РЕЦЕНЗИЯ / Александр БАЛТИН. ПОЭТИЧЕСКАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ ОЛЬГИ КОРШУНОВОЙ. О книге «Всё, что Родиной зовём»
Александр БАЛТИН

Александр БАЛТИН. ПОЭТИЧЕСКАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ ОЛЬГИ КОРШУНОВОЙ. О книге «Всё, что Родиной зовём»

 

Александр БАЛТИН

ПОЭТИЧЕСКАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ ОЛЬГИ КОРШУНОВОЙ

О книге «Всё, что Родиной зовём»

 

Гудит вечевой, мощный, над миром незримо висящий колокол: Родина!

У русских особое отношение: стержневое, самородное, световое, без игры: всё должно быть всерьёз…

Начинается, начиняясь смыслами патриотизма и светового естества правды, книга Ольги Коршуновой стихотворением: «Всё, что Родиной зовём»…

Поэт штудирует жизнь, постигая метафизику её, самую сущность; поэт, творя свой свод, болеет сердцем за боль других, за страдания…

Если поэт не чувствует страданий других, пропущенных массой нитей через плоть мира, то… стоило ли начинать?

Посмотри войне в глаза.

Что в глазницах адских видишь? –

Смерть, что люто ненавидишь?

Смрад, где гибнут образа?

Страх, страдания людей,

Что лишились близких, крова?

Пуль полёт на запах крови?

Взрыв ошпаренных идей?

Коршунова работает с той мерой самоотдачи, которая свидетельствует о большом сердце, не говоря уж о даре: поэт смотрит в действительность такую, какая есть, словно требует преображения, изменения. Это и взрывает энергию, заставляет вновь и вновь работать со словом так, чтобы и оно работало с сердцем поэта…

Механизм возникновения стихотворения – тайна тайн. Но то, что получается в результате работы оного, позволяет судить о многом.

О правде.

О боли…

К сожалению, жизнь не хочет представиться павлиньим хвостом радости, и поэт, включаясь в действительность, не может мириться с мерою несправедливости мира, всё равно прекрасного, сколько бы боли и страдания ни влагал в свои недра.

Быть русским – по плечу ли вам?

По мне – так это здорово!

Животворяща синева

Над русскими просторами.

Свет чудотворных образов

Питает веру с правдою.

Силён земли исконный зов

В боях за дело правое.

Ощущение причастности к понятию русский – своеобразная мера мер…

Коршунова, идя от корня классических созвучий, от альфы классики, даёт лапидарные, жёсткие и чёткие характеристики этого феномена…

Свет здесь – ключевое слово.

Свет!

От него и жизнь сама, и пропущенный через церковные образа, словно растворённый в них, он определяет реальность, бытование в ней…

Вера и свет созидают книгу Ольги Коршуновой: что может быть выше?

Один из феноменов русскости – стремление к высоте, нежелание оставаться в пустоте онтологии обыденности с мелким шорохом сует…

Поэзия автора – вибрирующая, заражающая собой читательское сердце:

Временем я мобилизована

И отдаюсь времени зову я.

Вряд ли приказ нужен для этого.

Сердце само правит поэтами. 

И предавать сердце не вправе я.

Пульс в нём звенит Честью и Правдою.

Не удержать стих мой резонами.

Слово – боец!
                            Мобилизовано!   

Особое отношение ко времени: разгадка его едва ли возможна, но поэт, проходя над безднами жизни, постигает его по-своему, отдавая постигнутое – всем-всем-всем…

Коршунова раскрывается в стихах, как поэт всеобщности: болеющая за всех, пропитанная субстанциями чужих болей, и – бесконечно живая: плазма жизни льётся в читательское сознание.

Боец!

Слово твёрдо.

Но время такое: тревожное и набатное. Автор сильными ритмами выводит истину дня. И Земля сама у поэта, родная и страдающая, чувствуется острием иглы: сердцем, самой алхимической глубиной его:

Тучи чёрные кроют свет.

Вся земля будто в рытвинах оспы.

Там развалин торчит хребет,

Скол трубы – как осколок кости,

Тут поля от несметных ран

Изнеможены лютой болью…

Острозубен войны капкан.

Если вцепится – быть в неволе.

Своеобразно играет звук – гуттаперчевые «ч» и острые зигзаги «р» предлагают симфонический аккорд звукописи.

Неволя войны – страшное бремя человечества…

Но даже войны прослоены светом, что тонко фиксирует поэт, дыша и живя высокой мерой патриотических чувств.

Всем в жизни нужен берег,

Чтоб не пойти ко дну.

Мы то, во что мы верим,

А верим мы в страну.

Рисуются портреты людские: тонко, с импрессионистическими мазками оттенков:

Говорил мне Сашка

С позывнухой «Клён»:

– Мне в бою не страшно –

Я заговорён. 

