ПОЭЗИЯ / Кристина ДЕНИСЕНКО. ВПИТАТЬ АВРОРЫ ИЗУМРУДНЫЙ НИМБ… Поэзия
Кристина ДЕНИСЕНКО

Кристина ДЕНИСЕНКО. ВПИТАТЬ АВРОРЫ ИЗУМРУДНЫЙ НИМБ… Поэзия

 

Кристина ДЕНИСЕНКО

ВПИТАТЬ АВРОРЫ ИЗУМРУДНЫЙ НИМБ…

 

Я ТЕБЯ ИЗЛЕЧУ, МОЙ ХРАМ

Неприветливый край земли с шалашами из шкур ягнят,

Свет пытался тебя вскормить молоком ясных дней, но зря.

Там, где вечная тень хребта, где тимьян одурманил птиц,

У подножья горы волшба расползлась, и туман повис.

 

Пало племя твоих сынов, как отары больных овец.

Я ж вернулась туда, где дом под покровом беды исчез.

Ноги помнят песок и соль, прах, развеянный на ветру.

Я тебя поперёк и вдоль, будто палубу, обойду.

 

На лианах, как флаги, сны выгорают от тёмных чар.

Что ни шаг, то сильней слышны скал обрывистых голоса.

Не пытайся меня спугнуть переливами горных рек.

Я осилю идущей путь, я летящей взлечу наверх.

 

Воет волком на звёзды стог из соломы былых времён.

В разлитой темноте никто хлеб ацтеков не жнёт давно.

Я тебя излечу, мой храм, изгоню будто беса хворь…

И в обиду гостям не дам, от которых исходит зло.

 

За порталом из шторма в рай были тучи и капал дождь.

Мой корабль, как кость застрял в горле птицы, не протолкнёшь.

Я вернулась, земля, прости, что так поздно, но как смогла…

На вершине твоей горы будет снова гореть маяк.

 

И торговцы вернутся в порт, и волшба обернётся в снег…

Даже там, где тимьян цветёт и рассеянный луч померк,

Птицы станут, как прежде, вить на деревьях гнездо к гнезду.

А я буду тебя любить… Хотя, нет, я и так люблю!

 

ДЕТИЩЕ ПЕТРА

В ожерелье мест, где дворцовый храм

достаёт до звёзд,

Петербург – брильянт в золоте оправ

и холодный лоск

утренней зари в зеркалах Невы,

в мачтах кораблей.

Петербург как сон, где застыли львы

у ступеней вверх.

 

Он волнует ум беспокойством волн

финских берегов,

трелью соловья, золотой луной…

Если нет – враньё!

Здесь стихами льёт самоцветный дождь

на бульварный лист

нежность и порок, холод и тепло,

и уносит ввысь.

 

Крепостной острог, древний равелин –

детище Петра…

Галерейный ряд вековых картин

продолжает звать

городских гостей в царский Эрмитаж,

что ни новый день,

и на зов прийти, до мурашек прям,

хочется и мне.

 

Чтоб на Невском ночь, будто шаль, легла

на покатость плеч.

Чтобы яркий свет медных фонарей

смог меня обжечь

эйфорией чувств, поглотить лучом,

ввергнуть в снежный ком…

Чтобы Петербург мы с тобой вдвоём

обошли пешком!

 

ГИПНОЗ

Гипноз не волшебство, гипноз – твои глаза

И бархатным ручьём скользящий взгляд по коже,

Когда на небе звёздный пазл ещё не сложен,

А не зажечь на кухне свет уже нельзя.

 

Цветочный чай обижен, что его не пьют,

Остыл, как поздний август за москитной сеткой.

А на губах пожаром ласковым и терпким

Твой поцелуй находит чаемый приют.

 

Мгновений нити спутаны порывом рук

К покровам, в коих чувства словно волны бьются.

Мой океан твоим стучит и умолкает пульсом,

Мурашки верх над безмятежностью берут.

 

На грани осени малиновый закат

Безмолвно гладит против шерсти спины крышам.

Гипноз не волшебство, гипноз – без слов услышать

Всё то, о чём в кино красиво говорят.

 

ПЕСКИ КАФЫ

На сапфировом побережье

август

дышит закатным небом,

сквозь разлитое в море солнце

поднимает с мечтами

невод.

Мне вернуться назад бы

в полдень,

под сонливую тень навеса,

отрекаться,

как от престола,

от написанной зноем пьесы

по ролям,

на двоих,

с рефреном,

с чередой генуэзских башен…

Только, как ни крути,

но в осень

у фонтана каштан окрашен.

 

Август

душу макает в краски

айвазовской палитры штиля.

