Евгений ОВЧИННИКОВ
ДРЕВНЯЯ КРОВЬ
Поклон «Серебряному веку». Поэтические сочинения мастеров «Серебряного века» отличались глубиной мысли, исторической точностью и высокой нравственностью, что давало возможность читателю через художественный образ составить представление о культурных основах «народной духовности» и её значении для бытия русской цивилизации.
ПРИЗВАНИЕ
1.
Порой под тяжестью вселенной –
вздохнёт полночный небосклон,
и высь окутает – священный
реликтовый Дремучий Сон,
что меловым очерчен кругом,
и в нём – реальность божества,
и все мы – связаны друг с другом
зеркальной степенью родства...
Взлетишь, созвездья отражая,
осколок дня, душа шальная,
алмазный слепок Бытия,
а следом – строгий окрик Cмерти... –
и мы, очнувшись на рассвете,
забудем – истинных себя...
2.
Кому-то ж надо – лес валить,
каналы рыть, болота гатить,
раствор месить, руду лопатить,
в бараках мёрзнуть, вшей кормить...
кому-то – с праздного крыльца
хвалить всеядный труд народный, –
не больно он у нас свободный,
так – ради «красного словца» ж...
Как всё приземисто и просто:
судьбишка заячьего роста,
мыслишка смерть перемудрить,
а жизнь – увы – глухие дебри... –
а в них – увы – такие «вепри»,
что дай бог «счастливо» – почить...
3.
Одно призванье, что святыня –
отцова оря-берегиня, –
бахорят – на крови замешена
и вдовьими слезами солена,
да так без чина – и завещана,
а вкупе – присносущи ей:
бурьян, соха, могил мозолины,
кутья и грязь из-под ногтей...
Я веру – в правду их наследую,
и кровь, и слёзы, ибо – ведаю,
что дух – святый ржаного хлеба,
вдыхая – праху присных внемлю:
«...мы намолили эту землю...»,
«...мы уходили в это небо...».
ДРЕВНЯЯ КРОВЬ
1.
В славный час вершенья божьей воли –
мир взроптал, как мрамор под резцом,
и восстал – изваянный из боли –
храм Стихий, разбуженных Творцом, –
с дикой страстью, с буйством церемоний
причащенья таинств Бытия –
шла чредой кровавых жертв и оргий –
смена вех: Меча, Любви... Огня...
Круг замкнулся... вера оскудела:
что могло в огне гореть – дотлело,
сломан меч, сердца изъел порок, –
в службу заступил «утробный бог»:
Морок... и ему покорных множеств –
«сытый сон... забвение ничтожеств...».
2.
«О чём-то, что живей меня и чище...» –
забыл... забыл – и стал подобен зверю,
что, тщетно силясь осознать потерю,
обходит сытым взором миску с пищей...
чуть мысль мелькнёт, за нею, как на запах,
бежишь... бежишь вдогонку что есть силы... –
увы... стеной бурьян, кресты, могилы,
а след остыл... знобит и кровь на лапах...
Не то чтобы в мирском зверинце плохо,
но «нечто» предки друг о друге знали,
а потому – людьми и умирали,
а тут живёшь, как подбираешь кроху –
«...о чём-то, что мудрей меня земного,
о чём-то, что древней меня живого...».
3.
Не божества, но – божичи по крови,
а кровь – лилась... и днесь былой красы:
чуток – огонь в глазах, с разлётом брови,
да тень усмешки, спрятанной в усы, –
бо – как ни величаво мановенье
десницы, освящающей Исток, –
«...из века в век меняя направленье,
раздался вширь – и обмелел Поток...».
И пусть с вершины Алатырских гор –
величественным кажется простор,
молчал-молчал, да молвил некий странник:
«...стезя скорбей, и шествуют по ней –
цари без царств, царицы без царей...
на плаху – с гордостью...
на тризну – как на праздник...».
4.
Выжил, что в целом – устраивало...
сердце только вот – заледенело,
а затем век от века оттаивало...
