
Андрей ПЕТРОВ. «ПРИЧУДЛИВЫЕ СОЗВУЧИЯ СУДЕБ». Документалистика Василия Авченко
Андрей ПЕТРОВ
«ПРИЧУДЛИВЫЕ СОЗВУЧИЯ СУДЕБ»
Документалистика Василия Авченко
Книга Василия Авченко «Красное небо» (Москва, 2023) замысловато сконструирована. В ней рассказывается о судьбе одного летчика, ставшего писателем. Это реальная биография реального человека, ведь книга документальная. Однако здесь говорится не только и не столько об этом самом летчике. Герой, можно сказать, лишь повод, чтоб рассказать и порассуждать о многом, о том, что автор считает важным и нужным. Книга имеет показательный подзаголовок – «Невыдуманные истории о земле, огне и человеке летающем». Здесь представлены предыстория, сопутствующие истории и собственно история авиации в России – Советском Союзе на фоне истории мировой авиации.
А где авиация, там и выход на космическую тему, но, как выясняется, это тоже неслучайно и тоже связано – если не прямо, то косвенно – все с тем же сквозным героем, чья судьба стала поводом для написания книги, и, как говорится в аннотации, «вокруг которого странным и порой удивительным образом закручиваются и переплетаются все сюжеты». Автор признается: «Всегда завораживали, останавливали взгляд эти странные сближения, причудливые созвучия судеб».
А еще в центре внимания автора, конечно же, его родной и любимый Дальний Восток. Написано увлекательно, насыщенно, плотно. В книге густо от дат, цифр, имен, что порой может показаться утомительным, но и в этом в конце концов находишь определенное достоинство, заражаешься авторской увлеченностью, стремлением выплеснуть всё, что накопилось. Пролог, в котором отдельными вспышками даются фрагменты сюжетных линий книги, интригует, захватывает, провоцирует, он коррелирует с последней главой, которую можно посчитать эпилогом.
Итак, главный герой книги – Лев Колесников, он из рода первого летописца Владивостока Николая Петровича Матвеева, о его семье подробно рассказывается в первой главе «Матвеев-Амурский и его потомки», из неё, в частности, мы можем узнать, что двоюродными братом и сестрой героя являются известные поэты Иван Елагин и Новелла Матвеева. Мать героя в юности дружила с будущим писателем Александром Фадеевым, мало того она была его первой любовью – об этом рассказывает глава «Александр и Александра: повесть их юности». Впоследствии Александр Фадеев сыграет важную роль в писательской судьбе Льва Колесникова.
Как видим, пока никакого неба, здесь говорится о земных корнях героя, но это лишь подготавливает к основательному разговору о его главном призвании – авиации: у неё свои корни, своя история, о которой подробно, дотошно, увлекательно рассказывается в следующей главе – «Небесные тела и души», авиаторов автор называет не иначе как «очарованными крылатыми странниками». Приведем показательные цитаты: «Путь в герои и легенды открыт не всем – количество вакансий ограничено. Как будто в общественной памяти для каждого вида человеческих занятий есть особая ниша, куда помещаются лишь одно-два имени, а всех других помнят только узкие специалисты-историки»; «На авиацию работала целая страна: миллионы людей, тысячи предприятий, сотню конструкторов. Ставку на гениев, на чудо делать было нельзя»; «Авиация занимает в промышленности то же место, что и тигр в тайге, – это вершина технологической цепочки»; «Неудачливые конструкторы, неудержимые фантазеры берут на себя важную роль: показать, как нельзя, чтобы стало ясно, как можно. Слава дается другим, удачливым, но в их удаче – весомая заслуга проигравших».
Особая страница истории авиации, которой посвящена отдельная глава книги, – «В ревущих сороковых»: война и после войны, именно то время, когда наш герой формируется как военный летчик, он только учится летать, но в воздушных боях пока не участвует. И прежде чем ему выйти на боевую арену в Корее, автор рассказывает о «Большой войне в маленькой Корее»: в главе с таким названием представлены многочисленные документальные свидетельства, дается обзор источников. И отдельная глава о значительной роли авиации в этой войне – «Аллея «МиГов». И только потом о собственно боевом пути героя в небе над Кореей, об этом глава «В чужом небе. Секретная командировка летчика Колесникова».