Чайки

крылья в закат алтарный,

опалённые, опустили.

И замедлило время поступь.

Не бежит,

а течёт пломбиром.

У ночного кафе оживший

амариллис

раскрылся синий.

Аммониты целуют ноги

вековыми песками Кафы…

Феодосия,

море,

август…

Я от осени отрекаюсь.

 

* * *

Нишу с пустотой в келье хлебных рос

обжигает свет.

За окном узор виноградных лоз

святостью задет

пламенных молитв, горестных стихов,

благодарных слов…

Отдала Христу пару пустяков –

приняла любовь.

 

Солнечная тень погружает миг

в круговерть времён.

Помню, был июль, а потом сырых

наволочек лён

пригласил дожди то ли на обед,

то ли погостить,

и писались в стол, а быть может нет,

что ни ночь, стихи.

 

Буквы как зерно, как рассада боль,

как вода слеза.

С улицы домой, маете назло,

май принёс кота,

рыжего, в огнях, в золотом цвету,

в белых сапогах,

и стихи, как хлеб, я на стол кладу,

чтобы с ним вкушать.

 

Мельница тоски меркнет по утрам,

что ни новый день.

И давно прощён в праведных стихах

подколодный змей,

притеснитель душ, кто и глух, и слеп,

от кого ушла

много зим назад печь из строчек хлеб

и кормить кота.

 

* * *

Шумит родная улица густой листвой

нестриженой черёмухи и белых яблонь.

Спины не разгибая, призрачный забор

поклоны будто в реверансе отбивает

тому, кто помнит краску на его щеках,

чья память соткана из самых светлых нитей…

И сердце плачет от наитий до наитий

рабыни божьей в целомудренных летах.

 

Вот шаг остановился у живых картин –

полотен сельской жизни на холстах убогих:

щекочет пятки низким облакам люпин

и вишни окунают в буйство красок ноги.

Пустые окна, как глаза слепых старух.

В них страшно посмотреть, ещё страшней смириться,

что их хозяева домой, как с юга птица,

не возвратились после выпавших разлук.

 

Ни магазина, ни часовни. Тишь и глушь.

Разорванную цепь уныло пёс волочит.

И с каждым взглядом я всё больше дорожу

уже не тем, но всё же светлым домом отчим.

С него и начиналась Родина моя.

Пшеничные поля, акаций белых стражи...

Советская открытка снова в руки ляжет,

и встанет пред глазами прежняя семья.

 

И до мурашек по спине тоска пронзит

лучами проклятой луны оконный ставень,

и сад черёмухой расплачется навзрыд,

как будто ждёт, что я его от мук избавлю.

А я уеду завтра в город, где трамвай

не видел Родины моей меланхоличной,

с деревьев, без заботы дольше, чем обычно,

лишь пару веток над калиткой обломав.

 

АХПАТ

Монастырь Ахпат смотрит, как вдали

вьются нити волн.

Над каньоном свет, как вода, разлит,

и как мак, червлён.

 

Здесь монахи сон клали на алтарь,

и что ни рассвет,

то они не спят, пишут досветла

обо всём, что есть,

в манускрипты дат, судеб и времён,

в письмена для нас.

Прикоснись к стене. Храм заговорён.

Древнего псалма

звук впитала мощь монолитных плит,

каменных колонн.

Мудрый Ованес с Богом говорит

то ли о былом,

то ли про сейчас шепчет арок свод

ветреной весне…

Матенадаран будто книги ждёт.

Чаянье везде.

 

Шаг за шагом вглубь. На хачкаре тень

прикрывает крест.

Образно-то как. Удивлюсь вдвойне,

как красиво здесь.

Византийский стиль фресок и скульптур

овладел душой.

В галерейный зал воробей влетит

смелый и смешной.

Расплеснёт вдоль стен, где рассвет расцвёл,

Шараканский хит,

и армянский дух монастырских гор

нас благословит

на удачный день, на любовь к земле,

к низким берегам.

Ты и я здесь гость, и досадно мне,

что не навсегда…

 

МАЯК НАДЕЖДЫ

Зажжёт маяк надежды твой упорный труд:

Грести не веслами по волнам, а руками время,

В котором полной грудью не дано вздохнуть

Под натиском стихии громогласных откровений.

 

Признаться самому себе, что ты не слаб,

Что ты давал тепло, когда другие забирали,

И вслед за кораблями, не смотря назад,

Ловить лучи рассвета приоткрытыми губами.

 

Как ловят молнии верхушки белых мачт,

Как звёздные плеяды генуэзские колодцы,

И говорить стихами в такт, когда молчат

Уставшие ягнята с горной чехардой бороться.

