РЕЦЕНЗИЯ / Анатолий САЗЫКИН. «И ГРЯНУЛ СНЕГ…». Об одноимённой книге стихов Ольги Комаровой
Анатолий САЗЫКИН

Анатолий САЗЫКИН. «И ГРЯНУЛ СНЕГ…». Об одноимённой книге стихов Ольги Комаровой

 

Анатолий САЗЫКИН

«И ГРЯНУЛ СНЕГ…»

Об одноимённой книге стихов Ольги Комаровой

 

И сердце вновь горит и любит – оттого,
Что не любить оно не может.

А.С. Пушкин

 

Книга новокузнецкой поэтессы Ольги Комаровой «И грянул снег…» была издана в Новокузнецке в декабре 2024 года. Книга удостоена Первой премии областного конкурса «Книга года».

Содержание её определено ипографом – высказыванием Томаса Фуллера:

Где много любви,

Там много ошибок.

Где нет любви,

Там всё ошибка.

Речь идёт, естественно, о любви в самом широком смысле этого понятия: о любви к людям, к природе, к любимому человеку, ко всему Божьему творению, имя которому – жизнь.

Без любви вообще невозможно литературное творчество, поскольку художественная литература – это вторая реальность, нерасторжимо связанная с первой, с жизнью, только творится она по своим особенным законам. Их, эти законы, прилагаемые к таланту, изучают, познают, постигают. Иногда удачно. И всегда очень ощутимо.

То, что Ольга Комарова в студенческие годы училась на факультете русского языка и литературы, ощутимо с первых же стихотворений. Эпиграфы к её стихам в большинстве своём – из поэтов Серебряного века, синтаксис абсолютного большинства их – безупречно грамотный, метафорические образы не блещут натянутой оригинальностью, они естественны, органичны, хорошо проверены. А чувства, ими выраженные, искренние, душевные и нисколько не проигрывают от того, что уже были выражены.

Подумать только – облака!

И снова мысли душат.

И даже нежная рука

не исцелит мне душу.

 

И омут тихих серых глаз

лукавой лаской брызжет,

и этот взгляд – в который раз! –

дотла мне сердце выжжет.

 

И губы сладкие твои

рождают песни лета.

Любовь прекрасна – для двоих,

но – для кого-то, где-то.

 

О, как печаль моя горька,

и счастье моё мнимо.

Подумать только – облака! –

но, как и счастье – мимо…

И что ещё с первых же стихотворений меня так приятно удивило и обрадовало, что я просто не могу не сказать об этом, – это посвящения стихотворений преподавателям нашей кафедры – кафедры литературы. Женщинам. Очень значимо, что это не какие-то комплиментарные послания, не выявление узнаваемых черт характера или облика, это доступное только поэтическому сверхчутью видение внутренних движений и состояний души, авторской и тех, кому посвящены стихи.

… И я ищу на полках книжных

бальзам для памяти моей…

Я пью бальзам – строка к строке…

Я создаю сама лекарство…

Так, видно, и в иное царство

уйду я с книгою в руке…

 

А утром, погасив свечу,

не потревожив пыльных полок, –

шепчу в рассвет (о, будь же долог!):

любить и тосковать хочу!

 

А вот стихотворение, посвящённое Светлане Юлиановне Бондарь:

Город стих. Жемчуга фонарей

нанизав на проспекты пустые,

город в сумерки рвётся густые

у закрытых дверей…

 

И, ночную дробя тишину,

звёздной пылью наполнив карманы,

ты идёшь – провожая в туманы

золотую луну…

 

Время ход замедляет к утру…

И мечты бледный день разметает –

так листва с тополей облетает

на сентябрьском ветру…

И вот последняя строфа из другого стихотворения, посвящённого ей же:

… День в тумане, ночь в огне, –

сердце, слышишь, будь же мудро!..

