Руслан КОШКИН
ПЛЫТЬ И ПЛЫТЬ БЫ СЕБЕ ПО ТЕЧЕНЬЮ…
ПЛОДЫ
Роскошные, просторные хоромы,
хрусталь и позолота тут и там.
Проходит гость из холла в зал огромный,
растерянно смотря по сторонам.
Встречает гостя чопорный хозяин,
самодовольно мечет с языка,
во сколько стал ему такой дизайн,
и зыркает на гостя свысока.
И в каждом рыке речи неуёмной
такой как будто выражен аспект:
– Смотри-смотри, поэтишка никчёмный,
смотри, в чём выражается успех.
Вот он – итог усилий и удачи.
Походу, у тебя «культурный» шок?
А вот кропать стишата – из чудачеств
едва ли не пустейшее, лошо́к...
А гость явился вовсе не за этим.
От обстановки робок и зажат,
он слушает бахвальщину, заметим,
чтоб испросить на книжицу деньжат.
Поэты не привычны к тучным суммам,
а стих живёт печатною строкой.
Вот и приходится по толстосумам
шарахаться с протянутой рукой.
Плоды поэзии – скудны, летучи;
скорее домовина, а не дом.
А тут – очередной хозяин кучи,
горазд употчевать своим плодом.
Ну как смотреть на бедного без смеха?
Кичится, в немоте и глухоте!
А мне довольно и того успеха,
что я сказать успел, о чём хотел.
ВЫШИНА
И снова вздрогнет вышина,
невесть какого ляда.
И снова взмолится жена,
в своих правах поражена:
«Куда ты – на ночь глядя?!».
«Куда-то снова понесло!» –
и слёзы, и попрёки,
и искры раскалённых слов –
про слов худое ремесло,
про жизненные сроки.
«Куда угодно, лишь бы прочь!
Чудачит молоде́ц-то»…
Не уязвишь, как ни порочь.
А на дворе и вправду ночь.
Глядеть – не наглядеться.
А на дворе – не как в дому, –
темно, но и светло тому,
кто не увяз в корыте.
Летите, искры, в ночь, во тьму
и звёздами горите.
«Вот Бог тебе, а вот – порог.
И скатертью дорога…».
И хватит бы уже дорог.
И вот уж на ветру продрог.
И смотрят звёзды строго.
Гляди: когда ещё заря!..
Но сердце чутко, как ноздря, –
и, словно чует печень,
жена волнуется не зря:
возврат не обеспечен.
Не зря же вышина звала,
а сердце отзывалось,
от тла спасаясь, как от зла,
из жизни тёмного угла,
из-под мирских завалов.
Так жизнь расходится по шву.
Прости, жена. Ещё живу,
но всё грущу по краю.
Ещё в себе и на плаву,
но берега теряю.
СТАРЫЙ ГОЛУБЬ
Старый голубь возни сторонится
и уже не летает почти.
Не жилец уже он и не птица,
может быть, без полётов пяти.
Пух и перья на нём поредели,
всем, чем можно, сизарь поредел,
выживая уже на пределе
в городской суматошной среде.
Без былого влечения к людям,
в переходе вечернем, пустом
он уткнулся облупленным клювом
в угол сумрачный, к миру хвостом.
С миром тем, что грубее рогожи,
он давно и до боли знаком
и за скудные крохи прохожих
не тягается с молодняком.
Как же в кожице этой непросто!
Да в уедливой здешней возне!
Только высь и полёта упорство
снятся и наяву, и во сне.
Он глаза закрывает в потёмках,
представляя опять и опять,
как взмывает в воздушных потоках
и пытается небо объять.
И потеря заоблачной сини
потому и страшней всех потерь.
И, возможно, последние силы
копит он для полёта теперь.
Чтобы снова махнуть из зелёнки.
– Узнаёшь ли, пернатый народ?..
Ну, а если иссякнут силёнки,
отключайте уже кислород!
ОТМОЧКА
На город ветер тучи понагнал.
На мир земной обрушился небесный,
сгоняя пешеходов под навесы
и превращая улицу в канал.
Ярятся молнии, лютует гром,
и сверху поливает, как из душей.
Но вот – прохожий, не спеша идущий
и от воды не ищущий укром.
В костюмчике неброском, без зонта,
в тряпичных туфлях на подбое тонком.
По тротуарным лужам и потокам.
