скажите, пожалуйста, свидетель, где Вы пробыли блокаду Ленинграда?

Протоиерей Ломакин: Безвыездно в Ленинграде.

Смирнов: Если не ошибаюсь, Вы награждены медалью «За оборону Ленинграда»?

Ответ: Да, за участие в героической обороне Ленинграда, как раз в день моего рождения я удостоен этой высокой правительственной награды.

Смирнов: Скажите, свидетель, в начале блокады Ленинграда в каком храме Вы служили?

Ответ: В начале блокады я был настоятелем Георгиевского кладбища, был настоятелем Никольской церкви этого кладбища…

Смирнов: Может быть, Вы расскажете Трибуналу о своих наблюдениях, сделанных в период службы в этой церкви?..

Ответ: …я был свидетелем огромного увеличения числа отпеваний умерших. Это были дети, женщины, престарелые люди, погибшие в результате вероломных налётов немецкой авиации на город – мирные жители нашего города.

Если до войны количество умерших колебалось от 30 до 50 человек в день, то во время войны цифра эта быстро увеличилась до нескольких сот в день. Не было физической возможности внести умерших в храм. Вокруг храма образовалась громадная очередь ящиков и гробов, наполненных кусками человеческого мяса, изуродованными трупами мирных жителей граждан г.Ленинграда, погибших в результате варварских налётов немецкой авиации.

Наряду с отпеваниями принесённых к храму покойников необычайно возросла практика так называемых заочных отпеваний. Верующие люди не могли поставить в храм своих умерших родственников и знакомых. Их родственники и знакомые погребены были под обломками, под развалами уничтоженных немцами жилых домов. Вокруг храма можно было в течение целого дня видеть груды гробов – 100, 200 гробов, над которыми совершал отпевание священник…

…Кладбище многократно подвергалось жесточайшим налётам немецкой авиации. И вот представьте себе картину, когда люди, нашедшие вечный покой, гробы, их тела, кости, черепа – всё это выброшено на землю, в беспорядке разбросаны памятники, кресты, и люди, только что пережившие потерю близких, должны снова страдать, видя громадные воронки, где может быть только что похоронили они своих близких, родных и знакомых, снова страдать, что им нет покоя... 

…вследствие непрерывных налётов немецкой авиации на город, вследствие артиллерийских обстрелов города, количество отпеваний усопших дошло до невероятной цифры – до нескольких тысяч в день… 7 февраля в день родительской субботы, перед началом великого поста, я впервые после болезни пришёл в храм, и открывшаяся моим глазам картина ошеломила меня – храм был окружён грудами тел, частично даже заслонившими вход в храм… Они были не только у входа в храм, но и вокруг храма. Я был свидетелем, как люди, обессиленные голодом, желая доставить умерших к кладбищу для погребения, не могли этого сделать и сами обессиленные падали у праха почивших и тут же умирали. Эти картины мне приходилось наблюдать очень часто...

…Великая суббота. В 5 часов вечера по московскому времени на город немецкая авиация начала массированный налёт. В 5.30 вечера в юго-западную часть Князь-Владимирского собора упало две авиабомбы. Люди в это время подходили к святой плащанице. Была громадная очередь верующих, желающих исполнить свой христианский долг. Я видел, как человек 30 лежало на паперти ранеными. Эти раненые были в разных местах близ храма. Некоторое время они были беспомощны, пока им была оказана медицинская помощь.

Произошла страшная картина смятения. Люди, не успевшие войти в храм, поспешно стали убегать в близрасположенные траншеи, а другая часть, вошедшая в храм, разместилась по стенам храма, в ужасе ожидая своей смерти, потому что сотрясение храма было настолько сильно, что непрерывно, в течение некоторого количества времени, падали стёкла, куски штукатурки…

…налёт немецких самолётов продолжался вплоть до самого утра, всю пасхальную ночь…

…В Старом Петергофе, после того как немцы заняли Новый Петергоф, ровно в 10 дней были уничтожены артиллерией врага и немецкими самолётами абсолютно все храмы. При этом немецкая авиация и артиллерия обставила дело так, что вместе с храмами погибли и молившиеся в них или искавшие в них убежища от боёв и артиллерийской стрельбы мирные жители города.

