РЕЦЕНЗИЯ / Андрей ПЕТРОВ. О ТОМ, ЧТО ДОРОГО И БЛИЗКО. Книга о детстве Марины Соловьёвой
Андрей ПЕТРОВ

Андрей ПЕТРОВ. О ТОМ, ЧТО ДОРОГО И БЛИЗКО. Книга о детстве Марины Соловьёвой

 

Андрей ПЕТРОВ

О ТОМ, ЧТО ДОРОГО И БЛИЗКО

Книга о детстве Марины Соловьёвой

 

Книга Марины Соловьевой, вышедшая в Нижнем Новгороде в 2021 году, – это литературный дебют автора, о ком в одном из отзывов, помещённых на обложке, говорится так: «Талантливая шахматистка, прекрасный врач, теперь еще и писатель». Книга получилась очень искренней и колоритной, ведь рассказывается в ней о том, что по-настоящему дорого и близко повествователю – о незабвенных школьных годах, об одноклассниках, пронесших свою школьную дружбу и подлинное братство через всю жизнь. А еще эта книга о целом поколении советских школьников конца 70-х – начала 80-х годов ХХ века, зафиксировавшая узнаваемые детали и подробности той уже далекой эпохи.

У книги два названия: одно – дерзкое, хулиганское, в первое мгновение даже шокирующее (в совокупности с залихватской иллюстрацией, вынесенной на обложку), другое – ностальгически-лирическое, вызывающее соответствующие чувства. Книга называется «Усохни, перхоть, или Школа, которой больше нет».

«Усохни, перхоть» – фраза-код для описываемого в книге дружного класса, принадлежит она записному острослову Олегу Парашину, который особо не блистал в учебе, но обладал незаурядным талантом креативно комментировать происходящие события и давать меткие прозвища кому бы то ни было. Пожалуй, тут без цитаты не обойтись, тем более воспользуемся возможностью продемонстрировать образчик стиля этой замечательной книги:

«Самым его популярным высказыванием, а если точнее, выкрикиванием, было: «Усохни, перхоть!». Никто не знал, что он имеет в виду и к кому это обращено. Если когда-нибудь нужно будет доказать, что я учился в этом классе или придумать пароль, по которому меня примут в общество одноклассников, я выдам эту фразу про перхоть и пройду безоговорочно, тем более, что нарочно такое точно не придумаешь. Если кто-то из одноклассников вдруг выступил не по делу или вякнул что-то лишнее, он тут же получал в ответ грозно и даже гневно: «Усохни, перхоть!». Если случалось что-то интересное и необычное, то выражение это произносилось с восторгом или удивлением по всем правилам восклицательного предложения».

Нужно заметить, автор не злоупотребляет этой экспрессивной фразой, достаточно того, что она оказывается в самой что ни на есть сильной позиции заглавия. Но вот постскриптум: «Усохни, перхоть! Я это сделал!». Почему в мужском роде? Повествование ведется от мужского имени, так, видимо, писательнице проще было абстрагироваться от явного автобиографизма, да к тому же это позволило использовать интересный, не лишенный эффектности прием, дело в том, что повествователь является полным тезкой великого Александра Сергеевича Пушкина, что талантливо обыгрывается на протяжении всей повести, к тому же, по признанию автора в предисловии, именно великий русской поэт стал для неё своеобразным ориентиром и образцом для подражания, поскольку книга создавалась благодаря ковидной самоизоляции, ведь Пушкин «своим примером, находясь три месяца в Болдине в холерном карантине, научил, как это время можно провести с пользой». К тому же действие этой книги развивается не где-нибудь, а все в том же нижегородском крае.

Что касается второй части названия – лирической, или даже философской, найдем ему подкрепление из последней главы, названной «Вместо эпилога», где рассказывается о дальнейших судьбах героев повествования, а по сути, прослеживаются замысловатые перипетии новейшей истории нашей страны: «Наблюдая за своими детьми, я с грустью понимаю, что время, когда в школе учили жизни, учили быть человеком, умению общаться, отличать плохое от хорошего и самостоятельно мыслить, где увлекали и заинтересовывали, безвозвратно ушло».

В книге три части: первая о начальной школе «Мучительница первая моя», вторая о так называемом среднем звене «Классная-прекрасная» – да, такой вот контраст, всякие бывают учителя, от этого никуда не денешься, об этом предельно правдиво говорится в книге, причем и плохие, и хорошие наставники не рисуются одной черной или белой краской, для их портретов используется вся палитра, чем и подкупает повествование; наконец, третья часть (самая объемная) называется просто – «Старшеклассники», ведь именно в старших классах много всего происходит и в растущем организме, и в формирующейся личности, о чем подробно и искренне рассказывается.

В книге можно обнаружить тонкие психологические наблюдения за человеческими слабостями и «сильностями», авантюрные приключения, забавные рассказы о школьных каверзах и проказах, почти документальные описания реалий того времени, данные, однако, через призму иронического и ностальгического взгляда из дня сегодняшнего.

Фамилии персонажей явно придуманные, причем не без юмора придуманные, чего, например, стоит неразлучная тройка: Блинова, Хватова и Блинохватова. Однако, пожалуй, автора легко распознать в образе Арины Птичкиной, описанной наиболее сочно и полнокровно, к тому же ощущается явная перекличка: Арина-Марина, Птичкина-Соловьева, героиня, как и автор, шахматистка и врач, да и с творческими способностями у неё все в порядке.

Напоследок процитируем еще один отзыв с обложки: «Книга Марины Соловьевой удивительно теплая; читая её, погружаешься в мир детства и юности автора – мир светлый и гармоничный, его герои вызывают живой интерес». Так оно и есть.

Архангельск

Комментарии