Что за отмочка?! Что за борзота?!
Какой душа измаялась бедой,
что странную себе нашла утеху:
не замечая льющегося сверху,
брести куда-то – сушей ли, водой?
Когда не вдруг под ливень попадёшь,
когда промокнешь до последней нитки,
до костяка, тогда смешны попытки
укрыться и почти отраден дождь.
И вот – открыта вольная стезя,
и вот – доступна высшая услада,
невидимая для косого взгляда,
такая, что и высказать нельзя.
Как откровенье – чудака пример.
Как радо сердце этому примеру!
Как будто смотришь редкую премьеру,
премьерищу, премьеру из премьер!
И что бы он ни выражал собой –
отчаяние, блажь или отвагу, –
душе иссохшей доставляет влагу
такой проход под дождевой стопой.
АНТИПРЕМИАЛЬНОЕ
Зачем поэту премии
с наградами нужны?
Потрёпанные временем
поддерживать штаны?
Кичиться? Хорохориться?
На лаврах почивать?
Но разве вызов ко́рысти
обрывом не чреват?
Какое там признание?!
Какой ещё успех?!
А как насчёт изгнания
за правду не для всех?
А вот изведать с юности
цензурные тиски?
А лямка бесприютности
до гробовой доски?
Несчастные поэтики
за премии дрожат.
Вон суетится этакий,
тщеславием прижат.
В советы и комиссии
суёт подборки он;
и, видно, не бессмысленно
из кожи лезет вон.
Что граешь над эпохой ты,
безумная башка?
Всё ради мзды и похоти
поганого божка?
Какая бы ни выдалась
развязка впереди,
но поклоняться идолам –
Господь, не приведи.
ПОЛИТРУК
С похмелья у политрука
дрожит рука.
Смурно́ взирает политрук
себя вокруг.
Но наполняется стакан
у мастака –
и снова весел он и крут,
приняв на грудь.
Похоже, снова «помогло»
ему бухло.
И снова годен соловей –
свистеть с ветвей.
Он речь задвинет на века
штурмовикам.
Но сам в окопы не пойдёт:
приказ не тот.
Кому-то завтра снова в бой,
ему – в запой.
Кому-то в бой очередной,
а он – штабной.
А будет случай – в микрофон
процедит он,
мол, те, кто с ним не стали в строй, –
сор и отстой.
И с верой в значимость свою
тем, кто в строю,
насвищет снова, простакам, –
и за стакан.
Ну что, товарищ политрук?
«Враги» вокруг?
Уж ты себя побереги:
кругом «враги».
АНГЕЛ ПОКОЯ
1
Невидимо, неслышно, невесомо
в земном краю, среди людского сонма,
по деревням, посёлкам, городам
идёт, плывёт, струится тут и там
сквозь стены, даже если те в граните,
тишайший дух, покоя охранитель,
живущим ненадолго мир неся,
пока объята тьмой округа вся.
2
Посланник неба, тишины упасчик,
он так преображает мирно спящих,
что, если поглядеть со стороны,
невольно умилишься над иным.
И как тут на иных не подивиться:
какие милые, незлобивые лица!
Но сколько с пробуждением потом
раздрая с желчью в этом или том!
3
Ну вот, утихли буйные в постелях,
день проведя в деяниях бездельных.
Сердца лихие, щеристые рты,
довольно с вас гремящей пустоты!
Уже не льют, умолкнув, балаболы
на головы едучие глаголы.
Какая же отдушина земле!
Вещайте, звёзды, в полуночной мгле.
4
В такие благодатные мгновенья,
пред Первообразом благоговея,
дух кротости заботливой рукой
блюдёт вокруг целительный покой.
И всем сопящим бойко или вяло
он чуть не поправляет одеяла,
как будто отвечает на извет:
«Для мира в мире безнадёжных нет».
5
А вот бы так: на происки проворист,
уснул смутьян, проснулся – миротворец.
А то и не проснулся поутру.
С пустышкой самолюбия во рту…
Но благодать не тако зрит, а кротко –
и прозревает в каждом самородка;
мирволит всем – не то что наш браток, –
не покушаясь ни на чей роток.
6
Надмирного носитель утешенья,
побудь ещё у нас, в мирских траншеях.
О, не спеши в свой ангельский чертог –
в землянках наших задержись чуток.