Жизнь, брат, – не портянка.

Здесь другой износ.

Матери цыганка

Сделала прогноз:

«Не смотри пугливо.

Сын – утеха лет.

Бог ему счастливый

Выписал билет».

Своеобычна прозаизация портретируемого: точно используются разные техники письма, но результат – впечатляет…

Обыденность войны становится вариантом онтологии жизни, и соль стиха, просыпанная в сердце читающего, отливает белой мудростью Екклесиаста.

Всё должно быть высоко: мир, хоть и замаранный страданиями, болью, войною, вращается именно ради высот…

Книга – составная: она включает и переводы, и вот как лучится в русском варианте стихотворение финской поэтессы Пяйви Ненонен:

Ослабляю пояс платья летом

И свободу ощутить могу.

Беспощадный, тяжкий труд поэта

Совершаю, лёжа на лугу.

Снова – волшебная звукопись и тонко работающая пунктуация: как славно и сильно запятая поворачивает смыслы!

Понимание поэзии как труда: чувствуются космические, звенящие диски, фиксируется с великолепной вещностью, в которой – слоями и лучами – работает лёгкость…

Поэт управляет оттенками, тенями слов, нюансами отсветов…

Поэзия – сумма сумм: она включает всё в себя: и радугу радости, и горечь бытия, и полынный полюс правды…

Именно такая сумма интересно представляется в книге Ольги Коршуновой.

Смерть – глобальная несправедливость, но и – лакмусовая бумажка поэтического действа-мистерии:

«Эй, ты, Смерть!

Что маячишь за левым плечом?

Да с косой, как с мечом, –

В ожидании?

Тут тебе не причал.

Вовсе не привечал

И не звал я тебя на свидание».

Коршунова интересно работает с этой темой: страшной, как боль, естественной, как необходимость бытийного закона.

Поэт обращается к смерти, но и Ангел, возникающий в пределах стихотворения, белизной своею противостоит чёрному оттенку темы:

Ангел мой, белокрыл,

Тут крылами укрыл,

Удержал на краю света белого,

Крикнул Смерти: «Не сметь!»,

И отпрянула Смерть

От Защитника – Ангела смелого.

Защита есть!

В поэзии Коршуновой, сколь бы тяжёлые темы ни брались, нет никакой безнадёжности. Поэт демонстрирует стоицизм: пред лицом, либо ликом, пред любыми каверзами жизни, пред всей её трагедийностью.

Снова поётся Русь:

На просторах времени
                                           колея

Рассекает дебри-дни.
                                         Коли я

В гонке жизни – ветер в лоб –
                                                не сорвусь,

Не устану петь взахлёб:
                                          «Славься, Русь!».

Рифма – необходимая данность поэзии русской – у Ольги Коршуновой вспыхивает оригинально, нестандартно…

Составная, она, точно бросив сгусток в сердце читателя, подчеркнёт необходимость любви…

Но есть Донбасс… Он горит в теме поэта: Коршунова, чувствуя боль своей внутренней болью, передает трагедию войны как собственную, как свою явь и страсть, огонь и развал реальности:

Сухпаёк по полной выдан на брата,

И воды есть полторашка – терпимо.

Что ещё на фронте нужно солдату? –

Чтоб с удачей был да с верой любимых. 

А без этого служивому – «крышка».

Надо чувствовать, на что опереться.

Всяк на фронте знает не понаслышке,

Как при мысли о родных «крючит» сердце…

Солдатская соль Донбасса к тому что круто-солёна, ещё и горька:

Часов Яр – снова город скелетов-домов –

Ни единого целого здания.

Часов Яр мог бы в щедром разливе садов

Утопать… Что же душат рыдания?

Или – смерть бойца, который не успел стать отцом, – правда солдатского долга, безмерно ранящая слово и сердце поэта:

Есть памятник в нашем парке.

Там в бронзу солдат одет.

За Родину в схватке жаркой

Пал в двадцать неполных лет. 

Взгляни, нерождённый мальчик, –

Он мог быть твоим отцом,

Но выстрел решил иначе –

В бою был сражён свинцом.

Бронза стиха льётся, мощно, красиво; и тяжесть стиха своеобычно обработана продолжающейся жизнью…

И снова – Русь, Русь: раздольная, сложная, бесконечно любимая, с верой в родниковые силы жизни:

Так бывало не раз.

После прошлой –
                       Великой, Священной –

Возродилась земля
                          из развалин,
                                        пожарищ и тлена.

И теперь возродится,
                       и станет она только краше,

Ведь с Донбассом Россия –
                         опора, Отечество наше.

Книга Ольги Коршуновой столь плотно пропитана субстанцией любви, что в мир пойдёт лучевое свечение – от стихов, предложенных миру поэтом.

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (1)

Комментарии