Анатолий ТЕПЛЯШИН. СВЕТ НЕ МЕРКНЕТ В ДУШЕ, И ДОРОГА СВЕТЛА. Поэзия
Анатолий ТЕПЛЯШИН
СВЕТ НЕ МЕРКНЕТ В ДУШЕ,
И ДОРОГА СВЕТЛА
* * *
Я раньше думал, что прозреть –
увидеть что-то в новом свете:
тот колос, что лишь будет зреть,
когда забросит зёрна ветер.
Узреть иную ипостась,
другую сторону медали:
шестью неделями постясь,
за далью прозревая дали.
Узреть проталины весны
в январской снежной круговерти,
другую сторону Луны
и жизнь иную после смерти.
Когда, как будто Вию, мне
поднимет жизнь устало вежды,
чтоб смог увидеть свет во тьме
и в сердце воскресить надежды.
Но оказалось, что прозреть –
не с корабля увидеть сушу:
а просто тихо посмотреть
в свою же собственную душу.
Увидеть то, что сотни раз
ты видел и вокруг, и рядом,
не напрягая зоркий глаз
и не пронзая воздух взглядом.
Во всё, что раньше видел ты
с усталостью, презреньем, болью,
добавь добра и красоты –
и освети своей любовью.
И мир предстанет – не другим:
не с высоты и не с изнанки –
а светлым, чистым, дорогим,
таким, как в детстве, спозаранку.
ВОЛЬНЫЙ ВЕТЕР
На ковыльной гряде седина, седина
бесконечных веков, словно пена морская.
Сто дорог пролегли, как дорога одна –
в никуда, ниоткуда, от края до края.
Здесь казацкие кони срывались в галоп,
вольный ветер летел,
задыхаясь, навстречу.
Здесь не знали постыдного слова «холоп»,
презирали холуйские льстивые речи.
Здесь мой край, моя родина, вера и кров.
И хотя жизнь меня обтесала, как прочих, –
но к щекам приливает казацкая кровь,
да и кухонный нож, словно шашка, отточен.
И пустынно в душе иногда, и темно,
и на сердце тоска,
словно перед бедою, –
это ветер степной снова рвётся в окно,
это звякают кони железной уздою.
Что успел пережить на коротком веку –
всё отдам за глоток безоглядной свободы,
чтоб упасть в эти травы на полном скаку
под шатром золотого небесного свода.
* * *
Кто я, испивший горечи до дна,
оболганный единодушным хором,
раздавленный бессилия позором?
Я русский – вот и вся моя вина.
Повсюду раздаётся визг и вой,
и братья бывшие уже идут на брата.
И все они ни в чём не виноваты,
один лишь я – с повинной головой.
Нет, не они творили рай земной,
который был порой не лучше ада.
И не они рулили всей страной
и принимали должные награды.
Покуда я месил земную грязь
и день грядущий принимал с надеждой,
они хранили белые одежды,
в иные дали всей душой стремясь.
Так мы и шли дорогою одной,
но, оказалось, разными путями.
Лишь правды горний свет остался с нами,
как русский огонёк во тьме ночной.
* * *
Не дай мне Бог сойти с ума!
Нет, лучше посох и сума…
А.С. Пушкин
Огонь погас.
Но угли под золой
таят всё пожирающее пламя.
Вот так и в мире
притаилось зло:
случайный вихрь –
и что творится с нами.
Неужто снова
мировой пожар
раздуется на горе всей планете?
Но кто же будет загребать весь жар,
когда не будет нас
на белом свете?
Всё кажется,
что мир сошёл с ума.
Но есть в безумье том
своя система:
как будто в полдень
вдруг нисходит тьма,
а на закате исчезают тени.
Как будто камень вдруг
взмывает вверх,
а детский шарик
падает, как камень.
И ни примет спасительных, ни вех
на том пути,
что мы прошли веками.
Грядущее –
болото и туман,
где маяками служат лишь гнилушки.
И не спасают посох и сума,
и скит лесной не умиряет души.
Но кто и как надеется прожить
в безумном мире
на болотной кочке,
и новые дороги проложить,
и написать неведомые строчки.
Но кто и как,
нахапав про запас,
надеется укрыться за стеною
и в золоте купаться, как Мидас,
которое глотка воды не стоит.
Но кто и как,
один в толпе рабов,
на всё готовых ради корки хлеба,
надеется,
что подлость и разбой
дадут ему благословенье Неба.
Безумный мир,
где вечная война –
в умах, в сердцах, в быту,
на бранном поле –
всех обдаёт,
как мутная волна,
отняв последние остатки воли.
Безумный бег,
как белки в колесе,
за тем, чтоб стать сильней,
богаче, круче,
и чаю пить –
пусть пропадают все, –
и пышный стол накрыть
на самой круче.
