ПОЭЗИЯ / Анатолий ВЕРШИНСКИЙ. ВРАЧЕВАТЕЛЬ. Поэма
Анатолий  ВЕРШИНСКИЙ

Анатолий ВЕРШИНСКИЙ. ВРАЧЕВАТЕЛЬ. Поэма

 

Анатолий ВЕРШИНСКИЙ

ВРАЧЕВАТЕЛЬ

Поэма

 

1

Точен как часы московский скорый.

Утро. Феодосия. Вокзал.

Я в гостях у города, который

«Божьим даром» древний грек назвал[1].

Кто здесь только ни бывал! Руины

Кафы генуэзской до сих пор

помнят властный шаг Екатерины,

взявшей Крым под русский омофор.

Пушкин погостил тут пару суток.

Ночью, морем следуя в Гурзуф,

чудные стихи, к стихии чуток,

он слагал, до света не уснув.

Айвазовский вовсе свой, из местных.

Грин – провёл тут пять счастливых лет...

Сколько их, известных и безвестных,

кто оставил здесь достойный след!

Близ Архиерейского подворья

установлен бюст на пьедестал.

Имя это знаю с давних пор я,

а впервой – в Сибири прочитал.

 

2

В Красноярске, в скверике у храма,

это имя вписано в гранит.

Вдалеке от гомона и гама

кто изваян? Чем он знаменит?

За его спиною виден ватник –

жаловали власти им не всех.

Старец в клобуке суров, как ратник,

рясой заменивший свой доспех.

Он и был, по сути, Пересветом,

выковавшим скальпель из меча:

отсекает вредное ланцетом

твёрдая, как сталь, рука врача.

Доктор со шляхетской родословной –

Войно-Ясенецкий. Так в мирской

жизни звался пастырь, а в духовной

стал архиепископом Лукой.

Церковью за тягостное бремя –

верное Спасителю житьё –

он прославлен в нынешнее время

в лике исповедников её.

 

3

Пращуры героя – белорусы,

шляхтичи из витебских бояр.

В прежние степняцкие улусы

ехали на юг и млад и стар.

Путь проложен был Екатериной.

В Керчи, близком русичам краю,

бедный сын фамилии старинной

начал дело и завёл семью...

Мальчика назвали Валентином.

В Киеве, где стал служить отец,

тягу к рисованию, к картинам

всё сильнее чувствовал юнец.

Но, стремясь полезным быть народу

в жизни, полной горестей и бед,

детскому пристрастью не дал ходу:

выбрал медицинский факультет.

В девятьсот четвёртом под Читою

раненых лечил во дни войны.

С тою, что звалась «сестрой святою»,

он потом объехал полстраны.

 

4

С Анною Васильевной Ланскою

доктора свела его мечта,

ставшая профессией мирскою,

в госпитале Красного Креста.

По веленью долга, не за славой

вместе с милосердною сестрой

на войну с японскою державой

за Байкал уехал наш герой.

Дав обет безбрачия, девица

прежде отказала двум врачам.

Третьего отказа не случится.

Боже, он же снится по ночам!

До чего хорош: высокий, статный...

В госпитале женский персонал

весь как есть, и штатный, и нештатный,

по хирургу новому вздыхал.

Ревновала... Право, без причины.

Что плели завистницы – враньё.

Потому что кроме медицины

не было соперниц у неё.

 

5

Вышла из военного горнила

крепко обожжённою страна...

Сколько городов и сёл сменила

вместе с мужем верная жена!

После госпитального отряда

ждал их захолустный неустрой:

часто вся лечебная бригада –

только врач на пару с медсестрой.

Скальпель – не художественный шпатель:

грубого разреза не затрёшь.

Твёрдо помнил земский врачеватель:

не чужой, а брат идёт под нож.

Опыт, обретённый в эти годы,

мягко выражаясь, был немал.

Всё он мог и смел! И даже роды

трижды сам у Анны принимал...

Дети – на жене, а муж – добытчик:

занят либо службой – во главе

земских полунищенских больничек,

либо – диссертацией в Москве.

 

6

В город, что прослыл в народе «хлебным»,

прибыл он в семнадцатом, весной.

Не один – со всей семьёй: целебным

будет южный климат для больной –

для жены, настигнутой чахоткой...

Анне полегчало, вот те крест!

Но болезнь безжалостною плёткой

резко подхлестнул его арест.

Поводом для этого ареста

стал навет: пьянчуга-санитар,

чтобы не лишиться в морге места,

первым главврачу нанёс удар.

Вор и алкоголик, сущий шлёндра

врал чекистам, будто наш герой –

враг советской власти, то бишь контра,

и за белых, стало быть, горой.