Но свечой сгоришь под утро

в чернооком том окне…

Наталья Николаевна Гончарова была приглашена на кафедру как выпускница, окончившая факультет с красным дипломом. Как и все, она отработала в деревенской школе положенное время (три года). Это посвящено ей:

Белый снег – как саван – ляжет

на душу, на грудь, –

то, о чём тебе он скажет –

слышишь! – не забудь…

 

Ты же, зная, люди – стены,

не опустишь плеч…

Не забудь, сойдя со сцены,

реквизиты сжечь…

 

И, не поднимая ворот

и не пряча глаз,

ты покинешь этот город,

ты оставишь нас…

 

Потонув в ночи бездонной,

маска злая – в снег

город выбросит картонный

и погасит свет…

 

Саван, знать, обиды лечит

в этом «мире мер», –

ты же помни: город, вечер,

снег, камин, Гомер…

Первый раз в книге в этом стихотворении возникает образ-символ снега, так как ему суждено будет, по замыслу автора, стать ключевым. Много смысловых значений будет у него. И чистота, и радость, и горе, и саван, как в этом стихотворении, и неожиданность, и стихия – природная и человеческая. Даже в название книги вынесен: «И грянул снег…». Грянул – неожиданно, вдруг - обрушился, пошёл снег…  В представленном выше стихотворении он (снег) на душу ложится, как саван, он же и лечит обиду, наверняка горькую, ибо уподоблен был савану… А в последней строке слышен Мандельштам («…Бессонница, Гомер, тугие паруса…»), находка хорошая, так как Наталья Гончарова будет преподавать античную литературу (а Комарова, напомню, её студентка).

А вот стихотворение, посвящённое Татьяне Леонидовне Староверовой, и лексикой своей, и стилем, и тональностью обращает нас к народной жизни, и опять же образ снега здесь – символ мира и тишины. Татьяна Леонидовна была прекрасным знатоком устного народного творчества, народных костюмов, песен, сказок. Именно она создала на факультете ансамбль «Русская сказка», хорошо известный в городе и за пределами.

Босые девки в красных сарафанах,

комолые коровы у реки

и расшитые петухами рушники…

 

Белоснежной сыплет крупкой –

на погоду небо ропщет,

и плутает ветер в роще;

и ледок на лужах хрупкий…

 

И с поземицею в ногу –

по дороге чрез ухабы –

за водою идут бабы, –

день встаёт уж понемногу…

 

День ленивый, серый, долгий…

Преет уж в печи картошка;

ребятишки у окошка;

у плетня мужские толки…

 

И дымок от козьих ножек,

и дымок из труб кирпичных…

День прошёл – такой обычный,

на другие дни похожий…

 

Уж молодик-месяц вышел,

а из тучки низкой, снежной

сыплет тихо – даже нежно –

белой крупкой да на крыши…

И подобные стихотворения поэт посвятила Тамилле Борисовне Афузовой, Замире Аскарбиевне Аутлевой, Александре Владимировне Лосевой. Тогда ещё только начинающим свой профессиональный путь – Ирине Пушкарёвой и Вере Макулиной. Ирина теперь профессор, доктор филологических наук; Вера, как преподаватель, «поцелована Богом».

В этом же ряду есть стихотворение, посвящённое новокузнецкой поэтессе Любови Алексеевне Никоновой. Сближенность будущих судеб обеими ещё не осознаётся, но внутреннее духовное родство уже возникает.

… О чём мечты? О ночи вьюжной?

Иль о весне? Всё в свой черёд.

Смотри, по зыби-то калюжной

кораблик-облачко плывёт.

«Смотри, – ты шепчешь, –

как красиво!» –

и держишь за руку меня.

А в юной душе такой максимализм неприятия вещизма (он, кстати, сохранится и далее):

Какая скука – из комодов доставать

и примерять лохмотья, а не платья…

И на плечах мечты, а не объятья,

и грусть свою – куда девать…

 

Но счастие какое – всё в камин:

мечты, портреты, письма, платья, шубы…

И навсегда пускай сомкнутся губы…

И только томик Шиллера один…

 

И какая неуверенность в себе:

… И – слабым утешеньем книги;

страница же пестра от строчек, –

не отпускают – что за почерк! –

лжевдохновения вериги.

 

И нянькой этакой (не строго)

качаю голову: ой лю-ли! –

душа, забудь – (Забыть? Смогу ли?) –

о двух копеечках залога…

И при этом какая устремлённость к поиску и себя, и строки:

Сердца не надрывай –

жди!