Все храмы Старого Петергофа, а именно: Знаменская церковь, Святотроицкая кладбищенская церковь и приписанная к ней маленькая Лазаревская церковь, церковь-музей при даче императрицы Марии Фёдоровны, церковь Серафимовская и церковь на военном кладбище – все эти храмы немцами уничтожены. Можно с уверенностью сказать, что под Святотроицкой кладбищенской церковью и Лазаревской – её подвале, а также склепах кладбищ, главным образом под сводами Знаменской церкви, погибло до 5000 человек. Немцы не позволяли спасавшимся выходить на воздух. Легко себе представить санитарное состояние и вообще состояние людей, находившихся в церковных подвалах. Одуряющий воздух от дыхания, испражнений несчастных, насмерть перепуганных люде, вызывали обмороки, головокружения, а малейшая попытка выйти из храма на свежий воздух каралась бесчеловечными фашистами расстрелом мирных жителей…

…Маленькая девочка из подземелья Троицкой церкви вышла на воздух и моментально была убита немецким снайпером. Мать, желая внести ребёнка, тоже вышла, но, обливаясь кровью, упала на этого ребёнка. Гражданка Ромашова до сих пор жива, и мне не раз приходилось с ней встречаться… А таких фактов и подобных этому было много...

…В Пскове там очень страшная, я бы сказал, ужасная картина… Троицкий Собор в Кремле с его замечательным иконостасом. Весь этот храм немецкие войска разграбили, вывезли из него всё имущество, и не только из него, но из всех храмов города. Вы не найдёте ни одной иконочки уцелевшей и не найдёте ни одного церковного облачения, сосуда – всё вывезено немцами. Троицкий Собор – я снова к нему возвращаюсь. Буквально за полчаса до моего появления в храме взорвалась мина у самых врат. Царские врата уничтожены, престол забрызган кровью. Пред своими глазами у царских врат я увидел трёх наших воинов, погибших здесь под миной, заложенной, как я уже сказал, у самых царских врат. Мины были заложены и в других местах… В праздник Крещения в этом году, в 1946 году, там произошёл в этом храме новый взрыв и две жертвы поплатились жизнью. Подобным же образом, как и Троицкий Собор, был заминирован храм Святого Василия на Горке. Там была заложена мина у входа в самый храм. Во всех храмах вас поражает обилие всякой грязи, отбросов, бутылок, жестянок из-под консервов и всякой нечисти.

В соборе Иоанновского монастыря была устроена немцами конюшня. В другом храме – Богоявления – был устроен склад вина. В третьем храме я видел склад горючего, торфа, угля и проч…

Николо-Богоявленский собор – кафедральный храм Ленинграда. Просто удивляться приходилось: какой же военный объект искали горе-вояки в нашем святом храме. Как только великий праздник или просто воскресенье – сейчас же артиллерийский обстрел. Да и какой обстрел. В великий пост, на первой неделе, в 1943 году с самого раннего утра и до поздней ночи ни причт (т.е. духовенство), ни молящиеся не имели физической возможности выйти из храма. Кругом снаружи царили смерть и разрушения. Я сам лично видел человек 50, точно я затрудняюсь сказать сейчас цифру, моих духовных детей, погибших около храма. Они поспешили выйти, не дождавшись отбоя тревоги артиллерийского налёта, и нашли гибель около храма. В этом святом храме мне довелось похоронить тысячи людей, изорванных в клочья, погибших в результате разбойничьих налётов немецкой авиации и обстрелов немецкой артиллерией мирных жителей города.

Много слёз пролито здесь так называемыми заочными отпеваниями…

…Должен сказать ещё, не утруждая продолжительными показаниями присутствующих, что замечательно, что самые интенсивные обстрелы Ленинграда были именно в праздники. Обстреливались храмы божьи, обстреливались трамвайные обстановки, обстреливались госпитали, разрушались всякими способами – и артиллерией, и немецкой авиацией.      

История повторяется. По данным «Российской газеты» за 14-е апреля текущего года, ВСУ накануне предстоящего праздника Пасхи занимались минированием кладбищ в курском приграничье.

В фильме «На Колыме за веру пострадавшие» из уст доктора исторических наук звучит фраза: «Отвергая истину, невозможно обрести свободу». Нечто похожее по смыслу выбито на мраморе на входе в штаб-квартиру ЦРУ в Лэнгли: «И узришь ты истину, и истина сделает тебя свободным» («And ye shall know the truth, and the truth shall make you free», Иоанн, гл. VIII, стр. ХХХII). Совпадение. Или как бы сказал язычник: «Надо уметь читать знаки».  

Вопросов, побудивших автора к подготовке данного материала, и тех, которые возникнут после его публикации, могло быть меньше, если б на таких религиозно-общественных форумах, как «Рождественские чтения», «День православной книги» выделялось время для дискуссий, как это предусматривается программой, но не выполняется. Истина рождается в спорах с оппонентами, а не игнорированием, сокрытием или подавлением их мнений, как якобы в том историческом периоде, который нас призывают осуждать. Мнений, в том числе базирующихся на результатах изучения архивных документов.

г.Магадан

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (1)

Комментарии

Комментарий #44698 05.06.2025 в 09:53

Петру Ивановичу спасибо за дотошное копание в истории и восстановление истины неких спорных событий, за высветление тёмных её пятен.