Никита БРАГИН
УТРАЧЕННЫЕ СУТИ
Пора учиться на ошибках
Даже самые образованные из ныне живущих вряд ли могут охватить умом колоссальное богатство человеческой культуры, собранное за тысячи лет её существования. Поразительно, ошеломляюще соприкосновение с древней истиной, всплывающей из бездны времен и горящей, словно сверхновая звезда в запредельной тьме.
В литературе древних шумеров есть песни, посвященные разрушению города Ура и крушению Шумерского царства, случившемуся пять тысяч лет назад. Вот отрывок из начала одной такой песни:
Времена изменяя, предначертания сокрушая,
Всё пожирают злые дни, подобно потопу,
Дабы тайные Сути Шумера переменить,
Дома его правленье благое перевернуть…
[…]
Царственность у Шумера отнять,
К стране враждебной её склонить.
(Здесь и далее перевод В.К. Афанасьевой.)
Упоминания о таинственных Сутях, от которых многое зависит, встречаются и в других шумерских сказаниях. Что же такое эти таинственные Сути? Как обоснованно считают исследователи, это важнейший элемент представлений шумеров о культурных ценностях. В шумерских текстах Сути «включают характеристику всего того, что шумерами мыслилось как проявление цивилизации, а также конкретное обозначение разного рода человеческой деятельности. Кроме того, в этом понятии содержится и представление о внутренних силах, своего рода энергии, которая этой деятельностью управляла» (В.К. Афанасьева). Этими могущественными силами, управляющими ходом развития мира, обладали боги, храмы, города и государства, и только наличие Сутей дарило будущее и спасало от беды. Герою, идущему на подвиг, говорят: «Великие Сути града Кулаба да будут с тобою!». Особенно подробно о Сутях говорится в сказании о боге Энки и его дочери, богине Инанне.
Энки обладал могущественными Сутями, Инанна же решила завладеть ими, чтобы обустроить свои владения. Она направляется к Энки, тот, благодаря Сутям, заранее знает о её приходе. Во время встречи Энки, напившись пива, дарит дочери Сути (что поразительно, как добрые и праведные, так и злые, агрессивные), и она их перечисляет:
Доблесть он мне дал,
Могучесть он мне дал,
Праведность он мне дал,
Ограбление градов он мне дал…
[…]
Жилье надежное он мне дал,
Плотничество он мне дал,
Медничество он мне дал,
Ремесло грамотейное он мне дал…
На следующее утро Энки спохватывается. Следует его взволнованный диалог со своим советником:
«Первосвященство, Высокосвящество, Божественность,
Венец святой могучий, Царственности престол – где они?».
«Мой господин все отдал своей дочери».
[…]
«Постоянство, Устойчивость, Праведность,
Уход из мира подземного, Спускание в мир подземный – где они?».
«Мой господин все отдал своей дочери».
Энки, утратив Сути, теряет и власть, и могущество, и добродетель, и способность карать и миловать, и знания ремесел, и даже способность управлять рождением и смертью. Богу остается только просить свою дочь, надеясь на возвращение Сутей. Надежда эта сбывается – и потому, что он бог, и потому, что он родной отец Инанны.
Но что происходит, когда проклятие богов лишает Сутей государство? Вернемся к сказанию о разрушении Ура:
Дабы Сутям Шумера отныне не быть,
Дабы Сути страны и царства Ура погубить…
[…]
Дабы людям в местах насиженных не жить,
Земли те в места враждебные превратить,
Хутиев, эламитов – чужаков – там поселить…
[…]
Дабы Ур, могучий дикий бык, что идет вперед, наполнен силою,
Град мой престольно-княжеский, что на земле священной построен,
Дабы он, подобно быку, на землю сваленному веревкою,
Сквозь ноздри пропущенною, шею к земле бы склонил.
Страшна судьба страны, утратившей свои Сути. Если сказать современным языком, Сути – это сущность государства, его духовное богатство, квинтэссенция его культуры. Это и традиция, и запечатленная история, это память народа. Это и достижения – в науке, технике, искусстве. Это и коренные ценности – язык, семья, школа. Наконец, это цивилизация!
Но если уж мы заговорили современным языком, то взглянем на нынешние государства. Взглянем на Запад! Семья – извращена. Школа – во многих случаях деградирует. Язык – даже в произведениях художественной литературы загрязнен жаргоном и обсценной лексикой (у нас, в России, кстати, тоже…). Люди уходят с «насиженных мест» под напором чужаков – точно, как в шумерском сказании! Народное размывается, замещается где глобалистским, а где и чужеродным. Историю повсюду пытаются оспорить, исказить – и не только чужую, но и свою. Искусство заслонено постмодернистскими представлениями (и у нас тоже, взгляните, что стало с некогда великолепным русским театром…), а великие произведения прошлых эпох почти беззащитны перед ворами и вандалами. Традиция объявлена консервативным и вредным явлением, мешающим прогрессу. И так далее.