Дохни на нас ещё святым озоном,
покуда в состоянии мы сонном.
А то и проявись в ночной тиши:
и сон развей, и сердце утиши.
ДА ОТКРОЮТСЯ
Да откроются: уши – услышать, увидеть – глаза.
Да откроются души. Да примут – распахнуто – Слово.
Да наполнится невод Его благовестный уловом.
Да уймётся навеки над миром гроза-егоза.
– Это кто тут бормочет, не ведая, что и зачем? –
вдруг послышится мне. И отвечу, немея от страха:
– Это меньший из тех, кто воздвигнут из пуха и праха.
Это тот, кто нуждается больше других во враче.
Обманусь ли, услышанное принимая за явь?
Обознаюсь ли, брошенное на свой счёт принимая?
И ушам не поверю, и не урезонюсь нимало.
Оттого повторю, где незнамо отваги заняв:
– Да откроются… Ну, не на ветер же эти слова?!
И опять воззову, всё ещё ожидая ответа.
Но в ответ не услышу уже ничего, кроме ветра.
Кроме ветра, которому душу легко изливать.
ВОДОПАД
Плыть и плыть бы себе по теченью,
не спеша загребая веслом;
где-то медленней, где-то бойчее
всё несло бы оно и несло.
Плыть и плыть бы. И чтобы под килем
столько было бы, сколько должно.
А кругом бы всё виды такие,
что и глазу бы подошло.
Так и катимся вниз по потоку.
Между тем разыгралась река,
а навстречу – пока понемногу –
гул доносится издалека.
Вот уже и волною игручей
понесло, а вокруг берега
всё кремнистей как будто и круче,
всё быстрей и бурливей река.
И тревога скопой шуганутой
вперегон припускается с ней.
И едва ли не с каждой минутой
пуще стрежень и рокот ясней.
Чем закончим? Ускорим? Отсрочим?
Через волны гребя невпопад.
И как будто всё ближе – всё громче,
всё грознее гудит водопад.
В КОНЦЕ КОНЦОВ
Пускай сковали холода
податливую им округу,
ледовый плен не навсегда,
не вечно быть его недугу.
Не говори, что мир изгиб,
что нету в нём тепла и света.
Пускай не видится ни зги,
конец не означает это.
Придёт тепло, и из-за туч
пробросит солнце света луч –
и снова изо всех расселин
на Божий свет пробьётся зелень...
Жизнь будто загнута в кольцо.
И вроде что такого в этом?
Но будет ли тепло со светом
в конце концов, в конце концов?
ОТВЕТ на Комментарий #45488
Так о них только что вы сами написали, друг-комментатор! О таких-то героях-политруках. Хвалебно, звонко, гневно за "ложь" поэта, огульную, в вашем линейном понимании.
А поэт пишет не огульно, а об особой подгруппе - именно вот такой:
А будет случай – в микрофон
процедит он,
мол, те, кто с ним не стали в строй, –
сор и отстой.
И с верой в значимость свою
тем, кто в строю,
насвищет снова, простакам, –
и за стакан.
Ну что, товарищ политрук?
«Враги» вокруг?
Уж ты себя побереги:
кругом «враги».
А вам, друг-комментатор, категорически противопоказана какая бы то ни было поэзия: вы всё воспринимаете в лобовую, напрямую. Ну так знайте это своё "достоинство" и избегайте таких метафорических сложностей. Ищите рубрику "Публицистика", там их хвалят и ими восторгаются. Да и зачем вам поэзия с её иногда очень сложными смысловыми посылами?!
А поэт - человек доверчивый, простодушный, несмотря на сложность смыслов и метафор его. Он бесконечно верит, что:
Не говори, что мир изгиб,
что нету в нём тепла и света.
Пускай не видится ни зги,
конец не означает это.
Придёт тепло, и из-за туч
пробросит солнце света луч –
и снова изо всех расселин
на Божий свет пробьётся зелень...
Поэт как бы не в курсе, что обгадил тысячи политруков, которые пролили свою кровь и погибли за наше счастье.
"...душе иссохшей доставляет влагу / такой проход под дождевой стопой". А мне показалось, что и эти стихи Руслана Кошкина - все до единого - как раз и есть "дождевая стопа", освежающая, обогащённая глубокими неожиданными метафорами, интересным, умным и тонко чувствующим лирическим героем. Браво поэту!