и болело... болело... болело... –
кап... кап... кап... но мгновениями –
просыпалась в нём – Древляя Сила:
и сердчишко цвело откровениями...
и любило... любило... любило...
Так, не чая сквитаться с юдолью,
отягчённой Любовью и Болью,
по унылым руинам эпох –
и брожу между Жизнью и Смертью:
пресыщаясь то Словом, то плетью,
через шаг – то велик, то убог.
5.
Любви нужны лишь совершенства,
и потому до наших дней
дошло предание о ней –
как форме высшего блаженства;
так что же – наши дни пусты?!.
Ответ найти довольно просто:
нет совершенного уродства,
нет совершенной красоты.
Любовь – отрава, блажь, игра...
но во Спасение – мудра,
а мудрость в том, что в недра пекла
она ввергает – лишь тела...
но – посмотрите – как светла
душа, восставшая из пепла.
ЖИТИЯ
1.
Тих бор... по логам да берлогам –
ведьмачья тень любви таится,
и в нём – не страшно заблудиться, –
клянусь Ягой и Скотьим Богом:
шаг с тропки, к тайне приобщаясь,
а там – и ждут, и рады встрече,
там – все равны, там – правит вече,
а и всплакнут, то лишь прощаясь...
Но путь туда – проходят сами,
как к Слову долгими веками
восходит книжник-чародей, –
вот так вот, Мать-Земля родная,
любовь дана нам – не «земная»...
а в прочем – всё «как у людей».
2.
...украсили мой скарб сиротский
три «жития»: суть Паустовский –
«Ручьи, где плещется форель»,
да Пушкин – «Выстрел»... и «Метель»
с «благою вестью» о «предмете», –
и есть иль нет Любовь на свете,
пусть головы за то не снесть,
а я – свидетельствую: «...есть!».
Но, чувство – чаще безответно, –
и ты влюбляешься – предсмертно,
чтоб, просияв «звездой-полынью»
в «горниле пламенных страстей»,
благословить любимой Имя –
и сгинуть в пекле поскорей...
3.
И было в книгах праведного Отче:
прозрите Свет в слезах своей души...
и дух мой – пал в её пустые очи,
и заплутал в нехоженой глуши,
и там – по букве вещего поверья –
была тропа, и дебри без границ,
и мой пропащий дух тревожил зверя,
и наводил тоску на певчих птиц...
И был закат... и был лесной пожар,
и страх, и ярость, и хмельной угар
в огне Любви, и свет самосожженья, –
и был рассвет... увы... пропел петух,
истлела тьма, восстал из пепла дух,
неся – покой и слёзы очищенья.
ДРЕВЛЯЯ СИЛА
Дубы
С вершин земного Благолепия,
что – как ни глянь – «душеполезно»,
мы зрим – века, тысячелетия...
для мурашей же «время» – бездна,
для мурашей мы – «небожители», –
так, Ясен День, по меньшей мере:
«пусть в муравьиной их обители
воздастся – каждому по вере...».
Лес, воля, сретенье планид:
мураш, «священный дуб», «друид», –
с душой – в ладу, в родстве – со всеми:
живи... дыши... – попущен срок,
«…чтоб – в каждом был опознан бог:
аз есмь – бог-лес, бог-дуб, бог-семя...».
Борей
Вечор уж смеркалось, но листьев – качнулся убор:
и солнце-бродяга, с рассвета блуждавшее где-то,
поблагостней выбрав лучи, просияло в просветы,
и в царственный багр окрасился внутренний двор,
и что-то, как древо склоняясь над собственной тенью,
я – вспомнить хотел, но туманился внутренний взор, –
а ветер вдруг – стих... и уже – не имеет значенья,
с чего это – разум и сердце затеяли спор...
И разуму чести прибавят – лишь споры с собой,
и пылкому сердцу – давно уж показан покой,
и память – лишь символ, исполненный внутренним смыслом,
и служит не мне, а сакральным магическим числам, –
и я – только жрец... не живу, а свершаю – обряд,
бросая на числа от скуки – поверхностный взгляд.