Когда у пропасти не видно дна,
абсурду жизни нет конца и края,
не так страшит земная глубина,
не так страшит
и пропасть нас мирская.
И всё ж, не дай мне Бог сойти с ума…
АНГЕЛ БЕЛОКРЫЛЫЙ
– Ангел белокрылый
за твоим плечом.
Не печалься, милый,
в жизни ни о чём.
Соберу все силы,
буду ждать, любя.
Ангел белокрылый
защитит тебя.
Я его молила,
ночи не спала.
Ангел белокрылый
не допустит зла.
Во широком поле
воины лежат.
Над широким полем
вороны кружат.
Почернели что-то
ангелы солдат
и за каждой ротой
стаями летят.
Только те, кто выжил
всем смертям назло,
в чёрном небе видел
белое крыло.
24 ФЕВРАЛЯ 2025 ГОДА
За три года не только сменилась погода,
погрустнели глаза, изболелась душа –
меньше криков истошных звучит из «народа»,
больше веры спокойной и легче дышать.
Пусть беснуется кто-то и справа, и слева,
пусть шестая колонна шипит из угла,
растекается пусть кто-то мыслью по древу –
свет не меркнет в душе, и дорога светла.
За три года как будто сменилась эпоха –
и другая страна пред глазами встаёт:
только с этой страной до последнего вздоха
я хотел бы прожить то, что Бог мне даёт.
Мы не только навек отстоим нашу землю,
нашу память и веру, и мир, и любовь –
мы себя отстоим, гласу высшему внемля,
наши души спасём, обретённые вновь.
* * *
Жизнь прожить – не поле перейти:
многое свершится на пути…
Через поле минное мы шли,
а на поле том – цветы цвели.
И летел, летел со всех сторон
колокольчиков печальный звон.
Как беспечно стелется трава,
как сияет неба синева!..
В синеве проносятся стрижи.
Сделал шаг – и снова можно жить.
Долго. Вечно. Целое мгновенье.
Ощущая ветра дуновенье,
видя блеск небесной высоты
и руками трогая цветы…
Сколько мне – и где ж конец пути –
через поле минное идти?
Впереди – взрывной и страшный век:
ни примет спасительных, ни вех.
Колокольчик, укажи мне путь,
чтоб я смог дойти – и отдохнуть…
* * *
Почему не пишу я поэмы?
Не хватает дыхания мне.
Нет на сердце сжигающей темы,
кроме темы о вечной войне.
Как и все мои сверстники, вырос
на руках я у фронтовиков,
как и все, в своей памяти вынес
боль земную прошедших веков.
Поколения за поколеньем
проносили гремящую быль:
и над самым забытым селеньем
всё клубилась походная пыль.
По долинам, полям и по взгорьям
так и шла роковая страда:
и от Брестской стены до Приморья
гром небесный не молк никогда.
Над Уралом вставали станицы,
чтобы ратную службу нести:
верь не верь, но доныне мне снится
гулкий топот копыт по степи.
От японской войны до германской,
от гражданской – и вновь та же боль:
и с Победой навек не прервался
этот вечный поход, вечный бой.
Видно, нам до скончания века
вновь идти за победной весной,
чтоб спасти, как гнездовье на ветке,
мир, повисший над чёрной волной.
И в тот час, как не станет дилеммы:
быть ли нам или сгинуть в пыли –
напишу я большую поэму
о великой и вечной любви.
* * *
А смог бы ты в глухую полночь
однажды выбежать из дома
и бросить жизнь свою, как помощь,
из первых встреченных – любому.
Обнять бездомного бродягу,
дыша зловоньем сточной ямы,
и мраку присягнуть, как флагу,
ведь мёртвые не имут сраму.
И тенью стать среди таких же,
не нужных ни себе, ни миру:
ни постояльцам нищих хижин,
ни сытым узникам квартиры.
Да, есть мгновения такие,
когда душа на части рвётся,
есть ночи тёмные, глухие,
когда из дома сердце рвётся.
Наверное, в беде всеобщей,
бредя простреленной дорогой,
мы все на крест свой не возропщем,
мы все душою будем с Богом.
И каждый сможет, словно Данко,
путь осветить горящим сердцем,
и грудью ринуться на танки,
и первым бой принять со смертью.
Но трудно, даже невозможно –
вот так разрушить быт привычный:
услышав в сердце горн тревожный,
в душе услышав клёкот птичий.
И в чёрную глухую полночь
вдруг навсегда оставить кров свой
и жизнь отдать кому-то в помощь –
с душою светлою и кроткой.
ПОРТРЕТ
Кто не читал про Дориана Грея
и про его изменчивый портрет.
Как жил тот Грей, на внешность не старея,
зато портрет душе менялся вслед.
