
Владимир ШЕМШУЧЕНКО. «ЭЙ, РОССИЯНЕ! ЛОВЦЫ ВСЕЛЕННОЙ…». 130-летию Сергея Есенина
Владимир ШЕМШУЧЕНКО
«ЭЙ, РОССИЯНЕ! ЛОВЦЫ ВСЕЛЕННОЙ…»
130-летию Сергея Есенина
«О Русь, взмахни крылами...» – это стихотворение, строка которого звучит в названии, Сергей Есенин прочитал 3 ноября 1918 года на открытии памятника Алексею Кольцову на Театральной площади в сквере у Китайгородской стены.
Читающая Россия празднует весь 2025 год 130-летие Сергея Есенина, а конкретно отмечает эту дату 3 октября (Сергей Александрович родился 21 сентября 1895 года по старому стилю, то есть 3 октября по действующему календарю).
Бытует мнение, что ровно сто лет назад, 25 сентября 1925 года, поэт «выступил в последний раз в Москве в Доме печати». И – о, неумолимый рок – именно 25 сентября 1915 года в концертном зале Тенишевского училища Петрограда Есенин прочитал стихи впервые, в чём вполне можно увидеть мистическое совпадение. А можно просто, не рискуя запутаться в таком параде цифр и дат, в тысячный раз поговорить о народности Есенина, о его любви к «братьям нашим меньшим», ко всем этим «белым берёзам» и «заледенелым клёнам». На мой взгляд, лучше всего открыть томик стихов поэта, найти для себя что-то именно своё и утвердиться в мысли, что у каждого из нас свой Есенин.
Мой личный Есенин вошёл в мою довольно непутёвую молодую жизнь случайно. В конце 60-х – начале 70-х годов прошлого века среди карагандинской шпаны, к которой я принадлежал, считалось шиком иметь «наколку». Из множества предлагаемых средой моего обитания вариантов я почему-то выбрал: «Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок». Эти строчки дворовый умелец при помощи иголки, обмотанной ниткой, и чёрной туши навечно «поселил» на подъёмах моих ног к «величайшему восторгу» моих родителей-коммунистов, преподававших в средней школе историю и обществоведение. Сей процесс «запоминания» две-три недели «отзывался» при каждом шаге, когда я хромал на обе ноги.
Уже во взрослом возрасте я узнал, что, во-первых, у Есенина не «как», а «так», а во-вторых, это стихотворение «Мне грустно на тебя смотреть…» было написано поэтом в 1923 году во время его влюблённости в актрису Августу Миклашевскую.
Дальше – больше: хотя в «глубокое» советское время работа школьников в ресторанах, мягко говоря, не приветствовалось, мне доводилось петь и играть на бас-гитаре «в кабаках», где я во всю глотку распевал: «Не жалею, не зову, не плачу…», «Устал я жить в родном краю…», «Ты жива ещё, моя старушка…», «Клён ты мой опавший…» и другие, ничуть не интересуясь тем, кто же сочинил стихи к песням, слушая которые подвыпившие посетители ресторанов плакали как дети. Что-то, видно, в этих песнях было щемящее, трогающее души…
Это чувство «обволакивает» любого, кто стоит на родине Есенина в Константинове, смотрит с обрыва на приокские дали и сердцем понимает, что воистину «синь сосёт глаза»… Мне доводилось стоять над этим обрывом и задыхаться от восторга и красоты этих мест, а потом заходить в местную церковь, где шла заупокойная лития по Сергею Есенину. После её окончания я подошёл к священнику и спросил, правильно ли поминать его в церкви, поскольку официально Сергей Есенин – самоубийца. Священник уверенно ответил, что этот вопрос Русской православной церковью решён окончательно и бесповоротно, она поминает невинноубиенного раба Божия Сергея Есенина…
Не претендуя на оригинальность, скажу: народ-языкотворец (как его назвал Владимир Маяковский) «выталкивает» из своей среды поэта и делегирует ему право говорить от своего имени. И если поэт отвечает его (народа) чаяниям, то народ его «канонизирует», то есть «растворяет» в себе, и поэт становится его плотью и кровью. И потому – Есенин вечен до тех пор, пока длится историческая жизнь русского народа.
Ну вот и разъяснился вопрос "невинноубиенный". А то к 130-летию рождения и 100-летию гибели опять на первое место выталкивают самоубийство.
Хорошо сказано! Дёйствительно: вид открывающийся в Константиново с откоса, добавил мне нечто существенное в понимание поэтики Сергея Есенина!
Павел Рыков