ПОЭЗИЯ / Валентина ЕРОФЕЕВА. АВГУСТ ОГНЕННЫЙ, МЕСЯЦ СТРАСТНЫЙ… Поэзия
Валентина  ЕРОФЕЕВА

Валентина ЕРОФЕЕВА. АВГУСТ ОГНЕННЫЙ, МЕСЯЦ СТРАСТНЫЙ… Поэзия

 

Валентина ЕРОФЕЕВА

АВГУСТ ОГНЕННЫЙ, МЕСЯЦ СТРАСТНЫЙ…

Стихи разных лет

 

* * *

Осторожно, сладко, нежно

Губ твоих прикосновенье,

Мой далёкий, дикий, снежный

Человек из сна забвенья.

 

Волны нежности скользяще

Омывают берег страсти.

Жаль, что мягко и изящно

Избежали мы напасти,

Что цунами здесь зовётся,

Диким смерчем ввысь взовьётся,

Горькой нежностью прольётся,

Болью сладкой отзовётся…

 

* * *

Тоскливой болью пустоты

Разломан слог, раскрошен свет.

Опять – не ты, и вновь – не ты:

Распятый след, обманный бред.

 

Ночных цикад тревожный стон,

И взлёт звонка.

Безумной вестью телефон

Пронзил века.

 

И нить, утерянная нить

Того клубка,

И лабиринт, которым плыть –

Аид-река, –

Угасли вдруг. И, разбросав

Остатки сна,

Взошла, царицей неба став,

Лишь весть одна.

 

* * *

Тело ластится, льнёт и ласкает,

Приворотным изгибом маня.

Тает, плавится, вновь воскресает,

Чтобы мучить и нежить меня.

 

Утомлённое, в зыбкость стекает,

Где вибрирует мгла, чуть дыша.

И распахнуто власть принимает

Из трепещущих крыльев душа.

 

* * *

Усталый стих мой сник недоумённо,

Костёр его стыдливо льнёт к земле.

Навязчивый мотив кислинкою зелёной,

Как яблочко-дичок, стомившийся в тепле,

Вибрирует в мозгу и, опьяняя тело,

Раскачивает в такт той сладости двоих.

И чистоте его нет никакого дела,

Что так самозабвенно
                                 ты в вечности притих.

 

* * *

Воспалённая горе-головушка,

Раскалённая горе-головушка,

Дай прижмусь я к тебе прохладою,

Дай тебя, мой свет, я порадую

Сладко-страстным прикосновением,

Ветра лёгкого дуновением

С губ моих на твои виски:

Пусть враги твои перемрут с тоски,

Силой крепкою расцветут друзья,

А любимою – буду только я.

 

* * *

Август огненный, месяц страстный.

Звёзды гроздьями – прямо вниз.

Притяжение – не опасно,

Вот и мы с тобой – сорвались.

 

От тебя ко мне нить крепчайшая,

А от нас двоих – снова ввысь.

Ты – отрава моя сладчайшая,

Только мною – не отравись…

 

* * *

Тело пело, пело тело,

Приникая, проникая,

Растекаясь, обвыкая

В сладкозвучной тишине.

Тело пело о стране,

Из которой выход в море,

Там, где лодочка одна,

Страстной негою полна,

Тайну двух хранить должна.

 

Тело пело, пело тело,

Сокрушая, искушая,

Умоляя и прощая,

Песнь извечную любви –

Верь, надейся и зови…

 

* * *

                 Мой миленький дружок,
                         Весёлый пастушок...

                                                     Песенка

Мой милый лопушок,

Растрёпанный дружок,

Завихренным ключом,

Светящимся лучом

Ворвался ты в мой дом –

И тесно стало в нём,

И жарко стало в нём,

И ярко стало в нём

С тобою, мой дружок,

Мой милый лопушок…

 

* * *

Нас обманули – вот он рай:

В луне, застрявшей боком в туче;

В истерзанной ветрами куче

Навоза;
                  и собачий лай;

И гордый неуёмный кочет

Извечное ку-ка-ре-ку

На верхотуре, на суку,

Захлопав крыльями, клокочет.

 

Вот рай…
                     И запах молока

Так беззащитно веет сеном.

И это – вечно и нетленно,

Вне времени и на века.