Дело было в городе Ташкенте,

шла и здесь гражданская война.

Врач врага не видел в пациенте:

пролитая кровь у всех красна.

 

7

Спас врача от верного расстрела

помнящий его партийный чин.

Анна же, как свечка, догорела.

Позже был открыт пенициллин...

В тридцать восемь лет ушла, скончалась

горячо любимая жена.

Четверых мальцов – такая жалость! –

на вдовца оставила она.

Над его детьми взяла заботу

медсестра, бездетная вдова...

Он же с головой ушёл в работу.

В церковь чаще стал ходить. Права

пастырей отстаивал в Ташкенте.

И сказал, дивясь его речам,

сам архиепископ Иннокентий:

«Доктор, быть священником бы вам».

Врач почёл совет подобным чуду

и в ответ на вещие слова

молвил: «Хорошо, владыко, буду,

если воля Божья такова».

 

8

Мог ли знать он, сколько лет в запасе

до гонений, ждущих впереди?

Лекции читал студентам – в рясе

и с крестом наперсным на груди.

Бремя зрелых лет, кричаще пёстрых.

Детство, юность, как вы далеки!..

В сорок шесть профессор принял постриг

с именем апостола Луки.

Врач, евангелист, иконотворец,

веру сохранивший в чистоте,

и до самой казни – ратоборец,

чьё оружье – слово о Христе, –

вот пример для пастыря с ланцетом.

Вскоре стал епископом Лука,

но остался медиком при этом.

Как двойная ноша нелегка!..

Церковь лихорадил учинённый   

Троцким и компанией раскол.

Пастырь арестован, обвинённый

в том, что против «обновлевцев» шёл.

 

9

Камера в Ташкенте – лишь начало.

(Раньше бы сослали в монастырь.)

Время испытания настало.

Туруханск... Поморье... Вновь Сибирь.

Накануне первого изгнанья

к пастырю пожаловал в тюрьму

важный чин и в ходе дознаванья

задал роковой вопрос ему.

Узник не хулил уклад советский,

и чекист вопрос поставил так:

«Кто вы, доктор Войно-Ясенецкий?

Друг ли наш иль враг?» – «И друг, и враг.

Если бы не крест христианина,

стал бы, коммунистом, верно, я.

Но гоненья ваши – вот причина,

почему мы с вами не друзья»...

Он прошёл Бутырку и Таганку,

где встречал знакомых и коллег.

Душу, по природе христианку,

он сберёг от зла в недобрый век.

 

10

Скольких озарений и открытий

мир лишился только потому,

что из «человечьих общежитий»

их обслуга делала тюрьму!

Стража дозволяла лишь немногим

рисовать, писать, изобретать...

Вряд ли был уклад излишне строгим

к тем, кто душегуб, мятежник, тать.

Но ни в чём таком не виноватых

сколько пострадало не за чих?

Их держали в тех же казематах,

где томились прежде судьи их...

Сослан врач в низовья Енисея,

в Туруханский край, где прежде жил

в ссылке Сталин, горько сожалея,

что бежать отсюда выше сил.

Отче правый! Волею благою

Ты сближаешь столь не близких чад...

Срок придёт – и бывшему изгою

Сталинскую премию вручат.

 

11

Он и в ссылке словом и ланцетом

врачевал заблудших и больных.

Был и злой зимой, и хмурым летом

доктором и пастырем для них.

Жизнь везде готовила подарки.

Сосланный в Архангельск, наш герой

жил в дому потомственной знахарки.

(Ссылка та была уже второй.)

Женщина готовила составы:

с почвой, прокалённой в чугунке,

свежую сметану, мёд и травы

смешивала тщательно в горшке,

на гнойник лекарство наносила –

и оно высасывало гной.

Главная целительная сила

в почве содержалась, в ней, родной.

Сколько лет поморскому рецепту?

Уж не те ли снадобья внесли

в свод сказаний собственную лепту –

быль о силе, взятой от земли?

 

12

Ссыльный доктор (экое нахальство!),

выказав неслыханную прыть,

вынудил врачебное начальство

травницу в больницу пригласить.

Выделили место для знахарки;

та землёй лечила земляков,

он же изучал её припарки,

разные для разных гнойников...

После ссылки ради общей цели

вызвал он поморку в Туркестан.

Но властям завистники напели:

Войно-Ясенецкий – шарлатан.

(Мог бы с ярлыком подобным Флеминг

в плесени открыть пенициллин?

Мир без дерзких версий и полемик

тесен для научных дисциплин.)

