Валентина ЕРОФЕЕВА
АВГУСТ ОГНЕННЫЙ, МЕСЯЦ СТРАСТНЫЙ…
Стихи разных лет
* * *
Осторожно, сладко, нежно
Губ твоих прикосновенье,
Мой далёкий, дикий, снежный
Человек из сна забвенья.
Волны нежности скользяще
Омывают берег страсти.
Жаль, что мягко и изящно
Избежали мы напасти,
Что цунами здесь зовётся,
Диким смерчем ввысь взовьётся,
Горькой нежностью прольётся,
Болью сладкой отзовётся…
* * *
Тоскливой болью пустоты
Разломан слог, раскрошен свет.
Опять – не ты, и вновь – не ты:
Распятый след, обманный бред.
Ночных цикад тревожный стон,
И взлёт звонка.
Безумной вестью телефон
Пронзил века.
И нить, утерянная нить
Того клубка,
И лабиринт, которым плыть –
Аид-река, –
Угасли вдруг. И, разбросав
Остатки сна,
Взошла, царицей неба став,
Лишь весть одна.
* * *
Тело ластится, льнёт и ласкает,
Приворотным изгибом маня.
Тает, плавится, вновь воскресает,
Чтобы мучить и нежить меня.
Утомлённое, в зыбкость стекает,
Где вибрирует мгла, чуть дыша.
И распахнуто власть принимает
Из трепещущих крыльев душа.
* * *
Усталый стих мой сник недоумённо,
Костёр его стыдливо льнёт к земле.
Навязчивый мотив кислинкою зелёной,
Как яблочко-дичок, стомившийся в тепле,
Вибрирует в мозгу и, опьяняя тело,
Раскачивает в такт той сладости двоих.
И чистоте его нет никакого дела,
Что так самозабвенно
ты в вечности притих.
* * *
Воспалённая горе-головушка,
Раскалённая горе-головушка,
Дай прижмусь я к тебе прохладою,
Дай тебя, мой свет, я порадую
Сладко-страстным прикосновением,
Ветра лёгкого дуновением
С губ моих на твои виски:
Пусть враги твои перемрут с тоски,
Силой крепкою расцветут друзья,
А любимою – буду только я.
* * *
Август огненный, месяц страстный.
Звёзды гроздьями – прямо вниз.
Притяжение – не опасно,
Вот и мы с тобой – сорвались.
От тебя ко мне нить крепчайшая,
А от нас двоих – снова ввысь.
Ты – отрава моя сладчайшая,
Только мною – не отравись…
* * *
Тело пело, пело тело,
Приникая, проникая,
Растекаясь, обвыкая
В сладкозвучной тишине.
Тело пело о стране,
Из которой выход в море,
Там, где лодочка одна,
Страстной негою полна,
Тайну двух хранить должна.
Тело пело, пело тело,
Сокрушая, искушая,
Умоляя и прощая,
Песнь извечную любви –
Верь, надейся и зови…
* * *
Мой миленький дружок,
Весёлый пастушок...
Песенка
Мой милый лопушок,
Растрёпанный дружок,
Завихренным ключом,
Светящимся лучом
Ворвался ты в мой дом –
И тесно стало в нём,
И жарко стало в нём,
И ярко стало в нём
С тобою, мой дружок,
Мой милый лопушок…
* * *
Нас обманули – вот он рай:
В луне, застрявшей боком в туче;
В истерзанной ветрами куче
Навоза;
и собачий лай;
И гордый неуёмный кочет
Извечное ку-ка-ре-ку
На верхотуре, на суку,
Захлопав крыльями, клокочет.
Вот рай…
И запах молока
Так беззащитно веет сеном.
И это – вечно и нетленно,
Вне времени и на века.
И райских яблочек бока
Призывно манят прикоснуться,
Зубами впиться и – очнуться
Изгнанниками Старика…
НЕЖНОСТЬ
Застывшее в поленьях древо
Свой источает аромат.