 

И райских яблочек бока

Призывно манят прикоснуться,

Зубами впиться и – очнуться

Изгнанниками Старика…

 

НЕЖНОСТЬ

Застывшее в поленьях древо

Свой источает аромат.

И звёзды – сверху, справа, слева –

Дыханье благости струят.

 

Покой и тишь в подлунном мире.

Все катаклизмы до утра,

Часа на три или четыре

Зависли в коме. Спать пора…

 

Собачье сонное смятенье

Вновь освещает путь – назад.

Луны угаснувшей затменье,

Как очищенья листопад.

 

Спадают тяжко горечь, пытки

Молчанием достичь глубин,

Где заиграют солнцем слитки

Грядущей нежности вершин.

Всё ей, всесильной и всевластной,

Под ноги брошено давно.

И мраком, тяжким и прекрасным,

Пресыщенно горит окно.

 

* * *

Мой среброкудрый декадент,

Наук стремительный студент:

Любовных, точных и иных –

Как явных, так и потайных.

 

Рывок вперёд и шаг назад.

Полёт над бездной:
                               слева – ад,

А справа – райские сады.

И зависанье вдоль беды.

Лишь лоно страстное Воды –

Стихии драгоценных Рыб –

Спасает от распятья дыб,

Самовлюблённости врагов

Да лести страстной дураков.

 

Ах, среброкудрый мой студент,

Рывок последний – и момент

Царицы Истины в руках,

Клин журавлиный в облаках.

 

* * *

Какая вязь

И музыка какая

В чужих стихах!

Какие переливы,

Созвучные журчанию ручья

И трепетанью ивы

Тончайших пальчиков!

 

Кто дирижёр сей музыки?

И чья утонченной души

Блеснула партитура?

И растворив окаменевший плен,

Измяв беззнаковость

И беззаконье звуков

Чужих речей,

Рванулась вверх –

Чистейшая натура, –

Совпав мелодией

Прелюдий и теней

И соучастьем счастья…

 

* * *

Причудливы восторги пятен

Спирально вьющихся кругов.

Их лепет мягок и невнятен,

Но сетью стянутый улов

Богат. Насыщен чрезвычайно

Полётом бабочки, шмеля

Смятеньем круговым.
                                         И тайна

Руки, вписавшей вензеля

Их траекторий, в глубь проросших

Вселенной,
                       и объятий душ,

Пленённых и неосторожных,

Слетевшихся на нежный туш

Их вариаций, –
                               столь глубинна

И кружит голову века.

Благая… И спиралевидна…

И высока – сквозь облака.

И ускользающе обидна.

И возбуждающе близка.

 

* * *

Луны воспалённое око

Сквозь облако пристально зрит,

Как поезд, тревожный, далёкий,

Стремительно к цели летит.

 

Раздолбанным монстром дорога –

Проложена так на века.

Над ней, разливаясь широко,

До сих пор та песнь ямщика

Зависла морозным осколком,

Обломком угасших времён…

 

И те же – голодные волки.

И так же – ягнёнок смущён.

 

* * *

Мой город там – вдали,

На раскалённых солнцем пуантах

Танцует танец вихревый песка.

И капельно-дремотная тоска,

Как небеса – угрюмого Атланта,

Вдруг радугой пронзит издалека

И ливнем грозовым омоет душу.

 

И вот уже, бесстрашная, не трушу

Чужих речей и вольности своей.

И даже не синица – воробей,

Испуганно в руках затрепетавший,

Вдруг затмевает нежностью своей

Полёт гордыни в небесах уставших.

 

* * *

Болящей нищенкой
                          пристроюсь на крыльце –

Под мрамор – привокзального буфета.

Бедовая головушка в кольце

Тугом забот – без плата и берета

Мигреневой тоскою перегрета.

 

И град старинный, степью и луной

Навечно впаянный во плоть и душу,

Прощально пахнет привокзальной стужей,

Бессонницей и строгостью людской,

Да юношей в тельняшке, надо мной

Склонившимся –
                                 помочь советом.

Ах, милый мой, спасибо за глаза,

Тревожные и ждущие ответа.

Мне хорошо, мой друг, как всем поэтам,

Бездомным нищим, ждущим конца света,

Влюблённым, отпустившим тормоза,

И к гибели несущимся кометам...

