ПОЭЗИЯ / Олег АЛИТИС. ДАЛЕКО, СОВСЕМ ДАЛЕЧЕ… Поэзия
Олег АЛИТИС

Олег АЛИТИС. ДАЛЕКО, СОВСЕМ ДАЛЕЧЕ… Поэзия

24.07.2025
87
0

 

Олег АЛИТИС

ДАЛЕКО, СОВСЕМ ДАЛЕЧЕ…

 

* * *

Далеко, совсем далече

от московской долготы,

есть таёжные поречья,

вековечной колготы.

 

А представь леса глухие

Предбайкальского хребта,

сопки, поймы луговые,

кровососов маета...

 

Там назад четыре века

шли отряды казаков

по иркутским быстрым рекам

«приясачивать князьков».

 

А потом переселенцы

от бояр Москвы вдали

волю, пашенки для хлебца

и охоты обрели.

 

Люди, волки, росомахи –

каждый кровью жертвы пьян,

и звериные папахи

на крутых башках христьян.

 

Здесь с XVII века

приучали всех детей,

что страшнее человека

в грешном мире нет зверей…

 

Если хочешь жить спокойно,

ясно было и ежу,

верь не власти, не иконам –

засапожному ножу!

 

Пробирайся осторожно

глухоманью в нужный край,

будь учтивым и с острожным,

и лесных не задирай!

 

И сейчас на сетках просек

по давнишней простоте

ни о чём никто не спросит,

лишь примерят по «статье».

 

Что здесь? Я грешил нередко,

фантазёр и лоботряс,

и уверен, наши предки

не носили чёрных ряс!

 

На раденьях беспоповских

(что сегодня страшный грех!)

не чурались даже плотских,

богу явленных утех...

 

Больше нет станицы этой

в пойме Манзурки-реки

и страдают, невоспеты,

сопки, сосенки, лужки.

 

Даже брёвна сельской церкви

смыты шалою рекой,

нет крестов, жуки да черви

берегут костей покой.

 

Смыты люди половодьем

революций, войн, реформ –

лишь одно зверьё сегодня

кровососам на прокорм.

 

Нынче у лесных кордонов

лишь порубщик пьян и лих.

Не сыскать былых чалдонов,

будто не бывало их!

 

Я гляжу на родословье

и не вижу там ни зги...

Нету слов – одни присловья,

либо вынесет мозги.

 

Эх, бумаго-ты-марака, –

не прервал круговорот:

как явился род из мрака,

так туда он и уйдёт!

 

НОЧНАЯ БОЛЬНИЦА

Что наша жизнь? Стихия прозы!

Вот месяц бледным сиротой

один в крещенские морозы

не спит над спящей слободой.

 

На стены старой горбольницы

развесил иней свой узор,

здесь нездоровый сон хранится

больных, врачей и их сестёр.

 

Усталый лекарь спит над книжкой,

приняв снотворного стакан,

по буквам в поисках излишка

ползёт бессонный таракан.

 

По призрачному коридору,

где над дежурною сестрой

часы крадутся, словно воры,

качаясь книзу головой,

 

бредёт в нужник слепой сердечник,

касаясь пальцами стены...

Ни тяжкий храп, ни стон предвечный

больных не могут тронуть сны.

 

Они из коренной породы,

чей быт первичен и суров –

рабочие стеклозавода

и содержатели коров.

 

Охальники и богоборцы,

и труженик и прохиндей,

пришли сюда, не к чудотворцам,

за избавленьем от скорбей.

 

Теперь ютятся по палатам,

пока не прилетят грачи,

и за мизерную зарплату

их лечат здешние врачи.

 

Таков наш мир уездный, грешный,

живёт, как спит – хоть бунт завей...

И спит на койке наш сердешный,

хрипя под жабою своей.

 

Как тяжек сон! Но звёздный глобус

вращается к дневным делам,

и ночь по голубым сугробам

уже на запад потекла...