Горстка – не пепла – пыли…

Друга не называй;

жги

слезами ладони.
                                Ты ли

первая – в омут глаз,

в духа высоты…

Сердцем надорвалась:

– Кто ты?

Ладанка ль на груди? –

Тлеющих углей

ложь? –

К другой уходи –

кукле…

Почти судорожность. Отсюда и рваный ритм, и рваная строка.

Но молодая душа более всего, конечно же, жаждет и ищет любви и непременно по максимуму – искренней, горячей, верной. В стихотворениях периода 2007-2010 и 2010-2017 годов тема любви «правит бал», она основная. И стихотворения эти отличает гармоничность построения, обилие метафор не натянутых, не выдуманных, а совершенно органичных, живых, рождённых полнотой переживания, молодым максимализмом.

То ли яблоко упало

звонко о ведро;

то ли сердцу места мало

под ребром.

 

Не тоскую и не плачу,

всё брожу во мгле…

Ничего одна не значу

на земле.

 

То ли дождик барабанит,

то ли в сердце дрожь…

Без тебя меня не станет, –

только дождь…

 

С безутешною тоскою

небо подопру, –

тихо так!

Глаза закрою

и – умру…

В таком же ключе зазвучит и неизбежная тема разочарования, измены, расставания. Только в стихотворениях Ольги Комаровой она никогда не с надрывом, а сдержанно, и даже глубоко, очень по-своему.

Вверх по шаткой лестнице

загнала тоска…

Молодого месяца

золотой оскал –

всё казалось – ласковей,

жарче, горячей;

а тоска гнала – скорей! –

в непогодь ночей

за его улыбкою

(от такой – в озноб!),

за мечтою зыбкою

паутиной троп…

 

Истоптав ботиночки, –

всё к нему, вперёд…

А в глазах-то льдиночки, –

обожглась… об лёд…

Тема эта будет встречаться в сборнике не раз и всегда с отсылкой к трактовке в народном творчестве («Истоптав ботиночки, – всё к нему, вперёд…»).

А если уж совсем горько, то возможно и такое:

Смысла жернова проворачивать, в муку

обезумевшее сердце смолов,

сплести верёвку из твоих слов

и повеситься на суку

памяти…

 

Чрезвычайно важно, что в своё понимание любви Ольга Комарова включает любовь к природе, к родной земле, к родине. И здесь уж ориентация на народные мотивы непременна.

Лечу пичужкой маленькой

над лесом, над рекой,

а там девчушка с маменькой

вслед машет мне рукой.

 

И, прижимаясь розовой

щекой к стволам дерев,

пьёт сладкий сок берёзовый,

от счастья замерев.

 

Отсчитывай, кукушечка!

Мечтает – не унять –

стать птахою девчушечка

и родину обнять.

По мере движения во времени, в периоды творчества поэта 2010-2017 и 2017-2022 годы нарастает глубина раздумий о слиянии их главных констант – природы, любви и творчества. Очень интересно, что картина природы – не только пейзаж или стихия. Она непременно олицетворена и связана с состоянием души, с раздумьями о жизни, с каким-то творческим порывом. Вот, например, стихия ветра:

Забавы ради тополиный дым

гонял без устали он по дорогам пыльным.

Он был моим поверенным, посыльным,

но ветреным и просто молодым.

 

Дышал в лицо мне клевером и мятой,

и в жар бросало от таких забав.

А он крепчал, гоняя волны трав,

по вспугнутой степи, тоской объятой.

 

Теперь делить уж нечего мне с ним, –

он, возмужав, порывист стал, прохладен,

до золота – листвы – ужасно жаден,

непредсказуем и необъясним.

 

То из озябших пальцев вырвет зонт,

а то в попутчики навяжется, играя.

Он был поверенным…

Но удержи у края

того, кому неведом горизонт.

 

А вот картинка уходящего лета, каким оно видится Ольге Комаровой:

А лето, мелькнув мотыльком-однодневкой,

всё раньше включает огни.

И держит сосны исполинское древко

последние августа дни.

 

Топорщится солнце сквозь грубую хвою,

и тянет прохладой с реки.

Пошли облака, к их печальному строю

печные примкнули дымки.

