РЕЦЕНЗИЯ / Андрей ПЕТРОВ. «ПРИЧУДЛИВЫЕ СОЗВУЧИЯ СУДЕБ». Документалистика Василия Авченко
Андрей ПЕТРОВ

Андрей ПЕТРОВ. «ПРИЧУДЛИВЫЕ СОЗВУЧИЯ СУДЕБ». Документалистика Василия Авченко

 

Андрей ПЕТРОВ

«ПРИЧУДЛИВЫЕ СОЗВУЧИЯ СУДЕБ»

Документалистика Василия Авченко

 

Книга Василия Авченко «Красное небо» (Москва, 2023) замысловато сконструирована. В ней рассказывается о судьбе одного летчика, ставшего писателем. Это реальная биография реального человека, ведь книга документальная. Однако здесь говорится не только и не столько об этом самом летчике. Герой, можно сказать, лишь повод, чтоб рассказать и порассуждать о многом, о том, что автор считает важным и нужным. Книга имеет показательный подзаголовок – «Невыдуманные истории о земле, огне и человеке летающем». Здесь представлены предыстория, сопутствующие истории и собственно история авиации в России – Советском Союзе на фоне истории мировой авиации.

А где авиация, там и выход на космическую тему, но, как выясняется, это тоже неслучайно и тоже связано – если не прямо, то косвенно – все с тем же сквозным героем, чья судьба стала поводом для написания книги, и, как говорится в аннотации, «вокруг которого странным и порой удивительным образом закручиваются и переплетаются все сюжеты». Автор признается: «Всегда завораживали, останавливали взгляд эти странные сближения, причудливые созвучия судеб».

А еще в центре внимания автора, конечно же, его родной и любимый Дальний Восток. Написано увлекательно, насыщенно, плотно. В книге густо от дат, цифр, имен, что порой может показаться утомительным, но и в этом в конце концов находишь определенное достоинство, заражаешься авторской увлеченностью, стремлением выплеснуть всё, что накопилось. Пролог, в котором отдельными вспышками даются фрагменты сюжетных линий книги, интригует, захватывает, провоцирует, он коррелирует с последней главой, которую можно посчитать эпилогом.

Итак, главный герой книги – Лев Колесников, он из рода первого летописца Владивостока Николая Петровича Матвеева, о его семье подробно рассказывается в первой главе «Матвеев-Амурский и его потомки», из неё, в частности, мы можем узнать, что двоюродными братом и сестрой героя являются известные поэты Иван Елагин и Новелла Матвеева. Мать героя в юности дружила с будущим писателем Александром Фадеевым, мало того она была его первой любовью – об этом рассказывает глава «Александр и Александра: повесть их юности». Впоследствии Александр Фадеев сыграет важную роль в писательской судьбе Льва Колесникова.

Как видим, пока никакого неба, здесь говорится о земных корнях героя, но это лишь подготавливает к основательному разговору о его главном призвании – авиации: у неё свои корни, своя история, о которой подробно, дотошно, увлекательно рассказывается в следующей главе – «Небесные тела и души», авиаторов автор называет не иначе как «очарованными крылатыми странниками». Приведем показательные цитаты: «Путь в герои и легенды открыт не всем – количество вакансий ограничено. Как будто в общественной памяти для каждого вида человеческих занятий есть особая ниша, куда помещаются лишь одно-два имени, а всех других помнят только узкие специалисты-историки»; «На авиацию работала целая страна: миллионы людей, тысячи предприятий, сотню конструкторов. Ставку на гениев, на чудо делать было нельзя»; «Авиация занимает в промышленности то же место, что и тигр в тайге, – это вершина технологической цепочки»; «Неудачливые конструкторы, неудержимые фантазеры берут на себя важную роль: показать, как нельзя, чтобы стало ясно, как можно. Слава дается другим, удачливым, но в их удаче – весомая заслуга проигравших».