«La Petite Fille De La Mer»
Над нотами склониться... и уснуть...
и, заглушая гул «людского моря»,
чтоб снилась – Музыка... и было по чуть-чуть
в ней и любви, и радости, и горя... –
чтоб снилась... той, чья ночь – светлей моей...
чей «остров» – тих, чей «берег» не усеян –
обломками погибших кораблей,
и сон – «надеждами» овеян...
Чтоб – снилась... не «гламурная», а Та –
забытая, как детская, Мечта,
но снова жизнь вдохнул в неё Вангелис, –
и прозвучал – божественный клавир:
«...ещё один храбрец оставил мир –
и чайки на помин рыдать слетелись...»
СТРАСТИ ПО АНДРЕЮ
1. («Солярис»)
Судья... палач... иль просто дева
с душою «срубленного древа»
и числится за мной должок,
аль просто так – «на огонёк»
по чьей-то суетной молитве –
явилась, словно воин к битве, –
а в битве этой «победит» –
тот, кто врага «переглядит»...
И так, причтённый девой вещей
к игре в «отсроченную смерть»,
во тьму души «нечеловечьей» –
гляжусь, не чая свет прозреть, –
сперва – озлясь... потом – любя...
ведь мы уже – почти «семья»...
2. («Андрей Рублёв»)
Взгляд поднял... и в который раз...
повержен – не портретным сходством,
а непосильным превосходством
Любви, струящейся из глаз,
и если страх – смертельный яд,
глаза – фиал с целебным средством, –
но я опять спасаюсь бегством
не в силах вынести их взгляд...
Что ж... да воспоёт «искусство» –
герой, чьим сердцем правит Чувство...
«блудить словцом» и трус бы смог –
под страхом смерти... либо-либо... –
но Правда – с Любящими, ибо –
«...так в человеке выжил бог...».
3. («Ностальгия»)
Ох, как порой бывает трудно
ночь скоротать без собеседника,
и рыщешь оком – алчно, блудно –
по небу в поисках посредника, –
но хоры ангельские смолкли,
а постный лик луны юродивой –
в усмешке корчится угодливой...
ведь отзовутся – только волки,
разверзнув глыбь своей печали
и кая высь недоброй вестью –
о царствах, что бесславно пали
во лжи, в татьбе да в неустроях, –
...о неоплаканных героях –
и сам зайдёшься волчьей песнью.
ИСПОВЕДЬ
Опять за десять вёрст на исповедь...
грошовый крестик... хоть для виду,
обет – умри, а надо выполнить,
а ты несёшь в душе – обиду
за бытие души убогое...
но взглядом обведёшь усталым
святые лики – и немногое
уже покажется немалым.
________
1.
Гляжусь в глаза от слёз иссохшие,
а в них – иные расстояния,
и стёжки, тернием поросшие,
проходят через покаяние, –
казалось, не с чего, а завидно,
и стыдно помыслов нечистых...
хвала Творцу, бывает праведна –
и зависть... если бескорыстна.
Корысть – души заблудшей пагуба,
и с червоточиной на сердце –
забудешь всё, а помнить надо бы,
что – лгут «речистые» клевреты...
честны ж – витии-страстотерпцы,
но их – кровоточат Заветы:
«Вы пережили нашу Славу,
беда – в короткой вашей памяти...
однако по какому праву
черните то, чего не знаете?!. –
что ж: изблевались вдосталь чтобы,
мир стал – вместилищем пороков,
и духи зависти и злобы
на вас наслали – лжепророков.
На вид – мудры сверх разумения,
в светлицу жизни нашей ситной
ввалились, как в свои владения,
с любовью к ближним кровожадной:
страшны – надеждой ненасытной
и верой в прибыль беспощадной...».
2.
Распять Христа – распять Россию...
Он здесь, под чуждой ходит властью,
и дорог нам не как мессия,
а как товарищ по несчастью, –
по межам, в рубище холщовом –
обходит «среды обитанья»...