 

И жемчугом яблок оттянуты ветки;

иное – свою полноту

не в силах сдержать, словно выстрелом метким, –

садов всколыхнёт пустоту.

 

Что лето? – Так жизнь, разбежавшись с пригорка,

легка – безо всяких причин.

Да будто вчера – земляники ведёрко,

а нынче уж горечь рябин.

Последняя строфа просто великолепна своим подтекстовым смыслом. Именно подтекстовый смысл и делает текст художественным явлением. Таких стихотворений много в сборнике Ольги Комаровой. Это – свидетельство поэтической зрелости автора.

Ещё одна способность поэтической зрелости и таланта – это перевод своего личного мнения, чувства, душевного состояния в общее, сопричастность к духовным ценностям. Несомненным выражением мировоззрения поэта, восходящим к самым высоким нравственным ценностям, стало стихотворение, ключевое слово в котором «любовь». И слово это, которое не раз прозвучит в сборнике, имеет многогранный жизненный смысл.

Из всех свобод я выбрала любовь –

она всегда мне отвечала светом, –

весной и осенью, зимой и летом.

Из всех свобод я выбрала любовь.

 

Из всех наград я выбрала любовь.

Любовь – люблю – любить – любя – любовно.

До самоотреченья. Безусловно.

Из всех наград я выбрала любовь.

 

Из всех утрат я выбрала любовь –

в разбитом сердце мудрость прорастает, –

как Бог, как вздох – негромкая, простая.

Из всех утрат я выбрала любовь.

 

Из всех высот я выбрала любовь –

из всех страстей, религий, заблуждений,

из казней всех земных, из наслаждений.

Из всех высот я выбрала любовь.

Просто, возвышенно, определённо. Чеканно по смыслу и по форме. И какая широта обобщения законов жизни. Можно сколько угодно спорить об истоках жизни на земле, но поэту ближе всего та мощь, красота и блаженство живой жизни, что воплощены в понятии Бог. Его присутствие ощутимо и там, где речь о красоте природы, о счастии любви, о горечи разлуки и тоске одиночества…

И как искренно подведён итог этому чувству в следующем стихотворении:

Ах Господи! –
                        Благодарю за миг, –

за день, что тянется годами,

за то, что облаком над нами

Ты ослепительным возник.

И как бы там, в краях иных,

прибоем не прельщало лето,

лишь здесь –                     
             стрекоз (в лучах рассвета)

мельканье крылец слюдяных;

а над покосом терпкий хмель,

духмяный чай с куста у дома,

реки полдневная истома,

прибрежной гальки карамель.

И облаком над всем – велик!

Смотри! – Дыши! – Пей полной чашей

любовь мою!
                           Любовью – нашей! –

благословляю каждый миг!

 

К числу несомненных художественных удач книги относится и образ-символ снега, вынесенный в её название. Вообще-то наиболее распространённое значение этого образа – печаль, забвение, умирание. Снег как «саван» и здесь присутствует. Но как расширено его содержание! Он поставлен в ряд судьбоносных стихий, и он «грянул…» – случился вдруг, неожиданно, но неизбежно, как судьба. Он так соотносим с нашим краем, Сибирью, с её мощью и тайной, он символ радости и чистоты, творческой свежести и силы, но в то же время зыбкости, ненадёжности… «это снег опустевшей постели. Это нерв непрочтённой главы». Своего рода творческое завещание.

И грянул снег. Да вроде не впервой,

но тишина паденья оглушала.

Так незамысловато совершала

зима обряд великолепный свой.

 

Она звала меня, влекла в свой круг

и не грустила в танце одиноком,

снежинками целуя ненароком,

и ускользая влагою из рук.

 

Снега, снега – и прежде и потом.

В снегах, в снегах – ни тропочки, ни строчки –

лишь фонарей цветные оторочки

да безутешность над пустым листом.

 

Так будь же ты! – Неистово кружись,

то вдруг прильнув, то оттолкнув сурово.

Даруй одно – спасительное – слово,

снежинкой на ладони задержись.

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (1)

Комментарии

Комментарий #45722 14.11.2025 в 20:56

Спасибо за прекрасную статью о прекрасной поэтессе! Елена Еремина