А дальше речь идет о его писательстве «Проза после войны», герою приходилось писать завуалированно о том, что ему довелось испытать: в то время описываемые им события были окутаны завесой тайны. Автор убежден: «События, не отраженного художественной литературой, как бы не существует совсем»; он сожалеет: «Место русского Экзюпери по-прежнему вакантно». А еще автора очень волнует животрепещущий вопрос о войне и мире, он постоянно к нему возвращается: «Лучший бой, говорят мастера боевых искусств, – тот, который не случился. К войне следует готовиться уже для того, чтобы она не началась»; «Танец с саблями прекрасен, но сабли придуманы не для танцев»; «Мира на этой планете не будет никогда».
Потом, вроде бы, неожиданно и нелогично, идет глава «Долгая дорога на Луну» – о космической эпопее человечества, о реализации лунной программы. Казалось бы, какое это имеет отношение к нашему герою? Оказалось, прямое, вернее, все-таки косвенное, а главное, наш герой снова стал поводом для выхода на очень интересную тропу. И наконец в завершающей главе-эпилоге с романтичным названием «Над голубой рекой, или Пятнадцать мгновений судьбы» все тропы сходятся. Во время путешествия по этим самым тропам читателям предстоит познакомиться с интересными наблюдениями, комментариями, рассуждениями автора, который здесь отнюдь не безликий отстраненный повествователь, он предстает живым, неравнодушным, любознательным человеком – активным участником и сопереживателем описываемых событий.
Большой интерес вызывают яркие эмоциональные лирические отступления автора, которые представляются панегириками и, можно сказать, поэмами. Так, одна из главок названа, как и вся книга, – «Красное небо», она имеет подзаголовок «технологическая поэма»: «Творилась коллективная технологическая поэма. Её вдохновенно сочиняли на протяжении десятилетий сотни авторов – мастеров, конструкторов, испытателей…». Или вот такое откровение: «Моё прикосновение к авиационному миру ограничено, как и у абсолютного большинства, задиранием головы к небесам (звук турбины, а особенно поршневого мотора наполняет меня неизъяснимым трепетом) да скромной ролью пассажира. Но даже этот выдающийся опыт позволяет ощутить таинство, мистику, магию и власть Неба».
А как вам каламбуры, афористические высказывания: «Не всякий летчик, которого сбили, – сбитый летчик»; «Летчики бывают летающие и нелетающие, но не перестают быть летчиками»; «Герой – не профессия; мир после войны – как бы ни тяжелее самой войны»; «Жизнь после подвига порой сложнее самого подвига»; «К успеху готов не каждый. Успех может быть страшнее краха». Или вот такое озарение: «Всё – рядом, времена и пространства сжаты и обжиты, глобальная история тесна и интимна. Всякий маленький человек вовлечен в процесс тектонического размаха. Каждый связан с каждым, словно население Земли состоит из считанных сотен людей, а жизнь человечества утрамбована в немногие десятки лет».
Василий Авченко убежден, и в этом состоит основной пафос его книги: «Чтобы появился гений, нужны сотни талантов и тысячи посредственностей. Каждый триумфатор должен помнить, что он стоит на плечах и гигантов, и забытых неудачников, без которых не мог бы состояться. Триумф победителя предполагает наличие многих проигравших – иначе и триумфа не будет».
В заключение хочется сказать о книге словами самого автора: она – «не только о летчиках и самолетах, но о том, о чем вся хорошая литература: о месте человека в жизни, выборе и совести, любви и смерти, недостижимости счастья…».
За книгу «Красное небо» Василий Авченко в 2024 году получил Всероссийскую литературную премию имени Федора Абрамова «Чистая книга» в номинации «Современная проза».