Особая страница истории авиации, которой посвящена отдельная глава книги, – «В ревущих сороковых»: война и после войны, именно то время, когда наш герой формируется как военный летчик, он только учится летать, но в воздушных боях пока не участвует. И прежде чем ему выйти на боевую арену в Корее, автор рассказывает о «Большой войне в маленькой Корее»: в главе с таким названием представлены многочисленные документальные свидетельства, дается обзор источников. И отдельная глава о значительной роли авиации в этой войне – «Аллея «МиГов». И только потом о собственно боевом пути героя в небе над Кореей, об этом глава «В чужом небе. Секретная командировка летчика Колесникова».

А дальше речь идет о его писательстве «Проза после войны», герою приходилось писать завуалированно о том, что ему довелось испытать: в то время описываемые им события были окутаны завесой тайны. Автор убежден: «События, не отраженного художественной литературой, как бы не существует совсем»; он сожалеет: «Место русского Экзюпери по-прежнему вакантно». А еще автора очень волнует животрепещущий вопрос о войне и мире, он постоянно к нему возвращается: «Лучший бой, говорят мастера боевых искусств, – тот, который не случился. К войне следует готовиться уже для того, чтобы она не началась»; «Танец с саблями прекрасен, но сабли придуманы не для танцев»; «Мира на этой планете не будет никогда».

Потом, вроде бы, неожиданно и нелогично, идет глава «Долгая дорога на Луну» – о космической эпопее человечества, о реализации лунной программы. Казалось бы, какое это имеет отношение к нашему герою? Оказалось, прямое, вернее, все-таки косвенное, а главное, наш герой снова стал поводом для выхода на очень интересную тропу. И наконец в завершающей главе-эпилоге с романтичным названием «Над голубой рекой, или Пятнадцать мгновений судьбы» все тропы сходятся. Во время путешествия по этим самым тропам читателям предстоит познакомиться с интересными наблюдениями, комментариями, рассуждениями автора, который здесь отнюдь не безликий отстраненный повествователь, он предстает живым, неравнодушным, любознательным человеком – активным участником и сопереживателем описываемых событий.

Большой интерес вызывают яркие эмоциональные лирические отступления автора, которые представляются панегириками и, можно сказать, поэмами. Так, одна из главок названа, как и вся книга, – «Красное небо», она имеет подзаголовок «технологическая поэма»: «Творилась коллективная технологическая поэма. Её вдохновенно сочиняли на протяжении десятилетий сотни авторов – мастеров, конструкторов, испытателей…». Или вот такое откровение: «Моё прикосновение к авиационному миру ограничено, как и у абсолютного большинства, задиранием головы к небесам (звук турбины, а особенно поршневого мотора наполняет меня неизъяснимым трепетом) да скромной ролью пассажира. Но даже этот выдающийся опыт позволяет ощутить таинство, мистику, магию и власть Неба».

А как вам каламбуры, афористические высказывания: «Не всякий летчик, которого сбили, – сбитый летчик»; «Летчики бывают летающие и нелетающие, но не перестают быть летчиками»; «Герой – не профессия; мир после войны – как бы ни тяжелее самой войны»; «Жизнь после подвига порой сложнее самого подвига»; «К успеху готов не каждый. Успех может быть страшнее краха». Или вот такое озарение: «Всё – рядом, времена и пространства сжаты и обжиты, глобальная история тесна и интимна. Всякий маленький человек вовлечен в процесс тектонического размаха. Каждый связан с каждым, словно население Земли состоит из считанных сотен людей, а жизнь человечества утрамбована в немногие десятки лет».

Василий Авченко убежден, и в этом состоит основной пафос его книги: «Чтобы появился гений, нужны сотни талантов и тысячи посредственностей. Каждый триумфатор должен помнить, что он стоит на плечах и гигантов, и забытых неудачников, без которых не мог бы состояться. Триумф победителя предполагает наличие многих проигравших – иначе и триумфа не будет».

В заключение хочется сказать о книге словами самого автора: она – «не только о летчиках и самолетах, но о том, о чем вся хорошая литература: о месте человека в жизни, выборе и совести, любви и смерти, недостижимости счастья…».

За книгу «Красное небо» Василий Авченко в 2024 году получил Всероссийскую литературную премию имени Федора Абрамова «Чистая книга» в номинации «Современная проза».

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (1)

Комментарии