КРИТИКА / Алина САБУТЬ. «ЗАМЕЧАЙТЕ РЯДОМ КРАСОТУ…». О поэзии Александра Морозова
Алина САБУТЬ

Алина САБУТЬ. «ЗАМЕЧАЙТЕ РЯДОМ КРАСОТУ…». О поэзии Александра Морозова

 

Алина САБУТЬ

«ЗАМЕЧАЙТЕ РЯДОМ КРАСОТУ…»

О поэзии Александра Морозова

 

Известный белорусский литературовед, критик, поэт Эдуард Скобелев в своих «узелках на память» верно заметил о литературном мастерстве: «Поэзия – всё то, что возвращает человеку его высокий смысл и вызывает в нём желание помочь людям подняться до добра и правды… Поэт должен рассматривать проблемы национальной и вместе с тем общечеловеческой значимости». Поэзия Александра Морозова демонстрирует, что для настоящего творчества нет и не может быть границ, разделений, условностей. Цена истинного поэтического слова высока в каждой национальной литературе и надёжно конвертируется даже на самых дальних континентах. Об этом говорит каждая строчка, каждая нота мелодии души поэта. К тому же, поэт и сам уверен, «что много напишется // в Филипанах душевных стихов». В неброской, в «пять десятков крестьянских домов», тихой белорусской деревеньке Филипаны недавно живущего в ней поэта родом из Дебальцево.

Милая поэту Островетчина стала своей: это и «сосновый лес и поле льна», и «самоцветами звёзды над хатой», и «берёзки в длинных сарафанах»… Надо настолько любить свой край, «сердцем рассмотреть», чтобы вдохновляться и рогатым месяцем, пьющим из ковша у Медведицы, и светящимися в небе алмазами звёздами, и цветением душистого иван-чая… Поэтическое восприятие окружающего вдыхает и в саму поэзию особый живописный колорит: сказочно красивый, божественный. Кажется, замирает всё вокруг от такой таинственной, искусной изобразительности:

И тихо с неба сыплет снег с дождем
       На ворох мокрых листьев золотых…

Деревенский магнетизм у поэта настолько глубок в сознании, что абсолютно оправданно, аргументированно звучит в десятках названий стихотворений («Деревенский выходной», «Субботний деревенский день», «Деревенька Филипаны», «Деревня», «Эй, деревня, не кланяйся городу…», «Вновь о деревне я пою…», «Деревенька моя», «Деревенька Филипаны», «Деревенское», «О деревенском воздухе», «А в деревне у нас» и других). Гимн деревне – райской обители – это прежде жизнеутверждающий поклон землякам и чарующим, неподдельным миросозидательным пейзажам. Послушаем музыку тишины, насладимся новыми картинами, которые рождаются в «пейзажах души» Александра Морозова:

А заря ожерелья развесила, 
       Разливая покой по дворам.

Покой, так необходимый в сельской поэзии и прозе жизни. «Каждый день, до приятной усталости, / пашет сельский двужильный народ» – это и боль, и гордость, и щедрый оберег Всевышнего:

Моя деревня – в пазухе у Бога, 
       Её Господь от кривды сохранит

Белорусским Есениным можно достойно назвать Александра Морозова за такое тонкое, трогательное воспевание деревни – Богом данного очага:

В морозный день, по солнцепёку –
       Все от земли и от сохи…
       Деревня всё же ближе к Богу,
       Здесь чище люди и стихи.

И быть деревне, которая лежит «на ладонях у Бога», если из уст хотя бы одного поэта звучит ничем не омрачённая, добродетельная идиллия: «А пока олениха и солнце, / И рассвет над деревней моей». Если просится неутолимое желание просто выйти под вечер в поле и «утонуть в божественной красе».

Поэтому естественны в поэзии Александра Морозова христианские мотивы. Это благодатное умение «без лирических прикрас» просить, прощать и благодарить Всевышнего за всё сущее, земное. Дар чувствовать Бога «в нашем сердце, дождике, росе»:

Пусть Господь сохранит
                от невзгод эту древнюю землю,
       Ниспошлёт нам покой
                  и проявит свою доброту.

Особым струнам души поэта подвластна философская лирика. Органично прописан в поэтическом пространстве Александра Морозова мотив сада. Безусловно, традиционный мотив сада символичен: из райского сада Эдема началась история человечества. «Года летят, а я сажаю сад»… Сад души Александра Морозова цветущий, овеянный мажорной тональностью. Сад у поэта – как атрибут благоденствия, мира и порядка на Земле, как дивный и таинственный мир, манящий вечностью: «Сад молодой, а я – не молодой, / Но всё равно я деревца сажаю». В поэтическом мировосприятии сад – это и земной рай здесь, в Филипанах, где, «наверно, я пускаю корни / и становлюсь для вас своим». Истинно и мудро…

Не чужды лирическому герою и осенние мотивы («В Филипанах осень», «Осеннее», «Ноябрит», «Круговорот веществ в природе» и иные). Осень как мудрость жизни, тихий шёпот которой взывает видеть красоту и прелестей, и будней. Или, как заметит сам поэт, «много желаний, а звёзды все реже падают». И миссия поэта – не просто дарить строчки, «закрученные в стихи», а «задавать вопросы / и над строкой заставить плакать», чтобы «сделать мир немного лучше».

