Татьяна ДЕГТЯРЁВА. «ГОСПОДИ, ДА НЕ ИСЧЕЗНЕТ В РОССИИ РОССИЯ!». К 20-летию альманаха «Гостиный двор»
Татьяна ДЕГТЯРЁВА
«ГОСПОДИ, ДА НЕ ИСЧЕЗНЕТ В РОССИИ РОССИЯ!»
К 20-летию альманаха «Гостиный двор»
Совершенно особенным для оренбургской литературы выдался 2015 год. Он соединил в себе три замечательных события: 20-летие литературно-художественного и общественно-политического альманаха «Гостиный Двор», юбилейный 50-ый его выпуск и предстоящее в октябре 80-летие Оренбургской областной писательской организации. Ну а если учесть, что все юбилеи пришлись на объявленный нашим президентом год Литературы в России, выглядят такие совпадения вполне символичными и, наверное, обязывающими к результатам. И результаты есть.
Есть у нас талантливые и самобытные писатели и поэты, которыми может гордиться не только Оренбуржье. Есть замечательная литературная трибуна – альманах «Гостиный Двор». И есть главное – настоящее творчество, выстроенное на традициях русской классики, духовно и душевно растящее своего читателя.
Вот перед нами юбилейный номер альманаха «Гостиный Двор». Яркая праздничная обложка его говорит сама за себя. И открывается выпуск № 50, как и должно, поздравлениями, обращёнными к главному редактору альманаха Наталье Юрьевне Кожевниковой. Здесь и телеграмма от правления Союза писателей России в лице В.Ганичева и Г.Иванова и поздравление от координатора Ассоциации писателей Урала А.Кердана, здесь поздравления и приветствия от целого ряда именитых отечественных поэтов и прозаиков, общественных деятелей и просто читателей: В.Киданова Д.Кан, В.Михайлова, С.Сырневой, А.Аврутина, К.Зиганшина, Э.Анашкина П.Радченко и ряда других.
Один только перечень имен поздравляющих впечатляет и говорит о многом. А мнение Нины Ягодинцевой выразило, наверное, главное: «У вас получилось!».
Получилось создать настоящую творческую команду редакционного совета, привлечь талантливых авторов как оренбургских, так и живущих в самых разных регионах России от Урала и Казахстана до Москвы и Сибири, тем самым вдохнув в альманах могучие творческие силы и возможности.
«Высоты, которых отдавать нельзя!». Под таким призывом публикуется интервью, которое главный редактор альманаха «Гостиный Двор» Наталья Кожевникова дает поэтессе Диане Кан. Это серьёзный разговор двух горячо болеющих за отечественную литературу поэтесс о месте и роли литературы в дне сегодняшнем, о достижениях и планах альманаха «Гостиный Двор».
И в юбилейном выпуске альманах остаётся верен своей главной теме: судьба России, которой приходится жить сегодня в непредсказуемо изменившихся политических реалиях. Открывает её работа Петра Краснова «Еврофашизм против России».
Прямой и бескомпромиссный взгляд писателя на сложившееся сегодня в мире острое политическое противостояние не оставляет шансов для надежд на «мирное сосуществование» России и Запада: «…холодная война против нашей страны не только не ушла в прошлое, но обрела за последние 20 лет новое политическое и информационное измерение, которое по своей интенсивности вполне заслуживает определения очередного «дранг нах Остен» – «натиска на Восток». И прежде всего это касается пересмотра политиками и пропагандой Запада итогов Второй мировой войны – пересмотра преступного и в нравственном, и в политическом отношении», – пишет Пётр Краснов.
Называя вещи своими именами, автор констатирует: «…политическая Европа решила «отмыться» от своих кровавых грехов – опять за счёт России. Ждать от неё исторической благодарности нам, избавившим её от «нового средневековья», никак не приходится, конечно; но поражает её подлость, коварство, отсутствие даже намёка на какое-либо благородство, для «сохранения лица» хотя бы...».
Писатель приводит примеры подлых методов и масштабных, мирового уже уровня целей и задач такого нагло-циничного «политического поведения» наших прямых теперь недругов… «Это говорит лишь об одном: что её «евроболтуны» и большинство политиков вполне «достойны» своих предшественников, маршировавших в легионах СС…» – пишет автор.
А заканчивается работа так: «Отъявленной голливудской и прочей лжи каждый честный и думающий человек должен противопоставить, как самое малое, здравый смысл и стойкое неприятие того, что навязывается нам и оттуда, и от «нашего» СМРАДа (средства массовой рекламы, агитации и дезинформации, – по А.Фурсову). Более того, нужны активные, наступательные действия в информационно-политическом поле, потому что наше дело правое и, как сказал Александр Невский ещё, «не в силе Бог, а в Правде».