врачуя души Божьим Словом
из веры в наше состраданье.
Когда б не страх, а Путь уж ведом:
сквозь грохот «словопреставленья»
неси свой крест за Спасом следом,
в пособье ж – костыли да помочи...
и Слово то, что во Спасенье,
тоски исполнено – до горечи:
«Кляну вас перстью вашей тленной:
у обитателей вселенной
осталось времени – немного...
ведь ваша жизнь – Улыбка Бога,
века дарующая тем,
кто, не щадя души и тела,
во имя праведного дела –
не омрачил Его ничем...
Не лгал, холуйствуя из корысти,
во славу некой – "высшей цели",
в угоду собственной же подлости
звеня пригоршней "общих мест", –
а, пусть молчком, пусть еле-еле,
но – терпеливо нёс свой крест...».
3.
Не оскверни свой дух сомненьями,
когда с повинным подношением
к тебе – побитому каменьями –
вдруг подойдут за утешением, –
ты жив – порывом откровенности,
слог – всё, что есть в тебе святого...
тори свой путь стопами верности,
твой посох – клятвенное слово...
Увы, в анналах человечества
в великом множестве примеры –
«певцов» неверия в Отечество
с надеяньем невесть на что...
но: как надежды нет без веры,
так вера без Любви – ничто:
«Любовь – музыка... изначально
в её основу лёг мотив,
мы – пробуждались, полюбив,
и жили им – исповедально, –
мы – звуки смертные его...
мы – сонм единожды пропевших...
и в чём-то даже претерпевших
от действа вечного сего.
Пусть на помин слеза прольётся,
Бог – справедлив, и не осудит –
ни Игреца, случись, коснётся –
сердечных струн... а иже с Ним:
ни тех, кто больше жизни любит,
ни тех, кто до смерти любим...».
________
В Любви – общественное благо,
но... чтобы обойтись без плах
и перегибов на местах,
нужна казённая бумага,
да чтоб, придав бумаге вес,
рыдал на паперти блаженный:
«В Любви – насущный и священный
национальный интерес...».
У ПОСЛЕДНЕЙ ВЕХИ
Что извиняет нашу слабость?
слеза нежданная? едва ли...
чья нерастраченная радость
не покидает нас в печали?
чьё сердце – всуе промолчит,
но втайне – грусть твою помянет?..
за слёзы светлые – похвалит,
за слёзы горькие – простит...
________
1.
Мир духа – тайна сокровенная...
на взгляд же строго прагматический:
земля, галактика, вселенная –
всего лишь пятачок сценический, –
в финале – «эра благоденствия»,
но в том, что сыты, мало чести...
идут века по ходу действия,
а разум – топчется на месте.
Завязка – «предопределённо» –
о вечной «тяжбе тьмы и света»...
и так же – ахнет потрясённо
развязкой поражённый зал, –
как потрясает проблеск света
из тьмы магических зеркал...
2.
Из тьмы магических зеркал
в часы, когда клевреты спали,
злой рок мне тайны поверял –
и тайны эти ужасали... –
вот так, сквозь пальцы рук, простёртых
над горькой чашей бытия:
он зрит на нас очами мёртвых –
и видит стаю воронья...
«Сорока ль по вороньи души
притащит в клюве весть благую,
и грянет грай – по тучной туше,
алчбою – злой, самозабвенной...» –
такую ль, хищную, срамную,
считаем жизнь свою «священной»?!.
3.
Считаем жизнь свою – священной...
но искра наша планетарная –
всего лишь бесконечно малая
часть Богом созданной вселенной, –
безбрежен космос бытия:
в нём всё бездонно – краски, звуки...
но люди слишком близоруки,
а слышать могут – лишь себя.
«Прозрев в болотные огни,
потупят взоры – и в поклонце
на тени молятся свои...» –
«святая» – скажут – слепота?!.
как языком слизало солнце...
какая в небе – пустота...
4.
Какая в небе пустота...