Любовь к Беларуси, Островцу и к уже родному дому в Филипанах не напоказ, она чувственна и исповедальна. Ведь это дар видеть в каждом мгновении красоту, уметь слиться воедино с каждым закатом и рассветом, с каждым дыханием нового дня Беларуси – страны, которая стала за десять лет родным уголком для поэта. «Белоствольные символы – дерево Белой Руси» – это упоительные чувства любви и гордости за белорусский народ, его историю. Более того, даже самая тонкая сентиментальность Александра Морозова рождена переживаемой болью за деревню, за будущее Беларуси. Неравнодушная душа поэта – сельского жителя – взывает:

Возроди деревеньку и вдохни в неё новую жизнь.

И от этого поэзия по своей истинной сути перевоплощения «человека разумного» в «человека гуманного» становится прозрачней и правдивей. Она немногословна, но громка истинным смыслом:

Я четко слышу пульс страны
                         и ближе становлюсь.
       И понимаю, мы нужны
                             друг другу, Беларусь.

                                                      («Беларуси»)

Нет сомнений, что своим поэт Морозов стал и для Беларуси, и для Островецкой земли, о чём искренне пишет: «Стараюсь каждый миг заполнить / В калейдоскопе лет и зим». Миг, в котором слились воедино и семейное-родное, и национальное, и вселенное. Миг священной молитвы, животворящей и благодатной: 

В природном храме с дубом обнимусь
       И помолюсь за мир на всей планете,
       За внуков, за Донбасс, за Беларусь.

                                                   («Деревенский выходной»)

Патриотическая лирика поэта чрезвычайно актуальна: это тема войны, Великой Победы и мира. Обращение к исторической памяти о ратном подвиге народа необходимо для сохранения мира на земле. С болью в душе читаем строки о стойкости последних героев, ушедшего в мир иной солдата Георгия, который «в небесах не витал – / он шагал строевым в облаках», о солдатских вдовах: «Отчизны скрепы, державы гордость – / Ульяны, Марьи и Ефросиньи».

Пару слов о богатой поэтике стихотворений Александра Морозова. Довольно часто он выступает как подлинный художник, чтобы импрессионистическими красками, тонами и полутонами запечатлеть мгновения и дневных сияний, и ночных блесков – полноценной гармонии Её Величества Природы:

Пахнет сеном,
                а ветер расскажет былины. 
       Да откроет вам тайну
                  случайно трава-мурава. 
       Между веток деревьев
                       развесил паук паутину, 
       Зашифрованным кодом
                         вплетая простые слова.

Согласимся, такая поэзия чрезвычайно музыкальна: в ней царит созвучие разных голосов, мелодий, света и цвета. Чистоту и прозрачность осеннего воздуха читатель почувствует благодаря довольно частому приёму риторического кольца («Осень в Филипанах. / В Филипанах осень»). Душевное состояние героя часто характеризуется с помощью анафоры и антитезы («Для кого-то я, конечно, юный, / Для кого-то я ужасно старый»), загадочно-красивой метафорики («У речного плёса / По воде круги / Золотом берёза / Раздаёт долги»). Привлекательна глубоким философским смыслом и поэтическая афористика Александра Морозова: «А у дороги жизни / Хватит на всех обочин», «В лабиринте жизненных вопросов / Зыбко всё и неопределённо...», «Поэт – романтик и философ, / Одновременно царь и пахарь», «Моя деревня – в пазухе у Бога», «Будет хлеб и до хлеба, покуда / В этом мире деревня живёт», «Лучше в мире дороги нет, / Чем дорога, ведущая к дому» и другие. «Умею ненавидеть и любить» – это уже показатель широты поэтической души, самоутверждения поэта как личности. Такое противопоставление, полярность мышления с юмористическим привкусом натуральны для поэта Морозова, который в чём-то «похож на дилетанта», и в чём-то он – «поэт матёрый».

И напоследок: чем же соблазняет поэзия Александра Морозова?.. Кажется, гармонией высокого и житейского, жизнеутверждающим началом и исцеляющей энергетикой, наконец – незатейливой юмористической улыбкой. «Колю дрова, верстаю книжки» – вот суть человеческой души, разлитой в белорусских просторах колосящейся спелой ржи и синего, как небо, василька… Такая поэзия вдохновляет своей высокой нотой по имени Любовь. Глубокая, неиссякаемая любовь к Беларуси, Островецкому краю, саду в Филипанах, к землякам, родным в Дебальцево – жизни вообще. Где в суете дней так важно успеть «поглядеть на небо», а может быть, даже «ночью летать со звёздами».

Что может быть прекрасней, как ни россыпь чувственных эмоций поэта Александра Морозова, дарящего манящий свет читателю! Свет небесных звёзд и полнолунья, тепло уходящего бабьего лета, стучащего дождём по окну, и цвет седеющих деревьев…

Замечайте рядом красоту,
       Проживайте каждое мгновенье.

г.Гродно

 

Комментарии

Комментарий #44793 22.06.2025 в 16:34

А ещё Александр Морозов казачий командир, из числа самых первых защитников родного Донбасса. Удивительно в нём сочетание силы крупного человека и природной скромности мужчины, которому никому ничего не надо доказывать. И стихи его идеально сочетаются с образом воина-поэта. Сильные стихи. Рад, что судьба познакомила нас на белорусском фестивале "Славянская лира", лауреатом которой он становился, и кажется, не единожды. С пожеланием добра и успехов автору столь нужой статьи и самому Саше, Олег Куимов.

Комментарий #44788 21.06.2025 в 12:05

Даже судя по цитатам очень хороший поэт