Нельзя не согласиться с призывом Петра Краснова противостоять внешнему и внутреннему СМРАДу. Но противостоять – значит не только не идти на поводу у злопыхателей, но и, что называется, глядя правде в глаза, разобраться, в чём наши ошибки и просчёты и, несмотря на большие упущения и сложности, выправлять их. И – становиться сильнее. Другого пути у нас просто нет. И альманах «Гостиный Двор» – это реальная частичка информационно-политического поля для такого противостояния.
Показательно в связи с этим стихотворение Виталия Молчанова «Послепобедное».
Камни точит вода – ну, а время
Точит слабые наши тела.
Бьёт война по людским поколеньям,
Как прибойная злая волна
Увлекает с разгона песчинки
Человеческих судеб на дно.
Хроник старых скупые картинки
Не увидишь сегодня в кино,
Не услышишь военные песни
На пластинках и лентах кассет.
Только в мае, девятого, «Вести»
Сообщат про Парады Побед
На осколках Великой державы –
Самой лучшей разбитой страны.
Троекратно солдатское: «Слава!»
Прогремит и закроются рты.
А потом всё пойдёт как по нотам:
Фронтовые нальются сто грамм,
Котелки с кашей вынесет кто-то
(От щедрот своих спонсор украл
На пайки ветеранам копейки
И торжественно в дар преподнёс).
Дифирамбы с трибун, как из лейки,
Потекут на остатки волос,
Дальше спустятся к сморщенным шеям
И по спинам – в брусчатку, на пыль.
Кто б поверил сейчас лиходеям,
Сотворившим ужасную быль,
Разбазарившим недра и воды,
Все богатства родимой земли,
За которую эти уроды
Никогда б воевать не пошли?
Камни точит вода – ну, а душу
Червоточиной гложет вина:
«Старики, перед вами я трушу,
Мной проиграна ваша война.
Забывать о цене, заплаченной за победу, значит, предавать победителей, считает поэт, значит, проиграть то, что выиграли они.
И как ни печально это признавать, а приходится: мы, действительно, проигрываем сегодня тем, кто, пользуясь нашими ошибками и заблуждениями, поднял свои стыдливо опущенные после войны головы и метит ударить побольней. И ударяет. Как это могло случиться? И где искать силы для достойного ответа?
Вопросов больше чем ответов. Об этом и рассказ Николая Волженцева «Песня». Он об удивительном сне автора.
«Снова вижу земляков. Поют песню. Смотрят на меня, будто обращаются ко мне.
Грусть. Будто самые сокровенные, самые несказанные дни прежней жизни были только здесь, в родном селе.
Поют какую-то грустную, вроде бы старинную, всегда, испокон веков певшуюся в селе казачью песню. И слова, и мелодию её я никогда ранее не слышал, но принимаю песню во сне, как старую, знакомую и близкую. Протяжная, задумчивая. Грусть и печаль. О жизни. Всё уходит и проходит, радость, любовь, родное. Песня казачья о прошлом и былом, а как будто о настоящем. Прощание с родиной покидающего её навсегда молодого сельчанина».
Что он значит, такой сон? Ответ – в песне. Всё уходит и проходит, что остаётся? И делаем ли мы в своей быстротекущей жизни то, что не перечёркивалось бы нашим земным уходом? Отцы и деды оставили нам Великую победу, замечательные традиции труда и любви, оставили богатую и сильную страну, поднятую ими из руин. Что оставим мы?
Опереться в борьбе с недругами можно только на умных, образованных, сильных и верящих в лучшее России людей. Такие люди, конечно, есть, но даётся ли им дорога для должного созидания? И заботимся ли мы о том, чтоб их стало больше? Об этом рассказ Георгия Саталкина «Бином Ньютона».
16-летний Леня Пузырёв, неисправимый двоечник с большими, вечно красными ушами, – главный герой рассказа. Не любимый матерью, не понятый и не принятый никем в своём окружении, претендовать на успешное будущее никак не может. Страдающий, неуверенный в себе, бесповоротно несчастливый мальчик – откуда он такой? И почему так, а не иначе все в его жизни складывается?
Потому, наверное, что рожден он был, что называется, «по случаю». Потому что мать его замуж не вышла, а как это нередко в таких трудных семьях и бывает, выскочила за первого встречного. Ребёнка она не хотела и потому не баловала его заботой и никогда не понимала, не чувствовала, вольно или невольно мстя ему за свою не сложившуюся жизнь. А он в ответ мстил ей и всему вокруг.
Семейное воспитание, где закладываются важнейшие основы человеческой личности, – тема всегда актуальная и сложнейшая. Потому, в первую очередь, что взрослые порой забывают, что самая большая потребность человека – потребность в любви. Бином Ньютона, который так страшит Леню, – сложная математическая формула. Но её так или иначе можно растолковать даже и двоечнику, но как растолковать неразумной матери, что не в красивом имени счастье и даже не в способности дать своему ребёнку жизнь, а в том, чтобы наполнить эту жизнь любовью, которая всё осмысляет и без которой всё пусто и ни в каком деле нет пути.