И звёзды – сверху, справа, слева –
Дыханье благости струят.
Покой и тишь в подлунном мире.
Все катаклизмы до утра,
Часа на три или четыре
Зависли в коме. Спать пора…
Собачье сонное смятенье
Вновь освещает путь – назад.
Луны угаснувшей затменье,
Как очищенья листопад.
Спадают тяжко горечь, пытки
Молчанием достичь глубин,
Где заиграют солнцем слитки
Грядущей нежности вершин.
Всё ей, всесильной и всевластной,
Под ноги брошено давно.
И мраком, тяжким и прекрасным,
Пресыщенно горит окно.
* * *
Мой среброкудрый декадент,
Наук стремительный студент:
Любовных, точных и иных –
Как явных, так и потайных.
Рывок вперёд и шаг назад.
Полёт над бездной:
слева – ад,
А справа – райские сады.
И зависанье вдоль беды.
Лишь лоно страстное Воды –
Стихии драгоценных Рыб –
Спасает от распятья дыб,
Самовлюблённости врагов
Да лести страстной дураков.
Ах, среброкудрый мой студент,
Рывок последний – и момент
Царицы Истины в руках,
Клин журавлиный в облаках.
* * *
Какая вязь
И музыка какая
В чужих стихах!
Какие переливы,
Созвучные журчанию ручья
И трепетанью ивы
Тончайших пальчиков!
Кто дирижёр сей музыки?
И чья утонченной души
Блеснула партитура?
И растворив окаменевший плен,
Измяв беззнаковость
И беззаконье звуков
Чужих речей,
Рванулась вверх –
Чистейшая натура, –
Совпав мелодией
Прелюдий и теней
И соучастьем счастья…
* * *
Причудливы восторги пятен
Спирально вьющихся кругов.
Их лепет мягок и невнятен,
Но сетью стянутый улов
Богат. Насыщен чрезвычайно
Полётом бабочки, шмеля
Смятеньем круговым.
И тайна
Руки, вписавшей вензеля
Их траекторий, в глубь проросших
Вселенной,
и объятий душ,
Пленённых и неосторожных,
Слетевшихся на нежный туш
Их вариаций, –
столь глубинна
И кружит голову века.
Благая… И спиралевидна…
И высока – сквозь облака.
И ускользающе обидна.
И возбуждающе близка.
* * *
Луны воспалённое око
Сквозь облако пристально зрит,
Как поезд, тревожный, далёкий,
Стремительно к цели летит.
Раздолбанным монстром дорога –
Проложена так на века.
Над ней, разливаясь широко,
До сих пор та песнь ямщика
Зависла морозным осколком,
Обломком угасших времён…
И те же – голодные волки.
И так же – ягнёнок смущён.
* * *
Мой город там – вдали,
На раскалённых солнцем пуантах
Танцует танец вихревый песка.
И капельно-дремотная тоска,
Как небеса – угрюмого Атланта,
Вдруг радугой пронзит издалека
И ливнем грозовым омоет душу.
И вот уже, бесстрашная, не трушу
Чужих речей и вольности своей.
И даже не синица – воробей,
Испуганно в руках затрепетавший,
Вдруг затмевает нежностью своей
Полёт гордыни в небесах уставших.
* * *
Болящей нищенкой
пристроюсь на крыльце –
Под мрамор – привокзального буфета.
Бедовая головушка в кольце
Тугом забот – без плата и берета
Мигреневой тоскою перегрета.
И град старинный, степью и луной
Навечно впаянный во плоть и душу,
Прощально пахнет привокзальной стужей,
Бессонницей и строгостью людской,
Да юношей в тельняшке, надо мной
Склонившимся –
помочь советом.
Ах, милый мой, спасибо за глаза,
Тревожные и ждущие ответа.
Мне хорошо, мой друг, как всем поэтам,
Бездомным нищим, ждущим конца света,
Влюблённым, отпустившим тормоза,
И к гибели несущимся кометам...
Мне хорошо, мой друг! Прости за это.