Ситуация не становится лучше, если мы проанализируем это со стороны политической. Важнейшие сущности Европы – свобода, демократия, равенство людей перед законом – что с ними? Они разрушаются, утрачиваются. Где демократия, в какой яме валяется, мы уже хорошо понимаем на примере недавних выборов в ряде европейских стран, и на примере ползучего замещения закона волей еврочиновников. А с демократией уходит и европейская свобода.
О религии и духовности говорить в данном случае еще более печально. Христианские храмы либо сносят, либо переделывают. В лучшем случае – в музеи (сам посещал музей кузнечного ремесла в одном из храмов Руана). А то – в ресторан, спортклуб, гостиницу. Что и говорить о гуманизме, о высоких чувствах – все это принижено, а часто даже осмеяно.
А где вообще европейство, где солидарность? В недавней дискуссии между еврочиновниками и руководителями европейских государств по поводу судьбы замороженных российских активов меня более всего поражает факт абсолютного бесстыдства. Когда премьер-министр Бельгии обоснованно потребовал разделить ответственность, то никто не принял этого, напротив, началось удивительное забалтывание и назойливые повторы все того же плана конфискации активов, находящихся в Бельгии. Однако, это же знакомая метода блатных – «умри ты сегодня, а я завтра». Подставить, а самим – в кусты. Понятие чести, достоинства – что-то не просматривается у еврочиновников. «В Европе нет цивилизации, а наблюдается лишь сплошная деградация» (В.В. Путин).
Куда идет мир? Некогда великие культуры многих стран Европы ныне кажутся мне обреченными, ибо они именно утратили свои Сути. Другие же страны (в числе их Россия) еще не утратили, но находятся в опасном положении. Конечно, у нас много говорится о национальном возрождении, о противостоянии глобализму, о развитии культуры, предпринимаются и конкретные шаги, и это правильно. Но, увы, общаясь с людьми среднего и младшего поколения, с людьми, кстати, образованными, я часто испытываю горькое чувство. Посудите сами, если сотрудники научного института помимо собственной работы обсуждают только собак и болезни (нередко именно собачьи), то о чем это говорит? Если в приличной, казалось бы, школе в центре Москвы большинство учеников класса не читает вообще ничего, кроме школьного задания, и тратит свободное время преимущественно на смартфон и выставление лайков? Если в книжных магазинах больше половины продукции представлено разного рода чтивом, где криминальным, где фантазийным? Нет, невозможно быть спокойным.
Россия, русская культура подвергались в прошлом страшным ударам. Но никогда, ни во время иноземных нашествий, ни в эпохи внутренних кровавых смут не было такого, чтобы русский человек напрочь отворачивался от культуры. Даже наши революционеры от культуры, сбрасывавшие достижения прошлого с парохода современности, декларировали создание нового искусства, но никак не бескультурье, но никак не замещение своего чужим. В конечном итоге, через недолгое время происходило возвращение прежних идеалов, а в ряде случаев даже осуществлялся синтез традиции и нового. Но будет ли так в нынешнем случае? Не уверен.
Вообще-то, мы, начиная даже не с Петра Великого, а прямо с Ивана Третьего, многому учились у Европы. Литейному мастерству, фортификации, саперному делу, построению абсолютной монархии. Наукам, театру, опере, изящной словесности. Парламентаризму, праву, дипломатии. Преимущественно на положительных примерах учились, хотя и не всегда. Сейчас, похоже, пора учиться на ошибках Европы, чтобы перестать их повторять. Чтобы Сути свои не утратить.



Никита БРАГИН 


Апокалипсис с греческого переводится как Откровение. Его, конечно, и невозможно отменить. Во всяком случае, это значительно более широкое понятие, чем Армагеддон. К сожалению, эти два понятия часто путают.
Комментарий #46056. Ну, Апокалипсис же пока никто не отменил)
Зачем же надо было говорить, что мир идёт "в правильном направлении"? Ваши слова.
На Комментарий #46054. "Наконец, можно сказать, что мир пойдет в правильном направлении только если его "поставить на ноги". Так и я об этом. Но чтобы поставить мир на ноги, надо переформатировать все подходы к пониманию мира. А это новое Возрождение. Вся цепочка Модерна, только в обратном направлении, с возвращением вечных постулатов, которые были отвергнуты гордым человеком.
На комментарий 46038. Конечно, в Писании предсказываются и воцарение антихриста, и страшные войны, и истребление людей, и казни праведных. Но вопрос в том, может ли православный не противиться торжеству зла? Допустимо ли считать зло силой, способствующей добру? Я бы не мог с этим согласиться. Предопределенность не снимает ответственности. Больше того, вспомним тех двух праведных из Откровения Иоанна, которые выступили против антихриста, вот пример! Наконец, можно сказать, что мир пойдет в правильном направлении только если его "поставить на ноги". В нынешнем же состоянии он, сами понимаете, идет в геенну огненную.
Сейчас напишу крамолу. Куда идёт мир? В правильном направлении. Апокалипсис никто не отменял. Мир погряз во вранье и когнитивном диссонансе. Он стоит на голове, а его следует поставить на ноги, то есть признать его божественное происхождение. И всё!