 

Ты на своём пути осилишь все круги.

И тягости, и торжества, и милостивой бури,

Когда и строгие слова не так строги,

И снисходительные речи взгляд тоской не хмурят.

 

Ты сможешь оттолкнуться от вчерашних снов,

От недосказанности между ранеными нами

Слепой случайностью и парой пустяков,

И солнцем быть, и маяком, и детскими мечтами.

 

Ты так силён, как море в пик его страстей,

Когда кипучей пеной соль въедается в причалы.

Твоя надежда безнадёжности сильней,

И что ни ночь, я по твоим стихам опять скучаю.

 

* * *

Не буду говорить о лужах с летними дождями!

О розовых туманах с бренной холодностью гор...

Мой мир, как маленький футляр, янтарным светом занят,

Когда твои объятия в желании немом,

И пламенный июль, и дрожь осеннего шафрана,

И тонкая вуаль зари на иглах белых яхт,

Когда волна, как блюз, то стихнет, то опять нагрянет,

И сонные причалы ноты волшебства хранят.

Когда старинные качели караулят утро

И южному этюду не помеха мелкий дождь,

И льётся свет, и маленький футляр открыт как будто,

Лишь потому, что ты по мокрому песку идёшь.

Безмолвно. Беспечально. Тенью опустились чайки,

Лавандовую дымку с крыльев обронив на пирс.

Я в крымских кипарисах и в тебе души не чаю,

И если хочешь, завтра в Кафе… тоже мне приснись.

 

НЕ ПЕРЕСТАНУ…

Солнечным сплетением тумана и дождя

откликается берёзовая роща зову

то ли сердца, то ли памяти, и бередят

бисерные капли партитуры оркестровой

детский сплин, что за семью печатями минут,

васильковых комм и скованных морозом терций…

Я, конечно, знаю, что тебя нельзя вернуть,

только непогода будто требует всмотреться

в музыку зеркальных луж, в изнанку тишины,

в небо полное ни голосов, так всплесков эха.

Город кажется безлюдным. Тучи сгущены.

И как будто ангелы в глаза мне смотрят сверху.

В мокрых платьях. С белыми цветами на груди.

И поют над парасолями то блюз, то кантри…

Мне – что подорожник к сердцу, что к душе дожди.

Я тебя не перестану помнить завтра.

 

СИБИРСКАЯ ТАЙГА

Спешат. Ветра – развеять северный венец…

Часы с опаловым пятном на циферблате снега…

И по следам единорогов тени света бегать…

И ты спешишь ко мне навстречу, наконец,

 

Побыть под нимбом волшебства наедине.

Сквозь сеть алмазную глаза твои – пьянящий омут,

Всё видят, понимают, знают наперёд… и стонут

Под сердцем маленькие скрипки по тебе.

 

Какой талантливый художник сотворил

Твои просторы в мозаичном заполярном круге

Хрустальными, промёрзшими до тишины понурой,

А, впрочем, до сонаты ледяных ветрил!

 

Разлитый блеск на скалах, выстроенных в ряд,

Как тонкая вуаль времён, как иллюзорный кокон.

Лучистые тропинки – вены, нити, связь с востоком

Крыльца, чьи половицы всё ещё скрипят…

 

И сколько им ещё скрипеть под настом зим,

Глухим кукушкам, что ни день, то снова неизвестно…

А мне бы прежде, чем за гранью навсегда исчезнуть,

Впитать авроры изумрудный нимб таким,

 

Как святость облаков и туч вокруг Христа,

С ладони накормить единорога зимней вишней,

И может даже прокатиться вдоль деревьев пышных…

Пока стоит в снегу сибирская тайга.

 

* * *

Снежным барсом крадётся весенний рассвет к сонным окнам.

У растерянных елей ресницы в жемчужных слезах.

Там весна взбудоражила сердце Сибири и томно

Прикоснулась к деревьям, одетым в снега нараспах.

 

Здесь моё восприятие долгого эха печали,

В коем выли метели под сбой электронных часов,

Это чувство, когда клавесины тайги замолчали,

И безгласие нового утра от ночи спасло.

 

Не опять тишиной перед бурей ли? – съёжилась память.

Я сама из двух зол выбирала холодный огонь

Всех тех чувств, от которых уже ничего не осталось –

Только в пепельном блюдце огарки цветистых стихов.

 

Только призрачный снег на увенчанном солнцем карнизе.

Только алой герани распятья в ладонях окна.

И уже ничего от прихода весны не зависит…

Во дворце, где играли свирели, свеча зажжена.

 

Комментарии