* * *
Растекаюсь по древу и цвету,
По траве и росинке на ней.
Растекаюсь и таю под светом
Твоих нежных и страстных лучей.
Моё солнце – светило ночное –
Раскаляешь собой добела.
И вплавляясь в пространство иное,
Как песчинка слаба и мала,
Перестав быть самою собою
И почти примирившись с судьбою,
Вдруг взрываюсь сверхновой звездою,
Чтоб коснуться тебя, уходя…
* * *
Моя река так глубока,
Так широка, так высока –
Своими берегами.
И так быстра, и так длинна –
Весь мир опутала она
Беспечными руками.
Начало ей в душе моей
Мотивом вольности степей
И леса дуновеньем.
В них рождена, защищена,
Навечно свету отдана
Чрез морок и мученья.
Моя река так глубока,
Так широка, так высока –
Своими берегами…
Но берег мой – порос травой,
А твой – скалистый и пустой,
И – пропасть между нами.
* * *
Стыдливой неги полные леса
Набухшей грудью тянутся к светилу,
И стягивая страстно полюса
Безумцу-ветру шепчут:
«Милый, милый…»,
Раскачивая всплесками ветвей
Своё земное стынущее тело
И грезя, как весенний соловей
Их голоском царапнет неумело.



Валентина ЕРОФЕЕВА 


Размышления по предыдущему #45283
Ах, спряталась В.Е., р-роковая, за сублимацию: это все, мол, умеют пишущие))). Все да не все. Степень погружения да выныривания разная.
ОТВЕТНОЕ Алексею Ивановичу Смоленцеву (Комментарий #45269)
Алексей Иванович, дорогой, конечно - это наш рай: все наши годы, прожитые здесь на земле. Какие бы они ни были, даже драматичные до трагедии, - они наши. Они нам подарены Свыше. Они наша Радость и Наказание. А рай - он у каждого в душе (как, впрочем, и ад). Он или есть, или его нет там. Наверное, это всё же от нас самих зависит. Возможно, это та самая единственная свобода выбора, впрочем, тоже "отписанная" нам свыше. Ведь мы с этим раем собираемся ещё куда-то далее - в иные измерения, как вы пишете.
Благодарна вам за столь глубокое понимание моих попыток стихоплетения (пожалуй, по схеме: лесом еду - лес пою); попыток выразить свой личный рай - и не рай - в слове. А что касается "лирической героини" - так это нормальная судьба всех пишущих: сублимация, переход одного вида энергии в другой, который уже перестаёт принадлежать тебе...
С сердечной благодарностью -
Валентина Ерофеева
Дорогая, уважаемая Валентина Григорьевна, поздравляю Вас с публикацией! Увидел несколько дней назад… вчитывался… вчитался…
Какие они разные наши летА – годы… И каждому лету свой – Август… Да страстный, ведь это прощание. И Прощание и Венец… Вот и у Вас – все вместе… вроде бы всё о Любви… и страсть и сила… а Прощание… Нота прощания почему-то необъяснимо звучит сильнее…
Но здесь правда… ведь всё равно Август – это прощание… И вот эта нота, которая превосходит содержание (смысл каждого стихотворения, взятого по отдельности), это и есть для меня главное таинство (а можно сказать, и чудесность явления поэзии) Вашей подборки…
Пытаюсь разъять Ваше поэтическое высказывание – Август… – на отдельные стихи, а оно не разымается (!)… Всё в целости только существует и это удивительно и радостно… Гармония не разрушима и алгебра бессильна. Не знаю, прав ли я… наитием каким-то пишу… Может, стихи Ваши, слитые вместе, – это прямое явление стихии души… не разъятое на смыслы, а лишь засвидетельствованное, первозданное, первородное – и от этого захватывающее… Но какую же неразрешимую задачу ставите Вы читателю… Ведь поэт в этой подборке не весь целиком… надо же знать другие Ваши стихи, других и разных лет… чтобы замереть над этой подборкой, остановиться… Вот Владимир Соколов:
"Не могу из своей оболочки
Выйти так, чтобы без проволочки
От возвышенное буквы до точки
Вы могли меня сразу прочесть…".