Мне хорошо, мой друг! Прости за это.

 

* * *

Растекаюсь по древу и цвету,

По траве и росинке на ней.

Растекаюсь и таю под светом

Твоих нежных и страстных лучей.

 

Моё солнце – светило ночное –

Раскаляешь собой добела.

И вплавляясь в пространство иное,

Как песчинка слаба и мала,

Перестав быть самою собою

И почти примирившись с судьбою,

Вдруг взрываюсь сверхновой звездою,

Чтоб коснуться тебя, уходя…

 

* * *

Моя река так глубока,

Так широка, так высока –

Своими берегами.

И так быстра, и так длинна –

Весь мир опутала она

Беспечными руками.

 

Начало ей в душе моей

Мотивом вольности степей

И леса дуновеньем.

В них рождена, защищена,

Навечно свету отдана

Чрез морок и мученья.

 

Моя река так глубока,

Так широка, так высока –

Своими берегами…

Но берег мой – порос травой,

А твой – скалистый и пустой,

И – пропасть между нами.

 

* * *

Стыдливой неги полные леса

Набухшей грудью тянутся к светилу,

И стягивая страстно полюса

Безумцу-ветру шепчут:
                                «Милый, милый…»,

 

Раскачивая всплесками ветвей

Своё земное стынущее тело

И грезя, как весенний соловей

Их голоском царапнет неумело.

 

Комментарии

Комментарий #45321 18.09.2025 в 09:06

Размышления по предыдущему #45283
Ах, спряталась В.Е., р-роковая, за сублимацию: это все, мол, умеют пишущие))). Все да не все. Степень погружения да выныривания разная.

Комментарий #45283 12.09.2025 в 00:02

ОТВЕТНОЕ Алексею Ивановичу Смоленцеву (Комментарий #45269)
Алексей Иванович, дорогой, конечно - это наш рай: все наши годы, прожитые здесь на земле. Какие бы они ни были, даже драматичные до трагедии, - они наши. Они нам подарены Свыше. Они наша Радость и Наказание. А рай - он у каждого в душе (как, впрочем, и ад). Он или есть, или его нет там. Наверное, это всё же от нас самих зависит. Возможно, это та самая единственная свобода выбора, впрочем, тоже "отписанная" нам свыше. Ведь мы с этим раем собираемся ещё куда-то далее - в иные измерения, как вы пишете.
Благодарна вам за столь глубокое понимание моих попыток стихоплетения (пожалуй, по схеме: лесом еду - лес пою); попыток выразить свой личный рай - и не рай - в слове. А что касается "лирической героини" - так это нормальная судьба всех пишущих: сублимация, переход одного вида энергии в другой, который уже перестаёт принадлежать тебе...
С сердечной благодарностью -
Валентина Ерофеева