 

КАРТИНА В МАСЛЕ

Полдень вдали от Алушты,

пляж шоколадных нудистов;

на вышедшей в море буне

как призраки древних времён

сыто застыли бакланы,

вытянув тонкие шеи

и вывесив чёрные крылья

на жаркий приморский бриз...

 

Выползшее на берег

молчит человечье стадо –

кремом лоснится кожа

разнофигуристых жён,

а блеклые татуировки

на языках заморских

высказывают откровенно

подспудные их мечты...

 

Откормленные мужчины

катаются с боку на бок, –

кто толстые книги читает,

кто томные взгляды бросает

на юношей прекраснобёдрых,

а те, истомлённые солнцем,

прикрыли распутные веки

и слушают тишину...

 

И только прозрачный ветер

гуляет в безвременье моря

и мерно шуршит по гальке

змееподобный прибой.

 

ПАМЯТНИК НА ПРОМЕНАДЕ

Солнце склоняется, когда мою тень

отдыхающие втаптывают в променад –

как и предписано, завершая день

под густыми кронами платановых аркад.

 

Для них кривляются клоуны и поют

рокеры невзыскательные свои хиты,

пиццерий и ресторанов неоновый уют

предлагает воплотить даже сытые мечты.

 

Развращённые отдыхом с младых ногтей

они старательно гуляют по приморской тропе,

словно не люди они – лишь тела людей,

не способные к труду и упорной борьбе.

 

Они как бы забыли, что за ними земля,

кровью праотцов омытая – их общая мать,

просторы необъятные, леса, горы, поля,

где завещано трудиться, а не труд продавать.

 

Они словно не видят, что я здесь стою,

тенью наплывая на пёструю толпу,

наплевать им на то, что я чувствую,

какие мысли застыли в моём бронзовом лбу.

 

Для них я давно уже отставной истукан –

скромный, молчаливый, незадачливый вождь, –

в даль недостижимую зовёт рука,

но сечёт тело ветер и плюёт в меня дождь.

 

Шесть десятилетий я чувствую зуд

от толчеи променада, а более от того,

что трещины предательства прокрадываются и грызут

высокий камень подножия моего.

 

Ночью, когда море шумит, а люди спят,

пока волны рушат их дворцы на песке,

я итог своей жизни подвожу опять

и пуще зеленею в невысказанной тоске.

 

Вот обнажённая правда: моя жизнь – тщета!

Царствие мое – всё дальше отсель!

Всесильна здесь она – чистых душ нищета,

Жизни продолжение – её единственная цель!

 

Жить, чтобы плодиться, чтобы дальше жить,

жрать всё, что жрётся, и друг друга жрать, –

важна для планктона лишь собственная сыть,

а всё, что обочь – отнюдь не благодать!

 

Искра моя здесь догорела дотла,

мечты мои этим людям не близки, –

я только и жду, когда их сытые тела

меня снесут и растопчут на куски...

 

Подмигивает мне месяц между тихих туч,

темнеют горы, южный ветер горяч –

завтра новый день, бездумен и кипуч, –

мир, как до меня, безволен и незряч.

 

ИКОНА

Как славно начинался день,

но пусть не предвещало,

на солнце набежала тень,

за лесом проворчало,

и куры собрались опять

рассесться по насестам,

лишь кошечка пошла гулять –

блудливая невеста...

 

Беги, скорей срывай с куста

рубашки и пелёнки –

ещё чуть-чуть и в листьях там

забьётся ливень звонкий!

Гроза грозит и молньей бьёт,

и крестится старуха,

а мама песенку поёт

ребёночку на ухо.

 

Спасён от гроз и от дождей

зародыш человека

и для него теперь важней

питательное млеко, –

и мама, нежно наклонясь,

суёт сосок молочный,

и пьёт малыш взахлёб и всласть,

причмокивая сочно...

 

Такие сцены сколько раз

в иконах в три сеанса

писал отнюдь не богомаз,

а гений Ренессанса.

С тех пор с иконы Божья мать

глядит, напоминая,

что может Бога воспитать

лишь женщина земная!

 

Комментарии