лишь одинокая комета
висит над нами, да и та
(как камень, брошенный в Христа)
пророчит – чёрные рассветы...
а дальше – только тишина,
покров, покрытый пылью звёздной...
звёзд – тьма, но в тьме той – ни одна
уже не станет путеводной.
«Навет – библейских имяреков,
власть – немчуры до крови жадной,
и лживость – брюхоногих греков...» –
всё – как всегда: кнутом кончается...
и присказка о «жизни ладной» –
нескладно как-то получается...
5.
Нескладно как-то получается...
и до повинных слёз обидно,
что всё когда-нибудь кончается,
и лишь стыду конца не видно, –
но не за дальнего и ближнего,
а за мурло своё родимое...
был грех – наговорил им лишнего,
забыв сказать необходимое.
Блажил – с намёком да загадкою,
а Русь – в полроста, под запретами,
живёт, дыша – и то украдкою, –
однако ж сказки слушать любят...
да – в чудо верят... и поэтому:
«...не по уму о русских судят...».
6.
Не по «уму» о русских судят,
коль скоро нам, безумцам, мило
не то, как есть, а то, как было
и никогда уже не будет, –
но брось досужие дела,
исполнись памятью людскою...
и Русь полюбится такою,
какой, казалось, стать – могла...
«Небес касаясь теремами,
с душой, живущей в полный рост,
с верстой немереной, с хлебами,
с дружиной – побоеспособнее...» –
днесь наш удел – чертовски прост:
мир – плоть, в утробе – преисподняя...
7.
Мир – плоть, в утробе – преисподняя,
в её кромешной безызвестности
жизнь лишена богоподобия,
а что есть свято – на поверхности, –
из света в свет – бредём пустынею,
кресты взвалив себе на плечи...
пусть святость пополам с гордынею,
чертям от этого не легче.
«Бо цены – тяжкие назначены...» –
и было, в путь пускаясь «вечный»,
за мудрость – втридорога плачено,
и святость обошлась – недёшево...
и так, с шишом в суме заплечной,
грядём по звёзд угасших крошеву...
8.
Грядём по звёзд угасших крошеву
в скорбях о мире обитаемом,
бо – стерегут нас тени прошлого,
и души падших – докучают нам, –
грядём – не грозным повелением,
грядём – отеческим наказом:
беречь с достойным нас терпением
святыню Славы Русской – Разум.
И рать была, и брани страшные,
да каждый – «сам себе судья»,
но строй держал, и были павшие... –
окстим уста же – от упрёков...
познать бы – истинных себя
к концу отпущенных нам сроков...
9.
К концу отпущенных нам сроков
сойдёмся у последней вехи –
не гордой поступью пророков,
а как простые человеки,
свои вериги и скрижали
оставив жителям земным...
увы, стези нам не спрямляли –
и путь наш вряд ли был прямым.
На ум «надеясь», в чудо «веруя»,
«любви» служила Русь Святая,
такою щедрой «меря мерою»,
что, не соврать, светилась лицами... –
и мы, последний путь спрямляя,
в небесный рай взовьёмся птицами...
10.
В небесный рай взовьёмся птицами,
но лишь по праву обладания
хотя бы малыми крупицами
от глыбы – Божьего Всезнания, –
блажен, кто, высь прозрев, покается...
но чаще крылья обретает –
не тот, кто Знанием спасается,
а тот, кто Знанием – спасает.
И чьи молебны – трёп пустой,
обрить, да гнать из храмов взашей,
да впредь – следить за «чистотой»... –
и Русь – на ключ пред «иноверцем»:
им не понять России нашей,
Россия познаётся – сердцем...
________
Россия познаётся – сердцем...
с размахом лапотной версты,
неодолимой «иноземцем»,
соизмеримы – лишь мечты, –
чудна славянская Стезя:
столь дивны памятные вехи,
что –
ни довериться навеки,
ни усомниться в ней нельзя.
Неординарно. Штучно. Высокий класс техники стихосложения.
Высокий и глубокий уровень мысли поэтической.