Он, Поэт – в целом, потому и не может выйти из оболочки, что Оболочка и Существо – есть одно целое. Так же и у Вас… Но прочесть без проволочки не получится, если знать поэта – Вас… А стихи напротив, словно говорят: читай, дружок-пастушок… они легки… стремительны… просты… явственны, что ли… Вот Вы пишите: «лирическая героиня», но мне кажется, да ладно – вежливость – уверен – Вы работаете напрямую. Но да… надо знать всего поэта, а вот это – собранное выбранное… Да, если смотреть отдельно от целого поэта, то тогда – лирическая героиня, но тогда и обмануться легко, и увидеть за этими стихами, именно за этими, взятыми отдельно, совсем другого поэта… Но в итоге – подборка-то хороша? – Хороша, более чем… интересна! Но надо знать Целое… И вот смотрю на поэта Валентину Ерофееву: «Нас обманули – вот он рай»… И как раз сам автор это и доказывает, и показывает... Как раз «Рай»-то и повторён средь его «разных» лет. Повторён как «точка» – «входа», «выхода» (?) в иное измерение… Повторен как отсутствие «точек»: «вечно и нетленно, / Вне времени и на века»… То есть получается и вне времени и во времени, как посмотреть… Это и к подборке относится… Можно смотреть как целое поэта, а можно смотреть как частное – как выборку разных лет… Это относится и к Августу… Можно читать Август как сиюминутный свой – «звезды гроздьями»... Всё так… А можно читать Август – как вечный и неизбывный… И тогда – прощание становится сиюминутным… а воскресение – неизбежным:
И почти примирившись с судьбою,
Вдруг взрываюсь сверхновой звездою…
Алексей Смоленцев
Не ожидал, что на исхоженной тропе может ещё встретиться такое - нехоженое. Большое остаётся в тени. Хочется найти ещё какие-то правильные слова, а руки не поднимаются - зацепило.
Поэзией исцелованного воздуха назвали однажды лирику Ерофеевой. Может быть, это и есть Любовь...
Невозможно остаться равнодушным, прочитав “Август Огненный, месяц страстный…” Валентины Ерофеевой! Пламенные, страстные, глубокие – вот те прилагательные, что приходят на ум при первом же соприкосновении с её поэзией. Валентина Ерофеева обладает редким даром – она умеет говорить о самых сокровенных, порой мучительных переживаниях с такой силой и откровенностью, что они становятся понятны и близки каждому.
В каждом стихотворении чувствуется огонь, который пожирает изнутри, и страсть, которая движет всем сущего. Это не показная, поверхностная эмоция, а глубокое, подлинное чувство, которое пронизывает до самых костей. Поэтесса не боится быть уязвимой, она обнажает свою душу, приглашая читателя разделить с ней боль, радость, любовь и сомнения.
Глубина её стихов поражает. Она затрагивает вечные темы – любовь, время, память, поиск смысла – и делает это с такой мудростью и проницательностью, что каждое произведение становится откровением. Читая её, ощущаешь, как твои собственные мысли и чувства обретают стройную форму, как твои невысказанные переживания находят голос. Думаю, придётся по душе всем, кто ценит настоящую, искреннюю поэзию, кто ищет в стихах отражение собственных страстей и глубоких мыслей! Это чтение, которое оставит неизгладимый след в вашей душе. Браво, Валентина Ерофеева!
РАЗМЫШЛЕНИЯ ПО МОТИВАМ КОММЕНТАРИЯ #45208
О теле, "нераздельном с душой" во времена Сапфо, пожалуй, не соглашусь с вами.
Там, скорее, безраздельная власть этого самого тела, доминанта его над душой: "если хочу - то дай!". Дай, дай, дай...
К чему это привело? - к "усладе" всех 70 с лишним гендерных различий современного запада? Бр-р-р...