Так настал конец экспериментам

с цельбоносной силою земли.

Время расставания с Ташкентом

близилось меж тем. За ним пришли...

 

13

Чудом выжил под тюремной крышей.

В третью ссылку изгнан – как «шпион».

Грянула война. Приказом свыше

доктор в Красноярск переведён.

Город в средостении России

превратился в госпиталь сплошной.

Ссыльный гений гнойной хирургии

здесь лечил израненных войной.

После обязательной молитвы

он страдальца осенял крестом

и мечом врача – острее бритвы –

смерть смирял в боренье непростом.

И не знал он горестней моментов,

чем переживанье неудач,

хоть терял на сотню пациентов

только одного искусный врач.

Сам лечил и помогал советом

всем коллегам в центре краевом.

Помнят земляки мои об этом,

как бойцы – о братстве фронтовом.

 

14

Так ли важно, где прописан точно

лучший город молодости всей:

в Западной Сибири иль Восточной,

коль рубеж меж ними – Енисей?

Главное, стоит в речной долине,

на яру, что и доселе крут,

университетом ставший ныне

прежний медицинский институт.

Чтобы не попасть в полон немецкий,

он из центра выехал сюда.

Здесь профессор Войно-Ясенецкий

курс читал в военные года.

Здесь его труды по хирургии

позже изучал мой старший брат...

Где вы нынче, люди дорогие?

Ох, высок небесный вертоград!

Я молюсь под сводами святыми,

и вдвойне молитва горяча:

альма-матер брата носит имя

мудрого святителя-врача.

 

15

Смысл войны, священной для народа,

где на гибель шёл за брата брат,

диктовал для доброго исхода

к вековечным ценностям возврат.

Разве православный – не союзник

тем, кто мир зовёт за братский стол?

Только сжёг невежда-кукурузник

все мосты, что прежний вождь навёл.

Не забыть хрущёвских лет, богатых

язвами отеческой земли!

На моих глазах в шестидесятых

Божий храм в родном селе снесли.

Много лет спустя сгорела школа.

Нынче пишут: вымерло село...

Таяли деревни, следом – сёла.

Так в державе «укрупненье» шло.

Тесно в городах? За что боролись...

С верхних этажей спуститься вниз б!

Красноярск – он тоже мегаполис:

средняя высотка – двести изб.

 

16

Вот и я уже не перестрою

быт в многоэтажном городке...

Но вернёмся к нашему герою –

доктору-святителю Луке.

Он слывёт в миру Лукою Крымским

за своё служение в Крыму.

Странническим, то есть пилигримским,

был и остаётся путь к нему.

А вершиной докторской карьеры,

коль уместен этот термин тут,

стал на стыке знания и веры

тысячи солдат сберёгший труд.

Ссыльного вернуло государство

и закрыло «шитые» дела.

Пастырю за многие мытарства

Церковь честь и славу воздала.

Сталинская премия – за книги:

у врачей на них поныне спрос.

Святопочитанье – за вериги,

что незримо исповедник нёс.

 

17

С ношей арестанта-горемыки

пастырь свыкся: время таково.

Пущим грузом стала для владыки

трудная судьба детей его.

В каждом деле важные персоны

с камушками льда взамен сердец

им чинили всякие препоны:

как же, «враг народа» их отец!

Толки шли: «Видали хитрована?

Хочет быть апостолов святей.

Лучше бы отрёкся он от сана

ради четверых своих детей»...

Благ подвижник. Благи семьянины.

Дом – оплот, и келья – бастион...

Шло по знойным землям Палестины

множество людей с Христом, и Он

им сказал, по слову очевидца,

что из них учеником Его

тот не станет, кто не отрешится

от всего, что нажил. От всего.

 

18

Еду в Симферополь, где владыка

паству окормлял пятнадцать лет.

Странники от мала до велика

в храм Луки торят и ныне след.

В Троицком соборе, в полумраке,

медленно иду к мощам святым,

бережно хранимым в дивной раке:

в дар её от греков принял Крым.

Приложусь к мощам. Затеплю свечи.

В тишине побуду полчаса.

Я не жду чудес от этой встречи,

ведь не в нашей власти чудеса.

Факты сверхъестественных явлений,

что считают скептики за брёх,

коренятся в мире измерений,

чьё число поболе наших трёх.

По мольбе к угоднику святому

может дать просимое Творец...

Многого прошу ли? Мира – дому.

И тепла – для выстывших сердец.

 

19

Здесь же, рядом с Троицким собором,

есть музей святителя Луки.

Странники, нельзя спешить с обзором:

спешные шаги неглубоки.