Комментарий #45269 10.09.2025 в 21:44

Дорогая, уважаемая Валентина Григорьевна, поздравляю Вас с публикацией! Увидел несколько дней назад… вчитывался… вчитался…
Какие они разные наши летА – годы… И каждому лету свой – Август… Да страстный, ведь это прощание. И Прощание и Венец… Вот и у Вас – все вместе… вроде бы всё о Любви… и страсть и сила… а Прощание… Нота прощания почему-то необъяснимо звучит сильнее…
Но здесь правда… ведь всё равно Август – это прощание… И вот эта нота, которая превосходит содержание (смысл каждого стихотворения, взятого по отдельности), это и есть для меня главное таинство (а можно сказать, и чудесность явления поэзии) Вашей подборки…
Пытаюсь разъять Ваше поэтическое высказывание – Август… – на отдельные стихи, а оно не разымается (!)… Всё в целости только существует и это удивительно и радостно… Гармония не разрушима и алгебра бессильна. Не знаю, прав ли я… наитием каким-то пишу… Может, стихи Ваши, слитые вместе, – это прямое явление стихии души… не разъятое на смыслы, а лишь засвидетельствованное, первозданное, первородное – и от этого захватывающее… Но какую же неразрешимую задачу ставите Вы читателю… Ведь поэт в этой подборке не весь целиком… надо же знать другие Ваши стихи, других и разных лет… чтобы замереть над этой подборкой, остановиться… Вот Владимир Соколов:
"Не могу из своей оболочки
Выйти так, чтобы без проволочки
От возвышенное буквы до точки
Вы могли меня сразу прочесть…".
Он, Поэт – в целом, потому и не может выйти из оболочки, что Оболочка и Существо – есть одно целое. Так же и у Вас… Но прочесть без проволочки не получится, если знать поэта – Вас… А стихи напротив, словно говорят: читай, дружок-пастушок… они легки… стремительны… просты… явственны, что ли… Вот Вы пишите: «лирическая героиня», но мне кажется, да ладно – вежливость – уверен – Вы работаете напрямую. Но да… надо знать всего поэта, а вот это – собранное выбранное… Да, если смотреть отдельно от целого поэта, то тогда – лирическая героиня, но тогда и обмануться легко, и увидеть за этими стихами, именно за этими, взятыми отдельно, совсем другого поэта… Но в итоге – подборка-то хороша? – Хороша, более чем… интересна! Но надо знать Целое… И вот смотрю на поэта Валентину Ерофееву: «Нас обманули – вот он рай»… И как раз сам автор это и доказывает, и показывает... Как раз «Рай»-то и повторён средь его «разных» лет. Повторён как «точка» – «входа», «выхода» (?) в иное измерение… Повторен как отсутствие «точек»: «вечно и нетленно, / Вне времени и на века»… То есть получается и вне времени и во времени, как посмотреть… Это и к подборке относится… Можно смотреть как целое поэта, а можно смотреть как частное – как выборку разных лет… Это относится и к Августу… Можно читать Август как сиюминутный свой – «звезды гроздьями»... Всё так… А можно читать Август – как вечный и неизбывный… И тогда – прощание становится сиюминутным… а воскресение – неизбежным:
И почти примирившись с судьбою,
Вдруг взрываюсь сверхновой звездою…

Алексей Смоленцев

Комментарий #45244 06.09.2025 в 21:08

Не ожидал, что на исхоженной тропе может ещё встретиться такое - нехоженое. Большое остаётся в тени. Хочется найти ещё какие-то правильные слова, а руки не поднимаются - зацепило.

Комментарий #45224 06.09.2025 в 02:22

Поэзией исцелованного воздуха назвали однажды лирику Ерофеевой. Может быть, это и есть Любовь...

Комментарий #45215 05.09.2025 в 09:21

Невозможно остаться равнодушным, прочитав “Август Огненный, месяц страстный…” Валентины Ерофеевой! Пламенные, страстные, глубокие – вот те прилагательные, что приходят на ум при первом же соприкосновении с её поэзией. Валентина Ерофеева обладает редким даром – она умеет говорить о самых сокровенных, порой мучительных переживаниях с такой силой и откровенностью, что они становятся понятны и близки каждому.

В каждом стихотворении чувствуется огонь, который пожирает изнутри, и страсть, которая движет всем сущего. Это не показная, поверхностная эмоция, а глубокое, подлинное чувство, которое пронизывает до самых костей. Поэтесса не боится быть уязвимой, она обнажает свою душу, приглашая читателя разделить с ней боль, радость, любовь и сомнения.

Глубина её стихов поражает. Она затрагивает вечные темы – любовь, время, память, поиск смысла – и делает это с такой мудростью и проницательностью, что каждое произведение становится откровением. Читая её, ощущаешь, как твои собственные мысли и чувства обретают стройную форму, как твои невысказанные переживания находят голос. Думаю, придётся по душе всем, кто ценит настоящую, искреннюю поэзию, кто ищет в стихах отражение собственных страстей и глубоких мыслей! Это чтение, которое оставит неизгладимый след в вашей душе. Браво, Валентина Ерофеева!