«Иногда он придирчиво принимался разглядывать себя в зеркало: большая голова с рыжеватеньким чубчиком, скошенный подбородок, красновато-жёлтые прыщи у абухшего в вечном насморке носа, на лбу тоже они вызревали. Красноватые, будто воспалённые, губы и главное – уши, всё внимание на себя забиравшие – огромные лопухи, – вот что было настоящим проклятием, вот что больше всего удручало Лёню и что ненавидел он в себе больше всего!».
Писатель не жалеет неприглядных красок, словно буравчиком, пронзая сознание читателя неприязненным образом своего героя и тем держа нас во всё усиливающемся напряжении. Для чего? Для того, наверное, чтобы мы почувствовали, каково это быть Ленькой Пузырёвым, чтобы, разбудив наше умиротворенное сознание, заставить нас, если не сострадать, то хотя бы пожалеть.
Что и как необходимо делать в цивилизованном нашем обществе, чтобы помочь таким матерям и таким детям? И делаем ли мы это? Не только для них, но и для себя, для сильной России, нуждающейся в созидателях, делаем ли? Вот вопросы, которые встают за строчками рассказа Георгия Саталкина.
Беречь и укреплять Россию способен лишь тот, кто её любит, чувствует её боли и страдает за неё. И потому вовсе не случайным видится в альманахе очерк Валерия Кузнецова «Неведомый сын удивительных вольных племен». Он напоминает нам об одном из лучших русских поэтов середины 20-го века Николае Рубцове, удивительном и по-настоящему не разгаданном.
«В чувстве родины для Николая Рубцова соединились все заповедные начала жизни», – пишет автор.
Не порвать мне мучительной связи
С долгой осенью нашей земли,
С деревцом у сырой коновязи,
С журавлями в холодной дали...
Но люблю тебя в дни непогоды
И желаю тебе навсегда,
Чтоб гудели твои пароходы,
Чтоб свистели твои поезда!
Обострённое чувство России, её непростой судьбы – вот главное в творчестве Н.Рубцова, – считает В.Кузнецов.
И в который раз так пронзительно призывно звучат для читателя строки:
Россия, Русь –
Куда я ни взгляну!
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шёпот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя...
Россия, Русь! Храни себя, храни!
Сохранить Россию, сохранив в ней Русь, – вот лейтмотив этого стихотворения. «Последняя строка как завещание родине выбита на увенчанном крестом мраморном надгробии вологодского Пошехонского кладбища, где поэт нашёл вечный покой», – напоминает автор очерка.
И так отрадно, что есть у нас и сегодня поэты, которых можно назвать наследниками поэтической традиции Н.Рубцова. Один из них – Владимир Шадрин.
Родина, какая ширь и тишь!
Как могу, я говорю о том:
Облако задело за камыш,
Щука гладь разрезала хвостом.
Здесь повсюду родины печать:
Каждый лист и куст её любой.
И не нужно: «Родина!» – кричать,
Коли так и есть, само собой.
Такое негромкое, но такое естественное и глубокое признание в любви земле, на которой родился.
В охрой обернувшейся сурьме –
Очертанья дальнего села.
Чудо проступает на холме,
Где сверкают храма купола.
В этом зачарованном краю,
Где поют и волк, и соловей,
Словно околдованный стою,
Перед вечной тайною твоей.
И как ни переполняет наше время «калейдоскопичность бытия», – важно помнить: она есть у нас – наша родина. Помнить, любить и заботиться о ней, – вот о чём пишет В.Шадрин.
Писатель-историк Владислав Бахревский выходит к читателю со своим новым романом «Перовские». Роман обещает быть масштабным. Опубликовано только две части (альманах № 48 и № 50). И потому настоящее суждение о нём впереди. Что можно сказать об опубликованном?
19 век – золотой век в истории России, это вершина развития её духовных и нравственных сил, это та высота, с которой особенно отчётливо виден весь путь. Ещё и ещё раз всмотреться и осмыслить ключевые его моменты, которые определят дальнейшее развитие Отечества – так видится главная задача романа.
Писатель умеет «переселять» читателя в то время, о котором пишет, и делает это легко, убедительно, захватывающе интересно. Как живые, встают перед глазами выдающиеся деятели России 18-19 века: Василий Андреевич Жуковский, Андрей Тургенев, Николай Карамзин, Гаврила Державин, Александр Шишков и многие другие. И встреча с каждым удивляет масштабом личностного размаха, вызывая восхищение: каких людей способна рождать Россия!
Писатель не сомневается: православие – душа России, и только сохранив такую душу, мы сохраним Россию в первозданном, божественном её Замысле. И главная, заветная мысль автора, которую он высказывает в самом начале романа и которую разделил бы с писателем всякий истинно русский: «Господи, да не исчезнет в России Россия!».
Оренбуржцы - народ талантливый и боевой. Вот только жаль - вечные склоки внутри, инициатором которых является одна и та же одиозная личность. Которая не ценит наработанное десятилетиями доброе ИМЯ писательской организации.