В русской поэзии вообще всё иное: идёт бесконечный и пополняемый, обогащаемый поиск гармонии меж телесным и духовным. Да, и через Серебряный век особенно, но скорее через его Прекрасную даму Александра Блока. И он изначально, изнутри выстроенно, видел её в Каждой встречавшейся на пути его Поэзии и достойной этой встречи. И не его вина, а его беда, что реальность побеждала высокие всплески раскрытой навстречу чуду души. Такова она, реальность, к тому же отягощённая бытом (не бытием) в лице двух (не)дам с их притаённым и явным неприятием друг друга: Любови Дмитриевны, существа крайне заземлённого, и Александры Андреевны, с её попыткой "высокого", которая, скорее всего, только вносила дисгармонию в её жизнь и жизнь её близких.
Так что Сапфо, искусственно раздуваемую в некую величину, с её островом Лесбос, ставшим "именем" нарицательным, пожалуй, стоит вернуть на её законное место, а не притягивать к разговору о поисках гармонии в русской поэзии.
Как будто запоздалое прощальное дыхание из Серебряного века, где свои законы и свои беззакония, где тело нераздельно с душой, как во времена Сафо.
Неожиданная и неотступная подборка "лирической героини"...
Очень женская подборка, хрупкая и противоречивая. Лирическая героиня безоглядна, чувственна, переменчива и чутка. В противоречиях этого цикла странно сосредоточено его обаяние. Замечательны поэтические образы, своевольно выглядывающие из тела стиха и остающиеся в памяти читателя.
В стихотворении "Нас обманули - вот он рай..." живая и неожиданная строка "в луне, застрявшей боком в туче".
"Тело ластится..." - как тонко показана перемена: от власти самозабвенного тела - к душе, которой даны слова, сомнения, признания и осознанные порывы.
"Причудливы восторги пятен..." очень психологичны и одновременно чувственны две финальные строки: "И ускользающе обидна. / И возбуждающе близка".
В стихотворении "Стыдливой неги..." на редкость примечательный образ лесов, которые грезят, "как весенний соловей / Их голоском царапнет неумело..."
И наконец, "Воспаленная горе-головушка..." - нежный заговор, в котором совсем нет архаически темных оттенков.
Валентина Григорьевна, спасибо: читал с интересом и удивлением, и еще - с искренней радостью за поэтические удачи автора.
Вячеслав Лютый
На Комментарий #45201
Это не я - роковая женщина. Это лирическая героиня моих стихоплетений - такая, сякая, разэдакая)))))
Спасибо, мои дорогие!
В.Е.
А Валентина, оказывается, страстная женщина.
Роковая!
Глубокие, необыкновенно лиричные строки. И очень мудрые: "Вот рай… И запах молока так беззащитно веет сеном. И это – вечно и нетленно, вне времени и на века". Я вот не думал, что молоко пахнет сеном. Наверно, парное деревенское, но где его сейчас найдёшь. Истинная поэзия действительно - вне времени. С.Зотов
Очередная поэтическая подборка Валентины Ерофеевой – особый, угольками обжигающий образец тонкой и глубокой лирики, где струной протянута напряжённая эмоциональная атмосфера и философская глубина.
В них есть напряжение и тревога («Ночных цикад тревожный стон») и на нечто неожиданное, внезапное, нарушающее тишину и покой. И всякая весть этого послания от сердца к сердцу выходит за рамки времени, касаясь вечных вопросов.
Ощутимы почти физически, тактильно - утрата и забвение, погружение в хаос, и новое рождение. Использованы сильные метафоры, которые создают глубину и многозначность. Напряжённо звучит в словах знойный августовский ритм, ритм этого «русского месяца катастроф». Ерофеева мастерски сочетает образы из античной мифологии с современными реалиями, создавая интересные сопоставления.
А. Леонидов, Уфа
Нежные и яростные, сокровенные и откровенные строки! Такие слова, вне сомнения, и должен дарить август, огненный и страстный...