Здесь я вижу первые изданья

книг врача с рисунками его.

Вижу инструменты, чьи названья

из больных не помнит большинство.

Удивляюсь рясе повседневной –

право, с богатырского плеча.

Узнаю об участи плачевной

травницы – сподручницы врача.

Умерла в Архангельске, в грошовой

комнатке: причиной стал угар.

С Верою Михайловной Вальнёвой

попрощаться шли и млад и стар...

Странники, Господь благоволит вам:

целый том исписан от руки

теми, кто излечен по молитвам

у мощей святителя Луки.

 

20

Как в минуты слабости душевной,

зная, что не сладишь с кривдой сам,

сдерживать себя и с речью гневной

всё ж не обращаться к небесам?

Словно бы возьмёте в руки щит вы

в самые глухие времена,

вняв истолкованию молитвы,

что Ефремом Сирином дана.

Пушкин изложил её стихами.

Смысл её – святителем Лукой

с простотою проповеди в храме

обозначен публике мирской.

Кто же не мечтал – и вслух, и втайне –

быть успешным, стать известным всем?

«Дух любоначалия не дай мне», –

молит Бога праведник Ефрем.

Что такое этот дух тлетворный,

сказано святителем Лукой:

тяга к верховенству, зуд упорный

властвовать над массою людской.

 

21

Дух любоначалия веками

ядом насыщал и кровь, и плоть.

Двигало оно еретиками,

жаждавшими Церковь расколоть.

Двигало оно бунтовщиками,

звавшими разрушить мир господ.

Двигало порочными умами,

тонко развращавшими народ.

В мире эта страсть владеет всеми:

всем желанны блага и почёт.

Между тем несчастье входит в семьи,

где детей лишь первенство влечёт.

Высшие места – удел немногих:

тех из нас, кого отметил Бог.

Быть внизу не стыдно – и убогих

ставит Он на путь, что так широк.

Нужно дар, полученный от Бога,

взращивать и помнить: нелегка

верная призванию дорога...

Вот что говорил святой Лука.

 

22

Так он сам и жил. Не рвался к власти,

но, когда Небесный наш Отец

к подвигу призвал, – презрев напасти,

пастырь стал властителем сердец.

Да, сердец, ведь не умом, а сердцем

чувствуем и боль и радость мы.

Он внушал своим единоверцам,

что вернейший путь на свет из тьмы,

путь к прозренью, к важному открытью

не опишешь цифрой иль письмом;

что познанье сердцем, по наитью,

выше, чем познание умом.

Лучше нас, мужчин, таким искусством

женщины владеют искони:

холодность ума мужского – чувством

сердца своего мягчат они.

Женственность и мужество слиянны

в браке – и полней союза нет...

Так он говорил – и шёпот Анны:

«Да, любимый», – слышался в ответ.

 

23

Знаю, долго жить в России надо,

чтоб мечта сбылась перед концом.

Только бы в пути не сбиться с лада,

избранного для тебя Творцом!

Пусть не церемонится с тобою

наша новоявленная знать,

вспомни муки тех, пред чьей судьбою –

стыд свои обиды поминать.

Станет худо – перечти хотя бы

житие святителя Луки:

в старости, уже слепой и слабый,

вёл он службу, хворям вопреки!

В зрелости – за всё хватался смело:

взяв ланцет, кадило или мел,

делал хорошо любое дело,

потому что плохо не умел.

Был бесстрашен – в клинике и храме;

говорил, врачуя дух и плоть,

что не он помог – его руками

исцелил болящего Господь.

 

24

Снова Феодосия, старинный

город-порт вокруг морской луки.

Чудный храм Святой Екатерины.

Рядом – бюст святителя Луки.

Карантин[2] особо колоритен.

Крепость. Церкви. Памятник... Бог мой,

это Афанасий сын Никитин!

Здесь молился он в пути домой.

Помолюсь и я в просторном храме,

чтобы путь в Москву был прям и прост,

чтобы вновь чужими катерами

не был атакован Крымский мост...

Есть в Крыму народное поверье,

что бескровной Крымская весна

оттого и стала, что в преддверье

грозных дней, когда пришла она,

во главе священников и клира

Господа просил о том Лука...

В жизни он любви желал и мира.

И таким остался на века.

4 июня 24 июля 2024

 


[1] Феодосия в переводе с древнегреческого – «Дар богов». Основана греками из Милета в VI в. до н.э.

[2] Карантин – старейший район Феодосии вокруг остатков Генуэзской крепости на Карантинном холме.

Комментарии

Комментарий #44719 08.06.2025 в 21:19

Замечательно!