Душа его, всем мерзостям подвластна,
менялась, но невидимой была.
Зато в портрете было видно ясно,
что красота и молодость ушла.
Вот – человек, из зла, казалось, соткан,
но все мы знаем, что когда-то он
по образу по Божию был создан
и по Его подобью сотворён.
А это значит: как на том портрете,
всё то, что происходит на земле,
до чёрточек до малых и отметин,
на Божьем отражается челе.
Сам человек в потомках возрождался,
всё также оставаясь молодым,
но образ его в вечности менялся,
и стал давно, наверное, другим.
Какие мы для Господа и кто мы,
и что посмеем мы сказать Ему,
когда сойдёт Он в молниях и громах
к ничтожному подобью своему.
СЕНТИМЕНТАЛЬНАЯ ПЕСНЯ
То ли сон, то ли явь, то ли искра во мгле…
Я стою босиком на горячей земле.
На рубашке, на рваной, репьи-ордена:
видно, долго продлилась война.
Пять годов за спиной у меня – мураша,
волосёнки торчат, как иголки ежа,
как былинка худой – в чём держалась душа –
и сама-то душа на манер кукиша...
Но была она, словно большая река,
у которой пропали вдали берега,
в ней купались деревья, стрижи, облака,
да и сам я, ныряющий в реку с мыска.
То ли сон, то ли явь, то ли искра во мгле...
Я стою у причала на твёрдой земле.
За спиною моей очертания мачт,
говорю я любимой: не плачь!
Я оставлю тебя на родном берегу,
на зелёном лугу да на белом снегу,
я прожить без тебя всё равно не смогу,
я твой образ в душе сберегу...
А была она, словно большой океан,
где клубились виденья невиданных стран,
где судов караваны тянулись в туман,
ну, а с ними и я, от свободы чуть пьян.
То ли сон, то ли явь, то ли искра во мгле...
Я стою над могилой на рыхлой земле.
Надо мною печальные птицы летят,
словно души ушедших стремятся в закат.
Где носило меня, где носило меня?!
И за что же ты, жизнь, подкосила меня?
От тоски и от боли свернулась душа,
будто чёрная-чёрная норка ужа...
А была она, словно большая река,
где мы плыли с тобою, не зная греха,
в ней купались деревья, стрижи, облака,
и сходились вдали – берега.
То ли сон, то ли явь, то ли искра во мгле...
ХРУСТАЛЬНЫЙ ШАР
Хрустальный шар, скользнув из Божьих рук,
разбился вмиг на мелкие осколки.
И хоровод, кружившийся у ёлки,
невольно вздрогнул, разрывая круг.
Наш праздник жизни сразу потускнел.
Как быстро показалось дно бутылки!
Кто маски снял, а кто-то не успел:
и волчьи морды скалились в ухмылке.
И позабыв заученную роль,
застыл затейник с призовой конфеткой:
откуда, почему такая боль
пронзила вдруг его грудную клетку?
И по толпе пронёсся тихий стон,
перекрывая аханья и толки.
И, не встречая никаких препон,
в сердца врезались звёздные осколки.
И кто-то в белом уходил во тьму,
и кто-то в чёрном подходил к порталу.
И, неподвластный сердцу и уму,
подвальный холод загулял по залу.
У выхода толпились «домино»,
как связники меж тем и этим светом.
Тяжелый трюм тянул корабль на дно,
а парус рвался, наполняясь ветром.
Где та граница, тоньше, чем микрон,
что бренный груз и душу разделяет?
И что за нить нас всех соединяет
в часы торжеств и в скорби похорон?
В быту – мы врозь: кто в лес, кто по дрова.
Всё время локти бьём о бронь доспеха.
Рабы наживы, власти и успеха,
меняющие правду на права.
Ещё кружится жизни карнавал,
и снова волк идёт в овечьей шкуре,
и чуть заметно приближенье бури,
и где-то далеко девятый вал.
Хрустальный шар – разбившаяся жизнь.
Растаяли в сердцах твои осколки.
И вновь мы хороводимся у ёлки,
и снова – шум, и снова – миражи.
Мы все несём хрустальный шар в себе
сквозь вой снарядов, грохот камнепада.
Покров хрустальный – хрупкая преграда
от всех невзгод в изменчивой судьбе.
О, как дрожит небесная рука,
держащая хрустальную игрушку.
И злобный рок берёт её на мушку,
и медлит палец на крючке пока...



Анатолий ТЕПЛЯШИН 


А смогла бы я в глухую полночь однажды выбежать из дому... на помощь любому?
"Хрустальный шар" - довольно сильная, доходчивая, мастерски сделанная вещь. Пожалуй, одна из лучших из всего, что здесь когда-либо публиковалось.
Просто. Но и высота, глубина, тепло... Редкий дар.