Комментарий #45213 05.09.2025 в 09:15

РАЗМЫШЛЕНИЯ ПО МОТИВАМ КОММЕНТАРИЯ #45208
О теле, "нераздельном с душой" во времена Сапфо, пожалуй, не соглашусь с вами.
Там, скорее, безраздельная власть этого самого тела, доминанта его над душой: "если хочу - то дай!". Дай, дай, дай...
К чему это привело? - к "усладе" всех 70 с лишним гендерных различий современного запада? Бр-р-р...
В русской поэзии вообще всё иное: идёт бесконечный и пополняемый, обогащаемый поиск гармонии меж телесным и духовным. Да, и через Серебряный век особенно, но скорее через его Прекрасную даму Александра Блока. И он изначально, изнутри выстроенно, видел её в Каждой встречавшейся на пути его Поэзии и достойной этой встречи. И не его вина, а его беда, что реальность побеждала высокие всплески раскрытой навстречу чуду души. Такова она, реальность, к тому же отягощённая бытом (не бытием) в лице двух (не)дам с их притаённым и явным неприятием друг друга: Любови Дмитриевны, существа крайне заземлённого, и Александры Андреевны, с её попыткой "высокого", которая, скорее всего, только вносила дисгармонию в её жизнь и жизнь её близких.
Так что Сапфо, искусственно раздуваемую в некую величину, с её островом Лесбос, ставшим "именем" нарицательным, пожалуй, стоит вернуть на её законное место, а не притягивать к разговору о поисках гармонии в русской поэзии.

Комментарий #45208 04.09.2025 в 12:26

Как будто запоздалое прощальное дыхание из Серебряного века, где свои законы и свои беззакония, где тело нераздельно с душой, как во времена Сафо.
Неожиданная и неотступная подборка "лирической героини"...

Комментарий #45204 03.09.2025 в 12:17

Очень женская подборка, хрупкая и противоречивая. Лирическая героиня безоглядна, чувственна, переменчива и чутка. В противоречиях этого цикла странно сосредоточено его обаяние. Замечательны поэтические образы, своевольно выглядывающие из тела стиха и остающиеся в памяти читателя.
В стихотворении "Нас обманули - вот он рай..." живая и неожиданная строка "в луне, застрявшей боком в туче".
"Тело ластится..." - как тонко показана перемена: от власти самозабвенного тела - к душе, которой даны слова, сомнения, признания и осознанные порывы.
"Причудливы восторги пятен..." очень психологичны и одновременно чувственны две финальные строки: "И ускользающе обидна. / И возбуждающе близка".
В стихотворении "Стыдливой неги..." на редкость примечательный образ лесов, которые грезят, "как весенний соловей / Их голоском царапнет неумело..."
И наконец, "Воспаленная горе-головушка..." - нежный заговор, в котором совсем нет архаически темных оттенков.
Валентина Григорьевна, спасибо: читал с интересом и удивлением, и еще - с искренней радостью за поэтические удачи автора.
Вячеслав Лютый

Редакция Дня Литературы 02.09.2025 в 23:01

На Комментарий #45201
Это не я - роковая женщина. Это лирическая героиня моих стихоплетений - такая, сякая, разэдакая)))))
Спасибо, мои дорогие!
В.Е.

Комментарий #45201 02.09.2025 в 19:20

А Валентина, оказывается, страстная женщина.
Роковая!

Комментарий #45200 02.09.2025 в 19:09

Глубокие, необыкновенно лиричные строки. И очень мудрые: "Вот рай… И запах молока так беззащитно веет сеном. И это – вечно и нетленно, вне времени и на века". Я вот не думал, что молоко пахнет сеном. Наверно, парное деревенское, но где его сейчас найдёшь. Истинная поэзия действительно - вне времени. С.Зотов

Комментарий #45199 02.09.2025 в 17:36

Очередная поэтическая подборка Валентины Ерофеевой – особый, угольками обжигающий образец тонкой и глубокой лирики, где струной протянута напряжённая эмоциональная атмосфера и философская глубина.
В них есть напряжение и тревога («Ночных цикад тревожный стон») и на нечто неожиданное, внезапное, нарушающее тишину и покой. И всякая весть этого послания от сердца к сердцу выходит за рамки времени, касаясь вечных вопросов.
Ощутимы почти физически, тактильно - утрата и забвение, погружение в хаос, и новое рождение. Использованы сильные метафоры, которые создают глубину и многозначность. Напряжённо звучит в словах знойный августовский ритм, ритм этого «русского месяца катастроф». Ерофеева мастерски сочетает образы из античной мифологии с современными реалиями, создавая интересные сопоставления.
А. Леонидов, Уфа

Комментарий #45196 02.09.2025 в 09:56

Нежные и яростные, сокровенные и откровенные строки! Такие слова, вне сомнения, и должен дарить август, огненный и страстный...